АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-35064/2021
04 апреля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 04 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богач Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ГрандТорг", г. Новосибирск (ИНН <***>)
к Административной комиссии Кировского района города Новосибирска, г. Новосибирск
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 07.12.2021
в судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: ФИО1, доверенность №155 от 01.10.2018, паспорт, диплом;
от заинтересованного лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГрандТорг" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Административной комиссии Кировского района города Новосибирска (далее – заинтересованное лицо, административный орган) об отмене постановление о привлечении к административной ответственности от 07.12.2021 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» (далее – оспариваемое постановление).
В материалы дела со стороны заинтересованного лица представлена копия постановления от 07.12.2021 года с присвоенным номером №665, иных постановлений не представлено, спора между сторонами о предмете настоящего заявления не имеется, в связи с чем, фактически судом рассматривается вопрос о законности постановления № 665 от 07.12.2021 года о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 25000 рублей.
Определением от 20.12.2021 заявление было принято судом к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 11.02.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Заявленные требования мотивированы отсутствием события административного правонарушения.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, представил отзыв и копии материалов административного дела.
Дело рассмотрено по правилу ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенного заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд, установил следующие фактические обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на момент осмотра со стороны сотрудника Администрации Кировского района г. Новосибирска 01.12.2021 в 11-35 часов установлено, что не осуществлен вывоз снега, сколов наледи с места временного хранения снега с территории ООО «ГрандТорг», расположенной по адресу: <...>, чем нарушен п. 4.1 Правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 № 469, п. 7 раз. 2 Перечня мероприятий по благоустройству и периодичность их проведения, предусмотренного приложением к Правилам благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 № 469 (далее по тексту Правила № 469).
Ранее осмотр территории проводился 30.11.2021 в 11-30 часов.
По факту обнаружения правонарушения административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 02.12.2021.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, 07.12.2021 комиссией вынесено постановление № 665 в отношении ООО "ГрандТорг" о привлечении к административной ответственности по ст. 8.22 Закона Новосибирской области № 99-03 от 14.02.2003 «Об административных нарушениях в Новосибирской области» (нарушение п. 4.1 Правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 № 469, п. 7 раздела 2 Перечня работ по благоустройству и периодичности их выполнения, предусмотренного к Правилам благоустройства территории города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 № 469, а именно, Общество не осуществило вывоз снега, сколов наледи с места временного хранения с территории по ул. Немировича-Данченко, 145/2), с назначением административного штрафа в размере 25000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением и считая его не законным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Так, в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу требований части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения.
В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно статье 8.22 Закона № 99-ОЗ нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных настоящей главой, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства на территории Новосибирской области.
Объективная сторона правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих требования, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства.
Субъектами ответственности по статье 8.22 Закона N 99-ОЗ могут быть, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
В целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории города Новосибирска, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приняты Советом депутатов г. Новосибирска правила благоустройства территории города Новосибирска от 27.09.17 года № 469 (далее – Правила № 469).
Абзац 2 пункта 1.3 Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 27.09.2017 N 469 "О Правилах благоустройства территории города Новосибирска и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска (далее - Правила № 469) предусматривает, что под лицами, ответственными за благоустройство прилегающих территорий понимаются физические и юридические лица, являющиеся собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) земельных участков, зданий (помещений в них), строений, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры, подземных инженерных коммуникаций, нестационарных объектов, иных элементов благоустройства.
Ответственные лица, не являющиеся собственниками объектов, перечисленных в абзаце втором настоящего пункта, несут права и обязанности по благоустройству прилегающих территорий в пределах обязательств, возникших из заключенных ими договоров, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством (абзац 5 пункта 1.3 Правил № 469).
На основании пункта 1.4. Правил № 469, прилегающей для благоустройства территорией является территория земельного участка в границах, определенных исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В соответствии с п.4.1. Правил благоустройства территории города Новосибирска от 27.09.2017г. №469 содержание территории города Новосибирска осуществляется ответственными лицами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области, Правилами, иными муниципальными правовыми актами города Новосибирска и предусматривает выполнение мероприятий по благоустройству в соответствии с Перечнем мероприятий по благоустройству и периодичностью их проведения (приложение к Правилам)
В соответствии с п.4.3. Правил №469 уборка территории в осенне-зимний период предусматривает вывоз снега, наледи и льда на площадки, предназначенные для временного хранения снега (далее - площадки временного хранения снега) и снегоплавильные станции.
При этом снег, собираемый на придомовой территории, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.
В соответствии с п.8.1. Правил №469 собственники и (или) иные законные владельцы зданий (помещений в них), сооружений, нестационарных объектов, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) осуществляют содержание территории общего пользования, прилегающей к зданию, сооружению, нестационарному объекту, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован.
Границы прилегающей территории определяются в соответствии с порядком, установленным законом Новосибирской области.
В соответствии с п.8.2. Правил №469 собственники и (или) иные законные владельцы зданий (помещений в них), сооружений, нестационарных объектов, земельных участков вправе передать обязательства по содержанию прилегающей территории иным ответственным лицам по договорам, а также в силу иных оснований, предусмотренных законодательством.
Согласно разделу 2 п.1, 4, 11 Перечня работ по благоустройству и периодичности их выполнения, предусмотренного приложением к Правилам благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных Решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.06.2012 № 469, работы по уборке территории вручную, в том числе очистка территории от снега наносного происхождения производится ежедневно до 8:00 часов, а также в патрульном режиме в дневное время суток; очистка территории от наледи и льда производится по мере образования, но не реже 1 раз в сутки; уборка крылец и площадок перед входами в здания, сооружения, очистка металлических решеток, отмосток и приямков производится ежедневно до 8:00 часов, а также в патрульном режиме в дневное время суток.
Нарушение указанных положений Правил № 469 ООО «ГрандТорг» не подтверждаются материалами дел об административном правонарушении, представленными в дело фотоматериалом и иными доказательствами по следующим основаниям.
Административная ответственность наступает в случае наличия состава административного правонарушения, состоящего из объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Отсутствие одного из признаков состава, свидетельствует об отсутствии допущенного административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Суд полагает, что представленные в материалы дела доказательства не являются достаточным основанием для подтверждения наличия состава вменяемого обществу правонарушения.
Из материалов дела не усматривается, что отделом- РАТИ администрации производился осмотр территории общества по адресу: ул. ул. Немировича-Данченко, 145/2. Из представленного в материалы дела фотоматериала со стороны административного органа не усматривается привязка к конкретному месту, дата и время фотосьемки, соотносимость с указанным в постановлении адресом.
Кроме того, фактически Общество является арендатором помещения, расположенного по адресу: <...>, где находится магазин «Быстроном», принадлежащий ООО «ГрандТорг», Общество является заинтересованным субъектом в надлежащем содержании парковки у магазина, а также входа в магазин по указанному адресу, освобождая максимальную поверхность для удобства посетителей, при этом обеспечивая для сторонних граждан надлежащую уборку территории с соблюдением Правил №469.
Территория земельного участка под магазином - является частной собственностью, в связи с чем, в данном случае применимы правила пункта 4.3 Правил № 469, в соответствии с которыми «Снег, собираемый на придомовой территории, допускается складировать на газонах и на свободных территориях в пределах этой придомовой территории при обеспечении сохранения зеленых насаждений».
Исходя из вышеизложенного территория, прилегающая к магазину «Быстроном», в том числе, расположенная за зданием (не обеспечивающая возможность видимости и доступа для неопределенного круга лиц, предназначенная для зоны погрузки и разгрузки товаров) не относится к территориям общего пользования, так как согласно п. 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы).
В данном случае из представленного видеоматериала со сторона заявителя усматривается, что снег им на вменяемом административном органом адресе складировался за зданием магазина, был скрыт забором перед которым располагается автомойка.
Таким образом, суд считает, что в данном случае административным органом не доказано наличие события правонарушения.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что административным органом не приведено и мотивов, по которым им применена санкция в размере, выше минимального, при том, что отягчающие вину обстоятельства в постановлении не отражены.
Доводы Общества в части указания в протоколе по делу об административном правонарушении на дату первого выявления складирования снега как 31.11.2021 года, а в экземпляре, представленном в дело, на 30.11.2021 суд не считает существенными для результатом рассмотрения настоящем спора, поскольку наличие описки не может влиять на понимание сути вменяемого нарушения (в ноябре календарных 30 дней, в связи с чем, нарушение не могло быть установлено 31.11.2021 года).
В связи с указанными выше выводами суда, оспариваемое постановление вынесено без установленных законом оснований (статья 8.22 Закона № 99-ОЗ), а потому, в соответствии со статьями 210, 211 АПК РФ подлежат признанию незаконными и отмене, событие административного правонарушения и вина Общества не доказаны.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагаются.
Руководствуясь ст. ст. 167-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление от 07.12.2021 №665, вынесенное Административной комиссии Кировского района города Новосибирска.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 АПК РФ, в именно в суд кассационной инстанции решение суда может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу при условии апелляционного обжалования.
Апелляционная и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
СУДЬЯ Т.А. Наумова