ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-42907/19 от 18.02.2020 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ 

город  Новосибирск                                                              дело № А45 – 42907/2019

резолютивная часть решения объявлена 18 февраля  2020  года          

решение в полном объеме изготовлено 22 февраля 2020 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Айдаровой А.И., при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевчуком С.Ю., рассматривает в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: 630102, <...>, зал № 508, дело по исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (ОГРН <***>), г. Новосибирск, 

к обществу с ограниченной ответственностью "ЛОМБАРД ИНВЕСТ - ГАРАНТ" (ОГРН <***>), г. Новосибирск,  ФИО1, г. Новосибирск,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16  по Новосибирской области, г. Новосибирск,

о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "ЛОМБАРД ИНВЕСТ - ГАРАНТ" за нарушение законодательства Российской Федерации,

при участии в судебном заседании  представителей:

истца - ФИО2, нотариальная доверенность № 54 АА 2943618 от 11.07.2018, паспорт, диплом от 13.06.2008 выданный ГОУВПО «Томский государственный университет»,

ответчиков - не явились, извещены,

третьего лица - не явился, извещен,

установил:

Центральный  банк Российской Федерации в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - истец) обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЛОМБАРД ИНВЕСТ - ГАРАНТ", ФИО1  (далее - ответчики) о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "ЛОМБАРД ИНВЕСТ - ГАРАНТ" за нарушение законодательства Российской Федерации.

К участию в деле привлечено третье  лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора -  Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16  по Новосибирской области, г. Новосибирск.

В отзыве на иск Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16  по Новосибирской области возражений против удовлетворения иска не имеет.

Дело в порядке статьи 156 АПК РФ рассматривается в отсутствие ответчиков, третьего лица, уведомленных о судебном заседании в соответствии с правилами пункта 4 статьи 123 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Ломбард Инвест-Гарант» (далее –Ломбард) зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №16 по Новосибирской области 13.03.2018 (ОГРН <***>, ИНН <***>) и по данным налогового органа является действующим юридическим лицом (письмо ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска от 25.01.2019 № 12-07/00458ДСП).

Основным видом его деятельности является деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества (вид деятельности по коду ОКВЭД 64.92.6), что подтверждается данными Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Ответчик  имеет в соответствии с   п. 1 ст. 2 от 19.07.2007 №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон «О ломбардах») и другими положениями  данного закона,  статус ломбарда, как специализированной коммерческой организации, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей, предметом которых является движимое имущество, принадлежащее заемщику (поклажедателю) на законном основании, полностью оборотоспособное, используемое для личного потребления.

Участниками (учредителями)  Ломбарда и  исполнительным органом общества (директором)  является  ФИО1.

Федеральным законом от  19 июля 2007 года N 196-ФЗ «О ломбардах» (далее –Закон № 196-ФЗ)  установлена обязанность ломбардов представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и о персональном составе своих руководящих органов (статья 2.4).

Согласно статье 76.6  Федерального закона  от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 27.12.2019)  "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Статьей 2.4 Закона № 196-ФЗ предусмотрена обязанность ломбардов представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России.

Пунктом 2 Указания Банка России от 30.12.2015 № 3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» (далее - Указание №3927-У) установлены сроки предоставления отчета о деятельности ломбарда за квартал, полугодие и девять месяцев календарного года - не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода, за календарный год - не позднее 30 и 90 календарных дней по окончании календарного года. В нарушение указанных требований ответчиком до настоящего времени не представлена в Банк России отчетность о деятельности Ломбарда за первый квартал 2018 года, за полугодие 2018 года, за девять месяцев 2018 года, за 2018 год, за первый квартал 2019 года, за полугодие 2019 года.

Согласно пункту 3 части 3, пункту 5 части 4 статьи 2.3 Закона № 196-ФЗ Банк России осуществляет надзор за выполнением ломбардами требований, установленных Законом о ломбардах, и направляет ломбардам предписания, обязательные для исполнения.

В связи с непредставлением ответчиком отчетности Банком России на основании статьи 76.5 Закона № 86-ФЗ, пункта 5 части 4 статьи 2.3 Закона № 196-ФЗ направлены в адрес ответчика следующие обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации: предписание от 04.05.2018 № Т128-99-2/22492, предписание от 31.07.2018 № Т128-99-2/36707, от 01.11.2018 № Т128-99-2/45742, от 06.02.2019 № Т128-99-2/2085, от 07.02.2019 № Т128-99-2/2558, предписание от 02.04.2019 №Т128-99-2/8036, предписание от 16.05.2019 №Т128-99-2/21793, предписание от 01.08.2019 №Т128-99-2/33260.

Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России (пункт 5 части 4 статьи 2.3 Закона №196-ФЗ).

Предписания Банка России были направлены по месту нахождения Ломбарда, что подтверждается копиями конвертов и почтовых отправлений.

Частью 8 статьи 2 Закона № 196-ФЗ установлено, что ломбард обязан выполнять предписания и запросы Банка России и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.

Таким образом, Ломбардом неоднократно нарушены требования части 8 статьи 2, статьи 2.4 Закона № 196-ФЗ и Указания № 3927-У, выразившиеся в непредставлении в Банк России отчетности, а также в неисполнении предписаний Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

Неисполнение Ломбардом обязанности по предоставлению отчетности в Банк России создает серьезные препятствия Банку России в реализации целей контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями, предусмотренных частью 3 статьи 76.1 Закона № 86-ФЗ: обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках и иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

Данные отчетности ломбардов используются Банком России при расчете полной стоимости потребительского кредита (займа).

Согласно частям 8 и 10 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон № 353-Ф3), Указанию Банка России от 01.04.2019 № 5112-У «О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых» Банк России в установленном им порядке ежеквартально рассчитывает и опубликовывает среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) по категориям потребительских кредитов (займов), определяемым Банком России, не позднее чем за сорок пять календарных дней до начала квартала, в котором среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) подлежит применению. Среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) определяется Банком России как средневзвешенное значение не менее чем по ста крупнейшим кредиторам по соответствующей категории потребительского кредита (займа) либо не менее чем по одной трети общего количества кредиторов, предоставляющих соответствующую категорию потребительского кредита (займа).  Рассматриваемый показатель имеет особое значение, так как в соответствии с частью 11 статьи 6 Федерального закона № 353-ФЗ на момент заключения договора потребительского кредита (займа) полная стоимость потребительского кредита (займа) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть. При этом полная стоимость кредита служит универсальным показателем, позволяющим заемщику сравнивать цену (стоимость) различных кредитных продуктов на этапе их выбора. Таким образом, рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) напрямую влияет на ограничение полной стоимости потребительского кредита (займа). Ограничение полной стоимости потребительского кредита (займа) является одним из важнейших элементов защиты прав потребителей финансовых услуг, предусмотренным Федеральным законом № 353-ФЗ.

В результате непредставления ломбардами в Банк России отчетности о своей деятельности у Банка России отсутствуют полные и достоверные данные, необходимые для расчета среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) и, соответственно, для установления точного размера ограничения полной стоимости потребительского кредита (займа). Следовательно, в должной мере не будет обеспечена одна из основных задач законодательства - защита прав потребителей финансовых услуг, которая имеет не только правовое, но и существенное социальное значение.

По данным ЕГРЮЛ по состоянию на 06.12.2019 Ломбард является действующим юридическим лицом, состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска.

Согласно письму ИФНС по Октябрьскому району г. Новосибирска от 25.01.2019 №12-07/00458 ДСП ответчик не обладает признаками недействующего юридического лица и не может быть исключен из ЕГРЮЛ, так как представил налоговую отчетность 14.01.2019 года.

Согласно сведениям о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года, размещенным на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации (service.nalog.ru), Ломбард по состоянию на 01.11.2019 не имеет превышающую 1000 рублей задолженность по уплате налогов, которая направлялась на взыскание судебному приставу-исполнителю, и представляет налоговую отчетность (копия страницы в сети Интернет прилагается).

Доказательств, опровергающих доводы истца об исполнении требований закона о представлении отчетности и устранения нарушений, указанных в предписаниях,  обществом и его учредителем  в соответствии со ст. ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   не представлено, приведенные в исковом заявления обоснования по правилам данных статей не опровергнуты.

Согласно статье 57 Федерального закона от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон «Об ООО»)  общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества, а также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 61).

Согласно с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе, по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (пункт 3 статьи 61 ГК РФ).

На основании подпункта 6 пункта 4 статьи 2.3 Закона о ломбардах, статьи 6 Федерального закона «О Центральном банке» Банку России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности  предоставлено право обращаться  в суд с требованием о ликвидации ломбарда в случае неисполнения ломбардом предписания об устранении выявленных нарушений.

Приведенные истцом обоснования и представленные доказательства, не опровергнутые ответчикам, свидетельствуют о длительном неоднократном нарушении Ломбардом гражданского законодательства Российской Федерации, в связи с чем на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, Ломбард подлежит ликвидации.

В силу пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62ГК РФ) за счет имущества юридического лица.

При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).

В пунктах 7-10   Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что на основании пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на учредителей (участников) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами; в этом случае в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.

Истец в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому расходы по государственной пошлине в соответствии п.3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков в доход федерального бюджета в равных долях.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180-182, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Ликвидировать общество с ограниченной ответственностью "ЛОМБАРД ИНВЕСТ - ГАРАНТ" (ОГРН <***>), г. Новосибирск.

Возложить обязанности по осуществлению ликвидации на его учредителя – ФИО1.

Обязать  ФИО1 представить в арбитражный суд ликвидационный баланс и завершить процедуру ликвидации общества в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Назначить вопрос о завершении процедуры ликвидации на 18.10.2020  года к рассмотрению в судебном заседании на 9 -00 часов в здании  арбитражного суда, расположенном по  адресу: 630102, <...>, зал № 622.

Указанное  решение является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации общества с ограниченной ответственностью "ЛОМБАРД ИНВЕСТ - ГАРАНТ" (ОГРН <***>).

Взыскать с ФИО1,  общества с ограниченной ответственностью "ЛОМБАРД ИНВЕСТ - ГАРАНТ" (ОГРН <***>),  в доход федерального бюджета по 3 000-00 рублей государственной пошлины с каждого.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                                                 А.И.Айдарова