АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск
«19» ноября 2018 г. Дело №А45-34818/2018
Резолютивная часть 14.11.2018
Полный текст 19.11.2018
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокуратуры Новосибирской области, г. Новосибирск,
к 1) администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области, с Усть-Тарка;
2) Индивидуальному предпринимателю ФИО1, с. Усть-Тарка,
о признании недействительным договора на оказание услуг от 15.11.2017
в присутствии представителей:
от истца: ФИО2, доверенность от 28.04.2018, удостоверение
от ответчиков: 1), 2) не явились, уведомлены
УСТАНОВИЛ:
Исковое заявление подано прокуратурой Новосибирской области (по тексту- истец, прокуратура) к администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области (по тексту- Администрация, Заказчик) и Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (по тексту предприниматель, Исполнитель) с требованием признать недействительным договор на оказание услуг от 15.11.2017, заключенный администрацией Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области с индивидуальным предпринимателем ФИО1 по признаку его ничтожности.
Истец, обосновывая иск, ссылается на то, что между администрацией и предпринимателем с нарушением обязательных требований Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключен договор на оказание услуг от 15.11.2017.
Ответчики, надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились. Ответчики мотивированных отзывов на исковое заявление не представили. Дело рассмотрено согласно статьям 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчиков, надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя прокуратуры Новосибирской области, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Между администрацией Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области с индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор на оказание услуг от 15.11.2017 (далее - Договор), в соответствии с которым исполнитель обязуется оказать услуги по вопросам похоронного дела при погребении умерших. Услуги включают в себя:
- оформление документов, необходимых для погребения
-предоставление и доставку гроба и других предметов, необходимых для погребения
- перевозка тела (останков) умершего на кладбище
-погребение.
Исполнитель обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению.
Размер, стоимость и порядок оплаты услуг, предоставляемых в соответствии с договором, определяется Заказчиком по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Возмещение стоимости услуг по погребению умерших осуществляется на основании следующих документов, представляемых Исполнителем Заказчику:
-справки о смерти установленной формы, выданной органами записи актов гражданского состояния
-счета и счета-фактуры на оплату услуг по погребению умерших
-расчета стоимости услуг, оказанных согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших и подлежащих возмещению за счет средств, указанных в договоре
-акта о захоронении.
Договор заключен до 31.12.2018 года и распространяет свое действие на основания сторон, возникшие с 16.11.2017 года. В случае, если ни одна из сторон после истечения срока действия договора не заявит о его расторжении, то договор считается возобновленным на тех же условиях на тот же срок.
Прокуратурой Усть-Таркского района при проведении проверки исполнения администрацией требований законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что договор заключен с нарушением обязательных требований Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
15.08.2018 года в адрес Администрации выдано представление об устранении нарушений закона о погребении и похоронном деле, в котором предлагалось расторгнуть договор от 15.11.2017 года.
27.08.2018 года Администрация в ответе на представление изложила свои доводы по предъявленным требованиям, указала на невозможность создания специализированной службы и невозможность расторжения заключенного договора, поскольку это приведет к нарушению прав граждан на получение гарантированного перечня услуг при погребении. Письмом от 24.08.2018 года № 290 Администрация сообщила Прокурору района о том, что договор от 15.11.2017 года является действующим до 31.12.2018 года.
В ходе проверки было установлено, что за период действия договора на момент проверки были оказаны услуги по захоронению 2 лиц, не имеющих родственников, представлены платежные документы.
Ввиду того, что представление не исполнено, что договор заключен с нарушением законодательства, Прокуратура Новосибирской области обратилась в суд с настоящим иском.
Суд находит доводы истца обоснованными.
Так, в силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131), ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-03 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона № 131 муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Из содержания ч. 1 ст. 17 Закона № 131 следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Таким образом, исходя из положений Закона № 131, органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы только в форме муниципальных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ (в том числе межмуниципальных).
В соответствии со статьей 9Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Услуги по погребению, указанные в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:
Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.
В силу положений статьи 25 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
При этом в силу положений статьи 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.
Как установлено в статье 29 Закона о погребении органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
При этом статьей 12 Закона о погребении предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Таким образом, оказание услуг, входящих в гарантированный перечень, может осуществляться и иными субъектами хозяйственной деятельности, не относящимися к специализированным организациям, но только в случае, если лица, взявшие на себя обязанности по погребению, приняли решение о проведении погребения за свой счет с последующим возмещение затрат в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. В иных случаях такие услуги должны безвозмездно оказываться исключительно специализированной организацией в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о погребении.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможности передачи функций орган местного самоуправления по оформлению документов, необходимых для погребения, а также обязанностей по формированию и сохранности архивного фонда в отношении документов по оказанию услуг по погребению.
В рассматриваемом договоре от 15.11.2017 года указанные полномочия переданы индивидуальному предпринимателю.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Согласно пункту 5 статьи 4 названного закона хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Таким образом, органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям (в том числе посредством заключения договора); у них нет права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
По смыслу статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В целях реализации Закона о погребении издан Указ Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», пунктом первым которого установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 указанного закона, и не имеют оснований для отказа в предоставлении данных услуг.
Пунктом 2 Указа предусмотрена обязанность, в том числе, и органов местного самоуправления, по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 Указа.
У муниципального образования, в чьи обязанности входит организация ритуальных услуг, возникают расходы, обусловленные необходимостью оказания таких услуг на безвозмездной основе.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение приведенных положений законодательства специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области не создана.
Заключив с индивидуальным предпринимателем ФИО1 договор на оказание услуг, администрация фактически наделила предпринимателя статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, что противоречит действующему законодательству.
Следует отметить, что такой договор при этом заключен вне процедуры проведения торгов, что также нарушает требования законодательства о конкуренции.
Поскольку в силу ч. 2 ст. 25 Закона о погребении на специализированные службы возлагаются полномочия органа местного самоуправления по организации похоронного дела в части осуществления погребения умершего и оказания услуг по погребению, их передача предпринимателю является вмешательством в компетенцию муниципального образования.
Таким образом, оспариваемый договор нарушает права публично-правового образования - администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области.
Наделение администрацией предпринимателя статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела способствует также порождению недобросовестной конкуренции, обеспечивает предпринимателю более выгодные условия деятельности по сравнению с другими участниками рынка похоронных услуг.
Ограничение конкуренции свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц - потенциальных участников рынка похоронных услуг.
В соответствии с требованиями ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства и пояснения истца, в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая положения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательные требования Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, заключенный договор является недействительным по признаку ничтожности.
Распределение судебных расходов производится по правилам статей 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ввиду того, что государственная пошлина должна быть распределена поровну между ответчиками, но Администрация в силу положений ст. 333.37 НК РФ освобождена об уплаты государственной пошлины, суд относит 50% государственной пошлины на предпринимателя, государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 110, 112, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ
Требования удовлетворить.
Признать недействительным договор на оказание услуг от 15.11.2017, заключенный администрацией Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области с индивидуальным предпринимателем ФИО1 по признаку его ничтожности.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход бюджета государственную пошлину по иску в размере 3000 рублей.
Исполнительные листы выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
СУДЬЯ Наумова Т.А.