ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-33441/17 от 11.01.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                               Дело № А45-33441/2017

января 2018 года

резолютивная часть решения объявлена 18 января 2018 года

решение изготовлено в полном объеме 11 января 2018 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи       Остроумова Б.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвиновой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью "Ломбард "Автозайм 54", г. Новосибирск (ОГРН <***>), ФИО1, г. Новосибирск  о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Автозайм 54", о возложении обязанности по осуществлению ликвидации общества на его учредителя ФИО2,

третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МИФНС России № 16 по Новосибирской области,

при участии в судебном заседании представителя: 

истца: ФИО3, доверенность от 24.10.2016, служебное удостоверение;

ответчиков: не явился;

третьего лица: не явился.

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Сибирское главное управление Центрального Банка Российской Федерации (далее – истец, Банк России) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ломбард "Автозайм 54" (далее - ответчик, общество, ООО "Ломбард "Автозайм 54"), ФИО4 (далее – учредитель, ФИО4), ФИО1 (далее – учредитель, ФИО1), о ликвидации ООО "Ломбард "Автозайм 54"и возложении обязанности по осуществлению ликвидации на его учредителя ФИО1в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца доводы искового заявления и исковые требования поддержала. Пояснил, что на дату судебного заседания ответчик не обращался в Банк России с целью предоставления документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчеты о персональном составе руководящих органов ломбарда за период с 2014 по  первый квартал 2016 года.

Ответчик Общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. Отзыва не представил.

Ответчики учредители явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. Отзыва не представили.

Третье лицо явку своего представителя не обеспечило, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.

Арбитражный суд, принимая во внимание мнение представителя истца участвующего в судебном заседании, наличие в деле сведений о надлежащем извещении ответчиков, третьего лица  о времени и месте судебного заседания по правилам ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отсутствия от неявившихся лиц заявлений о рассмотрении дела без их участия либо отложения судебного разбирательства, руководствуясь п.п. 3,5  ст. 156 АПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, а также ответчиков.    

Арбитражный суд, выслушав представителя истца, изучив доводы искового заявления, возражения, исследовав представленные доказательства, которые стороны посчитали достаточным для рассмотрения дела по существу в соответствие со ст. 71 АПК РФ приходит к следующему.

В силу п.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о ЦБ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. К некредитным организациям в силу указанной статьи относятся, в том числе, ломбарды.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон о ломбардах) ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбард обязан выполнять предписания Центрального банка Российской Федерации и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России.

Законом о ломбардах установлена обязанность ломбардов представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и о персональном составе своих руководящих органов (статья 2.4). Формы и сроки представления указанных документов определены Банком России в Указании Банка России от 05.08.2014 №3355-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» (далее - Указание №3355-У).

На основании статьи 6 Закона о ЦБ, подпункта 6 пункта 4 статьи 2.3 Закона оломбардах Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзорув установленной сфере деятельности обращается в суд с требованием о ликвидации ломбарда в случае неисполнения ломбардом предписания об устранении выявленные нарушений в установленный Банком России срок или неоднократного нарушения ломбардом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных актов Банка России.

В соответствии с требованиями Указания №3355-У отчет о деятельности ломбарда представляется за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; за календарный год дважды: не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года. Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда, не позднее 15 рабочих дней после отчетного года или даты изменения сведений. К отчету о деятельности ломбарда за календарный год, представляемому не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, также прилагается электронный документ, содержащий годовую бухгалтерскую отчетность ломбарда, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда за 9 месяцев, должны быть представлены в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписьюпосредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 25 марта 2010 года № 10-21/пз-н «Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам».

В результате мониторинга представления отчетов о деятельности ломбарда установлено, что ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» не обеспечило возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов посредством личного кабинета, размещенного на официальном сайте Банка России, и не предоставило в Банк России отчет о деятельности ломбарда за 2014 год, представляемый не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода (разделы I, III), отчёт о персональном составе руководящих органов ломбарда за 2014 год, отчет о деятельности ломбарда за 2014 год (разделы 1 - 4), представляемый не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, с приложением электронного документа, содержащего годовую бухгалтерскую отчетность, отчеты о деятельности ломбарда за первый квартал 2015 года, за полугодие 2015 года, за девять месяцев 2015 года, представляемые не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода,   отчет о деятельности ломбарда за 2015 год, представляемый не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода (разделы I, III), отчёт о персональном составе руководящих органов ломбарда за 2015 год, отчет о деятельности ломбарда за 2015 год (разделы 1 - 4), представляемый не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, с приложением электронного документа, содержащего годовую бухгалтерскую отчетность ломбарда, отчеты о деятельности ломбарда за первый квартал 2016 года, за полугодие 2016 года, за девять месяцев 2016 года представляемые не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода, отчет о деятельности ломбарда за 2016 год, представляемый не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода (разделы I, III), отчёт о персональном составе руководящих органов ломбарда за 2016 год, представляемый не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года, отчет о деятельности ломбарда за 2016 год (разделы 1 - 4), представляемый не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, с приложением электронного документа, содержащего годовую бухгалтерскую отчетность ломбарда, отчеты о деятельности ломбарда за первый квартал 2017 года и за полугодие 2017 года, представляемые не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода   (акты о непредставлении ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» в Банк России отчетов и PrintScm Вэб сервис мониторинг «статистика сдачи отчетности» прилагаются).

Не предоставление в Банк России электронных документов содержащих отчетность о деятельности ломбарда и о персональном составе руководящих органов ломбарда, за период с 2014 по первый квартал 2016 года, явилось основанием для выдачи предписаний Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (далее -Предписание): № Т6-16-4-3/20535 от 26.05.2015, № Т6-16-4-3/35308 от 17.08.2015, № Т6-16-4-3/5932 от 17.02.2016, № Т6-16-4-3/15157 от 11.04.2016, № Т6-16-4-3/21897 от 17.05.2016 которые были направлены посредством почтовой связи.

Все вышеуказанные Предписания были возвращены ФГУП «Почта России» по причине: «истек срок хранения».

В соответствии с Письмом ФНС РФ от 05.05.2010 № МН-20-6/622 факт несоответствия сведений об адресе (месте нахождения) организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, фактическим обстоятельствам устанавливается налоговыми органами в ходе проведения мероприятий налогового контроля или при обращении в налоговые органы иных государственных органов и заинтересованных лиц.

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

В силу пункта 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее - Постановление ВАС РФ №61), при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, часть 2 статьи 25 Федерального закона №129-ФЗ).

Сибирским ГУ Банка России в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области письмом от 23.10.2015 №76-16-4-10/47542 была направлена информация об отсутствии связи с ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54».

Согласно информации, представленной Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (письмо от 25.11.2015 №07-13/21208), налоговые органы провели мероприятия по установлению достоверности сведений об адресе (месте нахождении) ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» и возможности исключения из ЕГРЮЛ, при этом информацию о результатах проведенных мероприятий в Сибирское ГУ Банка

России не предоставили.

Согласно информации, размещенной в разделе «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» сайта ФНС России nalog.ru, ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска.

Сибирское ГУ Банка России, письмом от 18.04.2016 № Т6-16-4-10/16712, обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска с просьбой провести проверку на предмет наличия в деятельности ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» признаков недействующего юридического лица и принять меры об его исключении из ЕГРЮЛ.

В ответ на обращение Сибирского ГУ Банка России Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска представила информацию о невозможности исключения ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» из ЕГРЮЛ по причине представления налоговой отчетности в 2016 году (письмо от 22.06.2017 №07-12/011644).

В связи с тем, что Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области на письмо Сибирского ГУ Банка России от 23.10.2015 №16-16-4-10/47542 не была предоставлена информация о достоверности адреса ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» указанного в ЕГРЮЛ, Сибирское ГУ Банка России направило письмо (исх. от 29.06.2016 №16-16-4-10/30025) в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска с просьбой провести проверку по факту соответствия адреса ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» указанному в ЕГРЮЛ.

В ответ на письмо (исх. от 29.06.2016 №16-16-4-10/30025) Сибирского ГУ Банка России, Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска предоставила информацию о направлении материалов о ненахождении ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» по юридическому адресу в Межрайонную ИФНС России №16 по Новосибирской области для рассмотрения вопроса о подготовки искового заявления с требованием о ликвидации ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» .

Сибирское ГУ Банка России направило в Межрайонную ИФНС России №16 по Новосибирской области просьбу (письмо от 05.09.2017 №16-16-4-10/42497) о предоставлении информации, о результатах рассмотрения вопроса, о подготовке искового заявления в отношении ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54».

Межрайонная ИФНС России №16 по Новосибирской области направила в Сибирское ГУ Банка России информацию о внесении в ЕГРЮЛ записи о ненахождении ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» по адресу указанному в ЕГРЮЛ и отсутствии доказательной базы для  направления  в арбитражный  суд искового  заявления о ликвидации юридического лица (письмо от 21.09.2016 №07-09/035297).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона №129-ФЗ, в случае наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи юридическое лицо подлежит исключению ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 129-ФЗ.

Поскольку, согласно данным ЕГРЮЛ по состоянию на 09.10.2017, ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» внесена запись о недостоверности сведений содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц более чем шесть месяцев (запись №6165476824749 от 06.09.2016), Сибирское ГУ Банка России направило в Межрайонную ИФНС России №16 по Новосибирской области обращение (исх. от 25.09.2017 №Т6-16-11/54367) с просьбой о принятии мер, предусмотренных Федеральным законом № 129-ФЗ.

В ответ на обращение Сибирского ГУ Банка России Межрайонная ИФНС России №16 по Новосибирской области направила информацию о том, что исключение недействующих юридических лиц является правом регистрирующего органа, а не обязанностью (письмо исх.07-09/043358 от 06.10.2017).

В связи с недостоверностью сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ об адресе юридического лица ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54», принять меры пресечения противоправного поведения виновных лиц и применить прямой метод воздействия на правонарушителя ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» с целью приведения его деятельности в соответствие с требованиями нормативных актов - не представляется возможным.

Вышеизложенное свидетельствует о неоднократном нарушении ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» требований статьи 2.4 Закона о ломбардах выразившегося в непредставлении в Банк России отчетов о деятельности и персональном составе руководящих органов ломбарда.

Неисполнение ломбардами обязанности по предоставлению отчетности в Банк России создает серьезные препятствия Банку России в реализации целей контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями, предусмотренных частью 3 статьи 76.1. Закона о ЦБ: обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках и иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

Так, следует отметить, что данные отчетности ломбардов используются Банком России при расчете полной стоимости потребительского кредита (займа). Согласно частям 8 и 10 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон № 353-ФЗ) Банк России в установленном им порядке ежеквартально рассчитывает и опубликовывает среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) по категориям потребительских кредитов (займов), определяемым Банком России, не позднее чем за сорок пять календарных дней до начала квартала, в котором среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) подлежит применению. Среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) определяется Банком России как средневзвешенное значение не менее чем по ста крупнейшим кредиторам по соответствующей категории потребительского кредита (займа) либо не менее чем по одной трети общего количества кредиторов, предоставляющих соответствующую категорию потребительского кредита (займа).

Порядок определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и порядок ежеквартального расчета и опубликования Банком России среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) по категориям потребительских кредитов (займов) установлен Указанием Банка России от 29 апреля 2014 г. № 3249-У «О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)» (далее - Указание № 3249-У). Согласно пунктам 3 и 4 Указания № 3249-У Банк России ежеквартально рассчитывает и опубликовывает на сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) по категориям потребительских кредитов (займов) не позднее чем за сорок пять календарных дней до начала квартала, в котором среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) подлежит применению. Среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) определяется как средневзвешенное значение полной стоимости кредита, рассчитанное:

-  по 100 крупнейшим кредиторам (по объему кредитов (займов), выданных за предыдущий квартал в тысячах рублей) по соответствующей категории потребительского кредита (займа), в случае если одна треть общего количества кредиторов, предоставляющих  соответствующую  категорию  потребительского  кредита  (займа),

превышает 100 организаций;

-  по крупнейшим кредиторам, составляющим одну треть от общего числа кредиторов (по объему кредитов (займов), выданных за предыдущий квартал в тысячах рублей) по соответствующей категории потребительского кредита (займа), в случае если одна треть общего количества кредиторов, предоставляющих соответствующую категорию потребительского кредита (займа), не превышает 100 организаций.

Рассматриваемый показатель имеет особое значение, так как в соответствии с частью 11 статьи 6 Федерального закона № 353-ФЗ на момент заключения договора потребительского кредита (займа) полная стоимость потребительского кредита (займа) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть. При этом, полная стоимость кредита служит универсальным показателем, позволяющим заемщику сравнивать цену (стоимость) различных кредитных продуктов на этапе их выбора.

В случае существенного изменения рыночных условий, влияющих на полную стоимость потребительского кредита (займа), нормативным актом Банка России может быть установлен период, в течение которого указанное в настоящей части ограничение не подлежит применению. Так, Указанием Банка России от 18 декабря 2014 г. № 3495-У «Об установлении периода, в течение которого не подлежит применению ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа)» было установлено, что в период с 1 января по 30 июня 2015 года не подлежит применению ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа) при заключении в течение этого периода договоров потребительского кредита (займа). То есть, ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа) применяется, начиная с 1 июля 2015 года.

Таким образом, рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) напрямую влияет на ограничение полной стоимости потребительского кредита (займа). Ограничение полной стоимости потребительского кредита (займа) является одним из важнейших элементов защиты прав потребителей финансовых услуг, предусмотренным Федеральным законом № 353-ФЗ.

В результате, если ломбарды не представляют в Банк России отчетность о своей деятельности, у Банка России отсутствуют полные и достоверные данные, необходимые для расчета среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) и, соответственно, для установления точного размера ограничения полной стоимости потребительского кредита (займа). В результате, в должной мере не будет обеспечена одна из основных задач законодательства - защита прав потребителей финансовых услуг, которая имеет не только правовое, но и существенное социальное значение (показатели отчетности свидетельствуют об исполнении ломбардами требования пункта 1.1 статьи 2 Закона о ломбардах согласно которому ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)". Согласно части 11 статьи 6 Федерального закона № 353-ФЗ на момент заключения договора потребительского кредита (займа) полная стоимость потребительского кредита (займа) (далее - ПСК) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение пек соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть), а так же об исполнении ломбардами требования статьи 6 Закона о ломбардах согласно которой ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 Закона о ломбардах. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде).

Подпунктами «а», «б» пункта 6 части 4 статьи 2.3 Закона о ломбардах установлено, что в случаях неисполнения ломбардом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; в случае неоднократного нарушения ломбардом Закона о ломбардах. Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации ломбарда.

В ходе анализа данных корреспондентских счетов за период с 01.01.2016 по 11.10.2017 установлено, что ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» не осуществляет операции по счетам в кредитных организациях, что свидетельствует об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности.

По данным Единого государственного реестра юридических лиц, по состоянию на 09.10.2017, ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» является действующим юридическим лицом.

В разделе официального сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации (nalog.ru) «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года» информация в отношении ООО ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 6 пункта 4 статьи 2.3 Закона о ломбардах, Банк России полагает необходимым ликвидировать ООО «ЛОМБАРД «АВТОЗАЙМ54» в связи с неоднократным нарушением ломбардом законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 57 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с Ограниченнойответственностью» общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским  кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества, а также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 61).

Согласно пункту 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе, по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Требование о ликвидации юридического лица по данным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности доводов,  указанных в исковом заявлении, о доказанности обстоятельств,  в связи с чем, исковые требования о ликвидации Общества подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В связи с этим, требования о возложении ликвидации на учредителя являются обоснованными.

В силу п.2 ст. 174 АПК РФ  при принятии решения, обязывающего организацию совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения может указать руководителя или иное лицо, на которых возлагается исполнение решения, а также срок исполнения.

В связи с указанным, учитывая положения законодательства обязывающего ликвидатора представить в налоговый орган для утверждения ликвидационный баланс, суд находит срок шесть месяцев для его предоставления обоснованным и разумным.

Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62 ГК РФ) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).

Согласно п.2 ст. 168 АПК РФ суд, при принятии решения  распределяет судебные расходы. По правилам  п.3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по искам неимущественного характера, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчиков  в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Центрального Банка Российской Федерации (Банк России), в лице Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации - удовлетворить.

Ликвидировать общество с ограниченной ответственностью "Ломбард "Автозайм 54", ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированное по адресу: 630120, <...>.

Процедуру ликвидации возложить на учредителя общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Автозайм 54" ФИО1 (зарегистрированного по адресу: 630132, <...>, квартира, 80).

Обязанность по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц о начале процедуры ликвидации возложить на регистрирующий орган Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 16 по Новосибирской области.

Установить сроки для предоставления утвержденного ликвидационного баланса и завершения процедуры ликвидации не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Автозайм 54" в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения суда законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Б.Б. Остроумов