ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-39915/18 от 24.12.2018 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск Дело № А45-39915/2018

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 09 января 2019 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело позаявлению акционерного общества «Сибирский антрацит», п Листвянский

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области, г Новосибирск

о признании незаконным и отмене постановлений от 23.10.2018 № 23, 32, 35, 37 по делам об административном правонарушении,

без вызова сторон,

установил:

АО «Сибирский Антрацит» (далее по тексту – Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащем отмене полностью постановления Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее – Инспекция) № 23 от 23.10.2018, №32 от 23.10.2018, №35 от 23.10.2018, №37 от 23.10.2018 о привлечении к административной ответственности (далее – Постановления), предусмотренной ч.6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей по каждому правонарушению, за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Определением суда от 31.10.2018 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

В деле имеются доказательства надлежащего извещения сторон в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления в порядке упрощенного производства.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

24.12.2018 вынесено решение в виде резолютивной части.

27.12.2018 года поступило заявление об изготовлении решения в полном объеме, в связи с чем, суд выносит мотивированное решение по делу в полном объеме.

Заявитель полагает, что 4 факта совершения АО «Сибирский Антрацит» административного правонарушения (3 квартал 2016 года) являются единым административным правонарушением, так как правонарушения, вмененные Обществу, тождественны друг другу и не образуют самостоятельных составов, следовательно, привлечение к административной ответственности по четырем фактам правонарушений является необоснованным и не соответствует требованиям действующего законодательства.

Заявитель полагает, что указание в отчетах сведений в целых единицах не является правонарушением, представляющим существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку налоговый орган имел возможность идентифицировать данные, представленные в отчете. Обществом самостоятельно предоставило уточненные расчеты по всем счетам с указанием сведений в тысячах единиц.

Заявитель указывает, что неверное заполнение кодов произведенных операций в отчетах было допущено в связи с большим количеством используемых кодов близких по своему значению, при этом указанные нарушения не привели к искажению представленных сведений, так как к отчету прилагались подтверждающие финансовые документы. Налоговый орган имел возможность оценить полноту и достоверность информации, предоставляемой Обществом. Обществом представлены уточняющие отчеты по допущенным нарушениям.

Заявитель не согласен с позицией налогового органа о необходимости предоставления сведений о движении денежных средств за период с первого числа по последнее число отчетного квартала, вне зависимости от наличия или отсутствия операций по банковским счетам за определенные даты, в связи с тем, что в отсутствующие даты финансовые операции с денежными средствами не производились; общество предоставляло сведения о движении денежных средств по форме, полученной из Банка; сведения представлены в полном объеме; фактов неполного или недостоверного отражения сведений о движении денежных средств в отчете налоговым органом в период с 2016 года по настоящее время не выявлено; претензии и замечания в адрес общества от налогового органа о некорректности представляемых сведений о движении денежных средств не поступали.

Заявитель не согласен с позицией налогового органа о том, что представленные АО «Сибирский Антрацит» документы лишили возможности налоговый орган провести всесторонний анализ движения денежных средств по счету за 3 квартал 2016 года.

Заявитель указывает, что неверное отражение в отчетах сумм зачисленных средств за отчетный период связано с неверным пониманием понятий «поступления на счет» и «зачисления на счет», при этом допущенное нарушение совершено Обществом неумышленно, сумма зачисленных денежных средств была указана с учетом комиссии банка и это было отражено в представленных документах.

Заявитель, ссылаясь на п. 10 Постановления Правительства №819, указывает на то, что налоговым органом в нарушение указанного пункта на протяжении 2 лет в адрес общества не было направлено уведомление о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета или надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.

Заявитель также просит учесть положения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку АО «Сибирский Антрацит» не допустил пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него обязанностей (на протяжении длительного времени своевременно предоставляло отчет в налоговый орган, реагировало на все замечания налогового органа, ранее к административной ответственности за нарушение валютного законодательства не привлекалось, внесло изменения в отчеты до момента привлечения к административной ответственности, выявленные налоговым органом исключительно формальные нарушения были допущены два года назад и перестали быть общественно опасными), Общество своими действиями не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; доказательств, подтверждающих значительную общественную опасность совершенного правонарушения в материалах административного дела не имеется; АО «Сибирский Антрацит» ранее не привлекалось к административной ответственности за нарушения валютного законодательства. Следовательно, в рассматриваемом случае применение меры административного взыскания в виде штрафа не соответствует тяжести совершенного АО «Сибирский Антрацит» правонарушения и фактически будет носить карательный, а не превентивный характер.

Заявитель указывает, что на протяжении 2016-2017 гг замечания в адрес Общества от налогового органа о некорректности представляемых сведений не поступали, что свидетельствует о том, что указанные отчеты длительное время не проверялись, только в 2018 году, спустя 2 года после предоставления отчетов налоговый орган начал проводить их проверку.

Заявитель указывает, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям законодательства РФ и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Инспекция представила отзыв на заявление, в котором заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению, а оспариваемые постановления законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве.

Арбитражный суд, изучив материалы дела, находит требования не подлежащими удовлетворению и исходит из следующего.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

На основании пункта 7 статьи 12 Закона 173-ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N819 утверждены Правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - Правила) и форма отчета.

Согласно п.3 Правил отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.

Согласно п.4 Правил юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

Согласно п.5 Правил подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.

В случае если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие банковские документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала.

В случае закрытия юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).

В соответствии с п. 6 Правил документы, предусмотренные пунктами 4 - 5 вышеуказанных Правил, представляются непосредственно резидентом либо представителем резидента, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствии с пунктом 9 Правил днем представления в налоговый орган отчета и подтверждающих банковских документов считается:

- для отчета и подтверждающих банковских документов, представленных непосредственно резидентом либо представителем резидента, - дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;

- для отчета и подтверждающих банковских документов, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата направления резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

Согласно п.10 Правил, в случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом подтверждающих банковских документов, представления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет юридическое лицо - резидента, индивидуального предпринимателя - резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.

Согласно ст. 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

I.Постановление №23 от 23.10.2018.

Из материалов дела об административном правонарушении №546020180927000801 следует, что Обществом 20.08.2014 открыт счет №7054124953 в Raiffeisen Bank International AG (АВСТРИЯ), расположенном за пределами территории Российской Федерации, о чем, во исполнение части 2 статьи 12 Закона № 173-ФЗ, в установленный срок уведомило Межрайонную ИФНС России № 3 по Новосибирской области.

28.10.2016 Обществом представлен отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2016 года по счету № 7054124953.

Налоговым органом, в ходе проведения проверки соблюдения Обществом валютного законодательства по вопросам порядка представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 1 квартал 2016 года, установлено:

1. В графе 4 отчета указаны суммы валютных операций в целых единицах: строка 1 (531 168,46), строка 2 (11 276 781,74), строка 2.1 (11 276 781,74), строка 3 (6 740 209,24) строка 3.1 (2 244 054,10), строка 3.2 (4 490 000,00) строка 3.3 (6155,14), строка 4 (5 067 740, 96), тогда как согласно форме отчета суммы должны быть указаны в тысячах единиц соответствующей валюты, то есть необходимо было указать: строка 1 (531,2), строка 2 (11 276,7), строка 2.1 (11 276,7), строка 3 (6 740,2) строка 3.1 (2 244,0), строка 3.2 (4 490, 00) строка 3.3 (6,2), строка 4 (5 067,7).

Таким образом, суммовые значения валютных операций в представленном отчете были искажены Обществом в 1000 раз.

Обществом 08.02.2018 представлен уточненный отчет за 3 квартал 2016 по счету №7054124953. В графе 4 отчета указаны: строка 1 (531,2), строка 2 (11 276,7), строка 2.1 (11 276,7), строка 3 (6 740,2) строка 3.1 (2 244,0), строка 3.2 (4 490, 00) строка 3.3 (6,2), строка 4 (5 067,7).

2. К отчету о движении денежных средств Обществом представлены банковские документы за определенные даты: 01.07.2016, 05.07.2016, 06.07.2016, 07.07.2016, 08.07.2016, 14.07.2016, 15.07.2016, 18.07.2016, 22.07.2016, 28.07.2016, 29.07.2016, 01.08.2016, 08.08.2016, 23.08.2016, 29.08.2016, 30.08.2016, 31.08.2016, 01.09.2016, 08.09.2016, 14.09.2016, 23.09.2016, 28.09.2016, 29.09.2016, то есть в нарушение п. 5 Правил № 819 не за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.

В отношении остальных дней Обществом не представлены сведения о движении денежных средств (об отсутствии движения денежных средств) по счету.

В связи с представлением Обществом банковских документов не за весь период отчета, а только за определённые даты, налоговый орган был лишен возможности проведения всестороннего анализа движения денежных средств по счету № 7054124953 за 3 квартал 2016 года.

Поскольку, часть 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ и пп 4, 5 Правил возлагают на резидента, открывшего счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации, обязанность выполнения установленных ими требований по предоставлению банковских документов за весь период (с первого числа по последнее число отчетного квартала), вне зависимости от наличия или отсутствия операций по банковским счетам за определенные даты, следовательно, довод Заявителя об отсутствии необходимости предоставления «пустых сведений», в связи с тем, что в отсутствующие даты финансовые операции с денежными средствами не производились, является несостоятельным.

3. По строке 2 и 2.1 отчета о движении денежных средств по коду вида операции 10030 (зачислено средств за отчетный период) указана сумма 11276781.74 долларов США.

В соответствии с Постановлением № 819 «Код вида операции» и «Наименование операции» указывается в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (Инструкция от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»).

Согласно банковским выпискам по счету № 7054124953 и расшифровке к счету, полученной в ответ на определение об истребовании сведений № 07-07/003717 от 01.10.2018 на валютный счет поступило:

Наименование компании

Дата операции

Поступило денежных средств, (Долларов США)

Банковская комиссия, (Долларов США)

Зачислено, (Долларов США)

Hyunday Steel Company

07.07.2016

979200.00

16.59

979 183.41

08.08.2016

27235.87

16.73

27 219.14

23.09.2016

990760.00

16.84

990 743.16

Vitol SA

01.07.2016

449569.27

16.71

449 552.56

05.07.2016

85600

16.70

85 583.30

07.07.2016

304950

16.64

304 933.36

15.07.2016

319879.82

16.64

319 863.18

15.07.2016

470800

16.69

470 783.31

22.07.2016

412569.19

16.51

412 552.68

23.08.2016

535000

16.99

534 983.01

29.08.2016

642000

16.78

641 983.22

14.09.2016

310300

16.83

310.283.17

28.09.2016

569467.59

16.84

569 450.75

30.09.2016

251450

16.84

251 433.16

Duferco SA

29.07.2016

2483250.00

2030.06

2 481 219.94

30.08.2016

2444750.00

2075.56

2 442 674.44

Итого:

11 276 781.74

4339.95

11 272 441.79

В соответствии с вышеуказанным, на счет № 7054124953 за период с 01.07.2016 по 30.09.2016 поступила экспортная выручка в размере 11 276 781,74 Долларов США, после списания банком комиссии за предоставленные услуги на расчетный счет было зачислено 11 272 441,79 Долларов США. Так как банковская комиссия была списана банком до зачисления денежных средств на расчетный счет АО «Сибирский Антрацит», данные денежные средства относятся к доходам Raiffeisen Bank International AG (АВСТРИЯ) и не должны были быть указаны в отчете о движении денежных средств за 3 квартал 2016 года.

Таким образом, в отчете о движении денежных средств за 3 квартал 2016 года по строке 2 (зачислено средств за отчетный период) и 2.1 по коду вида операции 10100 (поступление экспортной выручки), следовало указать сумму в - 11272.4 тыс. Долларов США, по строке 3 (списано средств за отчетный период) – 6735.9 тыс. Долларов США, по строке 3.3 по коду вида операции 99090 (расчеты по прочим валютным операциям) – 1.8 тыс. Долларов США.

Следовательно, представленный Обществом отчет о движении денежных средств содержал недостоверную информацию о суммах зачисленных средств за отчетный период, что является нарушением установленного порядка представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

По фактам выявленных нарушений налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении № 546020180927000801 от 09.10.2018 по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением №23 от 23.10.2018 Общество привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

II.Постановление № 32 от 23.10.2018.

Из материалов дела об административном правонарушении №546020180927000901 следует, что Обществом 20.08.2014 открыт счет № 154124953 в Raiffeisen Bank International AG (АВСТРИЯ), расположенном за пределами территории Российской Федерации, о чем, во исполнение части 2 статьи 12 Закона № 173-ФЗ, в установленный срок уведомило Межрайонную ИФНС России № 3 по Новосибирской области.

28.10.2016 Обществом представлен отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2016 года по счету № 154124953.

Налоговым органом, в ходе проведения проверки соблюдения Обществом валютного законодательства по вопросам порядка представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2016 года, установлено:

1. В графе 4 отчета указаны суммы валютных операций в целых единицах: строка 1 (3 509,88), строка 3 (94,80) строка 3.1 (94,80), строка 4 (3 415,08), тогда как согласно форме отчета суммы должны быть указаны в тысячах единиц соответствующей валюты, то есть необходимо было указать: строка 1 (3,5), строка 3 (0,1) строка 3.1 (0,1), строка 4 (3,4).

Таким образом, суммовые значения валютных операций в представленном отчете были искажены Обществом в 1000 раз.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 3 квартал 2016 года по счету № 154124953. В графе 4 отчета указаны: строка 1 (3,5), строка 3 (0,1) строка 3.1 (0,1), строка 4 (3,4).

2. К отчету о движении денежных средств Обществом представлены банковские документы за определенные даты: 29.07.2016, 31.07.2016, 31.08.2016, 31.08.2016 и с 01.09.2016-30.09.2016.е. в нарушение п. 5 Правил № 819 не за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.

В отношении остальных дней Обществом не представлены сведения о движении денежных средств (об отсутствии движения денежных средств) по счету.

В связи с представлением обществом банковских документов не за весь период отчета, а только за определённые даты, налоговый орган был лишен возможности проведения всестороннего анализа движения денежных средств по счету № 154124953 за 3 квартал 2016 года.

Поскольку, часть 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ и пп 4,5 Правил возлагают на резидента, открывшего счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации, обязанность выполнения установленных ими требований по предоставлению банковских документов за весь период (с первого числа по последнее число отчетного квартала), вне зависимости от наличия или отсутствия операций по банковским счетам за определенные даты, следовательно, довод Заявителя об отсутствии необходимости предоставления «пустых сведений», в связи с тем, что в отсутствующие даты финансовые операции с денежными средствами не производились, является несостоятельным.

По фактам выявленных нарушений налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении №546020180927000901 от 09.10.2018 по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением № 32 от 23.10.2018 Общество привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

III.Постановление № 35 от 23.10.2018.

Из материалов дела об административном правонарушении №546020180927001001 следует, что Обществом 04.12.2015 открыт счет №0835217140702 в Credit Suisse AG (Швейцария), расположенном за пределами территории Российской Федерации, о чем, во исполнение части 2 статьи 12 Закона № 173-ФЗ, в установленный срок уведомило Межрайонную ИФНС России № 3 по Новосибирской области.

28.10.2016 Обществом представлен отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2016 года по счету № 0835217140702.

Налоговым органом, в ходе проведения проверки соблюдения Обществом валютного законодательства по вопросам порядка представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2016 года, установлено следующее:

1.В графе 4 отчета указаны суммы валютных операций в целых единицах: строка 1 (474,11) строка 2 (40 040 300), строка 2.1 (40 040 300), строка 3 (40 040 476,46), строка 3.1 (40 040 300), строка 3.2 (176,46), строка 4 (297,65), тогда как согласно форме отчета суммы должны быть указаны в тысячах единиц соответствующей валюты, то есть необходимо было указать: строка 1 (0,5) строка 2 (40 040,3), строка 2.1 (40 040,3), строка 3 (40 040,5), строка 3.1 (40 040,3), строка 3.2 (0,2), строка 4 (0,3)

Таким образом, суммовые значения валютных операций в представленном отчете были искажены Обществом в 1000 раз.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 3 квартал 2016 года по счету № 0835217140702. В графе 4 отчета указаны: строка 1 (0,5) строка 2 (40 040,3), строка 2.1 (40 040,3), строка 3 (40 040,5), строка 3.1 (40 040,3), строка 3.2 (0,2), строка 4 (0,3).

2. В соответствии с Постановлением № 819 «Код вида операции» и «Наименование операции» указывается в соответствии нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (Инструкция от 4 июня 2012 г. N 138-И).

В нарушение Инструкции 138-И (Приложение 2 «Перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов») АО «Сибирский Антрацит» неверно заполнены коды операций о движении денежных средств по счету № 0835217140702 за 3 квартал 2016 года. В графе 2.1 указан код 99090 «Расчеты по операциям, не указанным в группах 01 - 80 настоящего Перечня, а также за исключением платежей по кодам 99010, 99020», необходимо было указать код 61150 «Переводы иностранной валюты или валюты Российской Федерации с расчетного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на счет этого же резидента, открытый в банке нерезиденте».

Следовательно, представленный Обществом отчет о движении денежных средств содержал недостоверную информацию о кодах вида валютной операции, что является нарушением установленного порядка представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 3 квартал 2016 года по счету № 0835217140702, в котором коды операций исправлены и заполнены верно.

По фактам выявленных нарушений налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении №546020180927001001 от 09.10.2018 по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением № 35 от 23.10.2018 Общество привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

IV.Постановление № 37 от 23.10.2018.

Из материалов дела об административном правонарушении №546020180927001101 следует, что Обществом 07.04.2016 открыт счет №08352171407021 в Credit Suisse AG (Швейцария), расположенном за пределами территории Российской Федерации, о чем, во исполнение части 2 статьи 12 Закона № 173-ФЗ, в установленный срок уведомило Межрайонную ИФНС России № 3 по Новосибирской области.

28.10.2016 Обществом представлен отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2016 года по счету № 08352171407021.

Налоговым органом, в ходе проведения проверки соблюдения Обществом валютного законодательства по вопросам порядка представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2016 года, установлено следующее:

1.В графе 4 отчета указаны суммы валютных операций в целых единицах: строка 1(40 000 000), строка 2 (40 301,03), строка 2.1 (40 301,03), строка 3 (40 040 301,03), тогда как согласно форме отчета суммы должны быть указаны в тысячах единиц соответствующей валюты, то есть необходимо было указать: строка 1 (40 000), строка 2 (40,3), строка 2.1 (40,3), строка 3 (40 040,3), строка 3.1 (40 040,3).

Таким образом, суммовые значения валютных операций в представленном отчете были искажены Обществом в 1000 раз.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 3 квартал 2016 года по счету № 08352171407021. В графе 4 отчета указаны: строка 1 (40 000), строка 2 (40,3), строка 2.1 (40,3), строка 3 (40 040,3), строка 3.1 (40 040,3).

2.В соответствии с Постановлением № 819 «Код вида операции» и «Наименование операции» указывается в соответствии нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (Инструкция № 138-И).

В нарушение Инструкции 138-И (Приложение 2 «Перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов») АО «Сибирский Антрацит» неверно заполнены коды операций о движении денежных средств по счету № 0835217140702 за 3 квартал 2016 года. В графе 3.1 указан код 99090 «Расчеты по операциям, не указанным в группах 01-80 настоящего Перечня, а также за исключением платежей по кодам 99010, 99020», необходимо было указать код 61140 «Переводы иностранной валюты или валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого в банке-нерезиденте, на счет этого резидента, открытый в уполномоченном банке».

Следовательно, представленный Обществом отчет о движении денежных средств содержал недостоверную информацию о кодах вида валютной операции, что является нарушением установленного порядка представления отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Обществом 08.02.2018 года представлен уточненный отчет за 3 квартал 2016 года по счету № 05352171407021, в котором коды операций исправлены и заполнены верно.

По фактам выявленных нарушений налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении №546020180927001101 от 09.10.2018 по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением № 37 от 23.10.2018 Общество привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Часть 6 ст. 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.

Административные правонарушения по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ посягают на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.

Объектом совершенного Обществом административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в контроле над внешнеэкономической деятельностью юридических и физических лиц в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Состав правонарушения, предусмотренный ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, является формальным, т.е. основанием для привлечения к ответственности является сам факт несоблюдения установленного порядка представления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) открытых за пределами территории Российской Федерации и подтверждающих банковских документов. По вменяемому составу правонарушения существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, характеризуется несоблюдением виновным лицом установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами. Обществом не соблюдены Правила, утвержденные Постановлением от 28 декабря 2005 г. N 819.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, могут быть должностные лица, юридические лица. В данном случае субъектом является АО «Сибирский Антрацит».

При этом необходимо отметить следующее – в абз.2 п. 4 Правил №819 указано, что по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

На основании ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Таким образом, представив четыре отчета с нарушением установленного порядка, Общество совершило четыре отдельных действия - административных правонарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. При этом факт представления отчетов в один день значения не имеет. В связи с чем, квалифицировать данные нарушения как одно, правовых оснований не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Необходимо учитывать, что на основании ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Таким образом, в рассматриваемом случае по каждому факту административного правонарушения (т.е. по каждому факту представления отчета о движении средств по счету с нарушением порядка) в отношении юридического лица и каждого из виновных должностных лиц составляется отдельный протокол по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Следовательно, довод Общества о том, что все оспариваемые постановления вынесены по результатам одной проверки, составлены одним числом, каждым из постановлений Обществу вменяется один и тот же состав административного правонарушения, не свидетельствует о том, что Обществом совершено одно административное правонарушение, является несостоятельным.

Доказательств принятия Обществом исчерпывающих мер направленных на недопущение совершения административного правонарушения, равно как и доказательств невозможности соблюдения действующих норм и правил в сфере валютного регулирования в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что в свою очередь применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему административном правонарушении.

На основании изложенного, постановления о назначении административного наказания№ 23,32,35,37 от 23.10.2018 являются законными, а требования АО «Сибирский Антрацит» не подлежащими удовлетворению, как необоснованные.

Относительно доводов Заявителя о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ необходимо отметить следующее.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Решение о наличии признака состава административного правонарушения, заключающегося в несоблюдении порядка представления резидентом отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами (в частности, незаполнения каких-либо реквизитов, ошибок, неточностей, опечаток и т.п.), должно приниматься должностным лицом налогового органа, исходя из характера и оценки конкретных обстоятельств, свидетельствующих о существенности допущенных при заполнении отчета нарушений, в том числе связанных с возможностью дальнейшего осуществления валютного контроля за операциями резидента по счету в зарубежном банке (пункт 5 Письма ФНС от 12.07.2013 N АС-4-2/12519).

В п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Обстоятельства совершения правонарушения АО «Сибирский Антрацит» не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования, обеспечивающего устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка.

Кроме того, довод Общества о том, что выявленные налоговым органом недостатки при заполнении Отчетов были учтены в последующей деятельности и допущенные ранее нарушения скорректированы и устранены в дальнейшем, не могут служить основанием для освобождения заявителя от ответственности.

Таким образом, доводы Заявителя «о допущенных формальных, неосторожных нарушениях требований действующего законодательства», в связи с чем применение административного взыскания в виде штрафа не соответствует тяжести совершенного АО «Сибирский Антрацит» правонарушения и фактически носит карательный, а не превентивный характер подлежат отклонению, так как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, носит формальный характер, для привлечения к ответственности по данной норме не имеют значения мотивы невыполнения резидентом своей обязанности. Угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а в безразличном отношении со стороны Общества, выразившемся в неиспользовании всех имеющихся возможностей для исполнения своих обязанностей.

Поскольку, штраф назначен в пределах санкции ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ в минимальном размере, с учетом характера вменяемого административного правонарушения, следовательно, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования, обеспечивающего устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка, в связи с этим вменяемое Обществу правонарушение не может быть признано малозначительным.

Каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушения судом не установлено.

Такое обстоятельство, как, например, принятие мер для исключения повторения аналогичных правонарушений в будущем не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения, а может в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываться при назначении административного наказания, что и было сделано административным органом при назначении минимального наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, учитывая, что факты несоблюдения Заявителем требований порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, установленных Постановлением от 28 декабря 2005 г. N 819, установлены налоговым органом, следовательно, Постановления о назначении административного наказания№ 23,32,35,37 от 23.10.2018 являются законными и обоснованными.

Процессуальных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 110, частью 5 статьи 170, статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

Т.А. Наумова