ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-7654/20 от 20.12.2021 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск ДЕЛО № А45- 7654/2020

«27» декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 27 декабря 2021 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Черновой О.В,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сантрапинской И.В., рассмотрел в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «АЗУР ЭЙР» ( ОГРН <***>)

кответчику: акционерному обществу «Аэропорт Толмачево» ( ОГРН <***>)

о взыскании убытков в сумме 26 153 рублей 11 копеек,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: не явился (извещен),

от ответчика : ФИО1 по доверенности от 22.03.2021,

Истец- общество с ограниченной ответственностью «Азур Эйр» ( далее-ООО «Азур Эйр») обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу «Аэропорт Толмачево»(далее- АО «Аэропорт Толмачево»)

о взыскании ущерба в размере 26 153 рублей 11 копеек.

Ответчик- АО «Аэропорт Толмачево» не согласен с исковыми требованиями, просит в иске отказать, поскольку истец не доказал факт причинения убытков ответчиком.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.01.2021, оставленным без изменения постановлением от 07.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда западно-Сибирского круга от 28.07.2021 решение суда от 27.01.2021, постановление от 07.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении истец поддержал доводы, изложенные в иске.

Ответчик просит в иске отказать, считает, что отсутствует его вина в причинении убытков.

От истца имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствии надлежащим образом уведомленного истца по имеющимся материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение представителя ответчика, суд

у с т а н о в и л :

Из материалов дела усматривается, между ООО «ПКФ Катэкавиа» ( в настоящее время общество переименовано в ООО «Азур Эйр», Заказчик) и АО «Толмачево» (Исполнитель) заключен договор на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов № 19-130815 от 27.11.2013, согласно условий которого, Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов, указанных в Приложении Д, а Заказчик-принимать и оплачивать эти услуги в порядке, и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Согласно пунктов 4.1 и 4.2 Приложения А к договору от 27.11.2013, Исполнитель предоставляет услуги при обработке багажа, включая: взвешивание багажа и его обмер ( в зависимости от обстоятельств); маркировку бирками зарегистрированного и незарегистрированного багажа; внесение сведений о багаже в билеты пассажиров Заказчика или в систему регистрации; определение параметров сверхнормативного багажа (согласно правилам перевозки Заказчика) и его оплату пассажиром (пассажирами); предоставляет средства для приема и обработки несопровождаемого багажа; сортировку багажа; укладку багажа на транспортные средства; погрузку, разгрузку и транспортировку багажа к/от воздушного судна; выдачу багажа; хранение невостребованного багажа ( в течение 48 часов) после его прибытия. Исполнитель оказывает услуги по розыску потерянного багажа пассажиров, прибывших в аэропорт рейсами Заказчика.

В ходе оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, перевозчиком ООО «Азур эйр» был возмещен ущерб пассажирам, чей багаж был поврежден, на общую сумму 26 153, 11 рублей.

Так, 18.04 2018 пассажир ФИО2 следовал рейсом ZF 5444 по маршруту Камрань-Новосибирск, сдав багаж по багажной бирке ZF505121, при получении багажа в Новосибирске обнаружил его повреждение, о чем был составлен коммерческий акт № 233 от 18.04.2018, из которого следует, что у пластикового чемодана синего цвета на 4-х колесах, с выдвижной ручкой, упакованного в полиэтилен, отсутствует одно колесо.

В аэропорт Новосибирска (Толмачево) багаж по багажной бирке ZF505121 прибыл с повреждениями, о чем сделана соответствующая отметка в багажной ведомости ZF505121 от 13.04.2018.

19.02.2019 пассажир ФИО3 следовала рейсом ZF 5428 по маршруту Гоа(Даболим)-Новосибирск, сдав багаж по багажной бирке AI 735704 , при получении багажа в Новосибирске обнаружила его повреждение, о чем был составлен коммерческий акт № 297 от 19.02.2019, из которого следует, что у пластикового чемодана серого цвета на 4-х колесах, с выдвижной ручкой, на корпусе вмятины, в нижней части около колеса имеется трещина.

В багажной ведомости от 19.02.2019 имеется отметка о том, что у багажа сломана ручка.

16.03.2019 пассажир ФИО4 следовала рейсом ZF 5434 по маршруту Пхукет-Новосибирск, сдав багаж по багажным биркам 1P 515524 ( оформлен на ФИО5), 1P 538980, при получении багажа в Новосибирске, обнаружила повреждения обоих мест, о чем составлен коммерческий акт № 642 от 16.06.2019, из которого следует, что по багажной бирке 1P 515524 на 4-х колесах, с выдвижной ручкой, оторвана выдвижная ручка, составлен коммерческий акт № 641 от 16.06.2019 ( багажная бирка ), 1P 538980), из которой следует, что у чемодана с выдвижной ручкой, на 2-х колесах, оторвана ручка для переноса.

В багажной ведомости от 16.06.2019 имеется отметки о том, что сломано колесо, трещина в нижней части чемодана.

02.09.2019 пассажир ФИО6 следовала рейсом ZF 5408 по маршруту Энфида-Новосибирск, сдав багаж по багажной бирке ZF 260384, при получении багажа в Новосибирске, обнаружила его повреждение, о чем составлен коммерческий акт № 911 от 03.09.2019, из которого следует, что у тканевого чемодана на двух колесах с выдвижной ручкой и двумя ручками для переноса повреждены нижняя часть чемодана, ткань на корпусе, выдвижная ручка, погнут корпус.

В багажной ведомости от 02.09.2019 имеются отметки о повреждениях.

13.09.2019 пассажир ФИО7 следовала рейсом ZF 470 по маршруту Анталия-Новосибирск, сдав багаж по багажным биркам ZF 329385, ZF 329386, ZF 329387, при получении багажа в Новосибирске, обнаружила его повреждение, о чем составлены коммерческие акты:

№ 969 от 14.09.2019 из которого следует, что у чемодана синего цвета на 4-х колесах с выдвижной ручкой, без упаковки, с замком сломан механизм выдвижной ручки;

№ 970 от 14.09.2019, из которого следует, что у пластикового чемодана на 4-х колесах, с выдвижной ручкой, двумя ручками для переноса, без упаковки имеется трещина на передней стенке чемодана;

№ 971 от 14.09.2019, из которого следует, что у пластикового чемодана, на четырех колесах, с выдвижной ручкой, без упаковки имеется трещина в нижней части чемодана, на задней стороне чемодана-отверстие.

В багажной ведомости от 13.09.2019 отсутствуют отметки о повреждениях багажа.

21.09.2019 пассажир ФИО8 . следовала рейсом ZF 5496 по маршруту Анталия-Новосибирск, сдав багаж по багажной бирке ZF 450662, при получении багажа в Новосибирске, обнаружила его повреждение, о чем составлен коммерческий акт № 1012 от 21.09.2019, из которого следует, что чемодан тканевого синего цвета на 4-х колесах, с выдвижной ручкой, двумя ручками для переноса, обнаружена трещина на колесе.

В багажной ведомости от 21.09.2019 отсутствуют отметки о повреждении багажа.

Посчитав, что багаж пассажиров был поврежден в результате нахождения его под ответственностью ответчика в аэропорту Толмачево при оказании ООО «Азур Эйр» услуг по воздушной перевозке, ООО «Азур Эйр» обратилось с претензий к АО «Аэропорт Толмачево» о возмещении ущерба, в удовлетворении которой ему было отказано, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично и при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 784 Гражданского кодекса РФ ( далее- ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Согласно пункту 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В пункте 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В силу специфики перевозочного процесса в рамках настоящего дела подлежит применению положения Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее-Воздушный кодекс РФ)

В соответствии со статьей 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Согласно пунктов 1, 3 статьи 118 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

Следовательно, истец, как профессиональный перевозчик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, являясь субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет гражданско-правовую ответственность и может быть освобожден от нее лишь при наличии обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых, от него не зависело, либо принимал меры по предотвращению вреда.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» ( далее- Правила воздушных перевозок), которые применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами ( регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна ( воздушному чартеру).

Согласно пункту 88 Правил воздушных перевозок, после регистрации пассажира и оформления багажа обязанности по сохранности зарегистрированного багажа возлагаются на перевозчика.

Согласно пункту 93 Правил воздушных перевозок, в аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает, в частности, доставку багажа к месту стоянки воздушного судна, погрузку, размещение и крепление багажа на борту воздушного судна;

В силу пунктов 128 и 129 Правил воздушных перевозок, каждое место зарегистрированного багажа должно иметь исправную упаковку, обеспечивающую его сохранность при перевозке и обработке и исключающую возможность причинения вреда пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повреждения воздушного судна, багажа других пассажиров или иного имущества.

Багаж, не соответствующий требованиям настоящего пункта, к перевозке не допускается.

Багаж, имеющий внешние повреждения, которые не влияют на его сохранность при перевозке и обработке и не могут причинить вред пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повредить воздушное судно, багаж других пассажиров или иное имущество, может быть принят к перевозке в качестве зарегистрированного багажа с согласия перевозчика. При этом наличие и вид повреждения подтверждаются подписью пассажира.

Таким образом, перевозчик несет ответственность после принятия груза к воздушной перевозке и до момента выдача груза получателю.

Согласно статье 124 Воздушного кодекса РФ по требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя.

Коммерческий акт составляется при выдаче багажа или груза для удостоверения следующих обстоятельств: 1) несоответствие фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе, 2) повреждение (порчи) груза, 3)недостача или повреждение (порча) багажа, 4)обнаружение багажа или груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа или груза.

Судом установлено, что по прибытию в аэропорт Толмачево пассажиров авиаперевозчика ООО «Азур Эйр» ответчиком были составлены коммерческий акты: 18.04.2018 №233 в отношении пассажира ФИО2 о том, что отсутствует одно колесо; 19.02.2019 № 297 в отношении пассажира ФИО3 о том, что на корпусе чемодана имеются вмятины, на днище чемодана имеется трещина; 16.06.2019 в отношении пассажира ФИО4 о том, что сломана выдвижная ручка чемодана; 03.09.2019 № 911 в отношении пассажира ФИО9 о том, что погнут корпус, трещина на корпусе; 13.09.2019 № 969, 970, 971 в отношении пассажира ФИО7 о том, что сломан механизм выдвижения ручки чемодана, на передней стенке чемодана сверху трещина 10 см, снизу чемодана трещина 10 см; 21.09.2019 № 1012 в отношении пассажира ФИО8 о том, что треснуто колесо, чемодан плохо едет.

В багажных ведомостях в отношении пассажиров ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО10 также содержатся сведения об обнаруженных повреждениях, а в багажных ведомостях в отношении пассажиров ФИО11, ФИО8 отсутствуют отметки о повреждениях в багажных ведомостях.

Истец оплатил повреждение багажа пассажиров в общей сумме 26 153, 11 рублей, в том числе ФИО2 в сумме 3 129,69 рублей, что подтверждается платежным поручением № 8481 от 31.05.2018, ФИО3 в сумме 4 500 рублей, что подтверждается платежным поручением 3 7531 от 29.04.2019, ФИО4 в сумме 4 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 15264 от 14.08.2019, ФИО9 в сумме 2 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 21205 от 28.10.2019, ФИО7 в сумме 8 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 21541 от 30.10.2019, ФИО8 в сумме 4 523,42 рублей, что подтверждается платежным поручением № 23327 от 25.11.2019, что явилось основание для обращения истца в суд с иском в порядке статьи 1081 ГК РФ к ответчику.

В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков ( п.2 ст. 15 ГК РФ).

По смыслу названных правовых норм применение гражданско-правовой ответственности по возмещению убытков возможно лишь при наличии одновременное следующих условий: факт причинения убытков, факт противоправного поведения, причинная связь между противоправным поведением и возникшими убытками, а также вина лица, причинившего убытки ( их размер).

Указанные обстоятельства в совокупности образуют состав правонарушения, являющийся основанием для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков. Отсутствие хотя бы одного из названных условий исключает ответственность лица по требованию о возмещении убытков.

В силу пункта 1 статьи 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. По общему правилу на должника по регрессному требованию возлагается обязанность возместить кредитору уплаченный им третьему лицу платеж в полном объеме.

В соответствии со статьей 1082 ГК РФ требование о возмещении вреда в порядке регресса может быть удовлетворено в натуре или путем возмещения причиненных убытков.

Из системного толкования положений статей 1081, 1082 ГК РФ следует, что требование о возмещении вреда в порядке регресса может быть удовлетворено путем возмещения причиненных убытков в размере выплаченного возмещения.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Пунктом 9.2 договора от 27.11.2013 установлено, что при наличии своей вины Исполнитель возмещает Заказчику убытки, понесенные последним в результате выплат какому-либо третьему лицу ( потребителю), в связи с нарушением Исполнителем условий настоящего договора.

Таким образом, истец доложен доказать факт того, что ответчик является виновным лицом, причинившим ущерб пассажирам в виде порчи багажа, при выгрузке с воздушного судна перевозчика.

Вместе с тем в процессе воздушной перевозки на различных этапах багаж пассажиров последовательно находится под контролем представителей аэропорта отправления авиакомпании-перевозчика и аэропорта назначения.

Из материалов дела следует, что багаж пассажиров ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО9 прибыл в аэропорт назначения с багажными ведомостями, в которых указано на повреждение багажа, в том числе повреждения носили скрытый характер, а багажные ведомости в отношении пассажиров ФИО7, ФИО12, в которых отсутствует информация о повреждении багажа не может служить достаточным доказательством того, что повреждение багажа возникли после его передачи ответчику в его зоне ответственности.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В силу пункта 1 статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.

Согласно пункту 81 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон либо кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера неустойки либо действовал недобросовестно, размер ответственности должника может быть уменьшен судом по этим основаниям в соответствии с положениями статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, пунктом 1 статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации суду предоставлено право уменьшить размер ответственности должника, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон.

Учитывая те обстоятельства, что перевозчик несет ответственность за порчу багажа до выдачи ее пассажиру, а также то , что оснований для освобождения ответчика от ответственности за повреждение багажа, обнаруженное при выдаче багажа пассажирам, не имеется, суд считает, что стороны несут обоюдную ответственность, неисполнение обязательств произошло по вине обоих сторон, суд считает, что убытки подлежат возмещению истцу ответчиком в размере 50% от понесенных убытков.

В силу резолюции 724 Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА ответственность перевозчика за утерю (повреждение) багажа без объявления ценности ограничена 20 долларами США за килограмм веса багажа.

Истцом представлен расчет убытков в сумме 26 153,11 рублей, доказательств неверности расчета, представленного истцом в отношении указанных пассажиров, с учетом названной нормы, ответчиком не представлено, следовательно, убытки в сумме 13076, 55 рублей ( 50% от 26 153,11 рублей) подлежат возмещению ответчиком в пользу истца.

Ссылка истца на нарушения положений РБП-85 Руководство по багажным перевозкам на воздушных линиях СССР (Приказ Министерства гражданской авиации СССР от 27.11.1985) судом во внимание не принимается, поскольку данный документ не является нормативным актом, не опубликован в установленном порядке и не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, следовательно, носит рекомендательный характере.

Согласно представленного в материалы дела письма Министерства транспорта Российской Федерации от 18.05.2021 № 01-553-ПГ ( т.2 л.д. 100) в соответствии с письмом Минюста России от 29.04.2020 № 13/51183-АБ ведомственные документы СССР признаются недействующими на территории Российской Федерации. Министерства транспорта Российской Федерации готовит приказ, предусматривающий признание недействующим на территории Российской Федерации Руководство по багажным перевозкам на воздушных линиях СССР.

Кроме того, в договоре от 27.11.2013 стороны не указали на то, что в своей деятельности стороны будут руководствоваться данным документом.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в следующем порядке: госпошлина в сумме 1000 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, госпошлина в сумме 1000 рублей подлежит отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 177,180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с акционерного общества «Аэропорт Толмачево» ( ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «АЗУР ЭЙР» ( ОГРН <***>) убытки в сумме 13 076 рублей 55 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья Чернова О.В.