ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-9245/11 от 19.07.2011 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск ДЕЛО № А45-9245\2011

«20» июля 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 19 июля 2011г.

В полном объеме решение изготовлено 20 июля 2011г.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Черновой О.В,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смиренко Н.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области

к заинтересованному лицу: Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области

о признании незаконным отказа

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя:не явился (извещен),

отзаинтересованного лица: ФИО1 по доверенности № 33 от 11.05.2011г.

Заявитель-Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в государственной регистрации права собственности на здание –склад инвентаря, общей площадью 58,8 кв.м., расположенное по адресу: <...> и об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области зарегистрировать право собственности на здание- склад инвентаря, общей площадью 58,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>.

В обоснование своего заявления заявитель ссылается на то, что отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации права собственности.

Заинтересованное лицо- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области не согласно с заявленными требованиями заявителя, считает решение об отказе в государственной регистрации права собственности законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.

Заявитель, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, явку своего представителя не обеспечил.

В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие надлежащим образом уведомленного заявителя по имеющимся материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения заинтересованного лица, суд

У С Т А Н О В И Л :

Как видно из материалов дела, 05.02.2011г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с заявлением и представлением пакета документов для государственной регистрации права собственности на здание- склад инвентаря, общей площадью 58,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>.

05.03.2011г. сообщением № 01/041/2011-321 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области отказало Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области в государственной регистрации права собственности на здание- склад инвентаря, общей площадью 58,8 кв.м., расположенное по адресу: <...> на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ, в связи с непредставлением документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом о государственной регистрации права.

Заявитель не согласился с вынесенным в отношении него решением об отказе в государственной регистрации и обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению и при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. № 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора и уполномоченного им (ими) на то лица. Согласно пункту 2 указанной статьи Закона к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.

Основания для отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно абзацу 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.

В оспариваемом сообщении об отказе в государственной регистрации указано на то, что заявителем не представлены следующие документы:

-оформленное соответствующими органами разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;

- разрешение, выданное соответствующим органом на строительство вышеуказанного объекта недвижимого имущества.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что на государственную регистрацию права собственности заявителем представлен акт приемки объекта капитального строительства окончание строительства клиники на 200 коек Новосибирского научно-исследовательского института туберкулеза Росмедтехнологий от 12.12.2007г.

Из технического паспорта объекта от 18.01.2010г. следует, что он построен в 2008 году.

Согласно статье 219 Гражданского кодекса РФ, статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Из представленных в регистрирующий орган кадастровых паспортов следует, что объекты, права на которые просит зарегистрировать заявитель, построены и введены в эксплуатацию в 2007-2008 годах.

Согласно п. 2 ст. 51 Градостроительный кодекс Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при этом затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Статьей 55 Градостроительного кодекса РФ установлена необходимость введения в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органами местного самоуправления, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо федеральным органом исполнительной власти, выдавшим разрешение на строительство.

Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ( пункт 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство, согласно пункту 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

Как установлено судом, документы, подтверждающие введение объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке, т.е. разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, заявителем не представлены.

Ссылка заявителя на постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2009 № 441 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов капитального строительства», судом не принимается, как необоснованная.

Из материалов дела следует, что указанный акт принят после окончания строительства и не распостраняет своего действия на строительство, осуществленное в 2008 году.

Данный актом закреплено право Минрегион России выдавать разрешения на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Однако, заявителем не представлено ни разрешение на строительство, ни разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное Минрегион России. Акт приемки объекта капитального строительства, представленный заявителем, подписан директором ФГУ ННИИТ Росмедтехнологии и генеральным директором подрядчика ОАО «СУ-9».

Кроме того, перечень объектов, в отношении которых Минрегион России может выдавать разрешения, определен в постановлении Правительства РФ от 23.05.2009 № 441 и к нему не относятся объекты недвижимости о регистрации прав, на которые просил заявитель.

Применение СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» подтверждает законность отказа в государственной регистрации, поскольку данным актом установлена необходимость приемки в эксплуатацию объектов производственного назначения именно государственными приемочными комиссиями.

Согласно пункта 2 письма Госстроя РФ от 05.11.2001 «Разъяснения порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» следует руководствоваться СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» в части, не противоречащей действующему законодательству.

Никаких изъятий (исключений) для приемки в эксплуатацию вновь созданных объектов заявителя законом не установлено.

Порядок приемки объектов капитального строительства установлен Градостроительным кодексом РФ.

Таким образом, действующее законодательство не наделяет правом ввода в эксплуатацию вновь построенных объектов ФГУ ННИИТ Росмедтехнологий.

Решение вопроса о необходимости ( или отсутствии таковой) получения разрешения на строительство не ставится законодателем в зависимость от усмотрения и желания заинтересованного лица. Решение данного вопроса отнесено к компетенции органа, осуществляющего выдачу указанных разрешений.

Согласно части 2, 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в проектной документации должны содержаться конструктивные и другие технические характеристики, их надежность и безопасность. Подготовленная проектная документация представляется в орган местного самоуправления ( управление архитектурно-строительной инспекции мэрии г.Новосибирска на основании распоряжения мэрии от 27.03.2006 № 1930-р). К компетенции которого и относится рассмотрение проектной документации на предмет её соответствия строительным нормам и правилам и выдача разрешения на строительство, либо документа, подтверждающего, что выдача разрешения не требуется.

В соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется в единственном случае-строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта индивидуального жилищного строительства.

Под самовольным строительством, согласно положением статьи 222 Гражданского кодекса РФ, понимается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Суд согласен с позицией заинтересованного лица о том, что отказ в государственной регистрации права собственности по тому основанию, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области не были представлены такие документы, как разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, является основанием для отказа в государственной регистрации.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий ( бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий ( бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемое действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решения или действия ( бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для признания недействительным отказа в государственной регистрации права собственности и удовлетворении требований заявителя.

В соответствии с подпунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ стороны от уплаты госпошлины освобождены.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области отказать.

На решение арбитражного суда может быть подана жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд ( г.Томск).

Судья О.В.Чернова