ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-8060/07 от 14.12.2007 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело №А45-8060/2007

37/288

21 декабря 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2007 года

Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2007 года

Арбитражный суд Новосибирской области

в составепредседательствующего судьи  ГРАНКИНОЙ Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания   судьей Гранкиной Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску   Закрытого акционерного общества «Алтайскзернопродукт» им. С.Н. Старовойтовой, г. Алейск,

к   Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», г. Москва, (по месту нахождения филиала «Западно-Сибирская железная дорога», г. Новосибирск),

об   обязании восстановить на лицевом счете в ТехПД запись на сумму 7493 руб.,

При участии в открытом судебном заседании представителей

истца: не явился, уведомлен,

ответчика: ФИО1, доверенность №НЮ-16/329 от 21 сентября 2006 года (до 31 января 2008 года), юрисконсульт филиала; ФИО2, доверенность №НЮ-16/329 от 21 сентября 2006 года), юрисконсульт филиала.

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен об обязании ответчика восстановить на лицевом счёте истца (код справка <***>) в Новосибирском ДЦФТО запись на сумму 7493 рубля (с НДС), списанную 28 июня 2006 года за завершение процедуры ВТТ в зоне таможенного контроля (сбор за закрытие процедуры доставки) согласно счет-фактуре от 30 июня 2006 года №0120032200000086/0000023662, по накопительной ведомости от 28 июня 2006 года №280624, перечню ТехПД- железнодорожных документов №243 от 28 июня 2006 года.

По мнению истца, накопительные ведомости и перечни являются документами учета, принятыми в документообороте ведомства, согласно п.6.4 раздела 6, п. 14.2.7. раздела 14 «Типового технологического процесса товарных контор станций и технологических центров отделений железных дорог по обработке перевозочных документов (ТехПД)».

В соответствии со ст.785 ГК РФ, по договору перевозки грузов перевозчик (ответчик) обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его лицу, управомоченному на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В силу ст. 88 ТК РФ на перевозчика возложена обязанность по доставке товаров и документов в место доставки товаров (в таможенный орган назначения) ( ст. 85 ТК РФ).

В соответствии со ст.ст. 88, 92 ТК РФ, на ответчика (перевозчика) возложена обязанность по завершению внутреннего таможенного транзита ВТТ.

Именно в силу указания закона у перевозчика (ответчика) возникает ( в рамках публичного правоотношения с государством в лице таможенных органов) обязанность получить разрешение на внутренний таможенный транзит и завершить внутренний таможенный транзит.

У грузополучателя в рамках указанного публичного правоотношения каких-либо обязательств не возникает.

Перевозчик предъявил к оплате по перечню и накопительной ведомости плату за услугу, не предусмотренную договором № 86 от 05.12.2003г., действующим в 2006 году, и Приложением к нему. В Прейскуранте № 10-01 тариф на услугу по завершению процедуры ВТТ (закрытию процедуры доставки) также не предусмотрен. Цену за эту услугу, в нарушение ст. ст. 424, 790 п.З ГК РФ, не предусмотренную тарифным руководством, ответчик с грузополучателем (истцом) не согласовал.

Истцом были приняты меры по урегулированию спора в доарбитражном порядке:

26.10.2006г. в адрес ответчика была направлена претензия № 120-122 о восстановлении на лицевом счете истца необоснованно списанной суммы 7493,00 руб. (с НДС). Претензия ответчиком рассмотрена и письмом № Д 1419 2071/4 от 28.11.06г. отклонена в полной сумме со ссылкой на п.3.1.10. Прейскуранта 10-01 и ст.22 Устава железнодорожного транспорта РФ, в соответствии с которой расходы перевозчиков, в том числе сборы, связанные с хранением грузов, плата за пользование вагонами, другие расходы, возникшие в связи с выполнением работ по инициативе или указанию таможенных органов, возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей. По мнению ответчика, сумма сбора за завершение процедуры ВТТ - 7493,00 руб. взыскана с нашего лицевого счета по накопительной ведомости № 280624 от 28.06.2006г. обосновано.

Претензия отклонена ответчиком, по мнению истца, необоснованно, так как: Договор агентирования №НЮ -17/2954 от 28.11.05. об оказании услуг по закрытию процедуры доставки, за которые списана со счета сумма 7493,00 руб. (с ндс), ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С.Н.Старовойтова ни с кем не заключал. В договоре № 86 от 05.12.03г. такой вид услуги сторонами не предусмотрен. В п.3.1.10 Прейскуранта 10-01 имеется только ссылка на ст. 22 УЖТ РФ.

Ст.22 Устава железнодорожного транспорта РФ не может служить основанием для навязывания цены ответчиком «транспортной услуги» по завершению ВТТ вне договора с грузополучателем и основанием для нарушения порядка ценообразования, установленного самой же железной дорогой. Письмом из Алтайской таможни исх. № 03-41/001267 от 07.02.06г. подтверждено, что взимание ОАО «РЖД» с нас дополнительных сборов, в том числе за завершение процедуры ВТТ, не связано с какими-либо указаниями или инициативами таможенных органов.

Исполнение ответчиком обязанностей по завершению ВТТ происходит в силу закона, а не в силу указания таможенного органа.

Действующим законодательством не предусмотрено взимание ответчиком с истца платы (сбора) за завершение процедуры ВТТ.

Истец считает, что списание с лицевого счета № <***> суммы 7493,00 руб. произведено ответчиком необоснованно и без согласия истца (владельца лицевого счета) «за услуги», не подтвержденные Актами выполненных работ, и по не согласованным ценам, что является действием противоправным.

Защита нарушенного права в порядке ст.ст.11, 12 ГК РФ, ст.ст. 27, 28 АПК РФ, возможна путем восстановления записи о сумме на лицевом счете и в учетных документах.

Пленум ВАС РФ (п.21 Постановления от 06.10.2005г. № 30) обобщил практику применения Федерального закона № 18-ФЗ от 10.01.2003г. «Устав железнодорожного транспорта РФ», в том числе по вопросам, касающимся плат, не предусмотренных договором и необоснованно использованных Перевозчиком, и подтвердил право предъявления требования Перевозчику об обязании его внести соответствующие записи на лицевом счете.

С иском в арбитражный суд истец обратился после получения от ответчика ответа от 28 ноября 2006 года на претензию истца от 26 октября 2006 года

Претензия отклонена по следующим мотивам:

В адрес Вашего предприятия в июне 2006г. прибывали вагоны с грузом - ячмень из Казахстана, перевозка товаров осуществлялась по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ). Разрешение на ВТТ, в соответствии со статьей 80 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) выдается таможенным органом перевозчику.

На перевозчика при ВТТ товаров возлагаются обязанности: доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов. Статьей 92 ТК РФ на перевозчика возложено также завершение процедуры ВТТ.

Процедура завершения ВТТ подразделена на несколько этапов, в том числе: представление перевозчиком транзитной декларации и имеющихся у него документов на товары, предъявление товаров таможенному органу; регистрация таможенным органом прибытия транспортного средства в место доставки; выдача письменного подтверждения о прибытии товаров; выдача свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита. Сроки, установленные статьей 92 ТК РФ для завершения ВТТ, железной дорогой нарушены не были.

Расходы перевозчиков, возникшие с выполнением работ по инициативе или указанию таможенных органов, в соответствии со статьей 22 Устава железнодорожного транспорта РФ и п.3.1.10 Прейскуранта 10-01, возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

На основании вышеизложенного, сумма сбора за завершение процедуры ВТТ — 7493,0 руб. взыскана с лицевого счета Вашего предприятия по накопительной ведомости №280624 станции Алсйская обоснованно.

Оснований для удовлетворения претензии у железной дороги нет.

В обоснование факта перевозки спорных грузов истец представил железнодорожные накладные формы, утвержденной СМГС.

Ответчик в отзыве от 26 июля 2007 года, изложил свои возражения по иску, просит в иске отказать по следующим мотивам:

1. Истцом неправильно сделан вывод о том, что обязанность по соблюдению процедуры внутренний таможенный транзит таможенным законодательством, в частности ст. 79, 80 ТК РФ возложена на перевозчика.

В соответствии со ст.79 ТК РФ иностранные товары перевозятся по территории Российской Федерации при соблюдении процедуры внутреннего таможенного транзита (далее - ВТТ). Сама по себе перевозка указанных товаров осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и т.п. Данная процедура применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории РФ, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории РФ, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Процедура ВТТ применяется при перевозке товаров по территории РФ, когда товар ввозится на территорию РФ либо вывозится с территории РФ.

ВТТ допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе действия которого допускается перевозка товаров. В соответствии с п.4 ст.79 ТК РФ |п.2 ст.80 ТК РФ разрешение на ВТТ может быть выдано:

любому перевозчику (как являющимся таможенным, так и не являющимся таковым);

экспедитору, созданному в соответствии с законодательством РФ и с постоянным местонахождением в РФ;

лицу, которое будет осуществлять хранение товаров либо проведение с товаром других операций в месте доставки. Разрешение на ВТТ данному лицу выдается только в случае, когда место доставки не является местонахождением таможенного органа (п.6 ст.80 ТК РФ).

Разрешение на ВТТ выдается трем вышеуказанным категориям лиц при соблюдении условий, перечисленных в п.3 ст.80 ТК РФ. При этом, в отношении «таможенного перевозчика» из перечисленных условий не требуется соблюдения такого условия как «меры по соблюдению таможенного законодательства» (обеспечение таможенных платежей, таможенное сопровождение, соблюдение специально установленных маршрутов).

В соответствии со ст.90 ТК РФ лицо, получившее разрешение на ВТТ, является ответственным за уплату ввозных таможенных пошлин и налогов в случае недоставки товаров в таможенный орган назначения.

Таким образом, для перевозки каких бы то ни было товаров иностранного происхождения по территории РФ необходимо получить разрешение на ВТТ. Данное разрешение в целях дальнейшей перевозки товаров иностранного происхождения вправе получить любое из трех категорий лиц, перечисленных в статьях 79 и 80 ТК РФ. Лицо, получившее разрешение на ВТТ, не просто совершает действия по соблюдению необходимых для перевозки процедур, но и принимает на себя, вследствие получения такого разрешения, определенные обязанности: риск уплаты ввозных пошлин и налогов при нарушении процедуры ВТТ в виде недоставки товаров в таможенный орган назначения. Положения ТК РФ, устанавливающие перечень лиц, которые вправе получать разрешение на ВТТ, не устанавливают, что кому-либо из них принадлежит по отношению к друг другу) преимущественное право получения разрешения на ВТТ. Вывод о том, что у кого-либо из этих лиц есть обязанность на получение разрешения на ВТТ означает, что другие лица ограничены в возможности получения такого разрешения, что не предусмотрено ст.ст.79, 80 ТК РФ. Применительно к железнодорожному перевозчику в ТК РФ есть норма, из которой прямо следует, что такой перевозчик может получить разрешение на ВТТ, а может и не получать. Так, в пункте 4 ст.90 ТК РФ предусмотрено, что железная дорога освобождается от ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов при утрате товаров, либо выдачи их без разрешения таможенного органа в случае, если разрешение на ВТТ выдано экспедитору. Изложенное также подтверждается письмом ФТС РФ от 05.03.2005г. №01-06/6716.

Таким образом, получение разрешения на ВТТ является правом, а не обязанностью какого бы то ни было конкретного лица из числа лиц, перечисленных в ст.ст.79, 80 ТК РФ.

Необходимо также учитывать, что в соответствии со статьей 16 ТК РФ, обязанности по совершению таможенных операций несет лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку. В этой связи лицо, получившее разрешение на ВТТ, исполняет обязанности лица, заключившего внешнеэкономическую сделку, по совершению им таможенных операций. При этом согласно статье 90 ТК РФ лицо, получившее разрешение на ВТТ, в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения обязано уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги. В отношении перевозок товаров железнодорожным транспортом необходимо отметить дополнительно следующее. В соответствии со ст.79 и 80 ТК РФ получить разрешение на ВТТ может любое из тех категорий лиц, перечисленных в данных нормах.

Таким образом, при перевозке товаров иностранного происхождения железнодорожным транспортом разрешение на ВТТ может быть получено не железнодорожным перевозчиком (это также прямо вытекает из п.4 ст.90 ТК РФ). Следовательно, завершение процедуры ВТТ - это не обязанность, а право перевозчика.

2. Расходы перевозчика, связанные с завершением процедуры ВТТ не включены в тариф на перевозку грузов.

Определение платы за перевозку груза железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с Прейскурантом 10-01 Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами Тарифное руководство №1, утв. Постановлением ФЭК РФ от 17.06.03г. №45-т/5 (далее Прейскурант 10-01). При таких обстоятельствах следует, что если бы расходы по получению разрешения на ВТТ возлагались бы исключительно на перевозчика, то действующий Прейскурант 10-01 предусматривал бы случаи уменьшения провозной платы, когда разрешение на ВТТ получено иным лицом. При получении разрешения иным лицом перевозчик не несет расходов, связанных с соблюдением условий, необходимых для получения ВТТ, получением собственно разрешения на ВТТ, а также освобождается от ответственности за соблюдением процедуры ВТТ. Однако, Прейскурант 10-01 не предусматривает случаев уменьшения взысканной провозной платы в случае получения разрешения ВТТ не перевозчиком, а каким-либо иным лицом.

Следовательно, действия по получению разрешения на ВТТ, являются дополнительной возмездной услугой, оказываемой лицом, получившим разрешение на ВТТ клиенту. При этом возмещение, причитающееся лицу, получившему разрешение на ВТТ, должно учитывать все его расходы, связанные с получением данного разрешения, с соблюдением всех условий, необходимых для получения разрешения на ВТТ, соблюдением процедуры ВТТ и завершением процедуры ВТТ, а также бремя принятия таким лицом на себя рисков, связанных с обеспечением соблюдения процедуры ВТТ.

Все вышесказанное относится в равной степени к любому лицу, получившему разрешение на ВТТ: к любому перевозчику; к экспедитору, созданному в соответствии с законодательством и с постоянным местонахождением в РФ; к лицу, которое будет осуществлять хранение товаров либо проведение с товаром других операций в месте доставки.

Так, например, в соответствии со ст.801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя ли грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей. Таким образом, при выполнении услуг, связанных с завершением процедуры ВТТ все расходы экспедитора возмещаются за счет либо грузоотправителя, либо грузополучателя, что предусматривается в договоре транспортной экспедиции. При этом услуги, связанные с выполнением таможенных формальностей являются дополнительными услугами.

Лицо, которое будет осуществлять хранение товаров либо проведение с товаром других операций в месте доставки, когда место доставки не является местонахождением таможенного органа - это грузополучатель либо собственник груза. Соответственно указанные лица также будет нести расходы, связанные с хранением товара, а также затраты, связанные с завершением процедуры ВТТ.

При этом в спорной ситуации перевозчик также несет расходы, связанные с завершением процедуры ВТТ, осуществляет хранение груза на путях общего пользования. Подвижной состав, принадлежащий перевозчику, с грузом, простаивает в ожидании таможенного оформления.

Таким образом, суды, вынося решение о восстановлении на лицевом счете истца спорных сумм, нарушили законные права и интересы ОАО «РЖД» в сфере экономической и предпринимательской деятельности, поставили ОАО «РЖД» в неравное положение по сравнению с другими участниками спорных отношений.

Кроме того, в данном случае грузополучатель избежал дополнительных расходов, связанных как с получением разрешения на ВТТ, так и с завершением процедуры ВТТ. В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Между истцом и ответчиком заключен договор о порядке расчетов за услуги по перевозке грузов №86 от 05.12.2003г. На основании указанного договора истцу открыт лицевой счет №<***>. В соответствии с пунктом 2.4 ЗАО «Алейскзернопродукт» уплачивает дороге платежи, дополнительные сборы, связанные с перевозкой груза, плату за пользование вагонами и контейнерами и штрафы начисляются согласно действующим на момент оформления перевозочных документов тарифам и правилам. Окончательный расчет производится после проведенного ТехПД контроля за полнотой взыскания платежей.

На основании указанного договора ОАО «РЖД» с лицевого счета истца списана сумма в размере 7493 руб.

Процедура завершения ВТТ состоит из нескольких этапов, в том числе: представление перевозчиком транзитной декларации и имеющихся у него документов на товары, предъявление товаров таможенному органу; регистрация таможенным органом прибытия транспортного средства в место доставки; выдача письменного подтверждения о прибытии товаров; выдача свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита.

Согласно п.З ст.92 ТК РФ при перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления указанных документов не должен превышать 12 часов. В данном случае сроки, установленные статьей 92 ТК РФ для завершения ВТТ, железной дорогой нарушены не были.

До введения в действие новой редакции таможенного кодекса, с 01.01.2004г., доставка грузов перевозчиком на станции назначения завершалась только передачей перевозчиком перевозочных документов в таможенный орган и постановкой вагона на СВХ или в ЗТК без проставления таможенным органом в перевозочных документах штампа о прибытии товара, то есть без какого-либо документального подтверждения обязательств перевозчика перед таможенным органом, кроме самого факта прибытия груза.

Согласно новой редакции таможенного кодекса при поступлении груза на станцию назначения завершение процедуры ВТТ входит в обязанность перевозчика. Согласно ст. 8 8 ТК РФ входят условия по процедуре закрытия ВТТ, путем проставления в перевозочных документах таможенным органом штампа «товар поступил» и получения свидетельства от таможенного органа о завершении процедуры ВТТ. Таким образом, образовался временный период ожидания перевозчиком завершения таможенным органом процедуры ВТТ, от момента сдачи перевозчиком документов в таможенный орган до получения от таможенного органа свидетельства о завершении ВТТ.

В соответствии со ст. 85 ТК РФ местом доставки товаров при ВТТ является зона таможенного контроля, находящаяся в зоне деятельности таможенного органа назначения. В соответствии с письмом Государственного таможенного комитета РФ от 04.08.2004г. №01006/28315 необходимо учитывать, что соответствующая территория может приобретать статус зоны таможенного контроля на основании:

- положений Кодекса (статьи 100, 216 и 260 Кодекса), при этом издания отдельного приказа таможенного органа не требуется;

- приказа или распоряжения соответствующего таможенного органа.

В силу ст.ст. 100, 216 и 260 ТК РФ постоянными зонами таможенного контроля являются помещения и (или) открытые площадки. Такие помещения и (или) открытые площадки должны быть обустроены и оборудованы в соответствии с требованиями Кодекса, их границы должны быть обозначены в порядке, установленном Положением.

3. Расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе и указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

Согласно ст.22 УЖТ РФ расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе и указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

В спорной ситуации издан приказ Алтайской таможни №1301 от 20.12.2005г. «О создании временных зон таможенного контроля» на станции Алейская и такой зоной является железнодорожный путь №11.

Приказ Алтайской таможни является указанием таможенных органов, поэтому истец в силу статьи 22 УЖТ РФ обязан возместить все расходы перевозчика, связанные с проведением процедуры ВТТ.

В связи с тем, что перевозчик не имеет возможности своими силами выполнять работы по завершению процедуры ВТТ, между ОАО «РЖД» и ЗАО «Желдорброкер» был заключен договор агентирования от 28.11.2005г. Согласно указанному договору ЗАО «Желдорброкер» осуществляет за счет перевозчика юридические и фактические действия по оформлению завершения процедуры внутреннего таможенного транзита (ВТТ) при международной перевозке грузов.

Стоимость оформления согласно договору составляет 1270руб. по каждой отправке. Таким образом, перевозчик несет реальные расходы, связанные с завершением процедуры ВТТ.

Основанием для начисления спорной суммы являются акты общей формы. В актах указано, что вагоны размещены в ЗТК станции Алейская на 11 пути, указано время уведомления истца о прибытии груза, время подачи вагонов на 11 путь и время раскредитования документов. Акты общей формы составлены на все спорные вагоны, поступившие в адрес истца.

Таким образом, грузополучатель в силу ст.22 УЖТ РФ обязан возместить перевозчику все расходы, связанные с таможенным оформлением спорного груза.

Кроме того, ответчик заявил 10 сентября 2007 года о пропуске истцом срока исковой давности.

В связи с тем, что перевозка осуществлялась в прямом международном железнодорожном сообщении из Казахстана отношения между перевозчиком и истцом регулируются СМГС (Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении).

В соответствии со ст.1 СМГС настоящим соглашением устанавливается прямое международное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, наряду с другими Республики Казахстан.

Согласно ст.31 СМГС претензии и иски отправителя или получателя к железным дорогам по договору перевозки могут быть заявлены в течение 9 месяцев.

Истцом заявлена к восстановлению сумма в размере 7493руб., списанная 28.06.2007г. Исковое заявление направлено в суд только 13.06.2007г.

Таким образом, истцом пропущен срок исковой давности (9 месяцев), предусмотренный СМГС.

Истец, письменно возражая против применения срока исковой давности, не отрицает, что перевозка спорных грузов осуществлена по ЖД накладным со ссылкой на СМГС. По мнению истца, СМГС применению не подлежит, а следует руководствоваться Уставом, регулирующим железнодорожную перевозку по России, в том числе потому, что спорные расчеты осуществлены не по лицевому счету №<***>, по договору №245 от 20 ноября 2003 года «О порядке расчетов за услуги по перевозке грузов, грузобагажа на экспорт импорт (с дополнительным соглашением), а по договору №86 от 05 декабря 2003 года. При этом, в части порядка расчетов истец ссылается на права сторон в установлении такого порядка, согласно статье 862 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, истец против применения в данном случае СМГС и по другим основаниям, в том числе потому, что сам договор перевозки – железнодорожные накладные, по которым осуществлена перевозка спорных грузов, за которые осуществлены расчеты, должен быть исключен из числа доказательств по делу. В этой связи истец не пояснил, как без железнодорожных накладных определить вид правоотношений между сторонами и как возможно в этой связи применение статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы ответчика следует признать обоснованными и правомерными с учетом достоверных и допустимых доказательств существования между сторонами по спорным партиям грузов международной железнодорожной перевозки, регулируемой СМГС от 01 ноября 1951 года (с изменениями и дополнениями от 1998 года) (ст.2), с учетом Федерального закона от 15 июля 1995 года №101-ФЗ « О международных договорах Российской Федерации», статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы истца о том, что ответчик при наличии договоров о расчетах необоснованно использовал лицевой счет № <***> при осуществлении расчетов за спорные партии грузов, перевозка которых оформлена железнодорожными накладными формы СМГС, не могут быть приняты во внимание, так как оспариваемые истцом суммы связаны с железнодорожной перевозкой грузов, а не с иными платежами.

Итак, согласно статьям 784, 785, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 7 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 1, 31 СМГС в иске следует отказать в связи с пропуском истцом девятимесячного срока исковой давности, о применении которого заявил ответчик. Обратное истец не доказал. Пропуск срока исковой давности самостоятельное основание для отказа в иске (статьи 195, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Расходы по государственной пошлине относятся на истца по правилам статей 101, 102, 103, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 166-170, 176, 177, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Новосибирской области

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Расходы по госпошлине по иску отнести на истца.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.

Датой принятия судебного акта считается дата изготовления решения в полном объеме.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья Л.Н. ГРАНКИНА