ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-7623/20 от 27.07.2020 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                                             Дело №А45-7623/2020

31 июля 2020 года

 Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 31 июля 2020 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи                      Морозовой Л.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания Волынкиной Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) (ИНН <***>),  г. Новосибирск,

к обществу с ограниченной ответственностью «СИБАРМ» (ИНН <***>),                   г. Новосибирск,

о взыскании ущерба в размере 2 126 рублей 82 копейки,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен,

установил:

государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное)  (далее – заявитель, УПФР в Советском г. Новосибирска, пенсионный фонд, управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к  обществу с ограниченной ответственностью «СИБАРМ» (далее – заинтересованное лицо, страхователь, ООО «СИБАРМ») о взыскании ущерба в размере 2 126 рублей 82 копеек

В обоснование заявленных требований пенсионный фонд ссылается на то, что страхователь сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года предоставил по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа - 06.10.2016 с типом «исходная» в отношении 0 застрахованных лиц, а 12.04.2017 страхователем в пенсионный фонд направлены уточняющие сведения по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» за сентябрь 2016 года в отношении 18 застрахованных лиц, сведения на которых ранее не представлялись, что подтверждается извещением о доставке сведений о застрахованных лицах, чем нарушил срок их представления. Сведения по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» за сентябрь 2016 года в отношении 18 застрахованных лиц, сведения на которых, ранее не предоставлялись, представлены в управление  12.04.2017 и разнесены на лицевые счета в мае 2016 года в количестве 18 застрахованных лиц.  В связи с тем, что  в адрес управления  сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года об одном застрахованном лице - получателе пенсии ФИО1 не были представлены своевременно, пенсионный фонд произвел с 01.12.2016 года по 31.05.2017 года перерасчет пенсий на одного получателя пенсий, как пенсионеру, прекратившему трудовую деятельность, в сторону увеличения с учетом коэффициентов индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и стоимости одного пенсионного коэффициента. Несвоевременное представление ООО «СИБАРМ» в установленный законодательством срок сведений за сентябрь 2016 года по форме СЗВ-М повлекло выплату одному пенсионеру пенсии в завышенном размере, которая не могла быть установлена работающему пенсионеру, в связи с чем, излишне выплаченная сумма пенсия ФИО1 за период с 01.12.2016 года по 31.05.2017 года составила 2 126 рублей 82 копейки, что является реальным ущербом, причиненным пенсионному фонду. 16.09.2019 в адрес страхователя направлена претензия за исх. № 12967-0903-10 с требованием о добровольном возмещении причиненного ущерба, до настоящего времени сумма ущерба не погашена.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 15.04.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определением от 05.06.2020  суд перешел к рассмотрению дела № А45-7623/2020 по общим правилам административного производства.

В судебном заседании 23.07.2020  на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 27.07.2020 о чем лица, участвующие в деле, уведомлены путем размещения информации о времени и месте продолжения судебного заседания на сайте суда.

Заявитель в судебное заседание не явился,  представил ходатайство о приобщении материалов, в котором пояснил, что решение  от 23.01.2017 - перерасчет произведен как неработающему пенсионеру, ввиду несовременно представленной формы СЗВ-М за сентябрь 2016 года; решение от 23.03.2017 – перерасчет (индексация) пенсии и ФСД на основании постановления Правительства Российской Федерации; решение от 01.03.2017 – перерасчет, произведенный как работающему пенсионеру (в решении допущена опечатка, исправленная пенсионный фондом Ошибка была допущена при наборе копии решения в «ручном» режиме). Отчет по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года сдан только в апреле 2017 года, то есть прошло более 3-х месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь. Программа персонифицированного учета ПФР по прохождению 3-х месячного срока без уведомления работодателя о работающем пенсионере, в автоматическом режиме и беззаявительном порядке, в соответствии с нормами пенсионного законодательства произвела перерасчет пенсионеру ФИО1,  как неработающему, а также проиндексировала базовую часть пенсии и фиксированную надбавку, данные начисления были произведены по май 2017 года, так как срок предоставления отчетности был пропущен работодателем. Обновление программы персонифицированного учета между  различными службами ПФР производит один раз в 30 дней, поэтому данные о поступлении последующих форм отчетности СЗВ-М поступили в персонифицированный учет только в мае 2017 года.

Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (определение о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного производства и назначении предварительного судебного заседания  от 05.06.2020, определение об отложении судебного разбирательства от 30.06.2020  направленные по адресу: 630032, <...>, этаж 1 офис 15, возвращены  отделением почтовой связи с указанием причины возврата «истечение срока хранения») в судебное заседание не явилось, отзыва не представило.

С учетом обстоятельств настоящего дела, принципов состязательности и равноправия сторон, надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного заседания суд в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело по существу заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью  «СИБАРМ» является страхователем  в силу положений статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Закона № 27-ФЗ).

В УПФР в Советском районе  г. Новосибирска заинтересованное лицо зарегистрировано в качестве страхователя под регистрационным номером 064-006-092942.

Исходные данные  по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2016 года страхователь представил 06.10.2016  в форме электронного документа, в установленный срок с нулевыми показателями о застрахованных лицах. Дополняющие данные о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2016  года страхователь представил 12.04.2017  за пределами установленного срока на 18 застрахованных лиц.

В форме СЗВ-М с типом «дополняющая» указаны сведения на работающего  застрахованного лица ФИО1 который одновременно является получателем пенсии в УПФР в Советском  г. Новосибирска со статусом «работающий».

Учитывая, что сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года  страхователем в установленные законом сроки представлены не были, то в отношении пенсионера ФИО1 с 01.12.2016 в соответствии с частью 3 статьи 26.1. Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» произведен перерасчет пенсии в сторону увеличения с учетом коэффициентов индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии со ссылкой на распоряжение о перерасчете размера пенсии от 01.03.2018.

Непредставление страхователем в установленный законодательством срок сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года повлекло выплату пенсионеру ФИО1 пенсии за период с 01.12.2016 по 31.05.2017 в завышенном размере с учетом индексации, которая не могла быть установлена работающему пенсионеру, в результате чего, по мнению пенсионного фонда,  ему был причинен ущерб в размере 2 126 рублей 82 копеек в виде излишне выплаченной пенсии.

16.09.2019  УПФР в Советском  районе г. Новосибирска была направлена претензия № 12967-0903-10 о возмещении ущерба, причиненного несвоевременным представлением сведений по форме СЗВ-М.

Указанная претензия обществом  в отношении ФИО1 не исполнена, в связи с чем УПФР в Советском районе г. Новосибирска обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив доводы заявителя, проанализировав действующее законодательство, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со  статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно пункту 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации. Сутью убытков является их компенсационный восстановительный характер.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ)  каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

В предмет доказывания по делу о возмещении убытков входит совокупность следующих элементов, подлежащих установлению в суде: факта наступления вреда, противоправности поведения причинителя вреда, причинно-следственной связи между указанным поведением и наступлением вреда, размера убытков.

Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора заявитель  должен доказать, что представление недостоверных сведений в пенсионный фонд о застрахованных лицах в исходной форме находится в прямой причинной связи с возникшими у управления убытками в виде выплаты проиндексированной пенсии работающим у страхователя пенсионерам.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ (в редакции от 01.05.2016)  под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ (в редакции от 01.05.2016)   страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции от 01.05.2016)  страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу частей 1 и 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции от 29.12.2015) (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Таким образом, в период осуществления оплачиваемой работы индексация и корректировка размера страховой пенсии не производится.

В силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (в редакции от 29.12.2015)  в  случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

В силу части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ  физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно части 2,3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ  в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ установлено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки; установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона № 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

Из указанных норм следует, что страхователю надлежит возместить Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона 28.12.2013 № 400-ФЗ) в случае, если им представлены недостоверные сведения или несвоевременно представлены сведения, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Закона, что повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Как следует из материалов дела, в качестве основания излишней выплаты работающему пенсионеру суммы пенсии управлением указано на несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-М с типом дополняющая за сентябрь 2016 года о ФИО1

Пенсионный фонд не осуществил контроль за своевременностью представления обществом сведений за сентябрь 2016 года, поскольку  из материалов дела следует, что обществом своевременно были представлены нулевые  сведения по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2016 года. Указанные сведения представлены  по телекоммуникационным каналам связи в форме электронных документов, что подтверждается извещениями  о доставке. В материалы дела заявителем не представлены протоколы проверки отчетности,  содержащие  информацию о каких-либо выявленных ошибках, в том числе о предоставлении отчетности с нулевыми показателями. При этом суд отмечает, что сведения были направлены в пенсионный фонд по форме СЗВ-М «исходная» за период   сентябрь 2016 года и поступившие в пенсионный фонд с нулевыми сведениями  при электронном направлении сведений. Пенсионный фонд не установил о возможности технической ошибки при электронном направлении сведений, поступивших в  пенсионный фонд с нулевыми показателями.

В целях обеспечения проведения проверки часть 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусматривает не автоматический перерасчет пенсии при не поступлении сведений по форме СЗВ-М за очередной месяц, а поэтапное осуществление Пенсионным фондом ряда действий, которые по своей сути могут быть обозначены как: - принятие решения об индексации пенсии (в месяце, следующем за поступлением сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ - отчет СЗВ-М); - непосредственная выплата проиндексированной пенсии (в следующем месяце после принятия вышеуказанного решения).

Общий срок с момента поступления сведений в отношении пенсионера до выплаты ему проиндексированной пенсии составляет 3 месяца (включая месяц поступления сведений). Осуществление указанных процедур предполагает, что на каждом этапе решение должно приниматься обоснованно, с учетом актуальной информации о состоянии лицевого счета застрахованного лица в целом, всех поступивших по нему сведений по всем предусмотренным формам отчетов (а не только по форме СЗВ-М), а при необходимости с учетом дополнительной информации. Ограничений в этой части закон не содержит. Статьей 4 Закона № 27-ФЗ установлены принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в т.ч. использование сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования; соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов. Учитывая данные принципы, достоверность сведений индивидуального персонифицированного учета предполагается, но не освобождает Пенсионный фонд от проведения объективно необходимых проверочных мероприятий в рамках своей компетенции.

В Определении от 28.06.2018 № 1488-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав частью 4 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", Конституционный Суд Российской Федерации указал, что оно не нарушает конституционных прав граждан, поскольку не ограничивает последних в праве самостоятельно обратиться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации за перерасчетом пенсии и представить необходимые документы. Следовательно, сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и самодостаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления.

В качестве основания излишней выплаты работающему пенсионеру спорной суммы страховой пенсии (повышенная фиксированная выплата) пенсионным фондом указано на непредставление обществом  сведений об этом работающем у него пенсионере за сентябрь 2016 года в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Вместе с тем, сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления.

Как указывалось выше, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

То обстоятельство, что страхователь ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по представлению достоверных сведений за сентябрь 2016 года, не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.

При этом суд отмечает, что представленные пенсионным фондом распоряжения о перерасчете размера пенсии пенсионеру ФИО1 не свидетельствуют о перерасчете пенсии на основании статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (части 1,3), а именно  в распоряжении от 23.01.2017 № 170000018176 индексация произведена в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ с 01.02.2017 по 30.11.2026, при этом вид пенсии подлежащий индексации – по инвалидности; распоряжение  от 23.03.2017  о перерасчете размера пенсии индексация произведена в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ и статьи 25 Закона №166-ФЗ с 01.04.2017 по 31.05.2017,  при этом вид пенсии подлежащий индексации – по инвалидности; в распоряжении от 01.03.2018 (первоначально указан период с 01.12.2016 по 31.01.2017), с учетом представленного исправления технической ошибки в периоде, приложенное 02.07.2020 к ходатайству о приобщении материалов, новое распоряжение, указан  период с 01.12.2016 по 31.05.2017, при этом в указанном распоряжении отсутствует основание пересмотра сумм к выплате по данным работодателей, не указана статья 26.1 Закона № 400-ФЗ, отсутствует основание в связи с чем произведен перерасчет, вид пенсии подлежащий индексации указан  по инвалидности.

При указанных выше обстоятельствах и представленных пенсионным фондом документов, в рассматриваемом случае не представления страхователем  в пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-М не находятся в прямой причинно-следственной связи с причиненным ущербом. Ответственность в виде возмещения убытков наступает по общим правилам гражданского законодательства и применима только при наличии ущерба и прямой причинно-следственной связи между фактом причинения ущерба и неправомерными действиями страхователя.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями страхователя и причиненным вредом в виде излишне выплаченных пенсионным фондом денежных средств, следовательно, правовые основания для удовлетворения исковых требований в размере 2 126 рублей 82 копеек отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «СИБАРМ»  ущерба в размере 2 126 рублей 82 копеек, отказать.

Решение вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                                                             Л.Н. Морозова