ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-39585/18 от 18.03.2019 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                Дело № А45-39585/2018

21 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2019 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания Ивановой Е.И. после перерыва секретарем судебного заседания Никоненко А.Д., рассмотрев  в открытом  судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дзержинец», г. Новосибирск

к Департаменту энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск

о признании незаконным и отмене предписания №106-02-18/07 от 27.07.2018

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: Перфилова Я.Е. по доверенности от 09.01.2019, паспорт

заинтересованного лица: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Новосибирской области  обратилось общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дзержинец» (далее – заявитель, общество, управляющая компания, ООО УК «Дзержинец») с заявлением к Департаменту энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска (далее – заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным и отмене предписания №106-02-18/07 от 27.07.2018.

Заявленные требования мотивированы соблюдением обществом требования действующего законодательства в полном объеме, неисполнимостью предписания.

Департамент считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, полагает, что заявителем не были приняты все возможные меры в целях устранения нарушений, изложенных в пунктах  1.7.1, 1.7.2, 4.2.1.1, 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 23.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170),  пп.  а, б, г пункта 10, пп. з  пункта  11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных поста­новлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).

В соответствии со статьями 123, 156, 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) в судебном заседании 11.03.2019 объявлялся перерыв до 19.03.2019, дело рассмотрено по существу в отсутствии представителя департамента, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Как следует из материалов дела, в отношении ООО УК «Дзержинец» департаментом в период с 02.07.2018  по 27.07.2018  была проведена проверка исполнения ранее выданного предписания № 358-02-18/28 от 28.12.2017, которым было предписано обеспечить принятие  мер к собственникам нежилых помещений по адресу г. Новосибирск, пр.Дзержинского, 4, по представлению разрешительной документации на перепланировку, переоборудование жилого помещения.

В ходе проверки было установлено, что ООО УК «Дзержинец» представлено техническое заключение, выполненное ООО «Проект-Центр» от 2018 года, со­гласно которому состояние строительных конструкций нежилого помещения, расположенного в подвальном помещении в угловой части дома оценивается, как ограниченно-работоспособное; необходимо провести ряд мероприятий, в том числе: детальное обследование и расчет всех конструкций усиления и строитель­ных конструкций с конструктивными изменениями; рекомендуется выполнить: ремонт кирпичной кладки в местах ее нарушения по нижнему поясу стен и в про­емах, в местах выемки грунта из-под стен выполнить заполнение пустот грунтом с утрамбовкой и другие мероприятия, согласно выводам заключения.

Обществом направлено уведомление в ООО «Галатея» от 27.04.2018, в котором собственника нежилого помещения уведомляют об обязанности содержать обще­домовое имущество в надлежащем состоянии; дополнительно в уведомлении указывается, что управляющая компания  направит обращение в органы государственного надзора, в случае непредставления информации ООО «Галатея».

Информация по мероприятиям, проводимым ООО «Галатея» с 27.04.2018 по 30.06.2018 не представлена; копия заявления общества, направленного в период с 27.04.2018 по 30.06.2018 в органы государственного строительного надзора для проверки и выдачи предписания ООО «Галатея», не представлена.

По результатам проверки  был составлен Акт проверки № 106-01-18/14 от 27.07.2018 и в связи с отсутствием вышеуказанной информации   ООО УК «Дзержинец» 27.07.2018  было выдано предписание  № 106-02-18/07, которым обществу предписано обеспечить принятие мер к собственникам нежилых помещений по предоставлению разрешительной документации на перепланировку, переоборудование жилого дома - в срок до 30.10.2018.

Полагая, что предписание выдано необоснованно, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, ООО УК «Дзержинец» управляет многоквартирным домом №4 по пр. Дзержинского.

Заключив договор управления многоквартирным домом, управляющая компания в силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ приняла на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно статьи 19 Жилищного кодекса РФ, муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ).

Статья 20 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (часть 1.1); муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1).

В соответствии с Административным регламентом осуществления муниципального жилищного контроля, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 14.08.2013 № 7666 (далее – Административный регламент), муниципальный жилищный контроль осуществляет мэрия, от имени которой действует департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города; проведение проверок (плановых и внеплановых) осуществляет структурное подразделение департамента - комитет муниципальной жилищной инспекции мэрии.

Согласно пункту 1.6. Административного регламента предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Новосибирской области в области жилищных отношений, а также принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами города Новосибирска (далее - обязательные требования), в том числе требований: к использованию жилого помещения по назначению; к сохранности жилого помещения; к обеспечению надлежащего состояния жилого помещения; к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений; к своевременности и полноте внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно пункту 1.7 Административного регламента при осуществлении мероприятий по муниципальному жилищному контролю должностные лица комитета, уполномоченные на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - должностные лица комитета) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального жилищного контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписания об устранении выявленных нарушений.

Как следует из материалов дела, в многоквартирном доме №4 по пр. Дзержинского имеются нежилые помещения общей площадью 202,6 кв.м.

28.11.2013  между ООО «УК «Дзержинец» и ООО «БЭСТ» был  заключен договор на содержание общего имущества в МКД на нежилое помещение общей площадью 202,6 кв.м., являющемся его собственником.

В 2013-2014 гг. ООО «БЭСТ» в указанном помещении провело перепланировку.

Право собственности ООО «БЭСТ» на нежилое помещение площадью 202,6 кв.м. было прекращено 08.09.2015        на основании решения суда по иску мэрии г.Новосибирска, в ходе судебного разбирательства было установлено, что   ООО «БЭСТ» незаконно завладело нежилым помещением общей площадью 58,5 кв.м., принадлежащим городу Новосибирску.

Впоследствии помещение, принадлежащее городу Новосибирску общей площадью 58,5 кв.м., было продано Ребека И.Е. (право собственности от 28.01.2016).

По данным ЕГРП с 04.08.2016 собственником нежилого помещения общей площадью 202,6 кв.м. является  ООО «Галатея», директором и учредителем которого является Ребека И.Е.

В соответствии с Правилами № 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в уста­новленном порядке (пункт 1.7.1.);  переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (ком­нат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2.).

В силу  пунктов 4.1.1.,  4.2.1.1. Правил № 170  организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспе­чивать:

исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность),

устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их даль­нейшего развития,

теплозащиту, влагозащиту наружных стен;

исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий;

устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;

предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий.

Из пунктов 10 (а, б,г), 11, (з) Правил № 491 следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требовани­ями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, за­щите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирно­го дома;  безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; содержание общего имущества в зависимости от состава, конструк­тивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 насто­ящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего иму­щества.

Исходя из вышеизложенного, департаментом обществу было выдано предписание  № 106-02-18/07, обязывающее обеспечить его принятие мер к собственникам нежилых помещений по предоставлению разрешительной документации на перепланировку, переоборудование жилого дома - в срок до 30.10.2018.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.

При определении субъекта ответственности за нарушение требований Правил № 170, Правил № 491 департаменту следовало определить, в результате каких виновных действий (бездействий) юридического лица, отвечающего за содержание жилищного фонда, наступили выявленные в ходе проведенной проверки нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, правил содержания общего имущества в многоквартирном  доме, а также установить, могли ли выявленные нарушения быть вызваны объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций департамента, заключается в необходимости обязательного выполнения требований  выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу также в установленный в нем срок.

Также при вынесении предписания контролирующему органу необходимо обеспечить соблюдение не только норм законодательства, но и законных интересов нарушителя, не превышая разумно необходимые меры воздействия на него. В числе прочих, подразумевается, что предписание должно быть реально исполнимым.

В данном случае департамент требует от заявителя принять  мер к собственникам нежилых помещений (в настоящее время ООО «Галатея») по предоставлению разрешительной документации на перепланировку, переоборудование жилого дома.

По смыслу статьи 26 Жилищного кодекса РФ решение о согласовании является основанием для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, т.е. оно должно быть получено до начала проведения соответствующих работ.

Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления (подпункт 7 пункта 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, утвержденный постановлением мэрии города Новосибирска от 15.07.2013 № 6670, согласование переустройства и (или) перепланировки осуществляется структурными подразделениями администраций районов города Новосибирска.

Из материалов дела следует, что в 2014 году Администрация Дзержинского района г. Новосибирска  обращалась в Центральный районный суд города Новосибирска  с иском о признании действий ООО «БЭСТ» по проведению работ в нежилых помещениях незаконными, восстановлении нежилого помещения в первоначальном состоянии.

Заочным решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 25.09.2014  суд признал указанную перепланировку незаконной,  обязал ООО «БЭСТ» восстановить нежилые помещения в первоначальном состоянии.

До настоящего времени  решение суда не исполнено.

Из содержания вышеуказанного решения (л.д.19, 22) следует, что исковые требования были мотивированы, в том числе, отсутствием разрешения на перепланировку, что не было опровергнуто ответчиком, в ходе рассмотрения дела согласование перепланировки также не было представлено. 

Таким образом, уполномоченный на выдачу согласований перепланировки орган – Администрация Дзержинского района г. Новосибирска фактически подтвердил, а Центральный районный суд г. Новосибирска установил  проведение перепланировки спорного помещения без разрешительных документов.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 29 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии вышеуказанного решения о согласовании, являются самовольным переустройством и (или) перепланировкой, лицо ее осуществившее несет предусмотренную законом ответственность.

Действующее законодательство не содержит возможности получения согласования после проведения перепланировки, переоборудования.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу, что, учитывая отсутствие соответствующего согласование на момент проведения работ по перепланировке, требование департамента от ООО УК «Дзержинец» принятия  мер к ООО «Галатея» по предоставлению разрешительной документации на перепланировку, переоборудование жилого дома, само по себе не ведет к устранению  нарушений требований   пунктов 4.1.1.,  4.2.1.1. Правил № 170, нарушение которых вменяется обществу.

Кроме того, из материалов дела следует, что ООО «УК «Дзержинец» неоднократно обращалось в адрес ООО «БЭСТ» с просьбой предоставить документацию на проведение перепланировки, ответа не последовало.

28.10.2016 и 20.12.2016 . в адрес ООО «Галатея» были направлены претензии о предоставлении доступа в подвальные помещения для проведения осмотра сотрудниками управляющей организации и о предоставлении разрешительных документов по перепланировке.

28.02.2016  ООО «УК «Дзержинец» было подано исковое заявление об обязании предоставить доступ в нежилое помещение для проведения обследования инженерных коммуникаций и о предоставлении разрешительных документов по перепланировке к ООО «Галатея».

28.04.2017 заочным решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска исковые требования ООО «УК «Дзержинец» об обязании предоставить доступ в нежилое помещение для проведения обследования инженерных коммуникаций и о предоставлении разрешительных документов по перепланировке к ООО «Галатея» были удовлетворены.

Решение вступило в законную силу 16.06.2017, службой судебных приставов Дзержинского района г. Новосибирска возбуждено исполнительное производство № 40178/17/54001-ИП от 24.07.2017.

06.10.2017  были проведены исполнительские действия, а именно службой судебных приставов обеспечен доступ управляющей компании  в подвальные помещения МКД по пр. Дзержинского,4 составлен акт осмотра, помещения подвала находятся в перепланированном и реконструированном виде.

14.09.2017 заявитель обращался в службу судебных приставов Дзержинского района г. Новосибирска с заявлением о розыске должника (л.д. 117).

Однако до настоящего времени  оставшиеся требования исполнительного документа не исполнены,  исполнительное производство не окончено.

В период с мая по август 2017 года, обществом также направлялись письма в Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области, Администрацию Дзержинского района г. Новосибирска, мэрию города Новосибирска с изложением возникшей ситуации.

Таким образом, обществом принимались меры для исполнения требований как оспариваемого, так и ранее выданного предписаний.

Следует отметить, что постановлением мирового судьи 2-го судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска (л.д. 86-87) в привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение требований ранее выданного предписания, содержащее требования,  аналогичные как в оспариваемом предписании,    в установленный срок было отказано, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения.

Постановлением мирового судьи 8-го судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска (л.д. 147-152) в привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение требований  оспариваемого предписания,    в установленный срок было отказано, суд пришел к выводу о неисполнимости предписания, об отсутствии в действиях общества состава правонарушения.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания   предписания департамента№106-02-18/07 от 27.07.2018 незаконным.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ уплаченная заявителем при обращении в суд госпошлина в размере 3 000 рублей подлежит взысканию в департамента в пользу общества.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 110, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным предписание Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска№106-02-18/07 от 27.07.2018.

Взыскать с Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска в пользу  общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дзержинец» госпошлину в размере 3 000 рублей. Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

         Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

         Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                                         Т.В.Абаимова