АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-41162/2019
мая 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2020 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Шевченко С.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Савченко А.А., рассмотрел в судебном заседании дело № А45-41162/2019 по иску
администрации рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области (ОГРН <***>), р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области
к администрации Краснозерского района Новосибирской области (ОГРН <***>), р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области
о признании права собственности
при участии в судебном заседании представителей:
не явились (извещены),
Администрация рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области (далее – истец) обратилась в арбитражный суд с иском к администрации Краснозерского района Новосибирской области, настаивая на признании права собственности на объекты недвижимости:
- сооружение - заборную скважину, 2013 г.в., глубиной 290 м, кадастровый номер 54:13:010304:110, расположенную по адресу: <...>;
- земельный участок с кадастровым номером 54:13:010304:3, адрес: <...>, площадью -13 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для производственных целей.
- земельный с кадастровым номером 54:13:010304:104, адрес: <...>, площадью 2050+/- 32 кв.м.; категория земель - земли населенных пунктов; разрешённое использование: для обслуживания скважины.
Ответчик в отзыве от 18.12.2019 указал на отсутствие правопритязаний в отношении спорного объекта.
Дело рассматривается по имеющимся в нём доказательствам, в порядке, обусловленном частями 1 - 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства согласно статье 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующее:
По свидетельству истца, между ООО «ЭЛМО» и администрацией рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области (далее - администрация) был заключен Муниципальный контракт № 254-2/09-стр от 12.09.2012 на строительство водозаборной скважины в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области по ул. Первомайская, 9а.
Контракт заключен на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение забот, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» во исполнение распоряжения Правительства Новосибирской области от 28.08.2012 № 279-рп «О выделении средств» в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации.
Необходимость строительства скважины определена в соответствии с Протоколом от 11.09.2012 № 4 Комиссии по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области и принятым на его основе постановлением администрации от 11.09.2012 № 267 «О введении чрезвычайной ситуации».
По утверждению истца, местоположение скважины было определено рядом с затампонированной скважиной №12690 глубиной 68 м, на земельном участке с кадастровым номером 54:13:010304:3 по адресу: <...>, площадью 1550+/-13 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для производственных целей; переданном в постоянное бессрочное пользование ГУПЖКХ Краснозерского района Новосибирской области на основании государственного акта № НСО-12а-29. Указанное юридическое лицо ликвидировано 24.12.2007.
Согласно разрешению на строительство скважины № RU545131012005001-79 от 30.08.2012 оно должно было осуществляться на земельном участке с кадастровым номером 54:13:010304:3.
Однако, в целях соблюдения проектной документации, санитарно-эпидемиологического законодательства, был дополнительно сформирован и поставлен на кадастровый учет 31.01.2013 земельный участок с кадастровым номером 54:13:010304:104 по адресу: <...>, площадью 2050+/- 32 кв.м.; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для обслуживания скважины.
При разработке проектно-сметной документации производилось согласование отвода земельного участка с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области». Согласно экспертному заключению от 14.11.2011 №113-2-4 (пункт 5) необходимая площадь земельного участка, обеспечивающая санитарно-защитную зону, составляет 3600 кв.м. Проектно-сметная документация прошла государственную вневедомственную экспертизу и имеет положительное экспертное заключение ГБУ НСО «Государственная вневедомственная экспертиза» от 22.11.2011 №810-11.
Согласно п. 1.1. контракта ООО «ЭЛМО» обязалось выполнить строительные работы собственными силами или силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с утвержденной проектной проектно-сметной документацией, действующими нормами и правилами по производству работ, условиями контракта и сдать объект (работы) в установленном порядке и сроки, определенные контрактом. Работы по контракту были выполнены, сторонами подписаны Акты о приемке выполненных работ ф. КС-2 №№ 1-8 от 30.11.2012, справки о стоимости выполненных работ и затрат ф.КС-3 №1 и № 2.
По окончании работ инспекцией Государственного строительного надзора Новосибирской области выдано заключение № 31 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов от 115.02.2013. В соответствии с данным заключением выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU5451301-03-13 от 15.02.2013, в котором были поименованы земельные участки с кадастровыми номерами 54:13:010304:3 и 54:13:010304:104.
Сооружение поставлено на кадастровый учет 15.01.2014 с кадастровым номером 54:13:010304:110, по адресу: <...>.
Указанная скважина не поименована в перечне объектов федеральной, областной и муниципальной собственности района.
Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми номерами 54:13:010304:3 и 54:13:010304:104 препятствуют легализации спорных объектов за истцом.
Отсутствие возможности зарегистрировать право муниципальной собственности на спорные объекты в установленном законом порядке послужило основанием для обращения за судебной защитой с рассматриваемыми требованиями.
В обоснование своей правовой позиции истец ссылается на положения статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как указывает истец, легализация спорных объектов невозможна в отсутствие правоустанавливающего документа, которым в соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», может являться судебное решение.
Основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона о регистрации являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.
Признание права в качестве способа защиты гражданских прав предусмотрено статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Признание права собственности в судебном порядке является исключительным способом защиты прав, который может быть применен только в случае невозможности приобретения права в ином порядке.
Иных способов формализации отношений по поводу спорных объектов кроме обращения за судебной защитой с данным иском истец не усматривает.
Определив предмет доказывания в рамках настоящего дела, проанализировав доводы истца, сопоставив их с нормами действующего законодательства, проверив их обоснованность, арбитражный суд пришел к убеждению о правомерности требований истца, при этом суд исходит из следующего:
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
На основании статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим. Согласно абзацу тринадцатому названной нормы права защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.
По правилам пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 58 Постановления № 10/22, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
По правилам пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 101.03.2015 полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления района в отношении земельных участков, расположенных на территории района, поэтому администрация Краснозерского района Новосибирской области правомерно избрана истцом в качестве субъекта ответственности.
Согласно части 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 1Э7-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований (абзац 2 части 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона). Пункт 1 части статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного закона к вопросам местного значения поселений относится, в частности, организация в границах поселения электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Совокупность указанных норм права приводит к обоснованности требований истца о признании права муниципальной собственности рабочего поселка Краснозерское на вышеуказанное имущество.
Применительно к спорной правовой ситуации судом установлено, что спорный объект расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 54:13:010304:3 и 54:13:010304:104.
В материалы дела истцом представлен Технический план сооружения, отражающий все его характеристики в разрезе помещений и их назначения.
Истцом представлена проектная документация согласованная с соответствующими специальными субъектами и заключением государственной экспертизы проектной документации ГБУ «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области» и Заключение № 31 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм, правил)… от 15.02.2013, где указано, что водозаборная скважина соответствует требованиям технических регламентов. Основанием выдачи заключения является Акт итоговой проверки № 132 от 14.02.2013.
В материалы дела истцом представлено положительное Заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» от 12.05.2020 № 1.
Согласно статьям 49, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проводится экспертиза проектной документации и государственный строительный надзор. Соответственно, в отношении спорного объекта соответствующее заключение могло быть выдано только инспекцией государственного строительного надзора Новосибирской области. В ответ на обращение администрации Инспекция ГСН НСО направила письмо от 20.01.2020 № 32-18/47-вн.
Пунктом 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, установлено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения.
Государственный строительный надзор за строительством объекта капитального строительства «Водозаборная скважина» по ул. Первомайская, 9 в р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области осуществлялся в процессе строительства в период с сентября 2012 года по февраль 2013 года. После завершения всех работ, предусмотренных проектной документацией, инспекцией выдано заключение о соответствии требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых норм и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 15.02.2013 №31.
Денежные средства для оплаты строительства скважины были получены на основании распоряжения Правительства Новосибирской области от 28.08.2012 № 279-рп. Целевое использование указанных денежных средств является предметом проверки главным распорядителем бюджетных средств согласно п. 8 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Новосибирской области (утв. постановлением администрации Новосибирской области от 28.11.2007 № 211-па).
Безопасность объекта и его целевое назначение подтверждено допустимыми доказательствами, представленными истцом.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о правопритязания иных субъектов на предмет спора и доказательства, свидетельствующие о наличии зарегистрированных прав на спорный объект в ЕГРП за иными лицами.
Применительно к спорной правовой ситуации судом исследованы се доказательства безопасности объекта и возможности его эксплуатации с учётом отсутствия нарушения прав третьих лиц.
По указанным причинам суд полагает основанными на законе, подтверждёнными материалами дела требования истца, а способ защиты, избранный истцом – правильным и эффективным.
Вследствие указанных обстоятельств суд усматривает наличие правовых оснований для удовлетворения иска и признания за истцом права муниципальной собственности на объекты недвижимости:
- сооружение - заборную скважину, 2013 г.в., глубиной 290 м, кадастровый номер 54:13:010304:110, расположенную по адресу: <...>;
- земельный участок с кадастровым номером 54:13:010304:3, адрес: <...>, площадью -13 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для производственных целей.
- земельный с кадастровым номером 54:13:010304:104, адрес: <...>, площадью 2050+/- 32 кв.м.; категория земель - земли населенных пунктов; разрешённое использование: для обслуживания скважины.
Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался в связи с тем, что органы местного самоуправления освобождены от её уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области на сооружение - заборную скважину, 2013 г.в., глубиной 290 м, кадастровый номер 54:13:010304:110, расположенную по адресу: <...>.
Признать право муниципальной собственности рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером 54:13:010304:3, адрес: <...>, площадью -13 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для производственных целей.
Признать право муниципальной собственности рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области на земельный с кадастровым номером 54:13:010304:104, адрес: <...>, площадью 2050+/- 32 кв.м.; категория земель - земли населенных пунктов; разрешённое использование: для обслуживания скважины.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
В суд кассационной инстанции решение подлежит обжалованию при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья | С.Ф. Шевченко |