ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-5174/11 от 08.06.2011 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск ДЕЛО № А45-5174\2011

«14» июня 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2011г.

В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2011г.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Черновой О.В,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платнер М.С.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Транссибирские магистральные нефтепроводы»

к заинтересованном лицу: Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата по Новосибирской области»

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Техноцентр»

о признании недействительным решения

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя:Кошелева Е.В. по доверенности от 17.02.2011г.,

от заинтересованного лица: не явился (извещен),

от третьего лица: не явился (извещен)

Заявитель-Открытое акционерное общество «Транссибирские магистральные нефтепроводы » (далее –ОАО «Транссибнефть») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения № 54/10-3400 от 06.12.2010г., выданного ФГУ «Земельная кадастровая палата по Новосибирской области» Межрайонного отдела № 2 Куйбышевского района об отказе в осуществлении кадастрового учета двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739, расположенных по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, Осиновский сельсовет и обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата по Новосибирской области» осуществить постановку на государственный кадастровый учет в Межрайонном отделе № 2 Куйбышевского района два земельных участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739, расположенных по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, Осиновский сельсовет.

В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими и применение п.18 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в качестве основания для отказа в кадастровом учете необоснованно.

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо- ФГУ «Земельная кадастровая палата по Новосибирской области» не согласно с заявленными требованиями заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.

Определением суда от 26.04.2011г. к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «Техноцентр». Третье лица отзыва на заявление не представило.

От заинтересованного лица и третьего лица имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей.

В соответствии со ст.ст. 123,156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствии надлежащим образом уведомленных заинтересованного лица и третьего лица по имеющимся материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд

У С Т А Н О В И Л :

Как видно из материалов дела, ОАО «Транссибнефть» и ООО «Техцентр» заключили договор № 1 от 01.07.2010 на выполнение кадастровых работ по межеванию земельных участков с постановкой их на государственный кадастровый учет.

Во исполнение данного договора представителем ООО «Техцентр» в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ было подано заявление от 09.12.2010 № 5414/103/10-93 в Межрайонный отдел № 2 Куйбышевского района ФГУ «Земельная кадастровая палата по Новосибирской области» о постановке на государственный кадастровый учет двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507: 739, расположенных по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, Осиновский сельсовет и межевой план от 27.10.2010г.

Решением № 54/10-3400 от 06.12.2010г. ФГУ «Земельная кадастровая палата по Новосибирской области» было отказано в государственной регистрации земельных участков на основании части 10 статьи 38 «О государственном кадастре недвижимости» и пункта 18 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 № 137-ФЗ.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.

Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению и при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Миэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42, при принятии должностным лицом органа кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета, сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы, проверяются на предмет выявления отсутствия, предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ, оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В ст. ст. 26 и 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлен перечень оснований для приостановления либо отказа в осуществлении кадастрового учета, который носит исчерпывающий характер.

Согласно части 10 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского, земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской федерации требованиям к земельным участкам.

В соответствии с пунктом 18 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 01.01.2010г. при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах ( измененный земельный участок).

Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 3 указанной статьи Кодекса целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Порядок образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен в статье 11.3 Земельного кодекса РФ.

Так, согласно пункту 1 установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:

1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;

2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;

3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ принято решение о её развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;

4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;

5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки ( пункт 2).

Согласно пункту 3 настоящей статьи Кодекса в указанных в пункте 1 настоящей статьи решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:

1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки ( при наличии таких документов);

2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков ( при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).

Из материалов дела видно, что земельный участок с кадастровым номером 54:14:025507:739, расположенный по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, Осиновский сельсовет образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:5. Указанный участок был предоставлен ГУП «Осиновское» на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта от 25.06.1999 № НСО-14-0043. На основании постановления Главы Куйбышевского района Новосибирской области от 19.11.2007 № 1330 право постоянного (бессрочного) пользования прекращено.

Согласно выписке из кадастрового паспорта от 29.09.2010 № 54/201/10-3981 земельный участок с кадастровым номером 54:14:025507:739 относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельхозпроизводства.

На основании постановления Администрации Куйбышевского района Новосибирской области от 20.10.2010 № 1224 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане:

-площадью 1кв.м., кадастровый номер 54:14:025507:739:ЗУ1;

- площадью 44 кв.м., ., кадастровый номер 54:14:025507:739:ЗУ; вид разрешенного использования- для сельхозпроизводства, категория земель-земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно межевого плана № 5414/103/10-93 от 09.11.2010г. заказчиком кадастровых работ являлась Администрация Куйбышевского района Новосибирской области. Межевой план подготовлен ООО «Техноцентр» 27.10.2010г.

Исходя из представленных документов, заказчиком проведения кадастровых работ являлась Администрация куйбышевского района и раздел земельных участков на основании постановления от 20.10.2010г. был произведен Администрацией Куйбышевского района, а не ОАО «Транссибнефть», как утверждает заявитель.

При этом согласно письма № 102 от 10.122010г. между заявителем и ООО «Техноцентр» объектом кадастровых работ, согласно договора № 1 от 01.07.210г. на выполнение кадастровых работ являлось « Электрохимзащита МН Омск-Иркутск 254,0 км-431,0 км Барабинской ЛДС, ОРНУ УКЗ на 280,21 км, 374,86 км, 390,88 км, 420, 11 км, 427,87 км. Капитальный ремонт». Из указанного письма не следует, что приложенный межевой план от 27.10.2010г., на который ссылается заявитель, был составлен в отношении указанных земельных участков ОАО «Транссибнефть».

По оспариваемому решению от 06.12.2010г. отказ в осуществлении кадастрового учета был мотивирован тем, что межевой план предоставлен на образование земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739 с сохранением его в измененных границах, который находится в государственной собственности и не предоставлен гражданину или юридическому лицу.

В силу статей 29 и 11.3 Земельного кодекса РФ органом местного самоуправления не принято решение подтверждающее образование земельных участков из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», предоставленных заявителю.

В порядке статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих факт предоставления ОАО «Транссибнефть»земельного участка с кадастровым номером 54:14:025507:739 путем раздела на два земельных участка.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие ( бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется наличие указанных в части 1 ст. 198 АПК РФ условий в их совокупности.

В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, которое судом не принимаются, как необоснованные, в связи с тем, что основанием для отказа послужило не отсутствие права на раздел земельного участка, а отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, которые заявителем не подтверждены документально в судебном заседании, следовательно, отказ в осуществлении государственного кадастрового учета является правомерным.

Ссылка заявителя на письмо № 543/3 от 27.03.2009 Роснедвижимости, в котором разъясняется порядок по урегулированию вопросов, возникающих при постановке на кадастровый учет, земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, судом не принимается.

Указанной письмо регулирует иные правоотношения, не относящиеся к данной правовой ситуации, письмо не относится к актам законодательства, в связи с чем, не может судом приниматься во внимание.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии у заявителя доказательств нарушения закона или иного правового акта либо нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением, в связи с чем, считает требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине распределить следующим образом: 2000 рублей- отнести на заявителя, в остальной части 2000 рублей, считать излишне уплаченной и выдать заявителю справку.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110,167-170,180,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований Открытому акционерному обществу «Транссибирские магистральные нефтепроводы» отказать.

Выдать Открытому акционерному обществу «Транссибирские магистральные нефтепроводы» справку на возврат госпошлины из федерального бюджета в сумме 2000 рублей, как излишне уплаченной.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд ( г.Томска).

Судья О.В.Чернова