ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-9400/07 от 29.10.2007 АС Новосибирской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630007, город Новосибирск, улица Кирова,

           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е


«29» октября 2007 г.Дело № А459400/07-40/258

город Новосибирск

Арбитражный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Тарасовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания  судьей Тарасовой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
к Томской  таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении


при участии в заседании представителей:
от заявителя
– ФИО1- доверенность от 28.08.2006г.
от административного органа - не явился

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее по тексту – Общество, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Томской таможни по делу об административном правонарушении № 10611000-44/2007 от 19 апреля 2007 года.

Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения спора по последнему известному суду адресу, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие надлежаще уведомленного ответчика.

Отзывом на иск Томская таможня заявленные требования не признала, ссылаясь на наличие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 31-41).

  Заслушав объяснения заявителя, рассмотрев материалы дела,   арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства дела:

   Суть правонарушения, согласно протоколу и оспариваемому постановлению, заключается в следующем.

 20 января 2007 года на таможенную территорию  РФ в соответствии с железнодорожной накладной  № 43973279 ввезен товар – запасные части для асфальтоукладчика, находящийся в контейнере № UZUU0045044, следующий из Украины, <...> Октября, д.4, отправитель - ОАО «Кредмаш», получатель- ООО «Транспортная компания Сибирь», <...>. Отправка контейнера произведена за пломбами отправителя ЗПУ № 8512696 «Варта Универсал М».                                                                                                                                           

20 января 2007г. Валуйским таможенным постом Белгородской таможни перевозчику ОАО «РЖД»  на основании поданной им транзитной декларации № 10101020/200107/1001882 было выдано разрешение на внутренний таможенный транзит товара (место доставки -Томский таможенный пост Томской таможни), заявленное в транзитной декларации транспортное средство - № 94638863, для целей идентификации товара указаны пломбы отправителя № 8512696 (графа D транзитной декларации).  

Пунктом 8 части 2 статьи 81 ТК РФ установлено, что для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик представляет в таможенный орган отправления в том числе сведения о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути. При получении разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчиком  ОАО «РЖД» товара не заявлялись в Валуйский таможенный пост Белгородской таможни сведения о предстоящих грузовых операциях с товаром, находящимся в контейнере № UZUU0045044.

В транзитной декларации № 10101020/200107/1001882, в соответствии с Приказом ФТС России от 11.08.2006г. № 762 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения ГТД и ТД», были заявлены следующие сведения: в графе 14 «Перевозчик» - ОАО «РЖД»; в графе 18 «идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении»- 94638863; в графе 19 «контейнер»-1; в графе 31 «Грузовые места и описание товаров, номера контейнеров»: №1-бронелист, сектор брони, стойка, лопасть, битумпровод, №2 - без упак. NE, № 3 - UZUU0045044; в графе 44 «Дополнительная информация/ представляемые документы»-43973279 (железнодорожная накладная); в графе 55 «Перегрузки»- какие-либо отметки о проведении грузовых операций с транзитными товарами отсутствуют.

Согласно полученным в ходе производства по делу документам товар, находящийся в контейнере № UZUU0045044, с момента помещения его под процедуру ВТТ и до ее завершения в пути следования от таможенного органа отправления (Валуйский таможенный пост Белгородской таможни) до таможенного органа  назначения  (Томский таможенный пост Томской таможни) дважды был перегружен с одного транспортного средства на другое:

     - 24.01.2007г. на ж/д станции Придача Юго-Восточный железной дороги с вагона № 94638863 на вагон № 94598976, о чем свидетельствуют копия акта общей формы № 12 от 22.01.2007г. станции Придача, копия вагонного листа ст. Придача от 24.01.2007г. (151 л.д.), копия вагонного листа ст. Южной от 02.01.2007 г. (150 л.д.),  копия заключения начальника агенства по ст. Придача ЮВЖД № 8 от 09.04.2007г. (152 л.д.) и другими материалами дела;

      - 09.02.2007г. на ж/д станции Омск-Восточный Западно-Сибирской железной дороги с вагона № 94598976 на вагон № 94653359, что подтверждается копией вагонного листа ст. Омск-Восточный Западно-Сибирской железной дороги от 28.01.2007г. (80 л.д.), копией вагонного листа  ст. ФИО2 Юго-Восточной железной дороги от 28.01.2007г. (75 л.д.) и другими материалами дела.

       При совершении перегрузок контейнера № UZUU0045044 из контейнеровоза № 94638863 на контейнеровоз № 94598976 и из контейнеровоза № 94598976 на контейнеровоз № 94653359 за разрешением таможенного органа перевозчик ОАО «РЖД» не обращалось, перегрузка контейнера производилась без разрешения таможенного органа на осуществление грузовой операции (л.д. 71, 149).

       При проверке документов, представленных от имени перевозчика ОАО «РЖД» для завершения процедуры ВТТ контейнера № UZUU0045044 и находящегося в нем товара, было установлено, что контейнер прибыл на транспортном средстве, отличном от указанного в транзитной декларации и имеющем № 94653359.

      02.03.2007г. Томским таможенным постом в Городскую Товарную станцию г. Томска был направлен запрос в порядке ст. 363 ТК РФ о номере транспортного средства, на котором поступил контейнер № UZUU0045044, из полученного ответа следовало, что зону деятельности Томского таможенного поста контейнер №  UZUU0045044 прибыл на транспортном средстве № 94653359.

      Пунктом 3 ст. 88 таможенного кодекса РФ перевозчику вменено в обязанность не допускать перегрузку и иные операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном  пунктом 1 статьи 89 Таможенного кодекса РФ. Пунктом 1 ст. 89 Таможенного кодекса РФ  в качестве исключения предусмотрен уведомительный порядок для товаров перемещаемых  за обеспечением таможенных пломб.

      В графе D транзитной декларации  № 10101020/200107/1001882 в качестве средств идентификации указаны пломбы отправителя товаров. Так как пломбы отправителя не являются таможенными пломбами, при совершении перегрузки или иных грузовых операций с товарами, перевозимым по транзитной декларации №  10101020/200107/1001882, требовалось получение разрешения таможенного органа.

 Таким образом, ОАО «РЖД», являясь таможенным перевозчиком, нарушило лежащую на нем публично-правовую обязанность перевозчика при осуществлении перевозки товаров, следовавшего в контейнере в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита, и допустило перегрузку товара, находящегося под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов, что явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

  По данному факту нарушения в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении №10611000-44/2007 от 05 апреля 2007 года (т.2 л.д. 69-71) и вынесено оспариваемое постановление №10611000-44/2007 от 19 апреля 2007 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 руб.( т. 1 л.д. 7-11).

 ОАО «РЖД», не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании. При этом ссылается на то, что перегрузка контейнера с контейнеровоза на контейнеровоз, замена только контейнеровоза на другой без выгрузки, погрузки или иных грузовых операций с перевозимыми товарами не является перегрузкой товара с одного транспортного средства на другое, в его действиях отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 По мнению таможенного органа, оспариваемое постановление является законным, факт совершения правонарушения, виновность общества в его совершении подтверждены собранными по делу доказательствами, бывшими предметом тщательного рассмотрения и положенными в основу обжалуемого решения.

Исследовав материалы дела, суд  считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разгрузка, погрузка, выгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
   В силу части 1 статьи 360 Таможенного кодекса Российской Федерации товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ и до момента: выпуска для свободного обращения; уничтожения, отказа в пользу государства; обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 Таможенного кодекса Российской Федерации; фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.

 Пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, которые определены Таможенным Кодексом.
  Частью 1 статьи 15 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

  После прибытия товаров на таможенную территорию их дальнейшая перевозка к месту назначения, осуществляется в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита лицом, которому дано разрешение на эту процедуру (перевозчиком).


Согласно пункту 16 части 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под перевозчиком понимается лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств.


     На основании положений статьи 88 Таможенного кодекса Российской Федерации при перевозке товаров в соответствии с внутреннем таможенным транзитом перевозчик обязан:


               - доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;
              - обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;
              - не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов.


    По завершении внутреннего таможенного транзита в соответствии со статьёй 92 Таможенного кодекса Российской Федерации товары представляются таможенному органу в месте доставки для таможенного оформления завершения процедуры внутреннего таможенного транзита и таможенного контроля соблюдения перевозчиком условий перевозки товаров в соответствии с данной процедурой (в том числе установления факта утраты товара в пути следования).

    Таким образом, товары после пересечения таможенной границы (прибытия на таможенную территорию) до их выпуска таможенными органами находятся под таможенным контролем.

    В соответствии с нормой части 1 статьи 89 Таможенного кодекса Российской Федерации перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с внутренним таможенным транзитом, допускаются с разрешения таможенного органа отправления (пункт 1 статьи 80) или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция. Если товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка допускается после предварительного уведомления таможенного органа.
   Следовательно, предусмотренная частью 3 статьи 88 Таможенного кодекса Российской Федерации обязанность перевозчика не допускать перегрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов имеет только одно исключение, а именно - уведомительный порядок совершения грузовых операций с товарами, перевозимыми под таможенными пломбами.

     Частями 2 и 3 статьи 83 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные пломбы определяются как налагаемые таможенными органами.
             В части 2 статьи 83 Таможенного кодекса Российской Федерации пломбы отправителя определяются как «другие средства, позволяющие идентифицировать товар».

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что  товар, находящийся в контейнере № UZUU0045044, с момента помещения его под процедуру ВТТ и до ее завершения в пути следования от таможенного органа отправления (Валуйский таможенный пост Белгородской таможни) до таможенного органа  назначения  (Томский таможенный пост Томской таможни) дважды был перегружен с одного транспортного средства на другое:

     - 24.01.2007г. на ж/д станции Придача Юго-Восточный железной дороги с вагона № 94638863 на вагон № 94598976, о чем свидетельствуют копия акта общей формы № 12 от 22.01.2007г. станции Придача, копия вагонного листа ст. Придача от 24.01.2007г. (151 л.д.), копия вагонного листа ст. Южной от 02.01.2007 г. (150 л.д.),  копия заключения начальника агенства по ст. Придача ЮВЖД № 8 от 09.04.2007г. (152 л.д.) и другими материалами дела;

      - 09.02.2007г. на ж/д станции Омск-Восточный Западно-Сибирской железной дороги с вагона№ 94598976 на вагон № 94653359, что подтверждается копией вагонного листа ст. Омск-Восточный Западно-Сибирской железной дороги от 28.01.2007г. (80 л.д.), копией вагонного листа  ст. ФИО2 Юго-Восточной железной дороги от 28.01.2007г. (75 л.д.) и другими материалами дела.

   При проверке документов, представленных от имени перевозчика ОАО «РЖД» для завершения процедуры ВТТ контейнера № UZUU0045044 и находящегося в нем товара, было установлено, что контейнер прибыл на транспортном средстве, отличном от указанного в транзитной декларации и имеющем № 94653359.

   Согласно материалам дела, в железнодорожной накладной № 43973279   (т. 1 л.д. 54)  содержится оттиск направляющего штампа Валуйского таможенного поста Белгородской таможни, в котором указано, что товар следует за пломбами отправителя. Графа 45 «Пломбы» указанной накладной содержит номер пломбы отправителя 0823143. В графе D «Средства идентификации» транзитной декларации № 10101020/130207/1004685 в качестве средств идентификации также указаны пломбы отправителя товаров №0823143.

Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что перегрузка контейнера N 519196238 с вагона N 68627231 на вагон N 32269722 осуществлена ОАО "РЖД" без разрежения таможенного органа. Контейнер находился под пломбами отправителя, а не под  таможенными пломбами.

Мнение заявителя о том, что перегрузка контейнера с одного вагона на другой не является перегрузкой товара с одного транспортного средства на другое, ошибочно.

В пункте 5 части 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации приведено понятие «транспортное средство» - это любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;
   Понятие «железнодорожный подвижной состав» закреплено в статье 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» - это локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.
    Термин «Контейнер» определяется в пункте «е» статьи 1 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП) 1975 года.

  Под понятием «контейнер» понимается транспортное оборудование (клетка, съемная цистерна или другое подобное приспособление), представляющее собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее грузов, имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочное, чтобы служить для многократного использования, специально сконструированное для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов, сконструированное таким образом, чтобы была облегчена его перегрузка, в частности с одного вида транспорта на другой, чтобы его можно было легко загружать и разгружать, имеющее внутренний объем не менее одного кубического метра.
   Таможенным кодексом Российской Федерации, определяющим в статье 11 необходимые в таможенном деле понятия, устанавливающим правила совершения таможенных операций (в том числе процедуру перевозки товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом), контейнер рассматривается как один из видов товара, поскольку согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации товары - это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. К товарам согласно этой норме права, не относятся только транспортные средства, указанные в подпункте 5 части 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации.


Так, согласно части 1 статьи 212 Таможенного кодекса Российской Федерации, перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации. Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации, в частности в случае временного ввоза контейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок.

 Указание перевозчиком при получении разрешения на внутренний таможенный транзит только номера контейнера недостаточно для получения разрешения на перевозку: в перевозочных документах или в транзитной декларации должно быть чётко определено и заявлено таможенному органу отправления транспортное средство, на котором контейнер будет перевозиться по территории России (то есть, номер железнодорожного вагона, платформы).

Общество привлечёно к ответственности за несоблюдение правил и норм, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, соответственно, при оценке совершённого им деяния и законности действий Томской таможни по привлечению к административной ответственности, следует руководствоваться предусмотренными Таможенным кодексом Российской Федерации понятиями.


    Термин «контейнер» определяется в пункте «е» статьи 1 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП) 1975 года как транспортное оборудование (клетка, съемная цистерна или другое подобное приспособление) представляющее собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее грузов, имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочное, чтобы служить для многократного использования, специальное сконструированное для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта.

 Понятие «транспортное оборудование» в Таможенном кодексе Российской Федерации отсутствует, согласно статье 11 Таможенного кодекса Российской Федерации действует правило, согласно которому если какая либо вещь не относится к категории транспортных средств, она является товаром.

Так, согласно части 1 статьи 212 Таможенного кодекса Российской Федерации, перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такового освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации. Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации, в частности в случае временного ввоза контейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок.
Таким образом, Таможенный кодекс Российской Федерации, определяющий необходимые в таможенном деле понятия устанавливающие правила совершения таможенных операций (в том числе процедуру перевозки товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом), контейнер однозначно и последовательно рассматривается как один из видов товара (многооборотная тара).

Грузовые операции с контейнером, в котором находятся товары под таможенным контролем, приравниваются к грузовым операциям с находящимся в контейнере товаром, поскольку контейнер является всего лишь тарой и при перегрузке контейнера на другое транспортное средство перегружается и сам товар.

  В силу того, что контейнер не относится законодательством к транспортному средству, при его использовании как многооборотной тары для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров для перегрузки контейнера с такими товарами на другое транспортное средство (вагон) требуется получение разрешения таможенного органа (при наличии таможенных пломб - предварительное уведомление).

В транзитной декларации № 10101020/200107/1001882 (л.д. 63-65) отсутствуют сведения о произведенной дважды смене транспортного средства в пути следования, таможенный орган в месте проведения грузовой операции разрешения на неё не давал, перевозчик за ним не обращался, отсутствует и факт предварительного или последующего уведомления таможенного органа об указанном факте.

Отсутствовали у общества и какие-либо чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, препятствующие получить разрешение таможенного органа на совершение перегрузки находящегося в контейнере  товара.
  В связи с изложенным, в действиях общества усматривается и подтверждается материалами дела виновное действие - перегрузка товара, находящегося под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов, за которое установлена административная ответственность частью 1 статьи 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичная позиция изложена в постановлении  ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА  от 4 сентября 2007 года по делу N Ф04-5971/2007(37728-А45-7).
Порядок и процедура привлечения к административной ответственности таможенным органом соблюдены, что не оспаривается заявителем.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для  удовлетворения заявленных требований.


   С учетом  изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


                                                     Р Е Ш И Л:


  Отказать открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Томской таможни по делу об административном правонарушении № 10611000-44/2007 от 19 апреля 2007 года.

   Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней после его принятия.
  Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.



Судья С.В.Тарасова