ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-9121/11 от 20.06.2011 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск

«22» июня 2011г. Дело № А45-9121/2011

Резолютивная часть решения объявлена «20» июня 2011г.

В полном объеме решение изготовлено «22» июня 2011г.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новосибирской области, г. Новосибирск

лицо, привлекаемое к административной ответственности – закрытое акционерное общество «Национальная почтовая служба», г. Новосибирск

о привлечении к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

при участии представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 12.01.2011г. № 040/05, паспорт

от заинтересованного лица: не явился, извещен

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новосибирской области обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества «Национальная почтовая служба»к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, просит привлечь Общество к административной ответственности.

Заинтересованное лицо надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения спора по последнему известному суду адресу, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыва и возражений на заявленное требование не предоставило. Из объя\снений представителя Общества от 19.05.2011г. следует, что с нарушением Общество не согласно, так как действовало в рамках госконтракта.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного заинтересованного лица.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд, установил следующие фактические обстоятельства.

05 мая 2011 года в период времени с 14 ч. 30 мин. до 16 ч. 00 мин. в ходе внеплановой выездной проверки, проводимой Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новосибирской области (далее - Управление) на основании приказа от 18.04.2011 № 362 (приложение № 1 к протоколу об административном правонарушении № 127-Пр от 19.05.2011) по адресу: <...>, было установлено, что ЗАО -Национальная почтовая служба» допущено нарушение п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221 (далее - Правила), в соответствии с которым вручение простых почтовых отправлений, адресованных довостребования,регистрируемых почтовых отправлений, а такжевыплата почтовых переводов адресатам (законным представителям) осуществляются при предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Прием простой и заказной корреспонденции ЗАО «Национальная почтовая служба» производится только от юридических лиц на основании договоров (государственных контрактов). Договором (государственным контрактом) между юридическим лицом и ЗАО «Национальная почтовая служба» определяется порядок приема, обработки и доставки письменной корреспонденции, а также цена и сроки доставки письменной корреспонденции. Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Внеплановой выездной проверкой было установлено, что заказное письмо № 2747886, принятое во исполнение государственного контракта от 21.02.2011 № 10 от инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска по реестру (стр. 18 Акта от 17.05.2011 № А-55481-54-02/0008 приложение № 2 к протоколу от 19.05.2011 № 128-Пр), выдано курьеру в доставку 28.03.2011.

Доставка заказного письма № 2747886 адресату была произведена 3 раза - 29.03.2011, 30.03.2011 и 31.03.2011. В связи с отсутствием адресата по указанному адресу в его почтовом ящике 29.03.2011 и 30.03.2011 были оставлены извещения (стр. 23 Акта от 17.05.201 1 № А-55481-54-02/0008 приложение № 2 к протоколу от 19.05.2011 № 128-Пр).

В соответствии с п. 5.4 Государственного контракта от 21.02.2011 № 10 - в случае, если Получателя не оказалось дома, заказное письмо носится повторно 2 (два) раза. В случае если при последнем визите получателя дома не оказалось, то исполнитель доставляет письмо в почтовый ящик адресата. Так как получателя не оказалось дома, заказное письмо № 2747886 было оставлено в почтовом ящике адресата 31.03.2011. Тем самым был нарушен п. 34 Правил.

Тем самым, по мнению заявителя, ЗАО «Национальная почтовая служба» нарушается ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», которой установлено следующее: «Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.»

В части 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Суд считает требования заявителя подлежат удовлетворению исходя из следующего.

В силу статьи 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".

В статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" определено, что услуга связи -деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Услуги почтовой связи входят в Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 (пункт 20).

Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведен в разделе XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.

Согласно пункту 5 названного Перечня оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).

Статьей 15 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" установлено, что почтовые отправления являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям. Аналогичное положение изложено в пункте 48 Правил оказания услуг почтовой связи.

В пункте 33 Правил оказания услуг почтовой связи установлено, что почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи.

Согласно подпункту б) пункта 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, заказные письма относятся к регистрируемым почтовым отправлениям, то есть отправлениям, вручаемым адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.

Пунктом 34 указанных Правил предусмотрено, что вручение регистрируемых почтовых отправлений адресатам (законным представителям) осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя). При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение пяти рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их законными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем (пункт 35 Правил оказания услуг почтовой связи).

Согласно статье 21 Закона о почтовой связи почтовое отправление или переведенные денежные средства, которые невозможно доставить (вручить) в связи с неточностью или отсутствием необходимых адресных данных пользователя услуг почтовой связи, выбытием адресата либо иными обстоятельствами, исключающими возможность выполнения оператором почтовой связи обязанностей по договору оказания

В соответствии с пунктом 36 Правил оказания услуг почтовой связи почтовое отправление возвращаетсяпо обратному адресу: по заявлению отправителя; при отказе адресата (его законного представителя) от его
 получения; при отсутствии адресата по указанному адресу; приневозможности прочтения адреса адресата;при иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательствпо договору об оказании услуг почтовой связи.

Таким образом, ЗАО «Национальная почтовая служба» при осуществлении предпринимательской деятельности как лицензиат и оператор почтовой связи допустил нарушение п. 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией на оказание услуг почтовой связи № 55481 (Лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации).

Нарушение условий осуществления деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусматривает привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

По факту выявленных нарушений 19 мая 2011 года государственным инспектором РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ведущим специалистом-экспертом отдела надзора в сфере электросвязи Управления Роскомнадзора по Новосибирской области ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении (ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ). Данный протокол был составлен в присутствии ФИО3 - представителя ЗАО «Национальная почтовая служба» по доверенности от 19.05.2011 № 09/141 (приложение № 8 к протоколу от 19.05.2011 № 128-Пр).

Полномочия должностного лица на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждаются приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 04.05.2010 № 70 и приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16.12.2010 № 184.

Учитывая, что факт совершения лицом, привлекаемым к административной ответственности, указанного в отмеченном выше протоколе административного правонарушения подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в частности актом проверки от 17.05.2011г, суд полагает, что требования заявителя о привлечении Общества к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ являются обоснованными.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Принимая во внимание, что материалы дела не содержат доказательств совершения обществом ранее административных правонарушений, допущенные обществом нарушения лицензионных условий не причинили вреда, не нанесли имущественного ущерба и не повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, суд назначает обществу административное наказание предусмотренное ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, п. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

Р Е Ш И Л :

Привлечь Закрытое акционерное общество «Национальная почтовая служба» (<...> (адрес местонахождения), <...> (юридический адрес) к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск.

Судья И.А. Рубекина