г. Новосибирск Дело № А45-7/2019
10 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 10 июня 2019 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рыбиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санжиевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙТРАНССИБИРЬ" (ОГРН <***>), г. Красноярск
к обществу с ограниченной ответственностью "Арнада ТСК" (ОГРН <***>), г. Новосибирск
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) общества с ограниченной ответственностью деревообрабатывающий комбинат "Премьер-Лес" (ОГРН <***>), <...>) общества с ограниченной ответственностью «Сатурн Строймарект Сибирь» (ОГРН <***>),г. Новосибирск
о взыскании 18 644 руб. убытков
по встречному иску – о взыскании 19 000 руб. задолженности по договору-заявке на 1 рейс транспортного обслуживания автомобильным транспортом № 441 от 18.09.2018
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО «СТРОЙТРАНССИБИРЬ»: не явился, извещен
от ООО «Арнада ТСК»: ФИО1 (доверенность № 13/11/2018-01 от 13.11.2018, паспорт)
от третьих лиц: 1) не явился, извещен, 2) до перерыва: ФИО2 (доверенность № Юр/2019 от 09.01.2019, паспорт), после перерыва: не явился, извещен
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙТРАНССИБИРЬ" обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Арнада ТСК" при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью деревообрабатывающий комбинат "Премьер-Лес", общества с ограниченной ответственностью «Сатурн Строймарект Сибирь» о взыскании 18 644 руб. убытков.
18.01.2019 общество с ограниченной ответственностью "Арнада ТСК" обратилось со встречным иском к обществу с ограниченной ответственностью "СТРОЙТРАНССИБИРЬ" о взыскании 19 000 руб. задолженности по договору-заявке на 1 рейс транспортного обслуживания автомобильным транспортом № 441 от 18.09.2018 .
Ответчик по первоначальному иску исковые требования не признает согласно доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Ответчик по встречному иску исковые требования не признает согласно доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании доводы представителей ООО «Арнада ТСК», третьего лица ООО «Сатурн Строймарект Сибирь», суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования по первоначальному иску не подлежат удовлетворению, по встречному иску – подлежат удовлетворению.
По первоначальному иску.
Истец, обосновывая иск, ссылается на то, что 18.09.2018 между ООО «СТРОЙТРАНССИБИРЬ» (заказчик) и ООО «Арнада ТСК» (исполнитель) заключен договор-заявка № 441, согласно которому исполнитель обязался подать под погрузку исправные транспортные средства, пригодные для перевозки и отвечающие санитарным требованиям и Российскому стандарту (ГОСТ 254178-91), в сроки и по адресу, указанному в договоре -заявке.
Согласно транспортной накладной № ПЛРБ-000408 от 20.09.2018 состоялась подача транспортного средства под погрузку, в соответствии со ст. 791 ГК РФ, и принятие груза – строительных материалов, 16 мест, весом 18 300 кг. Погрузка груза осуществлялась силами грузоотправителя ООО ДК «Премьер-Лес», а выгрузка - силами грузополучателя ООО «Сатурн Строймаркет Сибирь».
Согласно ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 14, 15 Устава автомобильного транспорта перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в установленные договором перевозки груза сроки и выдать его грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Исходя из фактических обстоятельств дела, груз ответчиком к перевозке принимался по количеству грузомест и весу; пофактурно по товарным накладным либо иным документам, а также по качеству и внутреннему просмотру груз грузоотправитель не передавал, а ответчик не принимал.
В разделе 7 Правил выдачи грузов (ст.ст. 65, 66, 67, 68, 72 Устава автомобильного транспорта РСФСР) (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР) указано, что выдача грузов грузополучателю в пункте назначения по весу и количеству мест производится в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя (взвешиванием на весах, обмером, счетом мест и т.д.).
Согласно п. 8 Устава автомобильного транспорта выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест.
В материалах дела информация о нарушении пломб отсутствует.
Таким образом, суд приходит к выводу, что транспортное средство поступило грузополучателю без нарушения пломб; соответственно, грузополучатель должен принимать груз без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест.
При принятии груза грузополучателем в транспортной накладной № ПЛРБ-000408 от 20.09.2018 в графе 7 отмечено, что «Груз не имеет повреждений».
Таким образом, груз был выдан грузополучателю в полном объеме без замечаний, что подтверждается транспортной накладной № ПЛРБ-000408 от 20.09.2018.
Статьей 68 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" установлено, что при подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель отмечает в транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.
В соответствие с пунктами 14, 15 статьи 15 УАТ РФ если при проверке массы, состояния груза, количества грузовых мест в пункте назначения будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) груза.
Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 статьи 38 Устава, устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров.
Пунктами 79, 80 Правил № 272 установлено, что в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза заинтересованной стороной составляется акт в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования. В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа (пункт 84 Правил N 272).
Согласно пункту 81 Правил № 272 отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов.
В соответствии со ст. 86 Правил № 272 в транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.
В соответствии с пунктом 82 Правил № 272 акт содержит: а) дату и место его составления; б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в его составлении; в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для его составления; г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза - их описание и фактический размер; д) подписи участвующих в составлении акта сторон.
Товарная накладная № 408 от 20.09.2018 не содержит в себе данных о составлении акта о повреждении груза. Согласно товарной накладной груз был принят в полном объеме без замечаний.
В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
Акт о повреждении (порче) груза в результате перевозки не составлялся; истцом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие фиксацию грузополучателем повреждения груза в результате перевозки.
Рекламационный акт от 21.09.2018, составленный грузополучателем, не содержит в себе сведений, предусмотренных п. 82 Постановления Правительства РФ № 272 от 15.04.2011. Представленный рекламационный акт содержит в себе фиксацию грузополучателем брака продукции в количестве 23 шт.
Исходя из фактических обстоятельств дела, ответчик участия в изготовлении продукции не принимал, продукцию по качеству при сдаче к перевозке не проверял.
Таким образом, судом установлено, что истцом не доказан факт повреждения груза в результате перевозки по вине перевозчика.
Истец указывает на возможное неправильное крепление и размещение груза внутри транспортного средства, замечая при этом, что при погрузке груза представителем перевозчика не зафиксированы нарушения укладки или крепления груза грузоотправителем, при обнаружении которых перевозчик мог отказаться от выполнения перевозки.
Изучив доказательства, суд отмечает, что в транспортной накладной грузоотправителем, а в договоре-заявке - истцом не указаны такие условия перевозки как вид тары, наличие или отсутствие маркировки, способ упаковки и пр. Доказательств того, что ответчик в момент согласования заявки и при принятии груза к перевозке был ознакомлен со схемой погрузки, правилами увязки и упаковки груза, в материалы дела не представлено.
Как указывает ответчик, в обязанности ответчика при погрузке груза входило отслеживание соблюдения правил размещения груза внутри транспортного средства с целью недопущения перегруза по осям или общего перегруза транспортного средства.
В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ РФ № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей.
Согласно ст. 804 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае не предоставления информации экспедитор осуществляет перевозку в обычных условиях и не несет ответственность за возможные убытки.
Таким образом, доводы истца о том, что повреждение продукции произошло в результате неправильного крепления и размещения груза внутри транспортного средства по вине перевозчика, не находят подтверждения в материалах дела, не согласуются с действующим законодательством Российской Федерации, а следовательно, являются несостоятельными и необоснованными.
Согласно ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
Согласно ГОСТу 17527-86 «Упаковка. Термины и определения» под упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения.
Тара - основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции.
Согласноп. 26 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом грузы, нуждающиеся в таре, для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, а в установленных случаях - в иной исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.
Пунктом 28 Правил перевозок грузов установлено, что грузоотправитель отвечает за все последствия неправильной внутренней упаковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.д.), а также применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его весу или установленным стандартам и техническим условиям.
Грузоотправителем при упаковке груза в пакеты с обвязками не соблюдены требования ГОСТа 19041-85, согласно п. 5.3 которого количество обвязок на пакете должно быть равно количеству вертикальных рядов прокладок; обвязки должны быть расположены на пакете в местах размещения прокладок или рядом с ними на расстоянии, не превышающем ширины прокладок.
Из фотоматериалов, предоставленных истцом в материалы дела, усматривается, что фактически количество вертикальных рядов прокладок не соответствует количеству обвязок.
В соответствии с п. 1.2.8. ГОСТа 19041-85 концы прокладок не должны выступать за боковые поверхности пакетов и блок-пакетов.
Из фотоматериалов, предоставленных истцом в материалы дела, усматривается, что фактически грузоотправителем прокладки были размещены таким образом, при котором прокладки выступают за ширину блок-пакетов.
Суд приходит к выводу, что грузоотправитель не исполнил свои обязательства по надлежащей упаковке груза, тем самым не обеспечил сохранность груза, что по неосторожности либо небрежности привело к возникновению ущерба.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно ТУ на евровагонку по европейскому промышленному стандарту DIN68126/86 сколы и трещины на товаре допускаются.
Пунктами 14, 15 статьи 15 УАТ РФ предусмотрено, что если при проверке массы, состояния груза, количества грузовых мест в пункте назначения будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) груза.
При необходимости проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза грузополучатель либо по его требованию или по своей инициативе перевозчик приглашает экспертов в соответствующей области.
Результаты экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными.
В случае уклонения перевозчика от вызова экспертов в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о проведении экспертизы, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза.
Между тем, уведомление о проведении экспертизы истцом не направлено, экспертиза не проводилась.
Необходимость проведения экспертизы в целях установления факта, объема и причин повреждения груза предписана требованиями УАТ Российской Федерации, Правилами грузоперевозки.
Поскольку Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом установлены специальные правила по доказыванию повреждения груза, которые не соблюдены истцом, суд не может считать доказанным факт и размер причинения убытков в отсутствие надлежащих доказательств (заключения экспертизы).
Кроме того, истом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих то, что поврежденный груз утратил свои потребительские свойства в полном объеме, а следовательно, истец не доказал стоимость заявленного ущерба.
Следует отметить, что истец не является ни отправителем, ни получателем груза.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно разделу 11 пункту 5 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272) передача другим организациям или гражданам права на предъявление претензий и исков не допускается, за исключением случаев передачи такого права грузополучателем грузоотправителю или грузоотправителем грузополучателю.
В соответствии с п. 2 ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
В силу ч. 2 ст. 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов.
Лицо, выступающее в арбитражном процессе не в своих, а в чужих интересах, и не имеющее правовых оснований для обращения с иском к ответчику, признается ненадлежащим истцом.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Согласно ст. 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Суд критически оценивает представленные истцом в материалы дела фотоматериалы, поскольку по фотографиям невозможно установить - что за груз на них изображен, имеет ли этот груз отношение к спорной перевозке, когда и при каких обстоятельствах сделана фотосъемка и пр.
В судебном заседании представитель третьего лица относительно представленных истцом фотоматериалов пояснил, что не знает при каких обстоятельствах производилась фотосъемка и что за груз изображен на фотографиях.
Суд акцентирует внимание на представленном истцом акте приемки № Пре-2-00021404 от 24.09.2018; акт составлен 24.09.2018, выгрузка производилась 24.09.2018 по накладной № ПНк-2-00093477 от 24.09.2018, тогда как фактически приемка груза по спорной перевозке в соответствии с транспортной накладной № ПЛРБ-000408 от 20.09.2018 проводилась 21.09.2018.
Таким образом, акт приемки № Пре-2-00021404 от 24.09.2018 составлен в процессе дальнейшего перемещения товарно-материальных ценностей третьими лицами при обстоятельствах, которые от перевозчика не зависели и зависеть не могли.
На составление акта приемки № Пре-2-00021404 от 24.09.2018 представитель перевозчика не приглашался, акт не подписывал, о составлении акта извещен не был.
Акт заверен печатями и подписями АО «СТН-СИБ», отсутствует подпись представителя ответчика (в примечании указано, что подпись водителя обязательна), кроме того, отсутствуют реквизиты получателя, его печать и подпись.
Суд приходит к выводу, что размер предъявленных ко взысканию убытков в сумме 18 644 руб. не обоснован и документально не подтвержден.
В подтверждение заявленных требований истец приобщает к материалам дела товарную накладную № 408 от 20.09.2018, счет-фактуру № 323 от 20.09.2018, из текста которых усматривается, что сумма товара включает в себя НДС 18 %.
В силу пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 указанного Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Следовательно, наличие права на вычет сумм налога исключает уменьшение имущественной сферы лица и, соответственно, применение статьи 15 Гражданского кодекса.
При таких обстоятельствах лицо, имеющее право на вычет, должно знать о его наличии, обязано соблюсти все требования законодательства для его получения, и не может перелагать риск неполучения соответствующих сумм на своего контрагента, что фактически является для последнего дополнительной публично-правовой санкцией за нарушение частноправового обязательства.
Из смысла п. п. 1, 2 ст. 15, п. п. 1, 2 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что общими условиями для применения ответственности в виде взыскания убытков является наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба.
В силу п. 1. ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать отдолжника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Основаниями для возмещения убытков могут являться: нарушение обязательств (ст. ст. 393 - 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), деликты (противоправное поведение лица, причинившего вред, не состоящего в договорных отношениях с потерпевшим лицом - ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации), действия (бездействие) государственных органов.
Заявляя требование о взыскании убытков, истец должен доказать одновременное наличие следующих обстоятельств:
- совершение ответчиком противоправного (незаконного) деяния;
- наступление последствий этого деяния в виде причинения убытков и вреда;
- размер причиненных убытков (ущерба, вреда, упущенной выгоды);
- наличие причинной связи между противоправным деянием ответчика и наступившими последствиями.
Отсутствие доказательств хотя бы одного из указанных обстоятельств влечет недоказанность всего сложного состава гражданско-правового института убытков и отказ в удовлетворении исковых требований вследствие их необоснованности.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 65, ч. 1 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.
Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
При этом одной из основных задач арбитражного судопроизводства (ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность. В силу статьи 2, части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, создает условия для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела, что необходимо для достижения такой задачи судопроизводства в арбитражных судах, как защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов других участников гражданских и иных правоотношений. При рассмотрении настоящего дела судом в порядке части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств, истец по встречному иску извещен надлежащим образом о дате и времени судебных заседаний, что позволяло истцу совершить процессуальные действия (в том числе ознакомиться с материалами дела; ходатайствовать о фальсификации доказательств либо подать иные процессуальные заявления; предоставить дополнительные доказательства, опровергающие доводы ответчика). Исходя из принципа состязательности судопроизводства риск наступления последствий несовершения истцом процессуальных обязанностей по доказыванию своих доводов лежит на нем (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При таких обстоятельствах, исследовав и оценив все имеющиеся в материалы дела доказательства и пояснения лиц, участвующих в деле, в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая положения положений статей 309, 310, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Распределение судебных расходов производится по правилам статей 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По встречному иску.
Между ООО «Арнада ТСК» (перевозчик) и ООО «СТРОЙТРАНССИБИРЬ» (клиент) заключен договор перевозки груза на основании договора заявки на 1 рейс транспортного обслуживания автомобильным транспортом № 441 от 18.09.2018.
В соответствии с п.1 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рамках заключенного сторонами договора перевозки клиент ООО «СТРОЙТРАНССИБРЬ» согласовал с перевозчиком ООО «Арнада ТСК» заявку № 441 от 18.09.2018 на предоставление под погрузку автомобиля МАЗ г/н <***>), прицеп г/н ВХ8151 (50) под управлением водителя ФИО3 для перевозки груза по маршруту Красноярск-Новосибирск.
Стоимость перевозки в размере 19 000 руб. согласована сторонами в договоре-заявке № 441 от 18.09.2018.
Таким образом, перевозчик обязался подать под погрузку исправные транспортные средства, пригодные для перевозки и отвечающие санитарным требованиям и Российскому стандарту (ГОСТ 254178-91), в сроки и по адресу, указанному в договоре - заявке.
20.09.2018 во исполнение заявки состоялась подача транспортного средства под погрузку, в соответствии со ст. 791 Гражданского кодекса Российской Федерации по транспортной накладной № ПЛРБ-000408 от 20.09.2018 принят груз – строительные материалы, 16 мест, весом 18 300 кг.
Погрузка груза осуществлялась силами грузоотправителя ООО ДК «Премьер-Лес», а выгрузка - силами грузополучателя ООО «Сатурн Строймаркет Сибирь».
Груз получен грузополучателем в полном объеме, что подтверждается подписью грузополучателя ООО «Сатурн Строймаркет» в пункте 7 транспортной накладной. В пункте 7 в графе «фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования» транспортной накладной также имеется отметка о том, что «Груз не имеет повреждений».
Как указывает истец по встречному иску, 25.09.2018 ООО «Арнада ТСК» на электронную почту, указанную истцом в договоре-заявке, направило скан - копии счета, УПД и ТТН для оплаты стоимость перевозки в сумме 19 000 руб. с учетом НДС.
Согласно ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Доказательств исполнения обязательств по оплате оказанных услуг ответчиком не представлено, ответчик задолженность не оспаривает.
Как следует из материалов дела, истец направил ответчику претензию, которая осталась без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. ст. 309, 310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика 19 000 руб. задолженности по договору-заявке на 1 рейс транспортного обслуживания автомобильным транспортом № 441 от 18.09.2018
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-171, 176, 110, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
по первоначальному иску.
В удовлетворении исковых требований отказать.
По встречному иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙТРАНССИБИРЬ" (ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Арнада ТСК" (ОГРН <***>) 19 000 руб. задолженности по договору-заявке на 1 рейс транспортного обслуживания автомобильным транспортом № 441 от 18.09.2018, 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.А.Рыбина