ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-6533/20 от 02.07.2020 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-6533/2020

06 июля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 06 июля 2020 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Морозовой Л.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ге О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) (ИНН <***>), г. Новосибирск,

к обществу с ограниченной ответственностью «Дизельторг» (ИНН <***>), г. Новосибирск,

о взыскании 5 000 рублей финансовых санкций,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1, доверенность от 30.12.2019 № 40963-0903-10, диплом, паспорт,

заинтересованного лица: не явился, извещен,

установил:

государственное учреждение - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее – заявитель, УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Дизельторг» (далее – заинтересованное лицо, страхователь, ООО «Дизельторг») о взыскании 5 000 рублей финансовых санкций.

В обоснование заявленных требований пенсионный фонд ссылается на то, что в результате сверки формы отчетности СЗВ-СТАЖ, представленной страхователем 14.02.2019 и форм отчетности СЗВ-М за 2018 год установлено, что страхователем представлена форма СЗВ-М за период март, апрель, май, июнь, июль август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года без указания сведений на 1 застрахованное лицо, в результате чего, выявлено нарушение страхователем законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в связи с представлением неполных и (или) недостоверных данных.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.03.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определением от 15.05.2020 суд перешел к рассмотрению дела № А45-6533/2020 по общим правилам административного производства.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, а также указала на то, что в периоды март-декабрь 2018 года уведомления об устранении ошибок страхователю не направлялись. На дату выставления требований, отчеты по форме СЗВ-М ООО «Дизельторг» не были представлены, несмотря на то, что обществу в установленном законе порядке были направлены соответствующие акты и решения.

Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (определение о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного производства и назначении предварительного судебного заседания от 15.05.2020, определение об отложении судебного разбирательства от 15.06.2020 направленные по адресу: 630099, <...>, возвращены отделением почтовой связи с указанием причины возврата «истечение срока хранения») в судебное заседание не явилось, отзыва не представило.

С учетом обстоятельств настоящего дела, принципов состязательности и равноправия сторон, надлежащего извещения заинтересованного лица о времени и месте судебного заседания суд в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело по существу заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Дизельторг» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в силу положений статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ).

В УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска заинтересованное лицо зарегистрировано в качестве страхователя под регистрационным номером 064-010-111731.

14.02.2019 страхователем представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за календарный 2018 год.

Пенсионным фондом была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета (по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018 год) в отношении заинтересованного лица, в ходе которой выявлено что страхователь представил форму СЗВ-М за период март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года без указания сведений в отношении 1 застрахованного лица.

Пенсионным фондом обнаружено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за период март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года предоставлены страхователем в пенсионный фонд в установленный срок, но без указанная застрахованных лиц (нулевые сведения).

По результатам проверок выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица и составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.04.2019 № № 064S18190016242, 064S18190016243, 064S18190016245, 064S18190016246, 064S18190016248,064S18190016236,064S18190016237, 064S18190016238, 064S18190016239,064S18190016241.

Решениями от 28.05.2019 №№ 064S19190021219, 064S19190021227, 064S19190021223, 064S19190021369, 064S19190021368, 064S19190021199, 064S19190021203, 064S19190021212, 064S19190021216, 064S19190021208 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования страхователь привлечен к ответственности за непредставления страхователем сведений в установленный срок (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Обществу выставлены требования об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 16.07.2019.

В установленный срок требование не исполнено, в связи с чем пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о выдаче судебного приказа.

14.10.2019 Арбитражным судом Новосибирской области вынесен судебный приказ о взыскании с общества в пользу пенсионного фонда суммы финансовой санкции в размере 5 000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.12.2019 судебный приказ по делу №А45-36396/2019 отменен. На дату подачи заявления задолженность по финансовой санкции обществом не погашена, что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.

Рассмотрев заявленные требования, изучив доводы заявителя, суд считает их не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом -месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3)идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивать, своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (далее - Постановление № 83п).

Согласно Постановлению № 83п в разделе 3 «Тип формы» указывается один из предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая», «отменяющая».

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Вместе с тем, в силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Согласно пункту 39 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Таким образом, вышеперечисленными нормами предусмотрена обязанность страхователя представлять в пенсионный фонд по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ обязательные сведения и документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице. В случае выявления пенсионным фондом в предоставленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ несоответствий индивидуальным сведениям, ранее представленным страхователем в ежемесячных сведениях по форме СЗВ-М в части непредставления сведений о каком- либо работающим лице в форме СЗВ-М пенсионный фонд в силу положений статьи 17 Закона № 27-ФЗ и пункта 37 Инструкции №766н обязан вручить (направить) страхователю уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий в течение 5 рабочих дней.

Устранение страхователем ошибок и несоответствий в индивидуальных сведениях о застрахованных лицах, в отношении которых пенсионным фондом вручено (направлено) уведомление в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления, не является основанием для взыскания со страхователей финансовых санкций.

Страхователь вправе исправить допущенные ошибки (несоответствие) путем представления в пенсионный фонд отчётности по форме СЗВ-М с типом формы «дополняющая» («отменяющая»), либо по форме СЗВ-СТАЖ сведения по которым могут быть скорректированы или отменены в порядке установленном Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 №3п.

Исправление ошибок и корректировка сведений на застрахованных лиц возможны как по инициативе самого страхователя, в случаях самостоятельного выявления им ошибок, так и в случаях обнаружения ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у пенсионного фонда в ходе проверки представленных страхователем сведений.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 № 306-КГ17-21843, официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует, что воля законодателя направлена на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Аналогичный вывод содержится и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2018 № 306-КГ18-17679 по делу № А65-19477/2017.

Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок, в том числе в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений.

Лишение права страхователя при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях на их уточнение в установленный пятидневный срок, и наложение в рассматриваемом случае на общество штрафных санкций, сделано пенсионным фондом без учета того, что юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.

По смыслу статьи 17 Закона № 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.

Как следует из материалов дела и установлено судом, обществом своевременно были представлены нулевые сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды март, апрель, май, июнь, июль август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года. Указанные сведения представлены по телекоммуникационным каналам связи в форме электронных документов, что подтверждается извещениями о доставке.

Согласно пункту 32 Инструкции в случае заключения страхователем с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации соглашения об обмене информацией в электронном виде с подтверждением электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ представление им индивидуальных сведений может осуществляться в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При представлении индивидуальных сведений в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.

Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.

В материалы дела заявителем не представлены протоколы проверки отчетности, содержащие информацию о каких-либо выявленных ошибках, в том числе о предоставлении отчетности с нулевыми показателями. При этом суд отмечает, что сведения были направлены в пенсионный фонд по форме СЗВ-М «исходная» за период март – декабрь 2018 года и поступившие в пенсионный фонд с нулевыми сведениями при электронном направлении сведений.

Как следует из письменных пояснений заявителя, пенсионным фондом только по результатам проведения сверки форм СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М выявлено непредставление сведений о 1 застрахованном лице в установленный срок. Пенсионным фондом не направлялись страхователю уведомления об устранении ошибок.

При этом, выявив противоречия в отчетности страхователя по форме СЗВ-СТАЖ и форме СЗВ-М, пенсионный фонд не установил о возможности технической ошибки при электронном направлении сведений, поступивших в пенсионный фонд с нулевыми показателями.

Несоблюдение порядка вручения (направления) уведомления об устранении ошибок является основанием для отказа пенсионному фонду в удовлетворении требования о взыскании со страхователя финансовых санкций, предусмотренных статьи 17 Закона №27-ФЗ, поскольку в подобном случае страхователь лишается установленной Законом возможности исправить допущенные им ошибки (несоответствия) в представленных сведениях об индивидуальном (персонифицированном) учете на застрахованных лиц.

С учетом изложенного, арбитражный суд признает требование о взыскании штрафа по решениям от 28.05.2019 №№ 064S19190021219, 064S19190021227, 064S19190021223, 064S19190021369, 064S19190021368, 064S19190021199, 064S19190021203, 064S19190021212, 064S19190021216, 064S19190021208 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не подлежащим удовлетворению, поскольку отсутствуют основания для взыскания задолженности (часть 6 статьи 215 АПК РФ).

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Исходя из изложенного, суд отказывает в удовлетворении требования о взыскании финансовой санкции.

Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина распределению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований в связи с отсутствием события правонарушения отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья Л.Н. Морозова