АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск ДЕЛО № А45-4056/2022
«13» июля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 13 июля 2022 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Черновой О.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сантрапинской И.В., рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЕнисейВагонТранс» (ОГРН <***>)
кответчикам: 1.Сибирскому территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта ( ОГРН <***>), 2. Федеральному агентству железнодорожного транспорта ( ОГРН <***>)
об обязании зарегистрировать спорные вагоны и оказать государственную услугу по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца:не явился (извещен),
от ответчика: 1. ФИО1 по доверенности от 20.04.2022, 2. не явился (извещен),
Истец- общество с ограниченной ответственностью «ЕнисейВагонТранс» ( далее-ООО «ЕнисейВагонТранс» ) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к ответчикам:
Сибирскому территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта об обязании оказать государственную услугу по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования:
- железнодорожных платформ модели 13-9004 (заводской номер № 26026 МПС № 94875044; заводской номер № 26062 МПС № 94875200; заводской номер № 26070 МПС № 94875259; заводской помер № 26074 МПС № 94875267; заводской номер № 26090 МПС № 94875572; заводском номер № 26299 МПС № 94876133; заводской номер № 26308 МПС № 94876166) 1995 года выписка с номенклатурным номером 6400004304 с истекшим сроком службы, изготовитель ПО «Абаканвагонмаш»),
Федеральному агентству железнодорожного транспорта об обязании зарегистрировать спорные вагоны, то есть оказать государственную услугу по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования:
-железнодорожных платформ модели 13-9004 (заводской номер № 26026 МПС № 94875044; заводской номер № 26062 МПС № 94875200; заводской номер № 26070 МПС № 94875259; заводской помер № 26074 МПС № 94875267; заводской номер № 26090 МПС № 94875572; заводском номер № 26299 МПС № 94876133; заводской номер № 26308 МПС № 94876166) 1995 года выписка с номенклатурным номером 6400004304 с истекшим сроком службы, изготовитель ПО «Абаканвагонмаш»).
Ответчик -Сибирское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта ( далее- Сибирское территориальное управление) считает требования истца не подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что в течение 2020-2021 г. в адрес Управления было подано 6 пакетов документов на осуществление пономерного учета железнодорожного подвижного состава. Каждый пакет был принят Управлением и рассмотрен в соответствии с требованиями Административного регламента. По каждому заявлению было принято соответствующее решение, которое истцом оспорено в судебном порядке не было. Иных заявлений об осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава в адрес Управления не поступало.
Ответчик- Федеральное агентство железнодорожного транспорта ( далее- Росжелдортранс) представил отзыв, в котором просит в иске отказать, считает, что в рамках Административного регламента было рассмотрено заявление истца, вынесено решение, которое истцом не оспаривалось, иных документов, истец не представлял.
От Росжелдортранса имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Истец, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, явку своего представителя не обеспечил.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие надлежащим образом уведомленного истца по имеющимся материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение представителя ответчика, суд
у с т а н о в и л :
Как видно из материалов дела, согласно договору купли-продажи № 1.082.4266-18 от 28.08.2018г. ООО «ЕнисейВагонТранс» были приобретены у АО «Красмаш» семь единиц железнодорожного подвижного состава, а именно: железнодорожные платформы модели 13-9004 (заводской номер № 26026 МПС № 94875044; заводской номер № 26062 МПС № 94875200; заводской номер № 26070 МПС № 94875259; заводской номер № 26074 МПС № 94875267; заводской номер № 26090 МПС № 94875572: заводской номер № 26299 МПС № 94876133; заводской номер № 26308 MПС № 94876166) 1995 года выпуска с номенклатурным номером 6400004304 с истекшим сроком службы, изготовитель ПО «Абаканвагонмаш» по цене, указанной в Протоколе согласования договорной цены (Приложение № 1 к договору).
Пунктом 2.1 договора стоимость товара определена в сумме 2 660 000 рублей, измененная в редакции дополнительного соглашения № 1 к договору от 09.01.2019 г. и составившая 2 705 084, 76 рублей, включая НДС 20% - 450847 рублей 46 копеек.
На основании платежных поручений № 233 от 07.09.18, № 247 от 17.09.18, № 248 от19.09.18, № 260 от 27.09.18, № 262 от 28.09.18 № 17 от 31.01.19, № 24 от 12.02.19, счета-фактуры № 0205-005 от05.02.2019г., товарной накладной №1 от 05.02.2019г., актов о приеме-передаче объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 от05.02,2019г. истцом оплачены в полном объеме спорные железнодорожные платформы и получены в свою собственность от Продавца-АО «Красмаш».
В целях регистрации железнодорожного подвижного состава (спорных вагонов) на основании Приказа № 35 от 28.03.2006г. Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Правил приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования», а также Приказа № 28 от 24,01.2018г. «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования»( далее- Административный регламент) истцом (в лице представителя по доверенности ФИО2) сформирован и направлен необходимый пакет документов в адрес Сибирского территориального управления. К заявке (заявлению) Истца от 26.08.2020г. приложены следующие документы: доверенность на представителя ООО «ЕгтсейВагонТранс»; технические паспорта спорных вагонов от 1995 г.в.; акты допуска ж/д подвижного состава к эксплуатации на ж/дпутях общего пользования после изготовления, модернизации, ремонта от 25.06.2020г., согласно которым все спорные ж/д платформы по окончании осмотра признаны технически исправными и допущенными на железнодорожные пути общего пользования; акт приема-передачи оборудования от 06.06,2007г. (11 ж/д платформ, включающих 7 спорных платформ) от стороны войсковой части 93206 к стороне Продавца; акт приема-передачи оборудования от 25.06.2007I-. (11 ж/дплатформ, включающих 7 спорных платформ) внутри АО «Красмаш» от заместителя начальника цеха 82 начальнику того же цеха; акты приема-передачи ООС от 05.02.2019г. (7 спорных ж/д платформ) от Продавца к Покупателю (Истцу); письмо Федерального космического агентства от 03.05,2005г. в адрес ФГУП «КМЗ» о приемке и обеспечении постановки на учет предприятия различного оборудования, в том числе спорных ж/д платформ; наряд № 162/Д/60 от 01.06.2007 об отправке груза ( ж/д платформ) от грузоотправителя- войсковая часть 93206 в адрес грузополучателя АО «Красмаш»; договор купли-продажи вагонов от 28.08.2018 с приложением № 1; письмо-пояснение от директора ООО «ЕнисейВагонТранс» в адрес Сибирского территориального Управления о том, что для регистрации спорных вагонов обязательная сертификация не требуется в силу законодательства Российской Федерации.
25.09.2020 истцом получен отказ № РСибОИП-3268Э в предоставлении государственной услуги по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования на основании приказа № 28 от 24.01.2018. Причиной отказа в регистрации вагонов истца послужило извещение Росжелдора № УИП-итс-8/89017ис от 24.09.20г., согласно которому пономерной учет не представляется возможным по причине отсутствия договора с актами от завода-изготовителя.
После получения вышеназванного отказа истец обратился с письмом № 41 от 28.09.20г. в адрес завода - изготовителя («Абаканвагонмаш») о предоставлении первоначальных договоров купли-продажи ж/д платформ. От завода-изготовителя получен ответ № Мг исх. 09-1789 от 28.09.2020r. , согласно которому завод подтверждает изготовление в 1995 году спорных грузовых вагонов и сообщает, что все необходимые документы передавались владельцам данных вагонов (военным частям 93206,96530,42765).
В войсковую часть 93206 были поставлены вагоны с заводскими номерами №26299 МПС 94876133, № 26090 МПС № 94875572, № 26308 МПС № 94876166 от завода-изготовителя «Абаканвагонмаш», остальные спорные 4 вагона переданы в данную войсковую часть от расформированных войсковых частей № 96530 (станция Ильино горьковской ж/д), № 42765 (станция Рада Юго-Восточной ж/д).
В настоящее время войсковая часть № 96530 (станция Ильино Горьковской ж/д) исключена из ЕГРЮЛ, как недействующее юридическое лицо 30,05.2012г.; войсковая часть № 42765 (станция Рада Юго-Восточной ж/д) прекратила свою деятельность, как юридическое лицо путем реорганизации в форме присоединения, запись в ЕГРЮЛ от 19.04.2011г.; войсковая часть № 93206 Министерства Обороны Российской Федерации (станция Мошково Западно-Сибирской ж/д), признание государственной регистрации юридического лица недействительной, запись в ЕГРЮЛ от 23.07.2008г.
В акте приема-передачи оборудования от 06.06.2007г. отражено фактическое наличие/ отсутствие документов на спорные ж/д платформы, под которыми подразумеваются технические паспорта (на вагоны с №№ 94875572, 94876133, 94876166 - представлены оригиналы от завода -изготовителя технических паспортов; на вагоны с №№ 94875200, 94875259, 94875267, 94875044 - представлены копии от завода - изготовителя технических паспортов, заверенные Продавцом).
Истец повторно обратился к Сибирскому территориальному управлению с заявкой от 15.10.2020г. за № ХВС-119523 о пономерном учете ж/д платформ в количестве купленных 7 единиц, на что также получил отказ в регистрации. Причиной отказа от 22.10.20г. № РСибОИП-3288Э Сибирское территориальное управление указывает на извещение Росжилдортранса № УИП-итс-8/90711ис от 21.10.20г., в порядке которого пономерной учетне может быть произведен, так как вагоны были в собственности воинских частей №№ 96530, 42765, 93206.
23.09.2021г. Истец обратился к Сибирскому территориальному управлению с заявкой о пономерном учете спорных ж/д платформ за № ХВС-128545, 28.09.2021г. рассмотрение данной заявки истца было приостановлено на основании пункта 23 Административного регламента, в соответствии с которым основанием для приостановления предоставления государственной услуги является направление заявителю запроса об уточнении данных, в том числе, отсутствие документов, представляемых заявителем, в соответствии с пунктом 18 Административного регламента. В уведомлении также было указано на то, что восьмизназчные номера, отраженные в технических паспортах на спорные вагоны, исключены в 2008 году по заявке на исключение.
В связи с невозможностью истцом представить испрашиваемые документы, 13.10.2021 № № РСибОИП-3737ЭИстцом получен отказ в регистрации вагонов на основании п. 71 Административного регламента, утвержденного Приказом № 28 от 24.01.18г.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению и при этом исходит из следующего.
Государственная услуга по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования предоставляется Росжелдором и его территориальными органами в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования, утвержденным Приказом Минтранса России от 24.01.2018 № 28.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта ( Росжелдор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 397.
Росжелдор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Сибирском территориальном управлении, утвержденным приказом Росжелдора от 08.10.2014 № 393, Управление является территориальным органом Росжелдора.
Управление принимает заявления от заявителей на осуществление пономерного учета железнодорожного подвижного состава и формируются заключения о возможности/невозможности осуществления пономерного учета железнодорожного подвижного состава с дальнейшим направлением их в Росжелдор.
Результатом предоставления государственной услуги является принятия Росжелдором решения о присвоении номеров железнодорожному подвижному составу и (или) контейнерам и занесение таких номеров в автоматизированный банк данных парка грузовых вагонов информационного вычислительного центра железнодорожных администраций либо мотивированный отказ в присвоении таких номеров.
Для предоставления государственной услуги заявитель направляет на адрес (почтовый или электронный) территориального органа, составленное в соответствии с требованиями Административного регламента заявление на имя руководителя территориального органа о пономерном учете железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров. Перечень сведений, указываемых в заявлении, и необходимых документов установлен пунктами 17 и 18 Административного регламента.
В адрес Сибирского территориального управления за период 2020-2021гг было подано 6 пакетов документов на осуществление пономерного учета железнодорожного подвижного состава. Каждый пакет был принят Управлением и рассмотрен в соответствии с требованиями Административного регламента. По каждому заявлению общества было принято соответствующее решение.
Так, 06.08.2020 г. поступило заявления истца об осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава от 05.08.2020 г. № 215-РХ с документами на присвоение номера железнодорожному подвижному составу, ранее не состоявшему на учете в Сибирское территориальноеуправление.
13.08.2020 г. по результатам проверки пакета документов ответственным должностным лицом Управления в соответствии с пунктом 23 Административного регламента , предоставление государственной услуги приостановлено для уточнения данных, т.к. в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Административного регламента, в случае присвоения номера железнодорожному подвижному составу, ранее не состоявшему на учете, к заявлению должна быть приложена копия договора купли- продажи железнодорожного подвижного состава или иного документа, являющегося основанием возникновения права собственности на железнодорожный подвижной состав, копия акта приема-передачи железнодорожного подвижного состава или иного документа, подтверждающего передачу железнодорожного подвижного состава. В то же время в прилагаемом комплекте документов письме № ЮН-21-3033 от 03.05.2005 г. абзаца 5 содержится, что указанное имущество передается Министерством обороны США в постоянное владение Российской Федерации с прекращением обслуживания и ремонта американской стороной и сохранением ее права проведения ревизий и проверок его целевого использования.
Кроме того, в соответствии с абзацем 7 по тексту указанного письма Роскосмос доверяет Химическому заводу прием и дальнейшую эксплуатацию имущества, что не является подтверждением возникновения права собственности на железнодорожный подвижной состав.
В связи с чем, требуется уточнение с приложением подтверждающих документов согласно абзаца 2 подпункта 1 пункта 18 Административного Регламента. В файле приложения ВЧД не соответствуют актам допуска и в актах допуска не указан вид ремонта, вид документа, по которому выполнены работы (Согласно правилам технической эксплуатации предоставленные копии актов допуска должны быть полностью заполнены и оформлены в соответствии с рекомендуемым образцом (приложение № 5) с оборотными сторонами и заполненными строками (содержание акта допуска должно соответствовать образцу), а так же необходимо уточнение данных, заводские номера, указанные в заявлении к какому относятся техническому паспорту.
26.08.2020 г. в соответствии с пунктом 71 Административного регламента Сибирским территориальным управлением дан отказ в осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования по причине непредоставления в течение 10 дней для предоставления государственной услуги уточненных сведений и (или) документов.
26.08.2020 г. от истца поступило заявление об осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава от 05.08.2020 г. № 215-РХ с документами на присвоение номера железнодорожному подвижному составу, ранее не состоявшему на учете в Сибирское территориальное управление.
31.08.2020 г. по результатам проверки пакета документов ответственным должностным лицом Управления в соответствии с пунктом 74 Административного регламента направлено сопроводительное письмо с приложением заключения о возможности осуществления пономерного учета и поступивших заявления и документов в Росжелдор.
24.09.2020 г. в адрес Управления в соответствии с пунктом 86 Административного регламента поступило извещение от Росжелдора о невозможности осуществления пономерного учета.
25.09.2022 в адрес заявителя в соответствии с пунктом 87 Административного регламента направлено уведомление о результате предоставления государственной услуги.
30.09.2020 г. от истца поступило заявления об осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава от 05.08.2020 г. № 215-РХ с документами на присвоение номера железнодорожному подвижному составу, ранее не состоявшему на учете в Сибирское территориальное управление.
07.10.2020 г. по результатам проверки пакета документов ответственным должностным лицом Управления в соответствии с пунктом 23 Административного регламента срок предоставления государственной услуги приостановлен, так как указанный в файле завод изготовитель не соответствует предоставленным документам (АО Абаканвагонмаш), копии технических паспортов не заверены подписью и печатью ООО «ЕнисейВагонТранс».
13.10.2020 г. в соответствии с пунктом 71 Административного регламента отказано в осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования, в связи
с отсутствием в течение 10 рабочих дней необходимых для предоставления государственной услуги уточненных сведений и (или) документов.
15.10.2020 г. от истца поступило заявление об осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава от 05.08.2020 г. № 215-РХ с документами на присвоение номера железнодорожному подвижному составу, ранее не состоявшему на учете в Сибирское территориальное управление.
19.10.2020 г. по результатам проверки пакета документов ответственным должностным лицом Управления в соответствии с пунктом 74 Административного регламента направлено сопроводительное письмо с приложением заключения о невозможности осуществления пономерного учета и поступивших заявления и документов в Росжелдор по причине не устранения ранее указанных Росжелдором замечаний.
21.10.2020 г. в адрес Управления в соответствии с пунктом 86 Административного регламента поступило извещение от Росжелдора о невозможности осуществления пономерного учета.
Из письма исх. № 09-1789 от 28.09.2020 следует, что вагоны в собственности в/ч 96530, 42765, 93206. Отсутствуют документы, подтверждающие переход право собственности на вагоны от указанных воинских частей к продавцу и дополнительно было сообщено, что 8-ми значные номера, указанные в приложенных технических паспортах, исключены в 2008 году по заявке на исключение.
22.10.2020 г. в адрес заявителя в соответствии с пунктом 87 Административного регламента направлено уведомление о результате предоставления государственной услуги.
04.03.2021 г. от истца поступило заявления об осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава от 05.08.2020 г. № 215-РХ с документами на присвоение номера железнодорожному подвижному составу, ранее не состоявшему на учете в Сибирское территориальное управление.
11.03.2021 г. по результатам проверки пакета документов ответственным должностным лицом Управления в соответствии с пунктом 23 Административного регламента срок предоставления государственной услуги приостановлен для необходимости уточнение данных, так как в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Административного регламента, в случае присвоения номера железнодорожному подвижному составу, ранее не состоявшему на учете, к заявлению должна быть приложена копия договора купли- продажи железнодорожного подвижного состава или иного документа, являющегося основанием возникновения права собственности на железнодорожный подвижной состав, копия акта приема-передачи железнодорожного подвижного состава или иного документа, подтверждающего передачу железнодорожного подвижного состава. В то же время в прилагаемом комплекте документов письме № ЮН-21-3033 от 03.05.2005 г. абзаца 5 содержится, что указанное имущество передается Министерством обороны США в постоянное владение Российской Федерации с прекращением обслуживания и ремонта американской стороной и сохранением ее права проведения ревизий и проверок его целевого использования.
Кроме того, в соответствии с абзацем 7 по тексту указанного письма Роскосмос доверяет Химическому заводу прием и дальнейшую эксплуатацию имущества, что не является подтверждением возникновения права собственности на железнодорожный подвижной состав.
В связи с чем, требуется уточнение с приложением подтверждающих документов согласно абзаца 2 подпункта 1 пункта 18 Административного Регламента . Кроме того, было обращено внимание истца на то, что в связи с неоднократными отказами Росжелдора по ранее предоставленным заявлениям о присвоении восьмизначного номера железнодорожному подвижному составу, с целью принятия Росжелдором решения об осуществлении пономерного учета Сибирским территориальным управлением рекомендовано устранить указанные Росжелдором замечания, а именно: отсутствует договор с актами от завода изготовителя; по информации из письма № 09-1789 от 28.09.2020 вагоны в собственности в/ч 96530, 42765, 93206 и на них отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на вагоны от указанных в/ч к продавцу, также дополнительно сообщается, что 8-ми -значные номера, указанные в приложенных технических паспортах, исключены в 2008 году по заявке на исключение.
. 26.03.2021 г. в соответствии с пунктом 71 Административного регламента отказано в осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава, экcплyaтиpyeмогo на железнодорожных путях общего и необщего пользования, в связи
с отсутствием в течение 10 рабочих дней необходимых для предоставления государственной услуги уточненных сведений и (или) документов.
23.09.2021 г. от истца поступило заявление об осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава от 05.08.2020 г. № 215-РХ с документами на присвоение номера железнодорожному подвижному составу, ранее не состоявшему на учете в Сибирское территориальное управление.
28.09.2021 г. по результатам проверки пакета документов ответственным должностным лицом Управления в соответствии с пунктом 23 Административного регламента срок предоставления государственной услуги приостановлен по причине необходимости уточнения данных по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, в связи с присвоением номера железнодорожному подвижному составу, ранее не состоявшему на учета, в то же время, в отношении указанных вагонов (по заявлениям от 26.08.2020 г. и 15.10.2020 г.) Федеральным агентством железнодорожного транспорта было принято решение об отказе в осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава, в связи с присвоение номера железнодорожному подвижному составу, ранее не состоявшему на учете, а именно: отсутствует договор с актами от завода изготовителя; по информации из письма № 01-1789 от 28.09.2020 следует, что вагоны в собственности в/ч 96530, 42765, 93206. Отсутствуют документы, подтверждающие переход право собственности на вагоны от указанных воинских частей к продавцу. Дополнительно сообщено, что 8-ми значные номера, указанные в приложенных технических паспортах, исключены в 2008 году по заявке на исключение. Учитывая, что заявителем от 23.09.2021 г. аналогично ранее поданным заявлениям, необходимо предоставить уточненную информацию по замечаниям Федерального агентства железнодорожного транспорта.
13.10.2021 г. в соответствии с пунктом 71 Административного регламента отказано в осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования, в связи с отсутствием в течение 10 рабочих дней необходимых для предоставления государственной услуги уточненных сведений и (или) документов.
Иных заявлений об осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава в адрес Управления от истца не поступало.
Таким образом, Сибирским территориальным управлением и Росжелдором неоднократно была оказана государственная услуга по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования, а результатом предоставления государственной услуги являлись мотивированное заключение об отказе в осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования, а также путем принятия решении о невозможности осуществления пономерного учета, предусмотренные пунктами 71 и 84 Административного регламента.
Согласно пункта 23 Административного регламента основаниями для приостановления предоставления государственной услуги и направления Заявителю запроса об уточнении данных являются:
отсутствие документов, представляемых Заявителем в соответствии с пунктом 18 Административного регламента, исходя из оснований, по которым планируется произвести пономерной учет;
несоответствие заявления требованиям, указанным в пункте 17 Административного регламента;
наличие в заявлении и (или) документах искаженной информации либо исправлений, которые не позволяют однозначно толковать содержание документов.
Срок предоставления государственной услуги может быть приостановлен на 10 рабочих дней.
Согласно пункту 70 Административного регламента при наличии оснований, указанных в пункте 23 Административного регламента, специалист территориального органа в течение 5 рабочих дней с даты регистрации заявления и документов в территориальном органе формирует запрос об уточнении данных и направляет его на адрес (почтовый или электронный), указанный Заявителем в заявлении, дублирует по факсимильной связи при наличии соответствующих сведений в заявлении.
В силу пункта 71 Административного регламента с момента направления запроса Заявителю об уточнении данных и до даты регистрации в территориальном органе поступивших от Заявителя уточненных сведений и (или) документов рассмотрение заявления и документов Заявителя приостанавливается.
В случае если в течение 10 рабочих дней со дня уведомления Заявителя от него не получены необходимые для предоставления государственной услуги уточненные сведения и (или) документы, территориальный орган направляет мотивированное заключение об отказе в осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования.
Мотивированное заключение об отказе в осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования, подписывается руководителем территориального органа и направляется на адрес (почтовый или электронный), указанный Заявителем в заявлении, с обоснованием причины отказа в осуществлении пономерного учета.
Согласно пункту 84 Административного регламента решение о возможности (невозможности) осуществления пономерного учета принимается начальником Управления с учетом требований пунктов 82 - 83 Административного регламента.
Судом установлено, что все представленные истцом в Сибирское территориальное управление заявления в течение 2020-2021 гг. на осуществление пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования, были рассмотрена на основании Административного регламента, по ним даны соответствующие ответы, то есть государственная услуга ответчиками была оказана.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 18 Административного регламента к заявлению, в случае изменения собственника железнодорожного подвижного состава, прилагаются, в том числе:
-копия договора купли-продажи железнодорожного подвижного состава или иного документа, являющегося основанием возникновения права собственности на железнодорожный подвижной состав;
-копия акта приема-передачи железнодорожного подвижного состава или иного документа, подтверждающего передачу железнодорожного подвижного состава.
Из представленных Обществом документов (письмо завода изготовителя в адрес Общества от 28.09.2020 № 09-1789) следует, что железнодорожные платформы на основании заключенной сделки переданы заводом ряду войсковых частей. При этом все необходимые документы, в том числе подтверждающие право собственности, также переданы войсковым частям.
В связи с прекращением деятельности войсковых частей подтвердить соответствующими документами переход права собственности на спорные железнодорожные платформы от войсковых частей иным лицам, в том числе АО «КМЗ», у которого Истцом были приобретены железнодорожные платформы, не представляется возможным. Указанное обстоятельство, в свою очередь, является нарушением требований, содержащихся в подпункте 4 пункта 18 Административного регламента.
Согласно письма акционерного общества «РМ Рейл Абаканвагонмаш», являющегося заводом-изготовителем железнодорожных платформ, письма Федерального космического агентства и иных документов, на которые ссылается истец, как на документы, подтверждающие наличие права собственности всех прошлых владельцев железнодорожных платформ и переход указанного права от одного лица другому, юридически данные обстоятельства и цепочку сделок с железнодорожными платформами не подтверждают.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, утвержденных в городе Бишкеке 18.05.2018 на 68-ОМ заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, к заявлению на пономерной учет должны прилагаться, в том числе «при покупке вагона через юридическое/физическое лицо, не осуществлявшее регистрацию вагона в АБД ПВ, договор (договоры) купли-продажи и акт приема-передачи последовательно от завода-изготовителя до последнего собственника или другие документы, подтверждающие факт приобретения вагона».
Кроме того, в технических паспортах указаны общесетевые восьмизначные номера. В ходе сверки учетных данных ответственным специалистом Федерального агентства железнодорожного транспорта установлено, что в настоящее время вагон № 94875044 учтен в Автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов (далее - АБД ПВ) с кодом собственности «99» (нераспределенный парк), а остальные вагоны исключены из АБД ПВ в 2008 году. На указанные железнодорожные платформы в технических паспортах модель тележки не соответствует модели вагона согласно справочнику моделей грузовых вагонов.
Представленные акты допуска подписаны по результатам осмотра, что не соответствует Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 № 286 в связи с тем, что допуск к эксплуатации осуществляется владельцем инфраструктуры в отношении железнодорожного подвижного состава вновь изготовленного, модернизированного или прошедшего ремонт.
Принимая во внимание, что железнодорожные платформы ранее были учтены в АБД ПВ, выявлены несоответствия учетных данных, содержащихся в банке данных Федерального агентства железнодорожного транспорта и АБД ПВ учетным данным, представленным обществом, а также отсутствие документов, подтверждающих цепочку сделок по продаже железнодорожных платформ и возникновение права собственности истца, ответственным специалистом Федерального агентства железнодорожного транспорта было подготовлено уведомление о мотивированном отказе в осуществлении государственной услуги по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования от 21.10.2020 № УИП-итс-8/90711ис, и направлено в адрес Сибирского территориального управления.
Доводы истца о том, что пунктом 24 Административного регламента, в соответствии с которым отсутствуют основания для отказа в предоставлении государственной услуги по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования, суд считает необоснованными.
Само по себе правило, установленное пунктом 24 Административного регламента, устанавливает невозможность немотивированного отказа заявителям в предоставлении государственной услуги по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования.
Кроме того, пунктом 83 Административного регламента установлено, что при отсутствии (несоответствии) учетных данных о железнодорожном подвижном составе (кроме железнодорожного подвижного состава, ранее не состоявшего на учете) в банке данных Федерального агентства железнодорожного транспорта, в том числе в АБД ПВ ИВЦ ЖА (для грузовых вагонов), специалист Управления представляет на имя начальника Управления проект письма в территориальный орган о мотивированном отказе Заявителю в осуществлении пономерного учета.
Принимая во внимание изложенное, Федеральным агентством железнодорожного транспорта были соблюдены все соответствующие требования Административного регламента и принято обоснованное и предусмотренное Административным регламентом решение, которое не оспаривалось истцом, от истца в последствии иных документов, направленных на получение государственной услуги, в Федеральное агентство железнодорожного транспорта не поступало.
В силу статей 9,41, 65 АПК РФ истец не представил доказательств того, что спорные решения Сибирского территориального управления либо Росжелдора им были оспорены в судебном порядке либо действия уполномоченных лиц указанных государственных органом признаны незаконными.
Как следует из искового заявления, истец с вынесенным решением Федерального агентства железнодорожного транспорта не согласен, однако само по себе исковое заявление не содержит требования об оспаривании решения и действия (бездействия) государственного органа.
Кроме того, для оспаривания решений, вынесенных государственным органом, необходимо соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, который предусмотрен пунктами 105-1 12 Административного регламента, В случае если Заявитель не удовлетворен решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы должностными лицами Росжелдора, или решение ими не было принято, то Заявитель вправе обжаловать принятое решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что предусмотрено пунктом 113 Административного регламента.
При таких обстоятельствах требование истца об обязании оказать государственную услугу по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования, удовлетворению не подлежит.
От истца поступило ходатайство об истребовании у АО «Красмаш» следующих документов: договора купли-продажи спорных вагонов № 26026, № 26062, 26070, 26071,26090, 26299, 26308 между войсковыми частями и заводом-изготовителем с актами от завода-изготовителя; договора купли-продажи спорных вагонов № 26026, № 26062, 26070, 26071,26090, 26299, 26308 между войсковыми частями и заводом «АО «Красмаш», акты приема-передачи вагонов либо иные документы, подтверждающие возникновение права собственности ( отчуждение железнодорожных платформ) у завода АО «Красмаш», а также об истребовании у войсковой части № 93206 Министерства Обороны Российской Федерации следующие доказательства: договора купли-продажи спорных вагонов № 26090, 26299, 26308 между войсковой частью и заводом-изготовителем с актами от завода-изготовителя; договора купли-продажи спорных вагонов № 26090, 26299, 26308 между войсковой частью и заводом АО «Красмаш», акты приема-передачи вагонов, либо иные документы, подтверждающие отчуждение железнодорожных платформ заводу «Красмаш».
Согласно части 4 статьи 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Об истребовании доказательств арбитражный суд выносит определение. В определении указываются срок и порядок представления доказательств (часть 6 статьи 66 Кодекса).
Таким образом, обращаясь с ходатайством об истребовании документов, истец должен доказать фактическое нахождение всех истребуемых документов у иных лиц, поскольку судебный акт, обязывающий передать документы, отсутствующие у лица, не может обладать признаками неисполнимости, что является нарушением статьи 16 Кодекса.
Между тем в данном случае истец, заявляя ходатайство об истребовании доказательств, не представил доказательств невозможности самостоятельного получения этих документов истцом, доказательств, подтверждающих наличие документов, отсутствуют их номера, даты, об истребовании которых заявлено у АО «Красмаш» и войсковой части №93206, а также каких-либо правоотношений между истцом, ответчиком и указанными лицами в рамках спорных вагонов.
При том, истец не доказал факт относимости истребуемых доказательств настоящему спору об обязании оказать государственную услугу по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования, поскольку оказание такой услуги носит заявительный характер, необходимо обратиться соглано положениями Административного регламента в соответствующий государственный орган с предоставлением всех необходимых документов, а суд не может подменять функции государственного органа и в нарушение действующего законодательства обязать исполнить требования истца по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего и необщего пользования.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170,177, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Чернова О.В.