ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-34695/19 от 25.02.2020 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                            Дело №А45-34695/2019

27 февраля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2020 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рахимовой О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Авиакомпания «Сибирь», г. Обь

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г.Новосибирск

о признании незаконным постановления №054/04/14.3-1521/2019 от 30.08.2019

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: не явился, извещен

заинтересованного лица: ФИО1 по доверенности от 09.01.2020, служебное удостоверение, диплом

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Новосибирской области обратилось акционерное общество «Авиакомпания «Сибирь» (далее – заявитель, общество, АО «Авиакомпания «Сибирь») с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Новосибирское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления №054/04/14.3-1521/2019 от 30.08.2019, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 23.10.2019 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу №А45-31119/2019.

Определением от 25.02.2020 производство по делу возобновлено.

Заявленные требования мотивированы отсутствием в действиях общество состава правонарушения, наличием у потребителей доступа ко всей существенной информации о проводимой АО «Авиакомпания «Сибирь» акции, несоответствием вывода антимонопольного органа об отсутствии 24.03.2019 на сайте авиакомпании информации о времени начала акции фактическим обстоятельствам.

Представитель заинтересованного лица требования считает необоснованными, полагает, что в действиях общества имелись нарушения требований   Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон № 38-ФЗ, Закон о рекламе), что образует событие правонарушения, ссылается на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу №А45-31119/2019.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ  (далее – АПК РФ) рассмотрено по существу в отсутствии представителя заявителя, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (в определении суда от 31.01.2020 указано на возможность рассмотрения дела по существу после возобновления производства по делу).    

Как следует из материалов дела, 15.04.2019 в адрес антимонопольного органа поступило заявление физического лица, из которого следовало, что 16.03.2019 в 0:38 с электронного адреса S7 Airlines <s7news@e.s7.ru> на электронную почту физического лица semenchuk_ord@mail.ru, поступила  рекламная информация следующего содержания: «До распродажи - 7 дней! Откладывали оформление карты S7-Tinkoff на потом? Сейчас самое время! С 22 по 25 марта пройдет распродажа авиабилетов для держателей карт S7-Tinkoff. Скидки до 50% на все рейсы S7 Airlines до конца года. Успейте оформить карту, чтобы купить билеты по лучшей цене. Оформить карту (интерактивная ссылка)».

По результатам рассмотрения заявления физического лица (вх. 3520 от 15.04.2019), содержащего факты распространения рекламной информации, содержащей нарушение Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе», антимонопольным органом возбуждено дело № 054/05/5-1185/2019 по факту распространения 16.03.2019 рекламной информации о проведении акции «Распродажа для держателей карт S7-Tinkoff» посредством направления письма на адрес электронной почты заявителя.

По результатам рассмотрения материалов дела № 054/05/5-1185/2019 антимонопольным органом принято решение от 15.07.2019 № 054/05/5-1185/2019, которым указанная реклама признана ненадлежащей, а АО «Авиакомпания «Сибирь» признано нарушившим требования пункт 3 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ, 19.07.2019  обществу  выдано предписание от 19.07.2019 № 054/05/5-1185/2019 о прекращении нарушения законодательства РФ «О рекламе».

По данному факту Новосибирским  УФАС России в отношении общества возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, 15.08.2019 составлен протокол об административном правонарушении.

30.08.2019 зам.руководителя Новосибирского УФАС России вынесено постановление № 054/04/14.3-1521/2019, которым  АО «Авиакомпания Сибирь» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Согласно пункту 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), совершаемые с нарушением законодательства о рекламе рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем, за исключением отдельных случаев, относящихся к иным составам правонарушений.

Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется виной допустившего такое нарушение лица.

Субъектный состав предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ административного правонарушения ограничен тремя категориями лиц: рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В целях названного Закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5, 6 и 7 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктами 28 и 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее. Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (пункт 28).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, за нарушение пункта 3 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5  Закона о рекламе, выразившегося  следующем.

Реекламная информация «До распродажи - 7 дней! Откладывали оформление карты S7-Tinkoff на потом? Сейчас самое время! С 22 по 25 марта пройдет распродажа авиабилетов для держателей карт S7-Tinkoff. Скидки до 50% на все рейсы S7 Airlines до конца года. Успейте оформить карту, чтобы купить билеты по лучшей цене. Оформить карту (интерактивная ссылка)», содержащаяся в письме от 16.03.2019, являющаяся привлекательным условием, - распродажа авиабилетов со скидкой 50% с 22 по 25 марта для держателей карт S7-Tinkoff была указана крупным шрифтом, а менее привлекательная информация выполнена способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом места размещения данной информации и способа получения информации), поскольку интерактивная ссылка «Полные условия акции» размещена в самом низу рекламного письма от 16.03.2019 (под всеми остальными блоками), в том числе под копирайтами, реквизитами АО «Авиакомпания «Сибирь», и выполнена значительно более мелким и менее ярким шрифтом.

Ни в рекламном письме от 16.03.2019, ни в ответах оператора, данных в ходе переписки в чате с представителями авиакомпании S7, осуществленной 22.03.2019 с использованием личного кабинета на сайте в сети Интернет https://www.s7.ru, не указано о начале распродажи авиабилетов именно 22.03.2019 в 15:30 по московскому времени.

При этом антимонопольный орган правильно признал в качестве существенного условия для потребителя - условие о времени начала акции, поскольку неразрывно связанно с датой начала акции и периодом ее проведения (7 дней).

В Правилах проведения и Условиях участия в акции «Распродажа для держателей карт S7-Tinkoff» (скриншоты страниц с сайта заявителя) имеется указание только на календарный период времени проведения акции с 22.03.2019 по 25.03.2019 и период перелетов, подпадающий под акцию, конкретное время начала акции применительно к часовому поясу не указано.

При этом, указание в рекламе отсылок к иным источникам рекламы (адрес сайта) не может рассматриваться как предоставление всей необходимой и достоверной информации при размещении рекламы с помощью иных средств.

Кроме того, в рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Таким образом, потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и был введен в заблуждение относительно предполагаемого времени начала проведения акции и условиях ее проведения.

Факт нарушения пункта 3 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе в действиях заявителя установлен решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 15.07.2019 № 054/05/5-1185/2019, которое было предметом рассмотрения в рамках судебного дела №А45-31119/2019 и признано судом законным.

В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, факт распространения обществом ненадлежащей рекламы подтвержден материалами дела.

В силу положений пункта 5 части 1 статьи 3, части 6 статьи 38 Закона о рекламе общество является рекламодателем спорной рекламы, а значит, именно оно несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе и, соответственно, административную ответственность.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о рекламе, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

Обществом не представлено суду доказательств, содержащих веские основания невыполнения возложенной на него обязанности по соблюдению установленных требований законодательства о рекламе, а также подтверждающих то, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о рекламе.

Вступая в правоотношения в области рекламной деятельности, общество должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Таким образом, антимонопольный орган пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для отказа в удовлетворении требования управления о привлечении общества к административной ответственности, в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» судом  не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Оценив представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи и приняв во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

Назначенное обществу административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 1.2, 3.5, 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Кроме того, обстоятельства настоящего дела не позволяют суду прийти к выводу о возможности снижения назначенного в данном случае обществу штрафа, поскольку соответствующих доказательств, свидетельствующих о возможности применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в материалы дела в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.

Пунктом 3 статьи 211 АПК РФ предусмотрено, что, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании вышеизложенного заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                               РЕШИЛ:

в удовлетворении  заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.


Судья                                                                                        Т.В.Абаимова