ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-10347/14 от 21.10.2014 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

28 октября 2014 года

№ дела

А46-10347/2014

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28 октября 2014 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Савинова А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой Т.Ю.

рассмотрел в заседании суда дело по иску Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН1025500757259), город Омск,

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), город Москва,

о взыскании 2118494руб. 00коп.,

В судебном заседании приняли участие:

от истца – представитель Радченко Ю.А. (доверенность от 17.07.2014);

от ответчика – представитель Сушко А.В. (доверенность от 15.01.2013);

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Омска обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 2118494руб. 00коп. убытков.

Министерство финансов Российской Федерации полагает, что обстоятельства, на которые ссылается истец, не являются основанием для возложения обязанности по компенсации расходов, связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) в порядке статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не доказана вина ответчика в причинении вреда истцу.

Согласно положениям статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда и вину причинителя вреда.

Лишь при наличии в совокупности указанных обстоятельств возможно привлечение лица к гражданско-правовой ответственности.

По мнению ответчика, указанная совокупность обстоятельств, являющаяся основанием для привлечения ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к ответственности в виде взыскания убытков в сумме 2118494руб. 00коп., истцом не доказана.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Совокупность правил, установленных в статье 15 Федерального закона от 27.05Л998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон №76-ФЗ) позволяет сделать вывод об установлении особого порядка предоставления жилых помещений военнослужащим.

На основании постановления Администрации города Омска от 10.08.2011 №886 между муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области и Качесовой Людмилой Геннадьевной заключен договор социального найма №1607/11 от 15.08.2011 жилого помещения, расположенного по адресу: г.Омск, ул. В.Ф.Маргелова, д.390, кв. 55, общей площадью 47,6кв.м. В качестве членов семьи в данный договор включен отец Качесовой Л.Г.

В дальнейшем вышеуказанное жилое помещение было передано в собственность Качесовой Л.Г. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 26.12.2011 (в порядке приватизации).

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Таким образом, Федеральный закон №76-ФЗ не предусматривает такую форму обеспечения жилого помещения вышеуказанной категории граждан как предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма.

В данном случае, истец самостоятельно изменил форму обеспечения жилого помещения военнослужащему путем предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма, который не предусмотрен Федеральным законом №76-ФЗ.

При таких обстоятельствах, по мнению ответчика, основания, предусмотренные законом, для удовлетворения требований истца отсутствуют, поскольку незаконных действий или бездействия на основании статей 1069, 1071 ГК РФ со стороны ответчика не установлено. Ответчик считает, что в данном случае закон не предусматривает возможности компенсации расходов, возникших в результате предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма, органа местного самоуправления за счет средств федерального бюджета.

В обосновании убытков Администрацией города Омска предоставлен расчет убытков, составленный исходя из средней цены одного квадратного метра квартир среднего качества (типовых) на рынке жилья Омской области в первом квартале 2014 года на вторичном рынке жилья - 44 506,17 руб. и общей площади жилого помещения - 47,6кв.м.

Ответчик полагает, что данный расчет убытков, произведенный самостоятельно представителем истца нельзя принимать во внимание за необоснованностью, поскольку расчет стоимости предоставленного жилого помещения произведен, исходя из ее рыночной, а не балансовой стоимости.

Согласно положениям ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с п.п. 4, 7 ст. 71 АПК РФ каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Из материалов дела следует, что данное жилое помещение было передано из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Омска в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 №1096-р на безвозмездной основе.

Однако, данное обстоятельство истцом при расчете стоимости квартиры не учтено. Истец не представил доказательств приобретения жилого помещения по рыночной стоимости или строительства за счет средств муниципального бюджета указанного жилого помещения с целью предоставления его военнослужащему.

Также истцом не представлено в материалы дела доказательств, обосновывающих справедливую стоимость жилого помещения.

В связи с изложенным, ответчик считает, что для расчета стоимости жилого помещения (квартиры) должна приниматься балансовая стоимость жилого помещения.

При данных обстоятельствах вывод истца о возникновении убытков в заявленном размере нельзя признать доказанным и обоснованным.

Таким образом, истец по настоящему делу не доказал факт ненадлежащего исполнения Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанностей по обеспечению жильем военнослужащих, размер понесенных убытков, а также наличие причинно-следственной связи между этими обстоятельствами.

С учетом изложенного, ответчик просит суд в удовлетворении исковых требований Администрации города Омска о взыскании 2118494руб. 00коп. отказать в полном объеме.

Представитель истца требования поддержал.

Представитель ответчика высказался согласно отзыву на исковое заявление.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что истец в обоснование своих требований ссылается на следующие обстоятельства.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих», определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

По смыслу указанной нормы, реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений.

Закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в том числе в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, Закон о статусе военнослужащих допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей, при освобождении последними данных помещений в связи с выездом па другое место жительства.

Во исполнение положений пункта 5 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих было принято постановление Администрации города Омска от 10.08.2011 №886 «О предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда города Омска», в соответствии с которым Качесовой Людмиле Геннадьевне и членам ее семьи предоставлено по договору социального найма жилое помещение муниципального жилищного фонда города Омска, расположенное по адресу: город Омск, улица В.Ф. Маргелова, дом 390, квартира 55, общей площадью 47, 6кв.м.

На основании постановления № 886 между муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области и Качесовой Л.Г. заключен договор социального найма указанного жилого помещении №1607/11 от 15.08.2011. В качестве членов семьи в данный договор включен ее отец.

26.12.2011 вышеуказанная квартира передана в собственность Качесовой Л.Г. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан (в порядке приватизации).

В силу положений статей 1069. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

По смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о статусе военнослужащих социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства.

В силу пунктов 1, 2, 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и па условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

При этом в силу пункта 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан (и членов их семей), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в силу прямого указания закона отнесено к обязанностям государства и расходы по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования

Согласно пункту 6 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 № 303-О. от 15.02.2005 № 58-0. компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.

Факт предоставления жилых помещений определенным в Законе о статусе военнослужащих лицам влечет обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Администрация города Омска выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения семье военнослужащего Качесовой Л.Г., однако орган государственной власти Российской Федерации расходы на исполнение названных полномочий истцу не компенсировал, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Российской Федерацией своих обязанностей.

Таким образом, компенсация расходов истца, связанных с предоставлением по договору социального жилого помещения муниципального жилищного фонда города Омска, а также с бесплатной его передачей в собственность семье Качесовой Л.Г., подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом в силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Учитывая положения статей 16, 1069 и 1071 ГК РФ, а также разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в абзацах 2, 3 пункта 2 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», а также абзаца 2 пункта 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», при удовлетворении судом исков, предъявленных согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Как следует из пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ.

Поскольку предметом настоящего спора является возмещение расходов, понесенных Администрацией города Омска, за счет средств федерального бюджета, ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Таким образом, убытки Администрации города Омска в сумме 2118494руб. 00коп. (рассчитаны исходя из средней цены одного квадратного метра общей площади квартир на вторичном рынке жилья - 44 506,17 рублей и общей площади жилого помещения - 47,6кв.м (согласно техническому паспорту жилого помещения от 16.02.2011) подлежат компенсации за счет средств казны Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования, суд руководствуется следующим.

В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права - реальный ущерб.

В соответствии с п. 10 совместного Постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» при разрешении споров по возмещению убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам, необходимо иметь ввиду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

По общему правилу для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками и размер истребуемых убытков. Кроме того, заинтересованное в возмещении убытков лицо должно представить доказательства, подтверждающие, что понесенные им убытки причинены невыполнением или ненадлежащим выполнением ответчиком своих обязательств и что истец принял все меры к предотвращению этих убытков или уменьшению их размера.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих», иными нормативными актами не установлен порядок предоставления жилых помещений военнослужащим, в связи с чем таким гражданам возможно предоставление помещений по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях КС РФ от 08.07.2004 №303-О, от 15.02.2005 №58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия Закона «О статусе военнослужащих», в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 2280/10, от 04.06.2013 N 499/13.

Администрация города Омска выполнила свою обязанность по предоставлении жилого помещения военнослужащему, однако федеральный орган государственной власти не исполнил встречную обязанность, расходы истца на исполнение названных полномочий не получили соответствующей компенсации.

Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.

Положения статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих» в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить военнослужащим жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.

Возмещение расходов администрации муниципального образования на обеспечение жильем военнослужащего не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения военнослужащему, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования. Кроме того, необходимо учитывать возможность реализации таким военнослужащим права на приватизацию жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, правовым последствием чего послужит прекращение права собственности муниципального образования на спорное имущество.

Таким образом, суд, установив наличие совокупности оснований, предусмотренных статьями 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ для возмещения убытков, пришел к выводу об удовлетворении заявленного истцом требования в полном объеме.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ», ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ.

С учетом указанных разъяснений взыскание осуществляется с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации города Омска убытки в сумме 2118494руб. 00коп.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья А.В. Савинов