ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-33256/20 от 03.02.2021 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-33256/2020

03 февраля 2021 года

Решение в виде резолютивной части, в порядке статьи 229 АПК РФ принято 26 января 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, г. Новосибирск

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное), г. Новосибирск

о признании недействительным решения от 13.08.2020 № 064S19200025678

без вызова сторон,

установил:

Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (далее – заявитель, Управление, УФССП по НСО) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения № 064S19200025678 от 13.08.2020, вынесенного Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) (по тексту - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд).

Определением суда от 03.12.2020 года заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства.

Стороны надлежащим образом уведомлены о том, что дело принято к производству в порядке упрощенного производства, о сроках представления доказательств по делу, а также направлены данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде.

В деле имеются доказательства надлежащего извещения сторон в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления в порядке упрощенного производства.

Представленные в установленные сроки документы размещены на официальном интернет ресурсе арбитражного суда в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заинтересованного лицо отзыва не представило.

Дело рассмотрено в порядке статей 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

26.01.2021 судом принято решение в виде резолютивной части об удовлетворении заявленных требований.

29.01.2021 от заявителя поступило ходатайство об изготовлении мотивированного решения по делу, в связи с чем, суд выносит настоящее решение.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о наличии основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме, при этом исходит из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, зарегистрировано в Пенсионном фонде России.

Пенсионным фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).

Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области представило 14.08.2019 (в установленный срок) по телекоммуникационным каналам связи форму СЗВ-М с типом «исходная» за отчетный период - июль 2019 года на 1373 застрахованных лица, что подтверждается извещением о доставке.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области представило 30.01.2020 (в установленный срок) по телекоммуникационным каналам связи форму СЗВ-СТАЖ за отчетный период — 2019 год на 1613 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке.

В результате сверки выявлено, что страхователь не предоставил форму СЗВ-М за июль 2019 года на двух застрахованных лиц.

07.02.2020 Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области по почте направлено уведомление об устранении ошибок.

Финансово - экономическим отделом Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области проведена проверка отраженных в акте сверки сведений, в результате чего выявлено, что при формировании отчета по форме СЗВ-СТАЖ автоматически включены уволенные сотрудники, которые повторно были приняты в 2019 году: ФИО1 (СНИЛС <***>) (работала в январе, уволена в феврале, вновь принята в ноябре); ФИО2 (СНИЛС <***>) (в июле не работала).

Управлением Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области в адрес Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска были направлены корректирующие отчеты, ходатайство (письмо от №54915/20/51388-СО от 12.08.2020) с изложением причин представлено письменное ходатайство с пояснением вышеуказанных обстоятельств.

Решением № 064S19200025678 от 13 августа 2020 года страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 1000 рублей, нарушение квалифицировано как представление недостоверных сведений по форме СЗФ-М за июль 2019 года.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11 Закона) представления таких сведений.

В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 1 Закона N 27-ФЗ также дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, предусмотрена обязанность страхователя представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах я сборах начисляются страховые взносы), сведения по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 г. № 507п.

С учетом пункта 2 и пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах: за отчетный период — июль 2019 года представления формы СЗВ-М — не позднее 15 августа 2019 года; за отчетный период — 2019 год срок предоставления формы СЗВ-СТАЖ — не позднее 2 марта 2020 года (с учетом того, что 01 марта 2020 года выходной день).

Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения общества к ответственности в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о представление страхователем в установленный срок недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ за июль 2019 года на 2 застрахованных лиц.

В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.

При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Как указывалось выше, Страхователь представил 14.08.2019 (в установленный срок) по телекоммуникационным каналам связи форму СЗВ-М с типом «исходная» за отчетный период - июль 2019 года на 1373 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке. В указанной форме не были отражены данные на застрахованных лиц-ФИО1 (СНИЛС <***>) и ФИО2 (СНИЛС <***>).

Указанные лица не работали в июле 2019 года, что не опровергнуто заинтересованным лицом, то есть, сведения по форме СЗФ-М за июль 2019 года были достоверными, информация о данных застрахованных лицах в них отражаться не должна.

30.01.2020 (в установленный срок) страхователем по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2019 гад на 1613 застрахованных яиц, что подтверждается извещением о доставке.

Управлением ПФР по результатам сверки установлено, что в форме СЗВ-Стаж на указанных застрахованных лиц отражена информация, как о работающих в июле 2019 года.

То есть недостоверные сведения имели место не в форме СЗВ-М за июль 2019 года, а в форме СЗВ-Стаж за 2019 год.

07.02.2020 г. страхователю было направлено Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.02.2020 № Р-4237-3009-10237-3009-10 (далее Уведомление). В сроки, указанные в Уведомлении, страхователь необходимые пояснения или отчетные формы не представил.

На Акт страхователем было предоставлено письмо – ходатайство 13.08.2020, в котором он поясняет обстоятельства правонарушения в форме СЗВ-М за июль 2019 года отсутствовали сведения по 2 застрахованным лицам (ФИО1 и ФИО2) по причине того, что данные сотрудники в июле 2019 года не состояли в трудовых отношениях с ним, что подтверждается документами кадрового учета, в связи с чем, просит не привлекать его к ответственности, применив обстоятельства, смягчающие ответственность отсутствие технической возможности направить указанные отчеты, отсутствие умысла, отсутствие негативных последствий для федерального бюджета, а также, что страхователь является бюджетной организацией и финансируется федеральным бюджетом.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

Привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, пенсионный фонд должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, либо недостоверность предоставленных сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе событие правонарушения, наличие вины.

В соответствии со ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 № 45549) указывает, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются (указанные правила действовали на момент совершения вменяемого нарушения).

Пункт 38 Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Пункт 40 Указанного Приказа № 211н гласит, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

А также в Постановлении Правления ПФ РФ от 23.11.2016 N 1058п "Об утверждении форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и о признании утратившим силу постановления Правления ПФР от 29 июля 2016 г. N 684п" указано, что акт не составляется в случае, если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР (абзац 3 пункта 1 Требований к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности…Приложение № 6 к Постановлению № 1058п).

Как указано выше, Пенсионный фонд по результатам сверки сведений, выявил, что страхователь не предоставил форму СЗВ-М за июль 2019 года на двух застрахованных лиц, в связи с чем, было сформировано уведомление, которое направлено 07.02.2020 в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области по почте, с требованием устранить ошибки, однако, с учетом представленных данных и пояснений на акт проверки установлено, что в июле 2019 указанные сотрудники не работали, сведения на них в силу положений п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ предоставляться не должны.

Управлением Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области в адрес Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска были направлены корректирующие отчеты, ходатайство (письмо от №54915/20/51388-СО от 12.08.2020г.) с изложением причин и обстоятельств нарушений.

Указанные пояснения и доказательства не были учтены Пенсионным фондом, как указано выше, нарушение квалифицировано как представление недостоверных сведений за июль 2019 года, тогда как фактически недостоверные сведения имели место при представлении формы СЗВ-Стаж 2019. При этом в части уточнения сведения по СЗВ-Стаж 2019 года уведомление пенсионным фондом в адрес заявителя не направлялось.

Более того, суд считает необходимым отметить, что в случае квалификации нарушения как представление недостоверных сведений в форме СЗВ-Стаж 2019 возможно было бы применения санкции на каждое застрахованное лицо по 500 рублей, то есть в данном случае 1000 рублей, но такая санкция могла бы быть применена только единожды за весь период –год, так как касалась бы единой формы СЗВ-Стаж 2019. В тоже время, согласно информации картотеки арбитражных дел, в рамках дел А45-33265/2020 (за март 2019 года санкция 500 рублей по ФИО1), А45-33260/2020 (за май 2019 санкция 500 рублей по ФИО1), А45-33257/2020 (за июнь 2019 санкция 500 рублей по ФИО1), А45-33254/2020 (за август 2019 санкция 500 рублей по ФИО1 и 500 рублей по ФИО2), А45-33252/2020 (за сентябрь 2019 санкция по ФИО1 500 рублей), А45-33250/2020 (за октябрь 2019 санкция по ФИО1 500 рублей) начислены санкций по 500 рублей за каждый месяц на застрахованных лиц, то есть фактически в связи с недостоверными сведениями по форме СЗВ-Стаж на ФИО1, вместо 1 санкции 500 рублей, фондом применена санкция за каждый месяц, в которых она фактически не работала. Такой подход к квалификации выявленных нарушений и применению санкций суд находит не соответствующим требованиям действующего законодательства.

Как указано выше, в части СЗВ-Стаж 2019 в оспариваемом решении претензии пенсионным фондом не предъявлены и недостоверность сведения не устанавливалась, санкция за такое нарушение не применена, а в части СЗВ-М за июль 2019 года нарушение не было допущено, так как ФИО1 и ФИО2 не работали в июле 2019 года, в связи с чем, сведения о них в отчете отсутствуют.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Суд также учитывает, что в силу положения ст. 65, 200 АПК РФ на заинтересованном лице лежит обязанность доказать законность и обоснованность принятого им решения, однако, в нарушение указанных норм, со стороны заинтересованного лица в установленные сроки не был представлен отзыв и материалы проверки, доводы, приведенные заявителем в заявлении и приложенных им доказательствах не опровергнуты, в оспариваемом решении отражен факт того, что застрахованные лица в отчетном периоде –июль 2019 года не работали. Суд, рассматривая вопрос о законности ненормативного акта не связан в силу положений ст. 200 АПК РФ доводами заявителя, в связи с чем, указание заявителем только на наличие, по его мнению, смягчающих вину обстоятельств, в данном случае не ограничивает суд в проверке оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) на их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, на предмета нарушения оспариваемым актом права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание представление Управлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в установленный законом срок, отражение в них корректных сведений в отношении спорных застрахованных лиц, суд приходит к выводу о том, что основания для привлечения страхователя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ отсутствуют, ввиду чего оспариваемое решение подлежит признанию незаконным, требования заявителя в силу ст.198, 201 АПК РФ удовлетворению.

Стороны освобождены от уплаты государственной пошлины в силу положения ст. 333.37 НК РФ, в связи с чем, государственная пошлина не распределяется.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 200, 201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение, вынесенное Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) от 13.08.2020 № 064S19200025678 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 1000 рублей в связи с недоказанностью события правонарушения.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья Т.А. Наумова