ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-41162/19 от 25.05.2020 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                               Дело № А45-41162/2019

мая 2020 года

 Резолютивная часть решения объявлена  25 мая 2020 года.

          Полный текст решения изготовлен  29 мая 2020 года.

            Арбитражный   суд  Новосибирской области в  составе судьи  Шевченко С.Ф., при ведении протокола судебного заседания  секретарём судебного заседания Савченко А.А., рассмотрел в судебном заседании дело  № А45-41162/2019  по иску

администрации рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области (ОГРН <***>), р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области

к администрации Краснозерского района Новосибирской области (ОГРН <***>), р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области

о признании права собственности

          при участии в судебном заседании представителей: 

          не явились (извещены),

        Администрация рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области (далее – истец) обратилась в арбитражный суд с иском к  администрации   Краснозерского района Новосибирской области, настаивая на признании права собственности на объекты недвижимости:

         - сооружение  - заборную скважину, 2013  г.в., глубиной 290  м, кадастровый номер 54:13:010304:110, расположенную по адресу:   <...>;

         -   земельный участок с кадастровым номером 54:13:010304:3, адрес: <...>, площадью -13 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для производственных целей.

        -  земельный с  кадастровым  номером  54:13:010304:104,  адрес:  <...>, площадью 2050+/- 32 кв.м.; категория земель - земли населенных пунктов; разрешённое использование: для обслуживания скважины.

Ответчик  в отзыве от 18.12.2019  указал на отсутствие правопритязаний в отношении спорного объекта.

         Дело рассматривается по имеющимся в нём доказательствам, в порядке, обусловленном частями 1 - 3   статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства согласно статье 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.   

          Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства,   арбитражный суд установил следующее:

           По свидетельству истца, между ООО «ЭЛМО» и администрацией рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области (далее - администрация) был заключен Муниципальный контракт № 254-2/09-стр от 12.09.2012 на строительство водозаборной скважины в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области по ул. Первомайская, 9а.

         Контракт заключен на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение забот, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» во исполнение распоряжения Правительства Новосибирской области от 28.08.2012 №  279-рп «О выделении средств» в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации.

Необходимость строительства скважины определена в соответствии с Протоколом от 11.09.2012 № 4 Комиссии по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области и принятым на его основе постановлением администрации от 11.09.2012 № 267 «О введении чрезвычайной ситуации».

       По утверждению истца, местоположение скважины было определено рядом с затампонированной скважиной  №12690 глубиной 68 м, на земельном участке с кадастровым номером 54:13:010304:3 по адресу:   <...>, площадью 1550+/-13 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для производственных целей; переданном в постоянное бессрочное пользование ГУПЖКХ Краснозерского района Новосибирской области на основании государственного акта № НСО-12а-29. Указанное юридическое лицо ликвидировано 24.12.2007.

Согласно разрешению на строительство скважины № RU545131012005001-79 от 30.08.2012 оно должно было осуществляться на земельном участке с кадастровым номером 54:13:010304:3.

Однако, в целях соблюдения проектной документации, санитарно-эпидемиологического законодательства, был дополнительно сформирован и поставлен на кадастровый учет 31.01.2013 земельный участок с кадастровым номером 54:13:010304:104 по адресу: <...>, площадью 2050+/- 32 кв.м.; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для обслуживания скважины.

При разработке проектно-сметной документации производилось согласование отвода земельного участка с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области». Согласно экспертному заключению от 14.11.2011 №113-2-4 (пункт 5) необходимая площадь земельного участка, обеспечивающая санитарно-защитную зону, составляет 3600 кв.м. Проектно-сметная документация прошла государственную вневедомственную экспертизу и имеет положительное экспертное заключение ГБУ НСО «Государственная вневедомственная экспертиза» от 22.11.2011 №810-11.

Согласно п. 1.1. контракта ООО «ЭЛМО» обязалось выполнить строительные работы собственными силами или силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с утвержденной проектной проектно-сметной документацией, действующими нормами и правилами по производству работ, условиями контракта и сдать объект (работы) в установленном порядке и сроки, определенные контрактом. Работы по контракту были выполнены, сторонами подписаны Акты о приемке выполненных работ ф. КС-2  №№ 1-8 от  30.11.2012, справки о стоимости выполненных работ и затрат ф.КС-3 №1 и № 2.  

По окончании работ инспекцией Государственного строительного надзора Новосибирской области выдано заключение № 31 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов от 115.02.2013. В соответствии с данным заключением выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU5451301-03-13 от 15.02.2013, в котором были поименованы земельные участки с кадастровыми номерами 54:13:010304:3 и 54:13:010304:104.

Сооружение поставлено на кадастровый учет 15.01.2014 с кадастровым номером 54:13:010304:110, по адресу: <...>.

         Указанная скважина не поименована в перечне объектов федеральной, областной и муниципальной собственности района.

          Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми номерами   54:13:010304:3 и 54:13:010304:104 препятствуют легализации спорных объектов за истцом.

Отсутствие возможности зарегистрировать право муниципальной  собственности на спорные объекты  в установленном законом порядке послужило основанием для обращения за судебной защитой с рассматриваемыми требованиями.

В обоснование своей правовой позиции истец ссылается на положения статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как указывает истец,  легализация спорных объектов  невозможна в отсутствие  правоустанавливающего документа, которым в соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», может являться судебное решение.

 Основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона о регистрации являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.

Признание права в качестве способа защиты гражданских прав предусмотрено статьёй  12 Гражданского кодекса Российской Федерации.                   

Признание права собственности в судебном порядке является исключительным  способом защиты прав, который может быть применен только в случае невозможности приобретения права в ином порядке.

        Иных способов формализации  отношений по поводу спорных объектов  кроме обращения за судебной защитой с данным иском   истец не усматривает. 

          Определив предмет доказывания в рамках настоящего дела, проанализировав доводы истца, сопоставив их с нормами действующего законодательства, проверив их обоснованность, арбитражный суд пришел к убеждению о  правомерности требований истца, при этом суд исходит из следующего:  

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.   

           На основании статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

  Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим. Согласно абзацу тринадцатому названной нормы права защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.

По правилам  пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации  право собственности, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 58 Постановления № 10/22, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

По правилам  пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации  право собственности, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

          В соответствии с частью  2 статьи 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 101.03.2015 полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления района в отношении земельных участков, расположенных на территории района, поэтому администрация Краснозерского района Новосибирской области правомерно избрана истцом в качестве субъекта ответственности.

Согласно части 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 1Э7-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований (абзац 2 части 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона). Пункт 1 части статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного закона к вопросам местного значения поселений относится, в частности, организация в границах поселения электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Совокупность указанных норм права приводит к обоснованности требований истца о признании права муниципальной собственности рабочего поселка Краснозерское на вышеуказанное имущество.

        Применительно к спорной правовой ситуации судом установлено, что   спорный объект расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами  54:13:010304:3 и 54:13:010304:104.

          В материалы дела истцом представлен Технический план сооружения, отражающий все его характеристики в разрезе помещений и их назначения.

         Истцом представлена проектная документация согласованная с соответствующими специальными субъектами и заключением государственной экспертизы проектной документации ГБУ «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области» и Заключение № 31 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм, правил)… от 15.02.2013, где указано, что водозаборная скважина соответствует требованиям технических регламентов. Основанием выдачи заключения является Акт итоговой проверки № 132 от 14.02.2013.

          В материалы дела истцом представлено положительное  Заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» от 12.05.2020 № 1.

Согласно статьям 49, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проводится экспертиза проектной документации и государственный строительный надзор. Соответственно, в отношении спорного объекта соответствующее заключение могло быть выдано только инспекцией государственного строительного надзора Новосибирской области. В ответ на обращение администрации Инспекция ГСН НСО направила письмо от 20.01.2020 № 32-18/47-вн.

Пунктом 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, установлено, что   государственный   строительный   надзор   осуществляется   органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения.

Государственный строительный надзор за строительством объекта капитального строительства «Водозаборная скважина» по ул. Первомайская, 9 в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области осуществлялся в процессе строительства в период с сентября 2012 года по февраль 2013 года. После завершения всех работ, предусмотренных проектной документацией, инспекцией выдано заключение о соответствии требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых норм и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 15.02.2013 №31.

Денежные средства для оплаты строительства скважины были получены на основании распоряжения Правительства Новосибирской области от 28.08.2012 № 279-рп. Целевое использование указанных денежных средств является предметом проверки главным распорядителем бюджетных средств согласно п. 8 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Новосибирской области (утв. постановлением администрации Новосибирской области от 28.11.2007 № 211-па).

 Безопасность объекта и его целевое назначение подтверждено допустимыми доказательствами, представленными истцом.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о правопритязания иных субъектов на предмет спора и доказательства, свидетельствующие о наличии зарегистрированных прав на спорный объект в ЕГРП за иными лицами. 

Применительно к спорной правовой ситуации судом исследованы се доказательства безопасности объекта и возможности его эксплуатации с учётом отсутствия нарушения прав третьих лиц.

По указанным причинам суд полагает основанными на законе, подтверждёнными материалами дела требования истца, а способ защиты, избранный истцом – правильным и эффективным.

Вследствие указанных обстоятельств суд усматривает наличие правовых оснований для удовлетворения  иска и признания за истцом права  муниципальной собственности на  объекты недвижимости:

         - сооружение  - заборную скважину, 2013  г.в., глубиной 290  м, кадастровый номер 54:13:010304:110, расположенную по адресу:   <...>;

         -   земельный участок с кадастровым номером 54:13:010304:3, адрес: <...>, площадью -13 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для производственных целей.

        -  земельный с  кадастровым  номером  54:13:010304:104,  адрес:  <...>, площадью 2050+/- 32 кв.м.; категория земель - земли населенных пунктов; разрешённое использование: для обслуживания скважины.    

         Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался в связи  с тем, что органы местного самоуправления освобождены от её уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

          Руководствуясь статьями   167-170, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд                

                                                         Р Е Ш И Л:  

        Исковые требования  администрации рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области  удовлетворить.

         Признать право муниципальной собственности рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области на сооружение  - заборную скважину, 2013  г.в., глубиной 290  м, кадастровый номер 54:13:010304:110, расположенную по адресу:   <...>.

         Признать право муниципальной собственности рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером 54:13:010304:3, адрес: <...>, площадью -13 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для производственных целей.

       Признать право муниципальной собственности рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области на земельный с  кадастровым  номером  54:13:010304:104,  адрес:  <...>, площадью 2050+/- 32 кв.м.; категория земель - земли населенных пунктов; разрешённое использование: для обслуживания скважины.

        Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд  в течение месяца после его принятия.

        В суд кассационной инстанции решение подлежит обжалованию при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

       Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

С.Ф. Шевченко