ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-7705/17 от 23.05.2017 АС Новосибирской области

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-7705/2017

25 мая 2017 года

резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2017 года

решение в полном объеме изготовлено 25 мая 2017 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поповой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волынкиной Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда заявление Отделения Министерства Внутренних дел России по Чистоозерному району, р.п. Чистоозерное

к Индивидуальному предпринимателю ФИО1, р.п. Чистоозерное

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своих представителей не направили

установил:

Отделение Министерства Внутренних дел России по Чистоозерному району (далее по тексту - административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях индивидуального предпринимателя ФИО1.

Лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили, о времени и месте предварительного судебного заседания извещены надлежащим образом.

Предприниматель отзыв на заявление не представил, ходатайств препятствующих рассмотрению дела по существу не заявил.

Суд, признав дело подготовленным к судебному разбирательству, перешел из предварительного судебного заседания к рассмотрению спора по существу.

Исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в ходе проверочной закупки в магазине «Копейка», расположенного по адресу: <...> был выявлен факт реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии на право реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, в связи с чем, были нарушены требования статьи 11, 18 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В соответствии с протоколом личного досмотра задержанного, его автомашины, вещей, изъятий вещей и документов от 02.03.2017 алкогольная продукция – две стеклянные бутылки «Финская», емк.0,5л. была изъята из оборота.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении предпринимателя должностным лицом протокола 54 МВ № 171518 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует осуществление без лицензии предпринимательской деятельности, которая может осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу положений части 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.

Согласно пункту 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями, в то время как иная алкогольная продукция может реализовываться в розницу только организациями.

Пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот (в том числе розничную продажу) алкогольной продукции без соответствующих лицензий.

Между тем, административным органом в ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что предпринимателем осуществляется реализация алкогольной продукции (водки «Финская» емк. 0,5 л.) в отсутствие лицензии на право розничной продажи такой алкогольной продукции. Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы доказательствами, в том числе протоколами осмотра места происшествия, личного досмотра задержанного, его автомашины, вещей, изъятий вещей и документов, объяснениями, протоколом об административном правонарушении.

Более того, факт осуществления розничной продажи алкогольной продукции в отсутствие лицензии по существу не оспаривается и самим предпринимателем.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

В рассматриваемом случае вина предпринимателя выразилась в том, что он не имея законных оснований реализовывал посредством розничной продажи алкогольную продукцию, не имея соответствующего разрешения (лицензии).

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания суд, учитывая характер совершённого правонарушения, отсутствие ссылки в протоколе как на наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, так и смягчающих ее, полагает возможным назначить предпринимателю минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за реализацию алкогольной продукции (водки) без лицензии. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что административным органом доказан факт наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, а также возможности назначения штрафа ниже низшего предела, либо замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд считает возможным назначить предпринимателю административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией нормы части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно - в размере 4 000 руб. Санкция части 2 статьи 14.1 КоАП РФ кроме основного вида наказания в виде штрафа предусматривает дополнительное наказание в виде конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат: 1) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются: без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона; без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции. Изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок переработки или уничтожения изъятых из незаконного оборота и об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2013 № 430.

Реализация алкогольной продукции осуществлялась предпринимателем без лицензии, документы, подтверждающие легальность нахождения в обороте реализуемой продукции не представлены.

При таких обстоятельствах изъятая из незаконного оборота продукция, указанная в протоколе личного досмотра задержанного, его автомашины, вещей, изъятий вещей и документов от 02 марта 2017 года, в соответствии со статьей 3.7 КоАП РФ подлежит конфискации и уничтожению.

В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения р.п. Чистоозерное; зарегистрирован 13.12.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 14 по Новосибирской области за основным государственным регистрационным номером 313547434700013, ИНН <***>; место проживания <...> к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4000 рублей с конфискацией алкогольной продукции, изъятой по протоколу личного досмотра задержанного, его автомашины, вещей, изъятий вещей и документов от 02 марта 2017 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение 10 дней со дня принятия решения.

Апелляционная жалоба подается через арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

И.В. Попова