ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-9986/13 от 05.08.2013 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Р Е Ш Е Н И Е 

  г. Новосибирск Дело № А45-9986/2013

"09" августа 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2013 года

Решение изготовлено в полном объеме 09 августа 2013 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе:

  судьи Мануйлова В.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фетисовой Ю.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КЧВ Сервис»

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г. Новосибирска

о признании недействительными ненормативных актов

при участии

от заявителя – Бондаренко Е.А. по доверенности от 04.03.2013

от заинтересованного лица – Барышева О.Н. по доверенности от 08.07.2013, Синицына Т.В. по доверенности от 14.01.2013

установил:

ООО «КЧВ Сервис» обратилось в суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе г. Новосибирска о признании недействительными решения от 06.05.2013 № 064/009/1694-2012 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и требования от 05.06.2013 № 064/009/1694-2012 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам.

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемые решение и требование не соответствуют.

Заинтересованное лицо заявление не признало по основаниям0 изложенным в отзыве, ссылаясь на его необоснованность и неправомерность.

Суд, выслушав стороны, рассмотрев и проверив представленные материалы, считает заявление подлежащим удовлетворению.

Как видно из материалов дела по результатам выездной проверки органом Пенсионного фонда вынесено решение от 06.05.2013 № 064/009/1694-2012 о привлечении ООО «КЧВ Сервис» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Указанным решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере 102 268,4 руб., в том числе 53 126,4 руб. штраф на страховую часть трудовой пенсии, 26 563,2 руб. штраф на накопительную часть трудовой пенсии, 13 724,4 руб. штраф в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 8 854,4 руб. штраф в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также начислены пени по состоянию на 06.05.2013г. в сумме 86 236,26 руб., в том числе 44 798,05 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 22 399 руб. на накопительную часть трудовой пенсии, 11 572,87 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 7 466,34 руб. в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, предложено уплатить недоимку в сумме 511 342 руб.

На основании данного решения Обществу направлено требование от 05.06.2012 № 064/009/1694-2012 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Не согласившись с решением и требованием ООО «КЧВ Сервис» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

В судебном заседании обстоятельства, изложенные заявителем в обоснование заявления, нашли свое подтверждение, документально обоснованы.

Как следует из материалов дела в ходе проверки в отношении ООО «КЧВ Сервис» были выявлены нарушения законодательства РФ о страховых взносах, а именно, база для начисления страховых взносов за расчетный период календарный 2011 г. была занижена плательщиком страховых взносов на 2 213 601 руб., фактически база для начисления составила 13 536 958 руб.

Контролирующий орган пришел к выводу, что ООО «КЧВ Сервис» необоснованно не рассчитало страховые взносы с выплат ученикам, которые, по мнению Управление Пенсионного фонда, после прослушивания курса лекций, поименованных в Программе профессионального обучения (на каждую отдельную специальность) автоматически стали работниками заявителя и приступили к самостоятельному выполнению трудовой функции.

Управление Пенсионного фонда посчитало, что условия профессионального обучения в ООО «КЧВ Сервис» не соответствуют требованиям Закона «Об образовании» Положения «О лицензировании профессиональной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 174, письма Министерства образования РФ от 25.11.2003 г. № 17-51-240/13 «О лицензировании образовательных учреждений, оформлении лицензий на право осуществления образовательной деятельности только по реализации программ профессиональной подготовки, которая не связана с повышением образовательного уровня обучающегося и имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ». При этом профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, а также в порядке индивидуальной подготовки - у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Управление Пенсионного фонда, ссылаясь на нормы ст. ст. 201, 208 ТК РФ и разъяснения, содержащиеся в письмах Министерства общего и профессионального образования РФ и Министерства труда и социального развития РФ от 21.07.1998 № 06-51-48ин/23-10, 4226-НП, начислило страховые взносы на суммы выплат ученикам, произведенные вслед за прослушиванием учениками теоретического курса. При этом, контролирующий орган отметил, что никакой переквалификации ученического договора в трудовой не производило, что в действительности как раз и было им осуществлено, так как страховые взносы не начисляются на стипендии, а на трудовые выплаты — начисляются, что и было осуществлено Управлением Пенсионного фонда.

Данный вывод Управления Пенсионного фонда суд считает неосновательным по следующим основаниям.

Как следует из п. 1 ст. 12 Закона «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании требований типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации.

Как следует из п. 1 ст. 33.1 Закона «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п.2 ст.33.1. лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Закона уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации в области образования, допущенного образовательным учреждением, научной организацией, иной осуществляющей образовательную деятельность организацией, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, орган по контролю и надзору в сфере образования выдает таким образовательному учреждению, научной организации, иной организации и (или) учредителю, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования, предписание об устранении выявленного нарушения.

Как следует из Положения «О лицензировании образовательной деятельности», Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки (далее - организации).

Федеральный лицензирующий орган осуществляет лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Как видно из Письма Министерства образования РФ от 25.11.2003 г. N 17-51-240/13 - данное письмо связано с фактами нарушений действующего законодательства и нормативных правовых документов в сфере лицензирования образовательной деятельности.

Таким образом, указанные нормативные акты не имеют никакого отношения к заявителю, поскольку он не является субъектом образовательной деятельности и не обязан получать лицензию на обучение своих будущих работников. При этом, если бы он допустил нарушения указанных выше норм, то даже и в этом случае не органы Пенсионного фонда вправе ссылаться и отмечать указанные нарушения, а иные уполномоченные органы.

Осуществление образовательной деятельности требует получения лицензии (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. 2 ст. 33.1 Закона об образовании).

Лицензированию подлежит образовательная деятельность по образовательным программам (п. 2 ст. 33.1 Закона об образовании).

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы (п. 1 ст. 9 Закона об образовании):

1. Общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств).

Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (п. 2 ст. 9 Закона об образовании). К основным общеобразовательным относятся программы (jl 3 ст. 9 Закона об образовании):

а) дошкольного образования;

б) начального общего образования;

в) основного общего образования;

г) среднего (полного) общего образования.

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и Другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся (п. 6 ст. 9 Закона об образовании).

Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (п. 8 ст. 9 Закона об образовании).

2. Профессиональные (основные и дополнительные).

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (п. 4 ст. 9 Закона об образовании). К основным профессиональным относятся программы (п. 5 ст. 9 Закона об образовании):

а) начального профессионального образования;

б) среднего профессионального образования, в том числе интегрированные
 образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;

в) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы
 подготовки специалиста и программы магистратуры);

г) послевузовского профессионального образования.

Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (п. 6.1 ст. 9 Закона об образовании).

Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (п. 8 ст. 9 Закона об образовании).

3. Профессиональной подготовки.

Целью профессиональной подготовки является ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, и такая подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося (п. 1 ст. 21 Закона об образовании).

В связи с тем, что заявитель не ведет образовательной деятельности, не выдает аттестатов, дипломов, свидетельствующих о повышении уровня образования, или о присвоении квалификации по какой-либо профессии (специальности), а лишь обучает своих будущих (потенциальных) работников работать на исключительно определенном (специфическом) складе компании Заказчика, производстве, то при этом не реализуется образовательная программа и получение лицензии не требуется.

Именно по этой причине заявителю не может быть вменено не принятие во внимание разъяснений и рекомендаций писем Министерства общего и профессионального образования РФ.

При этом, и письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 06-51-48ин/23-10 совместно с Министерством труда и социального развития РФ № 4226-НП от 21.07.1998 г. «О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций» также не подлежит применению заявителем, поскольку регулирует обучение работников, а заявитель работников не обучал, а обучал исключительно учеников, возможно, в будущем способных стать работниками.

При этом, даже и в данном письме отмечено, что профессиональное обучение работников организаций сроком до 72 часов, осуществляемое специалистами и высококвалифицированными рабочими этих организаций в целях углубления и поддержания уровня квалификации работников организации, их очередной аттестации, адаптации вновь принятых работников к специфике производства, условиям труда, традициям трудового коллектива, с отражением сведений о прохождении обучения в квалификационной характеристике без выдачи документов об образовании или квалификации лицензированию на право ведения образовательной деятельности не подлежит.

И коль скоро, контролирующий орган посчитал, что обучение проходило в рамках 50-55 часов (согласно разработанной заявителем Программе), то упоминание о нарушениях закона «О лицензировании образовательной деятельности» необоснованно.

При этом, Управление Пенсионного фонда не приняло во внимание положения трудового законодательства РФ, подтверждающие позицию Заявителя о неприменении к правоотношениям сторон законодательства об образовательной деятельности, и соответственно лицензирования подобной деятельности Заявителя.

В частности, ст. 196 ТК РФ установлены права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров. В названной статье прямо указано, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям В организации, а при необходимости – в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем.

Согласно ст. 198 ТК РФ Работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение

Таким образом, работодатель имеет право самостоятельно проводить профессиональную подготовку лиц по требуемым в соответствии с его спецификой деятельности специальностям. При этом такая профессиональная подготовка не подпадает под понятие образовательной деятельности и не регулируется нормами об образовании и лицензировании.

Кроме того, Заявитель не осуществляет профессиональную подготовку любого лица, а проводит профессиональное обучение лиц, претендующих в будущем на выполнение работы по определенной специальности именно на специализированном складе ООО Компании Чистая вода, с которой у Заявителя имелся договор на оказание услуг по организации функционирования складского комплекса.

Исходя из предмета указанного договора для качественного выполнения услуг Заявителю необходимы определенные специалисты со специфическими навыками, требующиеся для обслуживания подобного складского комплекса. Специфика данного складского комплекса продиктована необходимостью соответствовать европейским стандартам.

Полученные учениками навыки не являются стандартными, то есть ученик не получает широкую специальность и не приобретает профессию, которые позволят ему найти работу у любого другого работодателя по указанной деятельности.

Как следует из пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Ни одно из указанных в решении лиц не находилось в проверяемом периоде с Заявителем ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях, не оказывало услуг, не выполняло работ.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном)учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ, страхователь ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) конкретные сведения.

Как следует из материалов дела в проверяемый период ООО «КЧВ Сервис» заключало ученические договоры на обучение различным специальностям. И только с лицами, успешно прошедшими полный курс обучения, Общество заключало трудовые договоры.

Управление Пенсионного фонда пришло к выводу, что после прослушивания теоретического курса, все ученики были фактически допущены к работе (фактически заключили трудовой договор), а стипендия начислялась и выплачивалась необоснованно.

Однако, законодателем определена суть гражданско-правового, трудового и ученического договора.

Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно ст. 198 ТК РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение.

Как следует из ст. 199 ТК РФ ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.

Согласно ст. 200 ТК РФ ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации.

Ученический договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока.

В течение срока действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон.

Согласно ст. 204 ТК РФ ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Максимальный размер стипендии не ограничен. Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам.

Таким образом, очевидна разница трудового или гражданско-правового договора от ученического.

По первому и второму - работник выполняет для работодателя определенную работу, приносит ему результат, работодатель ее оплачивает, дает работнику гарантии, предусмотренные законодательством, в том числе страхового, социального характера.

По третьему - ученическому (имевшему место в данном случае) - работодатель обучает своего будущего работника, тратит на него ресурсы, материалы, тестирует, платит стипендию, дает ему специальность и только потом допускает к работе. Ученик самостоятельно не выполняет трудовую функцию, а выполняет практические задания под контролем уполномоченных работодателем лиц.

Критерии завершения обучения, в зависимости от специальности, могут быть предусмотрены в ученическом договоре в виде проведения экзамена, сдачи зачета, изготовления образца детали, прохождения теста и т.п.

Ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором (ст. 208 ТК РФ).

Работодатель, считая, что гражданин прошел обучение досрочно и готов к осуществлению трудовой деятельности, вправе расторгнуть ученический договор и прекратить выплату стипендии, заключив с учеником трудовой договор.

Если до окончания срока действия ученического договора с гражданином будет заключен трудовой договор, значит стороны пришли к соглашению о досрочном окончании обучения и правоотношения по ученическому договору прекращены.

Согласно п. 1 ст.207 ТК РФ лицами, успешно завершившими ученичество, признаются прошедшие полный курс теоретического и производственного (практического) обучения и успешно сдавшие квалификационные экзамены.

Только успешное завершение ученичества является основанием для заключения трудового договора на выполнение работы в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией. Содержание соответствующего трудового договора определяется сторонами с учетом требований ТК (ст. 57 ТК).

Заключению трудового договора предшествует оценка работодателем достаточных и надлежащих навыков ученика, результат которой является подтверждением соответствия теоретических знаний и практических навыков будущего работника установленным Работодателем квалификационным требованиям.

Критерии завершения обучения, в зависимости от специальности, могут быть предусмотрены в ученическом договоре в виде проведения экзамена, сдачи зачета, изготовления образца детали, прохождения теста и т.п.

Если по результатам обучения организация не будет проводить итоговую аттестацию и выдавать своим сотрудникам документ об образовании или квалификации, это требование можно не соблюдать (подпункт «а» пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796).

Если сотрудник обучается в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, лицензия не требуется. В этом случае итоговое испытание можно назвать аттестацией или экзаменом и присвоить сотруднику соответствующую квалификацию.

Согласно ст. 208 ТК РФ прекращение ученического договора влечет за собой прекращение отношений по профессиональной подготовке непосредственно у работодателя.

Поскольку ученический договор заключается на срок обучения соответствующей профессии, специальности, квалификации, окончание обучения влечет за собой истечение срока действия ученического договора.

Основания для досрочного прекращения ученического договора определяются сторонами этого договора с учетом специфики субъектного состава и особого характера отношений по профессиональной подготовке непосредственно у работодателя.

Таким образом, по трудовому договору работник выполняет для работодателя определенную функцию – за плату и самостоятельно, а по ученическому – будущий работодатель обучает для себя потенциального работника, за что платит ему стипендию и принимает в дальнейшем на работу, причем, допуская ученика к осуществлению практических заданий, работодатель привлекает к обучению своих уже действующих квалифицированных работников

Как следует из п. 1.1. Ученического договора № (004/11-УС/СР) в рамках действия настоящего договора в связи с поиском работы Стороной 2, Сторона 1 обязуется осуществить профессиональное обучение Стороны 2, обучить практическим навыкам по профессии (специальности) дежурный склада.

Согласно п. 1.2. договора продолжительность профессионального обучения по настоящему договору зависит от срока, необходимого для обучения Стороны 2, указанной в настоящем договоре профессии (специальности) и составляет 6 месяцев с момента заключения настоящего договора.

Именно в пределах этого срока и проходило обучение специалистов. Данный пункт договора и никакой иной регулирует взаимоотношения сторон о сроке и продолжительности обучения Стороны 2.

При этом пункт 1.4. договора, на который ссылается Управление Пенсионного фонда, регулирует порядок и суть профессионального обучения Стороны 2. Как следует из указанного пункта, профессиональное обучение проводится согласно Программе профессионального обучения, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора. При этом, указанная программа обучения содержит, в том числе, теоретический курс и практические занятия, направленные на многократное повторение теоретических знаний.

Кроме того, согласно программе, Сторона 2 должна достичь тех критериев, которые будут свидетельствовать об успешном прохождении профессионального обучения.

Как видно из непосредственно Программы профессионального обучения, она состоит из нескольких частей - Общие положения, Содержание (теоретический курс) и Контрольные мероприятия и критерии оценки эффективности обучения (практические занятия и оценка навыков Ученика (Сторона 2), что полностью соответствует содержанию п. п. 1.2, 1.4. Ученического договора.

Пунктом 1.5. договора установлено, что по окончании обучения Сторона 2 получает профессиональные знания в сфере логистических услуг. Только в случае успешного прохождения профессионального обучения (приобретение навыков, соответствующих установленным критериям) по его итогам Сторона 1 заключает со Стороной 2 трудовой договор.

Таким образом, в продолжительность профессионального обучения входит не только рассчитанный по часам курс лекций теории, но и практика, без которой ни один ученик не может быть допущен к производству работ.

Кроме того, указанная позиция подтверждается содержанием п. 2.1. Ученического договора - Сторона 1 обеспечивает Стороне 2 возможность обучения в соответствии с условиями настоящего договора, а именно, возможность приобретения теоретических знаний и применения их на практике, и далее, Сторона 1 обеспечивает Стороне 2 возможность приобретения практических навыков по профессии (специальности) (дежурный склада) с предоставлением всех необходимых для этого средств и оборудования, а также закрепляет за Стороной 2 высококвалифицированного специалиста в целях консультирования, обучения и руководства при овладении профессии (квалификации).

Согласно п. 4.1. Ученического договора (в главе Срок действия договора), настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует в течение срока, указанного в п. 1.2. настоящего договора.

Как следует из Распоряжения директора ООО «КЧВ Сервис» от 25.12.2010 г. в соответствии с приказом № 14 от 25.12.2010 г. определен порядок организации обучения для лиц, ищущих работу и не имеющих должной квалификации, но готовых пройти обучение по разработанным программам и в последствии заключить трудовой договор с организацией.

Согласно указанному распоряжению, процесс обучения предписано организовать таким образом, чтобы каждый из обучаемых на базе теоретических знаний освоил практические навыки в соответствии с требованиями, предъявляемыми Компанией.

Квалифицированные рабочие из числа работающих в организации не менее 1 года и владеющие необходимыми навыками для консультирования обучающихся назначаются в зависимости от уровня освоения программы и овладения навыками. В процессе обучения в случае необходимости возможно многократное повторение материала вплоть до полного усвоения материала. При этом, за успешное овладение навыками (практические занятия) в рамках программы обучения возможна выплата повышенной стипендии.

Таким образом, срок профессионального обучения по ученическим договорам ООО «КЧВ Сервис» составляет 6 месяцев. Контролирующий же орган, не приняв во внимание положения как ученического договора, так и Программы профессионального обучения, посчитал под сроком профессионального обучения один лишь теоретический курс, что совершенно не отвечает цели обучения и сути представленных на проверку документов.

В связи с изложенным выводы органа Пенсионного фонда, о занижении ООО «КЧВ Сервис» базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд, на обязательное медицинское страхование в 2011 судом не могут быть приняты во внимание как обоснованные.

Общество обучало своих учеников согласно установленных двусторонним соглашением (ученическим договором) сроков, при этом, ряду учеников выплачивалась повышенная стипендия за успешные практические занятия.

При этом ученик не мог и не имел права быть допущенным к самостоятельной работе всего лишь прослушав определенный теоретический курс (причем однократно), как указано в акте проверки, поскольку не обладая многократно закрепленными и соответствующими критериям знаниями и навыками, просто не мог быть допущен Стороной 1 к работе, что прямо указано в п. 1.5 ученического договора. Лишь после прохождения полного курса обучения, демонстрации надлежащих навыков, отвечающих установленным критериям, с учениками были заключены трудовые договоры и за них стали производиться установленные законодательством соответствующие отчисления страховых взносов.

Приведенные условия ученического договора также коррелируют с положениями ст. 207 Трудового кодекса РФ, которой установлено, что лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается. В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «в» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В данном случае трудовые отношения после прочтения теоретического курса лекций не возникли и не могли возникнуть, ученики допускались к самостоятельной работе лишь после многократного повторения практического курса и демонстрации соответствующих квалифицированных навыков.

Следом за теоретическим курсом согласно Приказам (распоряжениям) о стипендии, которые были представлены в ходе проверки Заявителем, за успешное освоение знаний и навыков, а также за успешную демонстрацию практических навыков в ходе практических занятий, была повышена стипендия ряду учеников, которые от теории перешли к практике, но не самостоятельно, а под руководством более квалифицированных рабочих. За 2011 из 56 учеников трудовые договоры ООО «КВЧ Сервис» были заключены с 8 учениками

При этом, если ученик демонстрировал надлежащие навыки ранее, чем по прошествии 6 месяцев, с ним досрочно прекращался ученической договор и заключался трудовой.

Таким образом, вывод органа Пенсионного фонда о занижении ООО «КВЧ Сервис» облагаемой базы за 2011 на 2 213 601 руб. обязанности уплатить страховые взносы в размере 511 342 руб. не основательны.

Поскольку ученический договор с лицом, ищущим работу, не является трудовым договором или гражданско-правовым договором, оплата по нему не облагается страховыми взносами на обязательное социальное страхование, то временная нетрудоспособность такого лица не оплачивается.

Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.

Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Заявителем данные требования были выполнены.

В связи с изложенным вывод органа Пенсионного фонда в части доначисления страховых взносов за 2011 год в связи с переквалификацией ученических договоров на трудовые договоры не основателен.

При этом Заявитель не оспаривает установленные проверкой обстоятельства в отношении Чистякова И.М., в связи с чем были поданы уточненные данные.

С учетом установленных доказательств суд считает решение Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Советском районе г. Новосибирска от 06.05.2013 № 064/009/1694-2012 и вынесенное на основании его требование от 05.06.2013 № 064/009/1694-2012 подлежащими признанию недействительными, возражения заинтересованного лица против заявления судом не могут быть приняты во внимание как обоснованные.

Определением от 11.06.2013 по делу приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемых решения и требования.

Госпошлина по делу подлежит взысканию с ответчика в сумме 6 000 руб. (4 000 руб. по иску, 2 000 руб. по обеспечительным мерам) согласно ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе города Новосибирска, г. Новосибирск от 06.05.2013 №064/009/1694-2012 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "КЧВ Сервис" к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Признать недействительным требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе города Новосибирска от 05.06.2013 №064/009/1694-2012 об уплате Обществу с ограниченной ответственностью "КЧВ Сервис" недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе города Новосибирска (ОГРН 1025403652471; ИНН 5408147538, зарегистрировано 23.11.2002г.) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "КЧВ Сервис" (ОГРН 1035403640513; ИНН 5408186590; зарегистрировано 23.01.2003 в ИМНС России по Советскому району г. Новосибирска) государственную пошлину в сумме 6000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья В.П. Мануйлов