ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-3528/17 от 21.06.2017 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск

«29» июня  2017 г.                                                                    Дело №А45-3528/2017

Резолютивная часть 21.06.2017

Полный текст 29.06.2017

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Давтян С.У.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Международный аэропорт Новосибирск", г. Обь к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск

третье лицо - ООО «КаргоЛинк»

об оспаривании решения и предписания от 31.01.2017 № 02-01-09-10-16,

в присутствии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 19.05.2017, паспорт; ФИО2, по доверенности от 24.04.2017, паспорт

от заинтересованного лица: ФИО3, по доверенности от 09.01.2017, служебное удостоверение

от третьего лица: ФИО4 по доверенности от 24.05.2017г., паспорт (после перерыва представитель не явился, извещен)

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Международный аэропорт Новосибирск" (по тексту- заявитель, Общество, Аэропорт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (по тексту- заинтересованное лицо, Управление, УФАС России по НСО, антимонопольный орган)  с требованием о признании недействительными решение от 31.01.2017 № 02-01-09-10-16 и предписание от 31.01.2017 № 02-01-09-10-16.

Заявитель свое заявление мотивирует тем, что выводы Управления о нарушении законодательства о защите конкуренции путем взимания платы с грузоотправителей за оказание услуг по контролю и экспертному сопровождению помещенных на склад опасных грузов при их отправке и одновременном взимании платы за услуги по терминальной обработке, поскольку такие услуги идентичны, являются неправильными. ООО «Международный аэропорт Новосибирск» выполняя работы (услуги) по обслуживанию почты и груза, в том числе опасного груза, в аэропорту Толмачево выступает в процессе перевозок в качестве агента по наземной обработке грузов. Пункт 32 ФАП № 141 устанавливает запрет на принятие опасных грузов для перевозки воздушными судами без проверки грузового места, внешней упаковки или грузового контейнера с опасными грузами в соответствии с порядком, установленным в Технических инструкциях ИКАО. Необходимость проведения контрольных мероприятий в отношении принимаемого к перевозке по воздуху опасного груза предусмотрена в главе 1 «Порядок приемки» части 7 Технических инструкций ИКАО. Заявитель выполняет требования указанных правил и из подробного описания содержания услуг по терминальной обработке и услуг по контролю и экспертному сопровождению видны отличия операций, выполняемых в процессе оказания каждой из услуг. Более подробно доводы изложены в заявлении и дополнительных пояснениях.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований, считает, что материалами дела доказано, что Общество фактически взимает дважды средства за одни и те  же действия. При этом заявителю фактически предписано не исключить оказание услуг, а прекратить взимание платы за дублирующие услуги и за заполнение контрольного листа. Выводы Управления указывают на необходимость пересмотра порядка определения тарифов, установления большей конкретизации в тарифах, так чтобы сделать их «прозрачными» для клиентов. Общество согласилось фактически с выводами Управления, поскольку на 2017 год тарифы были уже пересмотрены и изменены, было исключено взимание платы за составление контрольного листа. Более подробно выводы изложены в отзыве на заявление.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО «КаргоЛинк»-заявитель по жалобе в УФАС России по НСО.

В отзыве третье лицо поддержало выводы Управления, находит требования заявителя не обоснованными и указывает, что в Прейскуранте на услуги, оказываемые ООО «Международный аэропорт Новосибирск», указано, что тариф за терминальную обработку, указанный в п. 1-4 взимается с Грузоотправителей (грузополучателей) при приемке груза к отправке (выдаче груза), тариф за контроль и экспертное сопровождение помещенных на склад опасных грузов, взимается при отправке (Примечание к Приложению №2). При этом понятие «Терминальная обработка груза» не расшифровано, перечень услуг в рамках этой процедуры не раскрыт. Перечень действий по контролю и сопровождению опасного груза изложен в Правилах перевозки опасных грузов ИАТА, "РАЗДЕЛ 9 - ОБРАБОТКА", Таблица 9.1 А "Обзор применяемых процедур при приемке (9.1.3.3)". В связи с чем, считает, что взимание тарифа за контроль и экспертное сопровождение помещенных на склад опасных грузов незаконно. Также считает, что взимание платы за контроль при приме опасного груза за 1 ГАН в зависимости от вида опасного груза незаконно. Опасные грузы в зависимости от их опасности, количества, способа упаковки могут перевозиться различными способами, в том числе грузы перечисленные в "Таблицы 9.1 А" вообще не попадают под контрольные действия, а услуга существует и оплата взимается.

В судебном заседании объявлялся перерыв, после перерыва представитель третьего лица не явился, извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено по правилу статьи 123, 156 АПК РФ.

Суд, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, рассмотрев дело № 02-01-09-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по обращению ООО «КаргоЛинк», решением от 31.01.2017 постановила:

-        признать Общество с ограниченной ответственностью «Международный аэропорт Новосибирск» занимающим доминирующее положение на рынках оказания услуг по обеспечению обслуживания в аэропорту Толмачево почты и груза, в том числе опасного груза, включая услуги по терминальной обработке груза, услуги по контролю и экспертному сопровождению помещенных на склад опасных грузов при их отправке в административных границах аэропорта Новосибирск (Толмачево) на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции»;

-        признать ООО «Международный аэропорт Новосибирск» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» путем взимания платы с грузоотправителей (в том числе с ООО «КаргоЛинк») за оказание услуг по контролю и экспертному сопровождению помещенных на склад опасных грузов при их отправке, услуг по контролю и экспертному сопровождению помещенных на склад опасных грузов при их отправке (для грузов, включенных в Таблицу 9.1 A IATA DGR).

По результатам рассмотрения дела Новосибирское УФАС России выдало ООО «Международный аэропорт Новосибирск» предписание № 02-01-09-10-16 от 31.01.2017 обязывающее:

-        прекратить одновременное взимание платы за дублирующие друг друга операции, выполняемые при осуществлении процедур по терминальной обработке опасных грузов и контролю и экспертному сопровождению помещенных на склад опасных грузов при их отправке (для грузов, включенных в таблицу 9.1 А Правил ИАТА, а также для остальных опасных грузов);

-        прекратить взимание платы за заполнение контрольного листа при оказании услуг по приемочной проверке (контролю и экспертному сопровождению помещенных на склад опасных грузов).

Решение Антимонопольного органа мотивировано тем, что одновременное взимание ООО «Международный аэропорт Новосибирск» оплаты за услуги по терминальной обработке отправляемого опасного груза и за контроль и экспертное сопровождение помещенных на склад опасных грузов при их отправке (в том числе заполнение контрольного листа), контроль и экспертное сопровождение помещенных на склад опасных грузов при их отправке (для грузов, включенных в Таблицу 9.1 A IATA DGR) можно расценить как повторное взимание оплаты за проведение одних и тех же действий. Взимание платы за контроль и сопровождение опасного груза с грузоотправителей при отправке груза из аэропорта Толмачево осуществляется неправомерно и ущемляет интересы грузоотправителей.

Аэропорт не согласился с вынесенными решением и предписанием и обратился с настоящим заявлением в суд, по мотивам изложенным выше.

В соответствии с правилами статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 АПК РФ).

Таким образом, для удовлетворения заявления о признании оспариваемых актов незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд находит доводы заявителя обоснованными, фактически в прейскуранте, рассмотренном Управлением, изложены некорректно наименования оказываемых услуг, не расшифровано их детальное содержание, но некорректное изложение наименования услуг не может являться нарушением законодательства о защите конкуренции. Бесспорных доказательств того, что Обществом взимались дважды тарифы за одни и те же услуги не представлено в материалы дела.

Так, в соответствии с подпунктами 1 и 4 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции или Закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль по соблюдению хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено, что   запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Сам факт признания Аэропорта занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по обеспечению обслуживания почты и груза, в том числе опасного груза, включая услуги по терминальной обработке груза, услуги по контролю и экспертному сопровождению помещенного на склад опасного груза при их отправке в административных границах аэропорта «Новосибирск (Толмачево)» заявителем не отрицался. Заявитель полагает, что такое положение  не привело к нарушению законодательства о защите конкуренции, к ущемлению прав и интересов грузоотправителей, грузовых агентов или иных участников перевозки грузов, навязывания услуг и взимания платы за дублирующие услуги не допускается.

Суд находит доводы заявителя подтвержденными материалами дела.

Так, ООО «Международный аэропорт Новосибирск» осуществляет аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания в аэропорту Толмачево почты и груза, в том числе опасного груза, при внутренних и международных воздушных перевозках.

Для осуществления данного вида деятельности ООО «Международный аэропорт Новосибирск» на законном основании владеет зданиями и сооружениями, предназначенными для хранения и обработки груза и почты, имеет сертифицированное оборудование, персонал, прошедший специальную подготовку в соответствии с требованиями воздушного законодательства, лицензии и разрешения на эксплуатацию радиационных источников, источников ионизирующего излучения, а также документированные процедуры взаимодействия между участниками технологического процесса по обеспечению обслуживания в аэропорту почты и груза.

В силу статьи 113 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации.

Федеральные авиационные правила «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации» (утверждены Приказом МинтрансаРФ от 05.09.2008 № 141, далее - ФАП № 141) разработаны в соответствии со статьей 113 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьями 32, 33 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год) для реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (Приложение 18 «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху») и распространяются на полеты воздушных судов гражданской авиации в воздушном пространстве Российской Федерации, а также на наземное обслуживание воздушных судов в гражданских аэропортах (аэродромах) Российской Федерации.

ФАП № 141 предусматривают применение в гражданской авиации Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО) (далее - Технические инструкции ИКАО), тем самым, Технические инструкции ИКАО признаются в качестве источника права при перевозке опасных грузов по воздуху.

Согласно пункту 48 ФАП № 141 агентом по наземной обработке грузов в аэропорту является юридическое лицо, осуществляющее аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания грузов и почты.

Таким образом, ООО «Международный аэропорт Новосибирск» выполняя работы (услуги) по обслуживанию почты и груза, в том числе опасного груза, в аэропорту Толмачево выступает в процессе перевозок в качестве агента по наземной обработке грузов.

Пункт 32 ФАП № 141 устанавливает запрет на принятие опасных грузов для перевозки воздушными судами без проверки грузового места, внешней упаковки или грузового контейнера с опасными грузами в соответствии с порядком, установленным в Технических инструкциях ИКАО.

Необходимость проведения контрольных мероприятий в отношении принимаемого к перевозке по воздуху опасного груза предусмотрена в главе 1 «Порядок приемки» части 7 Технических инструкций ИКАО.

Вступительным примечанием к части 7 Технических инструкций ИКАО оговорено, что в настоящей части не содержится ни одно положение, которое могло бы воспрепятствовать агенту по наземной обработке груза выполнять некоторые или все функции эксплуатанта. Однако на таких агентов по наземной обработке грузов распространяются обязанности эксплуатанта, оговоренные в части 7.

Содержание приемочной проверки определено в пункте 1.3 главы 1 части 7 Технических инструкций ИКАО.

Перечень контрольных действий в отношении принимаемого к воздушной перевозке опасного груза содержится в пункте 9.1.3.1 Правил перевозки опасных грузов (ИАТА - Резолюция 618 Приложение «А», далее по тексту - Правила ИАТА).

Также, примечание к разделу 9 Правил ИАТА содержит оговорку, что информация данного раздела не может препятствовать агенту по наземной обработке выполнять некоторые или все функции эксплуатанта. На таких агентов распространяются обязанности эксплуатанта из разделов 1 и 9.Результаты проведения приемочной проверки отражаются в контрольных листах приемки опасных грузов (за исключением грузов, включенных в Таблицу 9.1 А Правил ИАТА).

Следовательно, ООО «Международный аэропорт Новосибирск», являясь агентом по наземной обработке грузов, выполняет нормативно установленные обязанности по приемочной проверке опасных грузов согласно требованиям Технических инструкций ИКАО и Правил ИАТА.

Заявитель, осуществляя аэропортовую деятельность при выполнении обработки опасных грузов руководствуется «Технологией по организации и обслуживанию грузов и почты в ООО «Международный аэропорт Новосибирск» на внутренних и международных авиалиниях» (утверждена 18.06.2013 ООО «Международный аэропорт Новосибирск» по согласованию с ОАО «Аэропорт Толмачево»). Указанной технологией (пункт 15.2) предусмотрена проверка подлежащего перевозке опасного груза и заполнение контрольного листа приемки. Перечень необходимых проверочных мероприятий (действий, операций) содержится в контрольных листах, а их выполнение специалист отмечает соответствующими знаками на бланке документа.

Также процедура приемочной проверки закреплена в пункте 7.2 «Руководства по наземному обслуживанию ОАО «Аэропорт Толмачево» Р-8-0102-2016. Указанное руководство распространяется и обязательно к применению для структурных подразделений и сторонних организаций, обеспечивающих наземное обслуживание в аэропорту Новосибирск (Толмачево), то есть  является локальным руководящим документом для ООО «Международный аэропорт Новосибирск» при осуществлении деятельности.

Выполняя обработку опасных грузов на складе ООО «Международный аэропорт Новосибирск» осуществляет действия:

-        по терминальной обработке отправляемого опасного груза;

-        по контролю и экспертному сопровождению помещенных на склад опасных грузов при их отправке (в т.ч. заполнение контрольного листа) (в прейскуранте 2016 года, в прейскуранте на 2017 года формулировка «(в т.ч. заполнение контрольного листа)» исключена).

Из подробного описания содержания услуг по терминальной обработке и услуг по контролю и экспертному сопровождению, приведенного в пояснениях ООО «Международный аэропорт Новосибирск» видны отличия операций, выполняемых в процессе оказания каждой из услуг.

Указанные действия (операции) не тождественны и не являются составной частью друг друга. Терминальная обработка грузов заключается в принятии, перемещении, складировании опасных грузов (физическое воздействие), тогда как контроль и экспертное сопровождение заключается в проведении проверочных мероприятий, предусмотренных нормами ИКАО, ИАТА, направленных на определение возможности перевозки опасного груза по воздуху (оценка соответствия).

В прейскуранте на услуги, предоставляемые ООО «Международный аэропорт Новосибирск», отдельно установлены тарифы за услуги по терминальной обработке отправляемого опасного груза, по контролю и экспертному сопровождению опасных грузов при их отправке (за исключениемгрузов, включенных в Таблицу 9.1 A IATA DGR) и по контролю и экспертному сопровождению опасных грузов при их отправке (для грузов, включенных в Таблицу 9.1 A IATA DGR).

Дифференцированные тарифы обусловлены разностью действий по каждой из названных услуг. Стоимость услуг по терминальной обработке определяется исходя из тарифа, установленного за 1 килограмм отправляемого груза (минимальная стоимость определяется исходя из тарифа, установленного за одну грузовую авиационную накладную), напротив, стоимость услуг по контролю и экспертному сопровождению определятся в зависимости от вида опасного груза, исходя из тарифа за одну грузовую авиационную накладную.

Взимая плату за контроль и экспертное сопровождение опасных грузов с грузоотправителей, ООО «Международный аэропорт Новосибирск» не ущемляет экономические интересы этих лиц, поскольку выполняя контрольные действия, следует требованиям нормативных документов гражданской авиации, регулирующих вопросы перевозки опасных грузов, при этом возмездность услуг обусловлена необходимостью возмещения понесенных издержек при их выполнении, в том числе, связанных с обучением персонала, с постоянным прохождением повышения квалификации и другими обстоятельствами.

Агенты по наземной обработке грузов не являются субъектами естественных монополий - законодательно созданы все условия для появления на рынке оказания услуг по наземной обработке груза в аэропорту конкурирующих субъектов. Ими оказываются услуги по складской (терминальной) обработке и хранению грузов грузоотправителям и грузополучателям согласно утверждённому Прейскуранту.

Как указано выше, Агент по наземной обработке грузов в аэропорту имеет право выполнять некоторые или все функции эксплуатанта, связанные с приёмом, хранением, погрузкой, проверкой, дезактивацией, предоставлением информации об опасных грузах, то на такого агента распространяются обязанности эксплуатанта, предусмотренные частью 7 Технических инструкций ИКАО (вступительное примечание к части 7 ICAO Doc. 9284).

Согласно требованиям приложений 17, 18 к конвенции «О международной организации Гражданской авиации», ТИ ИКАО Doc 9284, руководства по авиационной безопасности ИКАО Doc 8973, авиационная безопасность опасных грузов обеспечивается плановыми специальными мерами повышения безопасности перевозок, включающими в себя:

1.      конкретное распределение обязанностей по обеспечению безопасности среди лиц, имеющих соответствующую компетенцию, квалификацию и полномочия;

2.      перечень перевозимых опасных грузов или 'типов опасных грузов;

3.      анализ текущих операций и оценку факторов уязвимости, включая перегрузку с одного вида транспорта на другой, временное хранение транзитных грузов, обработку и распределение грузов, в зависимости от конкретных обстоятельств;

4.      четкое изложение принимаемых мер, включая основные цели и принципы подготовки (в том числе порядок действий в условиях повышенной опасности, проверка новых сотрудников/проверка при найме на работу и т. д.), эксплуатационную практику (например, доступ к опасным грузам, находящимся на временном хранении, близость уязвимых объектов инфраструктуры и т. д.), средства и оборудование, подлежащие использованию для снижения угрозы безопасности;

5.      эффективные и современные методы информирования об угрозах безопасности, нарушениях требовании безопасности или инцидентов в системе безопасности, а также их устранения;

6.      методы оценки и опробования планов обеспечения безопасности, а также методы периодической проверки и обновления этих планов;

7.      меры по обеспечению защиты информации о перевозке, содержащейся в плане;

8.      меры по обеспечению максимально ограниченного распространения информации о перевозке.

Поскольку процессы перевозки груза на воздушном транспорте сложны, предполагают участие нескольких участников перевозки (Грузовладелец - Первоначальный грузовой экспедитор/ Уполномоченный агент/ Грузоотправитель - Наземная обработка (Обслуживающая организация/Агент по наземной обработке груза) - Перевозчик - Наземная обработка (Обслуживающая организация/Агент по наземной обработке груза) - Грузовой экспедитор пункта назначения – Грузополучатель), каждый из участников должен осуществлять контроль за грузом,  то процессы перевозки подпадают под действие множества нормативных документов, обладающих разной юридической силой и изданных в различные периоды времени (в отрасли сеть действующие документы Министерства Гражданской Авиации СССР), в связи с чем,  существует проблема единообразной трактовки и применения терминов и понятий, какого то единого порядка применяемой терминологии при наименовании конкретной услуги не предусмотрено. Как усматривается из материалов, дела разными агентами применяется разный понятийный аппарат и с учетом своих специфик либо существует разбивка одной комплексной услуги на ее составляющие либо услуга указана как единая и выведена в разряд дополнительных (при том, что с учетом указанных выше обязательных правил, такая услуга является обязательной).

Технологические процессы могут быть схожи в некоторых услугах, но различны по времени исполнения и осуществляются разными участниками цепи отправки груза.

Дублирование технологических операций на различных стадиях оформления и перевозки груза необходимо для того, чтобы оказываемая Перевозчиком транспортная услуга была в первую очередь безопасной. Многоступенчатый контроль должен гарантировать то, что на борт воздушного судна попадут грузы со статусом «Готовы к перевозке» в соответствии с требованиями нормативных документов.

В решении Управления  указаны следующие совпадения:

1.      В составе процедуры по терминальной обработке есть пункт - «приём опасного груза от грузоотправителя на склад»;

2.      В составе процедуры по терминальной обработке есть пункт - «взвешивание»;

3.      В составе процедуры по терминальной обработке есть пункт - «проверка нанесения грузоотправителем отправительской маркировки и манипуляционных знаков»;

4.      В составе процедуры по терминальной обработке есть пункт - «проверка состояния упаковки на предмет выявления отсутствия повреждений и утечек»;

5.      В составе процедуры по терминальной обработке есть пункт - «при необходимости проверка наличия пломб и их исправность..»;

6.      В составе процедуры по терминальной обработке есть пункт - «внесение информации в системе ASNext Cargo».

По существу, выявленных совпадений Заявитель пояснил:

Согласно Приложению 1 прейскуранта на услуги, предоставляемые ООО «Международный аэропорт Новосибирск», услуга по терминальной обработке груза при отправке включает в себя следующие операции:

•        Приём груза от грузоотправителя и перемещение к месту взвешивания и маркировки;

•        Перемещение от места взвешивания и маркировки в зону хранения

•        Проверка нанесения грузоотправителем отправительской маркировки и манипуляционных знаков

•        Проверка соответствия характера груза заявленному в документах.

Услуга по терминальной обработке груза при его прибытии включает в себя следующие операции:

•        Перемещение груза из зоны разукомплектования в зону хранения;

•        Перемещение груза из зоны хранения в зону выдачи;

•        Проверка соответствия характера груза заявленному в документах;

•        Выдача груза грузополучателю.

Согласно Приложению 2, вышеуказанного прейскуранта, стоимость услуги по терминальной обработке отправляемых и прибывших опасных грузов одинакова, однако, для отправляемых опасных грузов проводятся еще и операции по контролю и экспертному сопровождению помещенных на склад опасных грузов. Это сделано для того, что бы имелась возможность корректных и прозрачных взаиморасчетов с потребителями этих услуг. Не смотря на схожесть технологических операций, они выполняются специалистами разной квалификации, зачастую в разное время, включают в себя разный объем проверяемых позиций.

При этом заявителем отмечено, а Управлением не опровергнуто, что операция по контролю массы - взвешиванию груза - не включена в стоимость услуги по терминальной обработке. Проведение этой операции обусловлено необходимостью соблюдения требований нормативных документов по безопасности полётов по коммерческому обеспечению рейсов, и определяется массой коммерческой загрузки, ее размещением и креплением на самолете, а также отсутствием запрещенных к перевозке веществ и предметов - Руководство по центровке и загрузке (РЦЗ-8Э).

Специалисты по работе с опасными грузами или начальники смены присутствуют при контроле массы груза вместе с приёмосдатчиками груза на складе, но интересуют их разные показатели:      приемосдатчики сверяют количество мест и вес брутто всей партии с данными указанными в грузовой авиационной накладной, а специалистов по работе с опасными грузами интересует вес нетто опасного груза в каждом грузовом месте и не превышение его максимально допустимых пределов, вес брутто в данном случае не имеет значения (работать специалисты могут и параллельно, но выполняют разные задачи).

Проверка нанесения грузоотправителем отправительской маркировки и манипуляционных знаков при процедуре контроля, проверяется специалистом по работе с опасными грузами еще до приемки груза на склад (проверяется внесённая в транспортную маркировку информацию Правильное наименование Грузоотправителя /Грузополучателя, их адреса и телефоны, наличие аварийного контакта, указание веса нетто/брутто), наличие и соответствие нанесённых манипуляционных знаков характеру груза (проверка нанесения всех необходимых для данного опасного груза знаков обработки их количества, а при необходимости и дополнительной информации их правильное расположение на грузовом месте) Соответствие размеров знаков опасности и обработки требованиям ГОСТов и ТИ ИКАО.

Приемосдатчик при приёмке груза на склад тоже проверяет, но только наличие маркировки, надёжность фиксации к упаковке (чтобы на стадии обработки груза эта маркировка не была потеряна), расположение ее на грузовом месте.

Необходимость повтора операции обусловлена тем, что специалисты по работе с опасными грузами и приемосдатчики груза при приёмке груза на склад работают в различные промежутки времени и чтобы в эти промежутки маркировка не потерялась и не повредилась. Более того, обязанность проверить наличие маркировки на упаковке с опасными грузами есть у всех участников технологической цепочки вплоть до лица, ответственного за коммерческую загрузку воздушного судна со стороны эксплуатанта. Если обнаружится повреждение или утрата отправительской маркировки, знаков опасности и манипуляционных знаков после принятия опасного груза на склад ООО ««Международный аэропорт Новосибирск», должностные лица предприятия обязаны восстановить маркировку.

Процедура осмотра грузовых мест с опасными грузами дублируется многократно на всех стадиях перевозки опасного груза, её обязаны проводить уполномоченные агенты при заключении договора перевозки груза, грузовые экспедиторы, принимающие груз от грузовладельцев и на любых стадиях транспортировки груза наземным видом транспорта, специалисты и сотрудники агента по наземной обработке груза и обслуживающей организации на всех стадиях технологического процесса наземной обработки, сотрудники эксплуатанта при погрузке и разгрузки в/из воздушного судна, а иногда и в течении всего полёта (операция одна и та же, но каждый участник цепи доставки выполняя ее задействует определённые ресурсы). Необходимость повтора операции обусловлена требованиями безопасности полётов. Отказ от перевозки опасного груза, имеющего признаки протечки или любого другого повреждения, может быть произведён на любой стадии технологического процесса и рассматривается и расследуется как «инцидент с опасными грузами», с привлечением специалистов (а в некоторых случаях и специальных служб - медиков, МЧС, Роспотребнадзора и т. д).

Проверка наличия пломб производится при проведении процедуры проверки упаковки и аналогична процедуре проверки маркировки. Так как процедуры проводятся разными специалистами в разное время, то при необходимости проверка наличия пломб, она будет повторяться на разных этапах технологического процесса. Груз должен быть выдан грузополучателю с теми пломбами, с которыми он был принят к перевозке.

Автоматизированная система управления грузовым терминалом ASNext - единая платформа на которой работают разные пользователи с разными правами доступа, ее пользователями являются не только сотрудники ООО «Международный аэропорт Новосибирск», но и уполномоченные агенты, и грузовые экспедиторы.

Разрешение на выпуск опасного груза, производимый уполномоченными на это лицами ООО «Международный аэропорт Новосибирск» - это результат технологических операций по контролю и экспертному сопровождению опасных грузов - результат работы одного специалиста, а не одна операция, производимая разными должностными лицами. Это значит, что эксперт закончил свою работу и только после этого могут продолжать работать с опасным грузом другие сотрудники, отвечающие за комплектование коммерческой загрузки - проводить операции по включению этого груза в почтово-грузовую ведомость, комплектации груза на рейс, передавать информацию о готовом к перевозке грузе в подразделения обслуживающей организации.

Данные доводы заявителя не опровергнуты Управлением.

Материалами дела не подтверждается факт взимания заявителем платы дважды за одну и ту же процедуру, факт дублирования каких то операций на последующих этапах не указывает на то, что за это дважды взымалась плата, и была навязана какая то услуга.

Указание в прейскуранте «(в т.ч. заполнение контрольного листа)», как пояснил заявитель, фактически указывает на то, что контроль и экспертное сопровождение фактически предполагает проверку по пунктам контрольного листа в соответствии с установленными обязательными правилами, а не за сам факт заполнения такого листа.

Из анализа пояснений лиц, участвующих в деле, анализа представленных доказательств, суд приходит к выводу, что фактически к квалификации заявленных в прейскурантах услуг как дублирующих, привели некорректные наименования обязательных комплексных  услуг при перевозке опасных грузов в прейскурантах заявителя. Как указано выше, единые обязательные для применения наименования таких услуг законодательством не установлены и субъекты вправе самостоятельно определять при тарификации услуг либо объединение их в комплекс, как это сделал заявитель,  либо разбив по отдельным составляющим (увеличив тем самым прайс и сложность подсчета итогового тарифа), как делают иные агенты по наземной обработке.

Но, за некорректное наименование услуг ответственность в законодательстве не предусмотрена.

В соответствии с приведенными выводами суд считает,  что в действиях заявителя отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Решение Антимонопольного органа основано на ошибочном выводе о тождественности операций, выполняемых при терминальной обработке опасных грузов и услуг по контролю и экспертному сопровождению опасных грузов, в связи с чем, не отвечает критериям законности и обоснованности, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине относятся на заинтересованное лицо, как распределение судебных расходов по нематериальному требованию.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными решение от 31.01.2017 № 02-01-09-10-16 и предписание от 31.01.2017 № 02-01-09-10-16, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области.

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Международный аэропорт Новосибирск" судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.

Решение вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

СУДЬЯ                                                                                             Т.А. Наумова