ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-664/10 от 25.01.2010 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Новосибирск Дело № А45-664/2010

11 февраля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 25.01.2010,

Решение в полном объёме изготовлено 11.02.2010.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Куст Л.П., при ведении протокола судебного заседания судьей Кустом Л.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Отдел государственного надзора по Новосибирской области, г. Новосибирск,

к открытому акционерному обществу «Новосибирская птицефабрика», ст. Евсино Искитимского района Новосибирской области,

о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19.Кодекса РФ об административных правонарушениях,

при участии:

заявителя – не явился, извещен,

привлекаемого лица – ФИО1, по доверенности от 14.01.2010,

СМТУ Ростехрегулирования (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к открытому акционерному обществу «Новосибирская птицефабрика» (далее- привлекаемое лицо, Общество) о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении заказной корреспонденции.

Дело рассматривается в отсутствие надлежаще извещенного заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Привлекаемое лицо с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя привлекаемого лица, суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, в результате проведения должностным лицом СМТУ Ростехрегулирования проверки деятельности открытого акционерного общества «Новосибирская птицефабрика» в помещении, расположенном по адресу: Новосибирская область, Искитимский район, ст. Евсино и исследования отобранных образцов реализуемой продукции (протокол идентификации, технического осмотра и испытаний от 02.12.2009) установлено несоответствие подготовленной к реализации продукции п. 4.3.2, п. 4.3.7, п. 4.3.9.3 ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» в маркировке продукции, а именно:

– рулет копчено-вареный из мяса цыплят-бройлеров «Птичий базар» - в составе продукта не указана пищевая добавка «3801 Время комплекс «Рассол универсальный» и составляющие её компоненты;

- колбаса вареная «Филевская» 1 сорт, сосиски «Петушок» 2 сорт – состав продукта указан не полностью: отсутствует список составляющих компонентов пищевой добавки «Тари Фреш»;

- яйца куриные пищевые столовые 3 категория – указано два варианта условий хранения, что вводит в заблуждение потребителя, так как указаны условия и для хранения предприятия-изготовителя. Составлен акт № 978 от 18.12.2009.

Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 18.12.2009 № 135 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом суд исходит из следующего.

1. В части 1 статьи 19.19 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного этой нормой, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований государственных стандартов.

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) определяет стандарт как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации.

В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона № 184-ФЗ защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.

Требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ).

Таким образом, требования государственных стандартов, касающиеся безопасности продукции, являются обязательными к исполнению. Отклонение от обязательных требований стандартов в процессе производства и реализации продукции влечет применение административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения общества к административной ответственности по указанной статье послужил факт отсутствия на рулете варено-копченом из мяса цыплят-бройлеров «Птичий базар», колбасе вареной «Филевской» (1сорт), сосисках «Петушок» (2 сорт) указания о пищевых добавках, входящих в состав смесей, используемых при изготовлении продукта; на яйцах куриных пищевых столовых 3 категория указание на два варианта хранения.

Согласно пункту 3.4 ГОСТа Р 51074-2003 информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.

Из пункта 3.5.5 ГОСТа Р 51074-2003 следует, что перечень ингредиентов приводят для всех пищевых продуктов, за исключением продуктов, состоящих из одного ингредиента. Перед списком ингредиентов должен быть заголовок «Состав». Ингредиенты перечисляют в порядке уменьшения массовой доли в момент изготовления пищевого продукта. Если ингредиент представляет собой пищевой продукт, состоящий из двух или более ингредиентов, то такой составной ингредиент допускается включать в перечень ингредиентов под собственным наименованием. При этом непосредственно после наименования такого составного ингредиента в скобках приводят список составляющих его компонентов в порядке уменьшения их массовой доли.

В случае, когда массовая доля составного ингредиента в готовом пищевом продукте составляет менее 2%, допускается не перечислять составляющие его ингредиенты в указанном списке.

Пункт 2.6 указанного ГОСТа определяет, что ингредиент (компонент): вещество или продукт животного, растительного, микробиологического или минерального происхождения, а также природные или синтезированные пищевые добавки, используемые при подготовке или производстве пищевого продукта и присутствующие в готовом продукте в исходном или измененном виде.

Таким образом, из системного толкования положений ГОСТа Р 51074-2003 следует, что в случае, когда массовая доля пищевых добавок, входящих в состав колбасы, составляет в готовом продукте менее 2%, могут не указываться составляющие их ингредиенты.

Как следует из материалов дела, что пищевые добавки, применяемые в вышеперечисленных рулете и колбасах, согласно рецептурам, составляют менее 2%.

Следовательно, в данном случае не требовалось обязательного указания на искусственной оболочке колбасы сведений о пищевых добавках, входящих в состав смесей, используемых при изготовлении продукта.

В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ Р 521-2003 определено, что срок хранения яиц при температуре от 0ºС до 20ºС составляет от 8 до 25 суток, и яйца, которые хранились в промышленных холодильниках на предприятии-производителе при температуре от минус 2 °С до 0 °С не более 90 суток.

Согласно пункту 8.2 «Хранение» ГОСТ Р 521-2003 при температуре от 0 °С до 20 °С и относительной влажности воздуха 85% - 88% хранение столовых яиц - от 8 до 25 суток; в промышленных холодильниках на предприятии-производителе при температуре от минус 2 °С до 0 °С и относительной влажности воздуха 85% до 88% яйца хранят не более 90 суток.

Таким образом, в самом ГОСТе Р 521-2003 указаны два варианта хранения.

Кроме того, указание на возможность различного хранения не вводит потребителя в заблуждение, а напротив, указывает на возможность разнообразия хранения, то есть дает право выбора.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения по части 1 статьи 19.19 Кодекса является правильным.

2. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.

Согласно частям 1, 5 и 8 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.

Согласно акту отбора образцов № 978 от 02.12.2009 он составлен в отсутствие понятых.

Таким образом, взятие проб и образцов было совершено с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что результаты исследования отобранных проб колбасных изделий не могут быть использованы в качестве допустимого доказательства по делу об административном правонарушении, поскольку получены с нарушением закона.

С учетом установленных доказательств обстоятельства, изложенные заявителем в обоснование требования о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ судом не могут быть приняты во внимание как обоснованные.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требования о привлечении открытого акционерного общества «Новосибирская птицефабрика» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционный арбитражный суд в течении десяти дней после его принятия.

Судья Л.П. Куст