ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-36018/20 от 03.02.2021 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело №А45-36018/2020

08 февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 08 февраля 2021 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Морозовой Л.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Султановой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ИНН <***>), г. Иркутск

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (ИНН <***>), г. Новосибирск,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью ПСК «Ремстрой» (ИНН <***>), г. Иркутск,

о признании недействительным решения от 13.11.2020 № 054/06/68-2165/2020 и предписания от 13.11.2020 №054/06/68-2165/2020,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя (онлайн-трансляция): ФИО1, доверенность от 30.12.2020 № ВС/ДПГ-47, паспорт, диплом,

заинтересованного лица (онлайн-трансляция): ФИО2, доверенность СГ/17777 от 29.12.2020, паспорт, диплом,

третьего лица: не явился, извещен.

у с т а н о в и л:

Федеральное казенное учреждение «Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее – заявитель, ФКУ «ВСОУМТС МВД России», заказчик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, Новосибирский УФАС России, антимонопольный орган, управление) о признании недействительным решения от 13.11.2020 № 054/06/68-2165/2020, согласно которому заказчик ФКУ «ВСОУМТС МВД России» признан нарушившим часть 6 статьи 31, часть 5 статьи 66 Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

13.11.2020 заказчику ФКУ «ВСОУМТС МВД России» выдано предписание № 054/06/68-2165/2020 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, указанное предписание заявитель также просит признать недействительным.

Заявленные требования мотивированы следующими обстоятельствами. Заказчик 23.10.2020 разместил извещение № 0334100000220000184 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения в рамках государственного оборонного заказа. В документации об аукционе заказчиком в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Указом Президента Российской Федерации от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1), постановлением Правительства РФ № 63 от 06.02.2010 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», Приказом МВД России от 31.12.2014 № 1152 «Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств» установлено требование к лицам, осуществляющего поставку и монтаж товара, являющимся объектом закупки, о наличии у участника закупки лицензии, выданной ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Объект закупки - сборно-разборное быстровозводимое специальное сооружение, предназначенное для хранения имущества вооружения, является режимным объектом подразделения МВД России. Адрес поставки товара, указанный в документации об электронном аукционе, включает в себя территорию, разделенную на административную, техническую и арттехнические территории. На одной из указанных территорий расположен специальный участок с усиленным режимом охраны, на котором располагаются склады вооружения и куда будет осуществлена поставка и монтаж товара. Информация о непосредственном месторасположении и дислокации сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения в документации об электронном аукционе Заказчиком не разглашается, так как не предназначена для неограниченного круга лиц при размещении вышеуказанной документации в единой информационной системе. В ходе исполнения государственного контракта головной исполнитель (поставщик), в том числе при исполнении гарантийных обязательств будет ознакомлен со сведениями, составляющими государственную тайну (о конкретной дислокации, назначении, степени готовности, уровня защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимного объекта, а именно месторасположение хранения имущества вооружения, расстояния до периметра охраняемой территории, степени антитеррористической защищенности расположенных в непосредственной близости от режимного объекта защитных сооружений, количеством рубежей охраны и задействованными для охраны силами и средствами, пропускном режиме на охраняемой технической территории ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России»). Заявитель полагает, что к поставке и монтажу сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения в рамках государственного оборонного заказа для нужд ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России», в связи с необходимостью ознакомления с документами, содержащими секретные сведения, допускаются участники, допущенные к проведению секретных работ, т.е. имеющие соответствующую лицензию ФСБ.ФКУ «ВСОУМТС МВД России» денежные средства доведены на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения с установкой сигнализации, которая должна быть выведена на пост охраны ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России» и интегрирована с существующей системой охранно-пожарной сигнализации ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России».Учитывая неразрывность предмета аукциона с местом оказания услуги, и, как следствие, доступ исполнителя к сведениям, составляющим государственную тайну (дислокации режимного объекта), услуга, которая была объектом закупки, связана со сведениями, составляющими государственную тайну. Кроме того, исходя из особенностей монтажа и технических характеристик сооружения планируемое к поставке и монтажу, заявитель не имеет возможности передвигать его самостоятельно.

Определением арбитражного суда от 28.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью ПСК «Ремстрой» (ИНН <***>).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, изложенные в заявлении, дополнениях и в возражениях, дополнительно пояснив, что у заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования находится земельный участок 28,51 га по адресу: Иркутская область, Иркутск г., Блюхера ул., 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 38 АД 963470 от 01.02.2013, собственником земельного участка является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 38 АГ 378848 от 11.09.2009. По указанному адресу расположено обособленное подразделение Истца Восточно-Сибирская база хранения ресурсов ФКУ «ВСОУМТС МВД России». Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутск г., Блюхера ул., д.5, обозначенный на общедоступных картах г. Иркутска к ФКУ «ВСОУМТС МВД России» не имеет ни какого отношения, на балансе не числится. В силу того, что ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России» является режимным объектом на общедоступных картах г. Иркутска ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России» не обозначено.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании указал на законность и обоснованность принятого решения и выданного предписания. Подробно доводы заинтересованного лица изложены в отзыве на заявление.

Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, отзыва в материалы дела не представило, явку своего представителя не обеспечило.

С учетом обстоятельств настоящего дела, принципов состязательности и равноправия сторон, надлежащего извещения третьего лица о времени и месте судебного заседания суд в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело по существу заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

23.10.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведение электронного аукциона № 0334100000220000184 на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения в рамках государственного оборонного заказа.

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО ПСК «РемСтрой» на действия заказчика Федерального казенного учреждения «Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» при проведении электронного аукциона № 0334100000220000184 на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения (Поставка ВВСТ и ВТИ в рамках ГОЗ в ЦО ГПВ). Суть жалобы сводилась к тому, что по мнению ООО ПСК «РемСтрой» требование заказчика к поставщику о наличии действующей лицензии на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является необоснованным, так как изготовление каркаса сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения и его монтаж не относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, так как адрес поставки и монтажа указан в широком доступе, а именно в аукционной документации, так как информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем. ООО ПСК «РемСтрой» считает, что данные действия заказчика по указанию в документации требования не соответствующего, действующему законодательству, нарушают права и законные интересы участников закупки.

По итогам рассмотрения жалобы Новосибирским УФАС России принято решение от 13.11.2020 № 054/06/68-2165/2020 в соответствии с которым комиссия решила:

1. Признать жалобу ООО ПСК «РемСтрой» на действия заказчика Федерального казенного учреждения «Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» при проведении электронного аукциона № 0334100000220000184 на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения (Поставка ВВСТ и ВТИ в рамках ГОЗ в ЦО ГПВ) обоснованной;

2. Признать заказчика ФКУ «ВСОУМТС МВД России» нарушившим часть 6 статьи 31, часть 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать заказчику и комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок;

4.Передать материалы дела ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.

На основании решения ФКУ «ВСОУМТС МВД России» антимонопольным органом 13.11.2020 выдано предписание № 054/06/68-2165/2020 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок комиссии по осуществлению закупок ФКУ «ВСОУМТС МВД России» необходимо:

-не допускать нарушения части 6 статьи 31, части 5 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно прекратить устанавливать требование о наличии у участников закупки и о предоставлении в составе второй части заявок лицензий на выполнение определенных работ, в случае если работы, требующие наличия лицензии на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, не являются самостоятельным объектом закупки;

- внести изменения в документацию электронного аукциона № 0334100000220000184 с учетом требований настоящего предписания, положений решения № 054/06/68-2165/2020 от 13.11.2020 и в порядке, предусмотренном действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Комиссии по осуществлению закупок ФКУ «ВСОУМТС МВД России» необходимо отменить решение комиссии по осуществлению закупок заказчика зафиксированные в протоколах, составленных в ходе осуществления закупки № 0334100000220000184 на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения (Поставка ВВСТ и ВТИ в рамках ГОЗ в ЦО ГПВ). ЕИС (www.zakupki.gov.ru) и оператору электронной площадки (РТС-тендер) обеспечить исполнение заказчиком настоящего предписания. О принятых мерах, в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 17.12.2020 с приложением подтверждающих документов.

С данными выводами Новосибирского УФАС России ФКУ «ВСОУМТС МВД России» несогласно, что явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Заслушав доводы сторон, изучив представленные лицами, участвующими в деле доказательства, проанализировав действующее законодательство, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом № 44-ФЗ, которым, в том числе установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов.

Согласно части 1 статьи 4 Закона № 44-ФЗ, закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии со статьей 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом согласно части 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 4 статьи 24 Закона № 44-ФЗ одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ).

Согласно статье 63 Закона № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении электронного аукциона в любых средствах массовой информации или разместить это извещение в электронных средствах массовой информации при условии, что такое опубликование или такое размещение не может осуществляться вместо предусмотренного частью 1 настоящей статьи размещения.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Как следует из статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;

5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;

6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;

9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;

10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;

11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;

12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.

Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 66 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В соответствии с пунктом 3.1 документации об электронном аукционе установлено, что участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством или ее нотариально заверенной копией.

Согласно пункту 3.2.1. документации об электронном аукционе, к участникам закупки, в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, установлены следующие требования:

- в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Указом Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и инструкцией по обеспечению режима секретности в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1), Постановления Правительства РФ № 63 от 06.02.2010 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне», Приказом МВД России от 31.12.2014 № 1152 «Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств» к поставке и монтажу сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения в рамках государственного оборонного заказа для нужд ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России», в связи с ознакомлением с документами, содержащими секретные сведения, режимом охраны и степенью уязвимости объекта МВД России от преступных посягательств, допускаются участники, допущенные к проведению секретных работ, т.е. имеющие лицензию, выданную ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

- в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. В силу с 13.08.2018) и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 (ред. от 06.10.2017) «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» к монтажу пожарной сигнализации, систем оповещения, эвакуации при пожаре и её интегрированию с имеющейся у Заказчика системой, допускаются участники, допущенные к проведению работ, т.е. имеющие лицензию, выданную МЧС России на осуществление следующих видов работ:

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

Пунктом 10.25 документации об электронном аукционе установлено место поставки товара: 664040, <...> (ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России»).

Согласно пункту 4.5.2 Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

- копию лицензии, выданную ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Указом Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и инструкцией по обеспечению режима секретности в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1), Постановлением Правительства РФ № 63 от 06.02.2010 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», Приказом МВД России от 31.12.2014 № 1152 «Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств» (пункт 4.5.2.1 документации);

- копию лицензии, выданную МЧС России на осуществление следующих видов работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов (пункт 4.5.2.2 документации).

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием и рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности регулирует Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).

Допуск к государственной тайне производится путем осуществления процедуры оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

В силу части 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения ими в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответственной степени секретности.

Как ранее отмечалось судом, предметом электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения в рамках государственного оборонного заказа для нужд ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России».

Заказчиком является Федеральное казенное учреждение «Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Согласно статьей 9 Закона о государственной тайне отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, который утверждается Президентом Российской Федерации.

Требование о наличии действующей лицензии ФСБ у участников закупки заказчиком установлено согласно пункту 15 Указа Президента РФ от 24.01.1998 № 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" и пункту 22 Указа Президента РФ от 11.02.2006 № 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" к государственной тайне отнесены, сведения о дислокации, назначении, степени готовности или защищенности режимных помещений МВД России.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1 приказом МВД России от 11.03.2012 № 015 "О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел РФ" утверждена Инструкция по обеспечению секретности в органах внутренних дел РФ, которой предусмотрено, что к режимным организациям относятся органы внутренних дел, допущенные к проведению секретных работ, защита государственной тайны является видом основной деятельности органов внутренних дел, режимные объекты подлежат охране, в них устанавливается пропускной режим.

На основании лицензии ФСБ Российской Федерации № 2071 от 05.12.2017 ФКУ «ВСОУМТС МВД России» осуществляет деятельность, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну (степень секретности - «совершенно секретно»), а также действие данной лицензии распространяется на обособленное подразделение ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России».

ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России» относится к режимным объектам. В соответствии с приказом МВД России от 10.09.2018 № 580дсп «Об утверждении сведений, подлежащих засекречиванию МВД РФ» составляют государственную тайну, сведения, раскрывающие меры по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объектов ОВД, результаты оценки их уязвимости, а также сведения о местонахождении ручного стрелкового оружия и его количестве.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, является по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации).

Пунктом 3.2.1 документации об электронном аукционе заказчиком установлено требование о наличии у лиц, осуществляющих поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом закупки лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона 44-ФЗ).

Согласно пунктам 1.3, 1.4, 1.5 проекта договора установлено, что поставляемый товар должен быть укомплектован, отгружен, смонтирован и сдан в соответствии со спецификацией поставляемых товаров и техническим заданием, техническими паспортами и технической документацией. Место поставки товара: 664040, <...> (ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России». В рамках исполнения обязательств по поставке товара поставщик обязуется осуществить сборку и установку (монтаж) товара до состояния, позволяющего обеспечить его беспрепятственную эксплуатацию.

Таким образом, при монтаже сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения поставщик должен быть допущен к сведениям о дислокации режимного объекта, степени готовности, уровня защищенности, что составляет государственную тайну.

При этом суд отмечает, что сборно-разборное быстровозводимое специальное сооружение, предназначенное для хранения имущества вооружения в соответствии с техническим заданием, изложенным в разделе 12 «Сведения по предмету закупки» документации об электронном аукционе обеспечивает в процессе монтажа и эксплуатации, устойчивость и пространственную неизменность сооружения в целом и его элементов. Конструкция сооружения обеспечивает необходимый запас прочности и рассчитана на восприятие постоянных, длительных и кратковременных нагрузок и их сочетаний. Каркас сооружения металлический на основе ферменных конструкций, соединения элементов каркаса обеспечиваются болтовыми и/или сварочными соединениями. Основание выполнено в виде опорных труб с техническими характеристиками: свая винтовая стальная, которые вбиваются в грунт. Габариты сооружения: площадь (по полу) 396±8 м2; длина 22±0,1 м; ширина 18±0,1 м; высота 4,8±0Д м от чистого пола до примыкания стены к кровле.

В связи с чем, довод заинтересованного лица о том, что заказчик самостоятельно может переносить, указанное сооружение судом признается несостоятельным, исходя из особенностей монтажа и технических характеристик сооружения планируемое к поставке и монтажу.

Довод заинтересованного лица о том, что местом поставки в проекте контракта обозначен <...>, на карте города Иркутска по данному адресу значится жилое здание, в связи, с чем сведений указывающие на то, что местом дисклокации специального сооружения будет является специальный участок с усиленным режимом охраны в проекте контракта не содержится, судом отклоняется ввиду следующего.

Согласно представленным в материалы дела документам, у заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования находится земельный участок 28,51 га по адресу: Иркутская область, Иркутск г., Блюхера ул., 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 38 АД 963470 от 01.02.2013, собственником земельного участка является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 38 АГ 378848 от 11.09.2009.

По указанному адресу расположено обособленное подразделение заявителя Восточно-Сибирская база хранения ресурсов ФКУ «ВСОУМТС МВД России».

В связи с чем, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутск г., Блюхера ул., д.5, обозначенный на общедоступных картах г. Иркутска к ФКУ «ВСОУМТС МВД России» не имеет отношения, на балансе учреждения не числится.

В силу того, что ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России» является режимным объектом на общедоступных картах города Иркутска ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России» не обозначено.

Заявитель разместил извещение № 0334100000220000184 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, в том числе с установкой охранно-пожарной сигнализации (требование об установке сигнализации описано в разделе 12 «Сведения по предмету закупки» документации об электронном аукционе) предназначенного для хранения имущества вооружения в рамках государственного оборонного заказа. Место поставки товара: 664040, <...> (ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России») (пункт 1.4. проекта контракта).

Информация о конкретном месте монтажа сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения на режимном объекте ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России» (адрес: <...>) в документации об электронном аукционе заявителем не разглашалась, так как данная информация не предназначена для неограниченного круга лиц при размещении документации об аукционе в единой информационной системе. При указании точного места монтажа подлежала бы раскрытию информация, содержащаяся в Акте межведомственной комиссии по организации охраны ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России», который имеет гриф секретности, а именно сведения, раскрывающие меры по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объекта, результаты оценки его уязвимости, а также сведения о местонахождении ручного стрелкового оружия и его количестве.

Учитывая неразрывность предмета аукциона с местом поставки (работы, услуги), и, как следствие, доступ поставщика к сведениям, составляющим государственную тайну (дислокации режимного объекта, степени готовности, уровня защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимного объекта, а именно месторасположение хранения имущества вооружения, расстояния до периметра охраняемой территории, степени антитеррористической защищенности расположенных в непосредственной близости от режимного объекта защитных сооружений, количеством рубежей охраны и задействованными для охраны силами и средствами, пропускном режиме на охраняемой технической территории ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России»), суд приходит к выводу о том, что объект закупки, связан со сведениями, составляющими государственную тайну.

Таким образом, заказчиком в документации требования о наличии у участников закупки действующей лицензии, выданной в соответствии с требованиями действующего законодательства о допуске к работам, составляющих государственную тайну, а также действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения, оповещения, эвакуации, фотолюминесцентных эвакуационных систем, выполнение которых является предметом контракта, не противоречит требованиям действующего законодательства. Возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участника закупки, что соответствует разъяснениям, изложенным в пункте 7 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, оценив фактические обстоятельства и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые акты (решение и предписание) антимонопольного органа не соответствует нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя по настоящему делу.

Стороны в порядке статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины в связи с чем государственная пошлины распределению судом не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными решение от 13.11.2020 № 054/06/68-2165/2020 и предписания от 13.11.2020 №054/06/68-2165/2020, вынесенные управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области.

Обязать управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Л.Н. Морозова