ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-33378/18 от 30.10.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                          Дело №А45-33378/2018 

Резолютивная часть решения принята 30 октября 2018 года

Мотивированное решение изготовлено 07 ноября  2018 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Абаимовой Т.В.,  рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания ПЕЛИКАН», г. Новосибирск (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области, г. Ярославль

о признании незаконным и отмене постановления от 28.08.2018 № 1077 по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Компания ПЕЛИКАН» (далее - заявитель, общество,  ООО «Компания ПЕЛИКАН») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области  с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее - заинтересованное лицо,  административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления № 1077 от 28.08.2018,  которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Определением суда от 10.09.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Стороны, в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), надлежащим образом извещены о рассмотрении заявления в порядке упрощенного производства, а также отчетом о публикации 11.09.2018  на официальном сайте Картотеки арбитражных дел в сети «Интернет» (www.kad.arbitr.ruопределения о принятии к производству заявления в порядке упрощенного производства.

В деле имеются доказательства надлежащего извещения сторон в соответствии со статьей 123 АПК РФ о принятии заявления в порядке упрощенного производства.

Дело рассмотрено в порядке статьей 226-228 АПК РФ.

25.10.2018 судом принято решение в виде резолютивной части об изменении  постановления в части размера штрафа, штраф снижен до 50 000 рублей.

30.10.2018 от заявителя поступило ходатайство об изготовлении мотивированного решения.

Заявленные требования мотивированы отсутствием состава административного правонарушения, по мнению общества, им на реализуемый товар оформлены все необходимые сертификаты соответствия и декларации соответствия; в ходе проверки все копии сертификатов соответствия, являющиеся товарно-сопроводительной документацией на товар, были представлены; мнение управления о том, что накладные на внутреннее перемещение  (форма №ТОРГ-13) являются сопроводительной документацией/товарно-сопроводительной документацией ошибочно, поскольку  легального определения понятия «сопроводительная документация/товарно-сопроводительная документация на товар» в действующем законодательстве РФ нет, накладная на внутреннее перемещение применяется для учета движения товарно-материальных ценностей внутри организации, между структурными подразделениями, т.е. не оформляются при реализации   товара сторонним организациям или потребителям.

В установленный судом срок от заинтересованного лица поступил отзыв, в котором управление требования не признало, указало на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.06.2018 №715 в отношении ООО «Компания ПЕЛИКАН» (юридический адрес: <...>) проведена плановая выездная проверка, в ходе которой  управлением установлено, что 03.07.2018 в магазине детской одежды «PelikanKids» в ТРЦ «Аура» по адресу: <...> допущенонарушение, посягающее на право потребителя, предусмотренное статьями 7, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 2 статьи 28 Федерального Закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ), пункта 12 постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров», выразившееся в реализации продукции легкой промышленности, предназначенной для детей (швейные, трикотажные, чулочно-носочные изделия, головные уборы) без указания в товарно-сопроводительной документации на товар, сведений, по каждому наименованию товара, об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

В отношении ООО «Компания ПЕЛИКАН» составлен протокол об административном правонарушении № 208 от 24.08.2017 по статье 14.45 КоАП РФ, управлением вынесено постановление о назначении обществу административного наказания № 1077 за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.45 КоАП РФ, назначен штраф в размере 100 000 рублей.

Полагая, что указанное постановление вынесено необоснованно, общество обратилось в арбитражный  суд с настоящим заявлением.

Исследовав обстоятельства спора  в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Статьей 14.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

Объективная сторона правонарушения заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

Обязанность по подтверждению соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров установлена Законом о техническом регулировании.

Так пунктом 2 статьи 28 Закона №184-ФЗ предусмотрена обязанность заявителя в области обязательного подтверждения соответствия указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

Статьей 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» определено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (ТР ТС 017/2011) к продукции легкой промышленности, на которую распространяется действие данного Технического регламента, относятся, в том числе одежда и изделия швейные и трикотажные, обувь.

В пункте 1 статьи 11 ТР ТС 017/2011 установлено, что перед выпуском в обращение на рынок продукция легкой промышленности должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации.

Кроме того, в указанной сфере действуют Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила № 55).

Согласно пункту 12 Правил № 55 при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: - сертификат или декларация о соответствии; - копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; - товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, а орган, ее зарегистрировавший). Документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Как следует из материалов дела,  в магазине «PelicanKIDS» ООО «Компания ПЕЛИКАН», расположенном по адресу: г. Ярославль, территория ТРЦ АУРА ул. Победы, д.41, на момент проверки на  реализации находился товар -  продукция легкой промышленности, предназначенной для детей (швейные, трикотажные, чулочно-носочные изделия, головные уборы).

Согласно пункту 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.1996 № 1-794/32-5, движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, к которым относятся: накладная, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная, счет или счет-фактура.

На данный товар обществом была предъявлена товарно-сопроводительная документация (накладные на внутреннее перемещение), не содержащая сведения об обязательном подтверждении соответствия данного товара согласно законодательству РФ о техническом регулировании. Другой товарно-сопроводительной документации, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству РФ о техническом регулировании, на данный товар в ходе проверки не предъявлено.

При этом следует отметить, что сам по себе факт наличия либо отсутствия в торговой точке декларации о соответствии или сертификата соответствия в данном случае не имеет правового значения, поскольку объективная сторона данного административного правонарушения заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

Таким образом, при реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в сопроводительной документации (в том числе товаросопроводительной, к которой относятся накладная, товарно-транспортная накладная, счет или счет-фактура) должны быть указаны сведения о декларации о соответствии. Исключений для товаросопроводительных документов при внутреннем перемещении, для товарных накладных формы ТОРГ-13 не предусмотрено.

Изложенное свидетельствует о наличии в деянии общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.45 КоАП РФ, что подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.

Из части 1 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Общество, осуществляя деятельность по розничной торговле одеждой, к которым предъявляются требования технических регламентов, обязано было знать и соблюдать установленные действующим законодательством условия осуществления этой деятельности. Согласно приведенной выше норме юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных последствий, наступивших в результате нарушений, допущенных при осуществлении такого рода деятельности.

Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих заявителю исполнить требования нормативных правовых актов, в материалах дела не имеется.

Таким образом, вина общества в совершении административного правонарушения подтверждена материалами дела.

Изложенное выше свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.45 КоАП РФ.

Судом проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого решения незаконным и его отмене.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Применение положений о малозначительности является правом суда.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера действий заявителя, причиняющих организационный вред общественным отношениям и ущемляющих в том числе права потребителей, приняв во внимание предназначение реализуемого товара для малолетних детей, суд полагает невозможным освобождение общества от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Заявитель не приводит аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, препятствующих исполнению им требований законодательства. Указанное исключает наличие оснований для вывода о малозначительности совершенного им правонарушения.

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Из постановления следует, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, причинения вреда жизни и здоровью людей, ущерба, не имеется.

Суд полагает, что снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, так как сам факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита. Применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей к заявителю будет носить неоправданно карательный характер.

 С целью наложения справедливого и соразмерного административного наказания, суд считает возможным снизить размер назначенного штрафа по оспариваемому постановлению ниже низшего предела, до 50 000 рублей.

В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд                         

РЕШИЛ:

изменить постановление № 1077 от 28.08.2018 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области в части назначения обществу с ограниченной ответственностью «Компания ПЕЛИКАН» административного штрафа в размере, превышающем 50 000 рублей. Считать общество с ограниченной ответственностью «Компания ПЕЛИКАН» привлеченным к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

       Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                                                        Т.В.Абаимова