ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-7156/09 от 09.06.2009 АС Западно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6

e-mail: info@novosib.arbitr.ru

http://novosib.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                               Дело № А45-7156/2009

09 июня 2009 года

            Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В.,

при ведении протокол судебного заседания судьей Абаимовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению временного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Барабинские мясопродукты» Лясман Аглаи Эдуардовны

к  Управлению  Федеральной регистрационной службы  по Новосибирской области

о признании незаконным решения от 18.02.2009г.

при участии в судебном заседании представителей

заявителя:  не явился, извещен

заинтересованного  лица: Синица Т.А.  по доверенности от 27.10.2009г.

В Арбитражный суд Новосибирской области  обратилась временный управляющий Общества с ограниченной ответственностью  «Барабинские мясопродукты» Лясман Аглая Эдуардовна (далее – заявитель, временный управляющий) к  Управлению  Федеральной регистрационной службы  по Новосибирской области (далее – управление, УФРС по НСО) с заявлением о признании незаконным решения от 18.02.2009г., обязании УФРС по НСО предоставить информацию из единого государственного реестра регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащую сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и его обременениях в отношении  Общества с ограниченной ответственностью  «Барабинские мясопродукты».

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление рассматривается в отсутствии представителя заявителя, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Заявленные требования мотивированы нарушением управлением требований части 2 статьи 66  Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - Закон № 127-ФЗ), препятствием в осуществлении обязанностей временного управляющего по выявлению имущества.

В отзыве на заявление УФРС по НСО считает заявленные требования необоснованными, ссылаясь на отсутствие у временного управляющего закрепленного законом права  на обращение от своего имени в регистрирующий орган с запросом  о предоставлении обобщенных сведений об имуществе должника.

Как следует из материалов дела, Определением Арбитражного суда Омской области от 21.10.2008 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Барабинские мясопродукты» (далее - ООО «Барабинские мясопродукты», общество, должник) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утверждена Лясман Аглая Эдуардовна.

В этой связи временный управляющий обратилась в соответствии с частью 2 статьи 66 Закона № 127-ФЗ в Управление Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области с запросом (исх. № 137 от 13.02.2009г.) о предоставлении сведений – выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) в отношении должника, содержащей сведения  о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и его обременениях. 

Письмом от 18.02.2009 № 01-16-534/09 УФРС по НСО области отказало в удовлетворении запроса по следующим основаниям.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ)  для предоставления информации необходима явка в регистрационный орган подающего заявление лица, возможность направления заявлений по почте Закон № 122-ФЗ не предусматривает.

В силу пункта 1 статьи 8 названного Закона информация о зарегистрированных правах предоставляется за плату, тогда как в данном случае документ, подтверждающий внесение соответствующей платы не представлен.

Кроме того, в силу пункта 3 статьи 7 Закона № 122-ФЗ заявитель не подпадает под категорию лиц, имеющих право на получение обобщенных сведений из ЕГРП о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.

Полагая, что управление необоснованно отказало заявителю в предоставлении информации, временный управляющий обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, проанализировав действующее законодательство, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона № 122-ФЗ сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном законом порядке только определенному кругу лиц.

 Таким образом, названный Закон разграничивает сведения, предоставляемые любому лицу (сведения открытого характера) и ограниченному кругу лиц (сведения закрытого характера).

К сведениям открытого характера относятся: а) описание объекта недвижимости; б) зарегистрированные права и сведения о правообладателе; в) зарегистрированные ограничения (обременения) прав; г) сведения о правопритязаниях и правах требования в судебном порядке (абзац 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 122-ФЗ). Для получения указанной информации необходимо предъявление документа, удостоверяющего личность, а для юридического лица - документов, подтверждающих его регистрацию и полномочия его представителя, заявления в письменной форме, документа о внесении платы за предоставление информации.

Сведениями закрытого характера являются: а) сведения о содержании правоустанавливающих документов (за исключением сведений об ограничениях и обременениях); б) обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости; в) данные о переходе прав на объект; г) сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным. В силу пункта 3 статьи 7 Закона № 122-ФЗ указанные сведения предоставляются только:

- самим правообладателям или их законным представителям;

- физическим и юридическим лицам, получившим надлежащим образом удостоверенную доверенность от правообладателя или его законного представителя;

- руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов РФ;

- налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;

- федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;

- судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями;

- председателю, его заместителю и аудиторам Счетной палаты РФ;

- лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или закону;

- по запросу нотариуса в связи с открытием наследства.

В данном случае, временный управляющий обратилась с письменным запросом в УФРС  по НСО с просьбой предоставить информацию из единого государственного реестра регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащую сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и его обременениях в отношении  Общества с ограниченной ответственностью  «Барабинские мясопродукты», т. е. заявитель просит предоставить обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.

Отказ управления в предоставлении информации со ссылкой на пункт 3 статьи 7 Закона № 122-ФЗ суд считает необоснованным, поскольку исходя из положений статей 24, 66, 67, 70 Закона № 127-ФЗ, пунктов 2, 3, 4 Временных правил и Правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367), в соответствии с которыми в обязанности временного управляющего входит анализ финансового состояния должника, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, предполагающие исследование перечня имущества должника и обязывающие временного управляющего в случае отсутствия таких сведений запрашивать их у государственных органов, обладающих соответствующей информацией, суд пришел к выводу, что временный управляющий обладает полномочиями на обращение в регистрирующий орган с соответствующим запросом. При этом, исходя из анализа вышеназванных норм права, следует, что запрос о предоставлении обобщенных сведений может быть направлен по почте.

Ссылка управления на  пункт 1 статьи 8  Закона №122-ФЗ, согласно которому  информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества предоставляются за плату, если иное не установлено законом, отклоняется судом, исходя из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 122-ФЗ в упрощенном порядке (по письменным запросам и бесплатно) информация предоставляется, в том числе, иным организациям, определенным законами РФ.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 66 Закона № 127-ФЗ сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенных временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

Следовательно, действующее законодательство, в частности Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, предусматривает возможность временных управляющих организаций, находящихся в процессе банкротства, обращаться от имени указанных организаций в государственные органы с запросами о предоставлении сведений о принадлежащем должнике имуществе, при этом указанные сведения должны быть предоставлены без взимания платы.

Как следует из материалов дела, при обращении в УФРС по НСО заявителем были  представлены определение суда, выписка из ЕГРЮЛ, позволяющие идентифицировать лицо, обратившееся от имени должника, и самого должника, в отношении которого запрашивались сведения.

Доводы регистрирующего органа о том, что в Закон № 122-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ не внесены изменения, касающиеся порядка предоставления временным управляющим информации из ЕГРП, не принимаются судом во внимание, поскольку отсутствие изменений в Законе № 122-ФЗ не может ограничить права временного управляющего, предусмотренные частью 2 статьи 66 Закона № 127-ФЗ. Ссылку управления на отсутствие в Федеральном законе № 306-ФЗ, которым дополнен перечень лиц, определенных пунктом 3 статьи 7 Закона № 122-ФЗ, временных управляющих, суд считает необоснованной, поскольку указанный Закон принят в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество, тогда как в данном случае речь идет о банкротстве.  

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что отказ управления в предоставлении заявителю сведений о наличии зарегистрированных объектов недвижимости противоречит Закону № 127-ФЗ, препятствует реализации возложенных на временного управляющего обязанностей при проведении процедуры банкротства.

   В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части, и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Под обязанностью заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя понимается определенный судом в резолютивной части судебного акта комплекс мероприятий, которые должны совершить заинтересованное лицо для устранения нарушающих права и законные интересы заявителя последствий, вызванных принятием ответчиком незаконного акта или решения.

В данном случае, суд, признавая отказ управления в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним незаконным, считает  необходимым обязать УФРС по НСО предоставить заявителю запрашиваемые сведения.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса госпошлина, уплаченная заявителем, подлежит возврату из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 08.06.2009г. до 09.06.2009г.

 Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, изложенный в письме от 18.02.2009 № 01-16-534/09.

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области предоставить временному управляющему Лясман Аглае Эдуардовне информацию из единого государственного реестра регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащую сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и его обременениях в отношении  Общества с ограниченной ответственностью  «Барабинские мясопродукты».

Возвратить временному управляющему Общества с ограниченной ответственностью  «Барабинские мясопродукты» Лясман Аглае Эдуардовне из федерального бюджета госпошлину в размере 2000 рублей. Выдать справку на возврат госпошлины после вступления решения суда в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья                                                                                                                     Т.В. Абаимова