ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-9791/16 от 01.07.2016 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск

01 июля 2016 года                                                           Дело № А45-9791/2016

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В.,  рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Западно-Сибирской дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов, г. Новосибирск

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), г. Новосибирск

о признании незаконным и отмене Постановления №7165660236-03 от 06.05.2016

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги»в лице Западно-Сибирской дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов (далее - заявитель, общество,  ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области  с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо,  административный орган, управление, Ространснадзор) о признании незаконным Постановления № 7165660236-03 от 06.05.2016, которым общество привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Определением суда от 18.05.2016 заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства.

В деле имеются доказательства надлежащего извещения сторон в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ о принятии заявления в порядке упрощенного производства.

Заявленные требования мотивированы принятием обществом всех возможных действий, направленных на исполнение  предписания.

Управление считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, полагает, что у общества имелась возможность прохождения обучения сотрудников в других учебных заведениях, кроме как в Сибирском государственном университете путей сообщения.

Дело рассматривается в порядке статьей 226-228 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам  административного производства суд не находит.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением врио начальника Ространснадзора от 11.09.2015 № 530-р в период с 12.10.2015 по 09.11.2015 управлением  проведена плановая выездная проверка по соблюдению ОАО «РЖД» Западно-Сибирская дирекции пассажирских обустройств-структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройствс целью соблюдения в процессе осуществления деятельности обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности.

В ходе проведения проверки были выявлены нарушения пунктов 5.6.9, 5.6.10, 5.6.12, 5.9, 5.10,  5.12, 5.14.4 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 08.02.2011 № 43 (далее – Требования № 43).

По результатам проверки был составлен акт о выявленных нарушениях № 2015-520 от 09.11.2015, выдано предписание ЗС № 2015.06-10-250-ЖДТ от 09.11.2015 со сроком устранения нарушений до 10.03.2016.

03.03.2016 в адрес УГАН НОТБ СФО Ространснадзора поступило письмо ОАО «РЖД» о выполнении предписания ЗС№2015.06.10-250-ЖДТ, в котором указано, что по нарушению пункта 5.12 Требований № 43 обучение работников дирекции, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности будет проводиться с 14 по 24 марта 2016 года.

В целях контроля за соблюдением исполнения предписания, на основании распоряжения Врио начальника управления УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 22.03.2016 № 117-р проведена внеплановая выездная проверка ОАО «РЖД».

В ходе проверки установлено, что нарушения, указанные в пунктах  1, 2, 3, 4, 5 предписания устранены, нарушение пункта 6 не устранено.

Полагая, что в действиях общества имеется объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ,  27.04.2016 должностным лицом Ространснадзора в отношении ОАО «РЖД» был составлен протокол об административном правонарушении № 7165660236-01.

06.05.2016 административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания № 7165660236-03, которым общество  привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5  КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Полагая, что указанное постановление вынесено необоснованно, общество обратилось в арбитражный  суд с настоящим заявлением.

Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него, суд считает  требования заявителя не подлежащими  удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Объективную сторону административного правонарушения составляет бездействие обязанного лица, которое заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Субъектами правонарушений выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе обеспечения транспортной безопасности, осуществляется Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ).

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ).

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона  № 16-ФЗ транспортная безопасность определена как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3  статьи  12 Федерального  закона  №  16-ФЗ субъекты транспортной   инфраструктуры   и   перевозчики   несут   ответственность   за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ОАО «РЖД» является на основании пункта 9 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ  субъектом транспортной инфраструктуры.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 16-ФЗ, приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 №43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) железнодорожного транспорта»  (требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).

В силу пункта 4 Требования № 43, требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.

В ходе проведения проверки управлением было установлено, что   в нарушение пункта 5.12. Требований №43 обществом  не осуществлена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5.12  Требований  № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.

Оспаривая постановление,  заявитель ссылается на то, что  ОАО «РЖД» предпринимались попытки исполнения пункта 6 указанного предписания, а именно в декабре 2015 в Сибирский государственный университет путей сообщения  была подана заявка №1660/ЗСиб ДПО от 25.12.2015 для включения работников дирекции в группу на обучение. Однако в связи с отсутствием в программе обучения 2015 года вопросов транспортной безопасности работники обучены не были. Данные обстоятельства послужили основанием для направления обществом в адрес управления ходатайства о продлении срока исполнения предписания.

17.03.2016 заявителем была подана повторная заявка №201/ЗСибДПО, на которую получен ответ №121-ИПК от 24.03.2016 в котором указан период обучения по вопросам транспортной безопасности с 04.04.2016 по 29.04.2016, в течение которого  было проведено обучение 7 сотрудников.

Как следует из материалов дела, обществом письмом от 03.03.2016 № исх.-375/ЗСибДПО сообщило управлению, что обучение будет проводиться  с 14 по 24 марта 2016 года, в связи с чем просило перенести срок устранения замечания на 01.04.2016.

Однако указанное письмо поступило в управление только 10.03.2016, т.е. в последний день исполнения предписания, при этом, письмо не содержало каких-либо приложений, подтверждающих указанный в нем период обучения.    

Кроме того, обращение общества с письмом о продлении срока предписания, не свидетельствует о принятии заявителем всех зависящих от него мер по исполнению законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере транспортной  безопасности, поскольку не представлены доказательства, подтверждающие невозможность исполнения предписания вследствие обстоятельств, находящихся вне контроля обязанного лица.

Приказом Министерства транспорта РФ от 08.09.2014  № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» определено, что целью подготовки по дополнительной профессиональной программе, разрабатываемой в соответствии с Типовой программой является повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности), и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Типовая программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать работник, назначенный в качестве лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в СТИ.

В целях учета особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства, организация:

-при разработке дополнительной профессиональной программы имеет право увеличивать количество включенных в неё академических часов;

- самостоятельно определяет соотношение учебной нагрузки между темами, включенными в учебные модули (дисциплины).

Объем дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе Типовой программы, должен составлять не менее 40 академических часов. Сроки её освоения определяются организацией самостоятельно.

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в области обеспечения транспортной безопасности по форме, утвержденной организацией.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.

Соответственно, типовые программы разработаны и утверждены вышеуказанным Приказом Минтранса РФ.

Кроме того, на официальном сайте Росжелдора в разделе «Транспортная безопасность» опубликован Перечень подведомственных Росжелдору ВУЗов, на базе которых открыты учебные центры транспортной безопасности.

Из указанного следует, что в образовательных учреждениях на базе транспортных ВУЗов совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти были разработаны и утверждены учебные программы профессиональной подготовки на основании существующего законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения безопасности в РФ в сфере транспорта.

Обществом не представлены доказательства, отсутствия  возможности прохождения обучения сотрудников в других учебных заведениях, кроме как Сибирском государственном университете путей сообщения.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 данной нормы юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае заявителем не предоставлено доказательств невозможности соблюдения указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно было предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от общества требовалась.

Как следует из материалов дела,  повторная заявка ОАО «РЖД» в СГУПС была подана 17.03.2016 года, тогда, как срок устранения нарушения предписанием установлен до 10.03.2016.

При этом с момента подачи первоначальной заявки - 25.12.2015 до 17.03.2016 заявителем никаких мер для исполнения предписания  не предпринималось, как и в период с получения предписания – с 09.11.2015  до 25.12.2015.

Изложенное свидетельствует о наличии вины ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьей 19.5 КоАП РФ.

На основании изложенного суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.

Исходя из положений части 1 статьи 28.4, статьи 23.36, пункта 3 части 1 статьи 22.1, части 2 статьи 22.2 КоАП РФ, Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 11.08.2014 № АК-806фс, суд  пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 27.04.2016 составлен и постановление о назначении административного наказания от 06.05.2016 вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной компетенции.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек. Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.

Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда не имеется, нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя не подтверждено, в связи с чем  заявленные требования не подлежат  удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

 в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

  Судья                                                                                     Т.В. Абаимова