ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-900/07 от 15.08.2007 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                      Дело №  А45-900/07-33/41

"30" августа   2007 г.

резолютивная часть решения объявлена «15» августа 2007 года

решение в полном объеме изготовлено «30» августа 2007 года

Арбитражный суд Новосибирской области

в составе судьи  Ивановой Г.Л.

при ведении протокола судебного заседания Ивановой Г.Л.

рассмотрев в судебном заседании дело по искуВоенного комиссариата Дзержинского, Калининского и Заельцовского районов

к ответчикам: 1) Управление финансов и налоговой политики Мэрии г. Новосибирска; 2) МО г. Новосибирска в лице Мэрии г. Новосибирска

третье лицо: Министерство обороны  РФ

о  возмещении  убытков  в сумме 32 141 руб. 83 коп.

при участии в заседании представителей:

от истца: ФИО1 по доверенности от 30.01.2007 г.

от ответчиков: 1) ФИО2 по дов. от 26.12.2006 года, 2) ФИО2  по дов. от 09.01.2007 года

от третьего лица: ФИО3 по доверенности от 13.02.2007 года

установил: Иск заявлен о взыскании 32 141 руб. 83 коп. убытков из казны МО  г. Новосибирска по недофинансированию услуг на потребление тепловой энергии с октября по декабрь 2004 года  Военному комиссариату Заельцовского района.

Представитель истца пояснил в судебном заседании, что ответчик должен возместить истцу убытки в силу того, что этот долг возник до 01.01.2005 года, на основании ФЗ РФ от 22. 08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений» в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти». Просит взыскать сумму иска их казны МО г. Новосибирска в лице УФ и НП Мэрии г. Новосибирска.

Заявил, что Мэрия г. Новосибирска как орган местного самоуправления  должна осуществлять  финансирование Военных комиссариатов  согласно ФЗ «Об обороне», Положения о военных комиссариатах, Указа Президента РФ  № 1173 от 23.11.1995 года.

Представитель 3-го лица поддержал позицию истца в суде. При этом ссылался также на Конституцию Российской Федерации.

Представитель ответчика иск отклонил по основаниям, изложенным в отзыве по делу и дополнениях к отзыву. Заявил, что истец не доказал, что понес убытки, а также вину Мэрии г. Новосибирска по иску. При этом, ссылаясь на бюджетное законодательство.

Заслушав представителей сторон и 3-го лица, рассмотрев документы, по делу,  арбитражный суд установил обоснованность требований истца, заявленных в иске по следующим основаниям.

Истец обосновывает свои требования тем, что Военный комиссариат  Заельцовского района  г. Новосибирска с 01.0 1.2004г. по 31.12.2004г. согласно счёт-фактур: № 01-4-623029942 от 31.01.2004г.; № 02-4-623029942 от 29.02.2004г.; № 03-4-623029942 от 31.03.2004г.; № 04-4-623029942 от 30.04.2004г.; № 05-4-6229942 от 31.05.2004г.; № 06-4-6229942 от 30.06.2004г.; № 07-4-623029942 от 31.07.2004г.; № 08-4­623029942 от 31.08.2004г.; № 09-4-623029942 от 30.09.2004г.; № 10-4-623029942 от 31.10.2004г.; № 11-4-623029942 от 30.11.2004г.; № 12-4-623029942 от 31.12.2004г. получил коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на общую сумму: 95564 рублей 40 копеек.

В связи с отсутствием необходимого финансирования из казны муниципального образования оплаты получаемых военным комиссариатом Заельцовского района г.Новосибирска коммунальных услуг по потреблению тепловой энергии в 2002, 2003 годы, образовалась кредиторская задолженность в сумме 45886 рублей 16 копеек.

При этом утверждал, что Военный комиссариат Заельцовского района г.Новосибирска постоянно, помесячно представлял начальнику УФ и НП по Заельцовскому району г.Новосибирска отчёты об исполнении сметы доходов и расходов из местного бюджета и сведения о кредиторской задолженности по оплате получаемых коммунальных услуг по потреблению тепловой энергии.

УФ и НП по Заельцовскому району г.Новосибирска согласно мемориальных ордеров: № 429 от 16.04.2004г.; № 683 от 26.04.2004г. выделило Военному комиссариату Заельцовского района г.Новосибирска денежные средства в сумме: 6400 руб + 5609 руб 77 коп = 12009 рублей 77 копеек, для оплаты полученных коммунальных услуг: потребление тепловой энергии.

Военный комиссариат Заельцовского района г.Новосибирска согласно платёжных поручений: № 123 от 27.04.2004г.; № 124 от 27.04.2004г.; № 127 от 30.04.2004г.; № 128 от 30.04.2004г.; № 129 от 30.04.2004г.; № 130 от 30.04.2004г.; № 131 от 30.04.2004г.; № 132 от 30.04.2004г.; № 133 от 30.04.2004г. оплатил ЗАО «Новосибирскэнерго» полученные коммунальные услуги по потреблению тепловой энергии в марте, апреле, мае, июне, июле, августе, сентябре, октябре 2002 года в общей  сумме 14400 рублей.

 УФ и НП по Заельцовскому району г.Новосибирска, согласно мемориальных ордеров: № 828 от 05.05.2004г.; № 984 от 13.05.2004г.; № 170 от 20.05.2004г. выделило Военному комиссариату Заельцовского района г.Новосибирска денежные средства в сумме: 25967 рублей 35 копеек, для оплаты полученных коммунальных услуг по потреблению тепловой энергии.

Военный комиссариат Заельцовского района г.Новосибирска согласно платёжных поручений: № 152 от 28.05.2004г.; № 153 от 28.05.2004г.; № 165 от 04.06.2004г.; № 166 от 07.06.2004г. оплатил ЗАО «Новосибирскэнерго» полученные коммунальные услуги по потреблению тепловой энергии в октябре, ноябре, декабре 2002 года в общей сумме:  21 967 рублей 35 копеек.

УФ и НП по  Заельцовскому району г.Новосибирска согласно мемориального ордера: № 154 от 28.06.2004г. выделило Военному комиссариату Заельцовского района г.Новосибирска денежные средства в сумме 10000 рублей, для оплаты полученных коммунальных услуг по потреблению тепловой энергии.

Военный комиссариат Заельцовского района г.Новосибирска согласно платёжных поручений: № 209 от 08.07.2004г.; № 210 от 08.07.2004г. оплатил ЗАО «Новосибирскэнерго» полученные коммунальные услуги по потреблению тепловой энергии за декабрь 2002г.; за январь 2003г. в общей сумме:  10000 рублей.

УФ и НП по Заельцовскому району г.Новосибирска согласно мемориальных ордеров: № 659 от 12.07.2004г. выделило Военному комиссариату Заельцовского района г.Новосибирска денежные средства в сумме 136100 рублей, для оплаты полученных коммунальных услуг по потреблению тепловой энергии.

Военный комиссариат Заельцовского района г.Новосибирска согласно платёжных поручений № 223 от 30.07.2004г.; № 224 от 30.07.2004г.; № 225 от 30.07.2004г.; № 226 от 30.06.2004г. оплатил ЗАО «Новосибирскэнерго» полученные коммунальные услуги по потреблению электроэнергии с 01.01.2003г. по 31.12.2003г.; с 01.01.2004г. по 31.05.2004г. в общей сумме:  136100 рублей.

 УФ и НП по Заельцовскому району г.Новосибирска с 16.04.2004 года по 12.07.2004г. про финансировало оплату полученных Военным комиссариатом Заельцовского района г.Новосибирска от ЗАО «Новосибирскэнерго» коммунальных услуг по потреблению тепловой энергии с 01.03.2002г. по 31.12.2002г.; с 01.01.2003г. по 31.12.2003г.; с 01.01.2004г. по 31.05.2004г. в общей сумме: 184077 рублей 12 копеек.

Указанное подтверждено документально. Кассовые расходы подтверждаются отчётом об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предоставленных в УФ и НП по Заельцовскому району г.Новосибирска Военным комиссариатом Заельцовского района г.Новосибирска исх. № 10 ФХО от 12.01.2005г.

Кроме того,  Военным комиссариатом Заельцовского района г.Новосибирска согласно счёт-фактур: № 10-4623029942 от 31.10.2004г.; № 11-4-623029942 от 30. 11.2004г.; № 12-4-623029942 от 31.12.2004г. было получено коммунальных услуг по потреблению тепловой энергии с 01.10.2004г. по 31.12.2004г. на общую сумму:  31 572 руб. 26 коп. (без учета налога на добавленную стоимость).

Эта сумма была взыскана 28.02.2006 года по решению арбитражного суда НСО № А45-2111/06-34/64 в пользу ОАО «Новосибирскэнерго» с Военного комиссариата Заельцовского района (ныне Военный комиссариат Дзержинского, Калининского, Заельцовского районов г. Новосибирска), то есть с истца по настоящему делу.

Исполнительный лист № 180263 от 28.02.2006г. предъявлен Военному комиссариату Заельцовскрго района г.Новосибирска для исполнения решения  на сумму 32141 рублей 83 копейки.

Частью  1 статьи 124 ГК РФ установлено, что муниципальные образования выступают  в отношениях, регулируемых гражданским  законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

Согласно части 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке , предусмотренных федеральным законами, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами  субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению  от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с  Кодексом  или другими законами, причиненный вред подлежит возмещению … из казны  муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

 В соответствии с Постановлением № 2160 от 30.09.2002 года Мэра г. Новосибирска от имени казны муниципального образования г. Новосибирска выступает Управление финансов и налоговой политики Мэрии г. Новосибирска.

Согласно ст.7 ФЗ «Об обороне»  органы исполнительной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами  военного управления в пределах   своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области обороны.

Статьей 18 Указа Президента РФ от 15.10.1999 года № 1372  «Об утверждении положения и военных комиссариатах» закреплено положение о материальном и финансовом обеспечении военных комиссариатов за счет средств бюджетов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Суд считает, что публично-правовое образование могло предотвратить возникновение убытков у истца путем внесения изменения  в нормативные акты, по которым не предполагалось финансирование, исходя из потребностей Военного комиссариата  в коммунальных услугах.

Истец  представил бесспорные доказательства наличия убытков  в размере исковой суммы, которые причинены  по вине ответчика, допустившего  недофинансирование  Военного комиссариата по оплате  поставленной в его адрес  ресурсоснабжающей  организацией тепловой энергии.

Доводы ответчика об отсутствии его вины в недофинансировании Военного комиссариата судом не принимаются. До 31.12.2004 года в соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 7 ФЗ РФ «Об обороне»  (в редакции от 01.01.2005 года) органы  местного самоуправления  в пределах своей компетенции финансировали  оплату получаемых коммунальных услуг: потребление тепловой и электрической энергии, услуг связи военными комиссариатами на основании ст. ст. 18, 20 Положения о военных комиссариатах», утвержденного 15.10.19099 года Указом Президента РФ № 1372. Это финансирование осуществлялось из местного бюджета, согласно статей 30, 70 абзац 4, 87 п.1 абзац 15 (прочие расходы) Бюджетного кодекса РФ, принятого федеральным законом № 145-ФЗ 31.07.1998 года.

В целях осуществления устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства, президентом Российской Федерации 23.11.1995 года был издан Указ № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства». Этим Указом было постановлено следующее:

1.Считать ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, действиями, нарушающими безопасность государства.

2. Правительству Российской Федерации: 

          - принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

- определить источники покрытия задолженности по платежам за использованные ресурсы, отпущенные воинским частям, учреждениям предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Федеральным законом РФ «Об обороне» №  61-ФЗ от 31.05.1996 года, статьёй 7 (действовавшей до 31.12.2004 года) функции органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны, было определено обеспечение потребностей ... воинских формирований и органов (военных комиссариатов) ... в энергетических ресурсах ... и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством в области обороны. От органа власти субъекта Российской Федерации - уполномоченный финансовый орган администрации Новосибирской области должно быть осуществлять до 31.12.2004 года финансирование коммунальных услуг: потребление электро и тепло энергии, услуг связи, потребление воды и их сток Военных комиссариатов сельских районов, входящих в состав Новосибирской области. В свою очередь, управление финансов и налоговой политики мэрии г.Новосибирска - муниципального образования, до 31.12.2004 года осуществляло финансирование оплаты получаемых коммунальных услуг: потребление электро и тепловой энергии, услуг связи, потребление воды и их стоков Военными комиссариатами районов г.Новосибирска, через УФ и НП этих районов.

Как подтверждено материалами дела, на момент прекращения финансирования 31.12.2004 года УФ и НП  Мэрии г. Новосибирска  оплаты полученных коммунальных услуг: (потреблению тепловой энергии Военным комиссариатом  Заельцовского района г. Новосибирска), задолженность финансирования с 01.10.2004 года по 31.12.2004 года по этим услугам составила: 32141 руб. 83 коп.

Доводы ответчика о том, что  истцом не доказано, что им понесены убытки в заявленной сумме, не могут быть приняты, как несостоятельные.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо,  право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом иди договором на предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. 

Истцом подтвержден размер убытков, предоставлены доказательства  недофинансирования  истца органом  местного самоуправления.

Статьей 393 ГК РФ предусмотрена обязанность должника возместить убытки.

При таком положении требования истца являются  правомерными и подлежащими удовлетворению согласно ст. 1071 ГК РФ за счет казны МО г. Новосибирска.

На основании изложенного,

руководствуясь ст.ст. 4, 27, 102, 110167-170, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Взыскать с МО г. Новосибирска в лице казны 32 141 руб. 83 коп.  убытков в пользу Военного комиссариата Дзержинского, Калининского и Заельцовского районов г. Новосибирска.

 Выдать исполнительный лист и справку по истечении месячного срока на обжалование решения в апелляционную инстанцию арбитражного суда  Новосибирской области.

СУДЬЯ                                                                                        Г.Л. Иванова