ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-10775/18 от 31.03.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

02 апреля 2021 года

№ дела

А46-10775/2018

Резолютивная часть решения оглашена 31 марта 2021 года, полный текст решения изготовлен 02 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Микуцкой А.П., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Савицким Д.Г., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление акционерного общества «Петербургская сбытовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 195009, <...>) к Министерству имущественных отношений Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 644043, <...>), Министерству строительства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (644099, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, бюджетного учреждения Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 644007, <...>); фонда развития жилищного строительства Омской области «Жилище» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 644007 <...>; управляющий ФИО1 - 644099, <...>, а/я 330); публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 117630, <...>, <...>); общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Городской сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 644010, <...>); бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг» 5503202108, ОГРН <***>, место нахождения: 644029, <...>) о взыскании 230 628 руб. 20 коп.,

в судебном заседании участвуют:

от истца - представитель ФИО2 по доверенности № 536/2020 от 21.12.2020 (№ 119-12/761 от 25.12.2020) (личность удостоверена паспортом гражданина РФ), диплом,

от ответчиков:

от Министерства имущественных отношений Омской области - представитель ФИО3 по доверенности от 11.01.2021 № ИСХ-20/МИО/03-01/2 (удостоверение),

от Министерства строительства транспорта и дорожного хозяйства Омской области - не явились, извещены;

от управляющего Фонда «Жилище» ФИО1 – представитель ФИО4 по доверенности от 18.07.2018 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ), диплом,

от остальных третьих лиц - не явились, извещены;

У С Т А Н О В И Л:

акционерное общество «Петербургская сбытовая компания» (далее – АО «Петербургская сбытовая компания», АО «ПСК», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области c исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее – Минимущество, ответчик) о взыскании 739 997 руб. 57 коп., в том числе: 732 233 руб. 65 коп. задолженности по оплате электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь за период с января по март 2018 года, 7 763 руб. 92 коп. пени за период с 28.03.2018 по 21.05.2018; а также расходов по оплате государственной пошлины.

Определением от 02.07.2018 исковое заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании.

Определением от 23.08.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» (далее – БУ «АЖС»), предварительное судебное заседание отложено.

Определением от 20.02.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены фонд развития жилищного строительства Омской области «Жилище» (далее – Фонд «Жилище»), публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (далее – ПАО «ФСК ЕЭС»), судебное заседание отложено.

Определением от 25.07.2019 Омская область в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (впоследствии уточнено наименование ответчика на - Министерство строительства транспорта и дорожного хозяйства Омской области – далее - Минстрой) привлечена к участию в деле в качестве соответчика, судебное разбирательство отложено.

Определением от 22.08.2019 судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Городской сервис» (далее – ООО «УК «Городской сервис»), бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг» (далее – БУ ОО «МФЦ»), судебное заседание отложено.

Определением от 30.10.2019 суд по ходатайству Минимущества назначил по делу судебную экспертизу, поручив её проведение эксперту ООО «ОмЭнергоАудит» ФИО5, производство по делу приостановил.

На разрешение экспертизы были поставлены следующие вопросы:

- определить годовую величину условно-переменных и условно-постоянных потерь электрической энергии, выраженную в % и в кВтч соответственно в отношении объектов электросетевого хозяйства, указанных в определении;

- определить объем потерь электрической энергии за период январь, февраль, март 2018 года сложившейся в спорных объектах электросетевого хозяйства от объема отпуска электрической энергии (потребления) на объекты, указанные в определении;

- определить объем фактических потерь электрической энергии за период январь, февраль, март 2018 года в электрических сетях Минимущества и Минстроя Омской области как разницу между объемом электрической энергии, переданной из сетей ПАО «ФСК ЕЭС» (РУ-10 кВ ПС «Московка» ф. 1020, ф. 1026, № прибор учета 0812101705, № прибор учета № 082101790) в сети иных владельцев сетей и потребителей.

22.05.2020 в суд поступило заключение эксперта.

Определением от 24.07.2020 суд по ходатайству истца назначил по делу дополнительную судебную экспертизу, поручив её проведение эксперту ООО «ОмЭнергоАудит» ФИО5, приостановил производство по делу.

19.08.2020 от ООО «ОмЭнергоАудит» поступило заключение судебной экспертизы по делу № А46-10775/2018.

Определением от 10.09.2020 производство по делу возобновлено.

В судебном заседании 01.12.2020 представитель истца в порядке статьи 49 АПК РФ заявил об уточнении требований, просил взыскать с Минимущества Омской области - 33 191 руб. 75 коп. задолженности за потери электрической энергии в сетях в объеме 12 112 кВтч за период январь-март 2018 года; с Минстроя - 197 436 руб. 45 коп. задолженности за потери электрической энергии в сетях в объеме 72 049 кВтч за период январь-март 2018 года; а также расходы по уплате государственной пошлины.

Уточнение исковых требований принято судом к производству.

В судебном заседании 22.12.2020 (устно) и 14.01.2021 (письменно) представитель истца в порядке статьи 49 АПК РФ заявил об уточнении требований, просил взыскать с Минимущества Омской области - 33 191 руб. 75 коп. задолженности за потери электрической энергии в сетях в объеме 12 112 кВтч за период январь-март 2018 года; солидарно с Минимущества и Минстроя Омской области - 197 436 руб. 45 коп. задолженности за потери электрической энергии в сетях в объеме 72 049 кВтч за период январь-март 2018 года; а также расходы по уплате государственной пошлины.

Уточнение исковых требований принято судом к производству.

Определением от 14.01.2021 от Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору истребованы доказательства, судебное разбирательство отложено на 04.02.2021.

Определением от 04.03.2021 суд истребовал дополнительные доказательства от Министерства финансов Омской области, БУ «АЖС» и Фонда «Жилище», судебное заседание отложил на 25.03.2021.

В судебном заседании открытом 25.03.2021 объявлялся перерыв до 31.03.2021, об объявлении перерыва размещена информация в сети «Интернет».

После перерыва представитель истца поддержал уточненные исковые требования.

Представитель Минимущества поддержал доводы, изложенные в отзывах на иск.

Представитель конкурсного управляющего Фонда «Жилище» в судебном заседании пояснил, что инвентаризация в Фонде не проводилась; документы, истребованные судом в отношении спорных объектов электросетевого хозяйства, отсутствуют. Определением Арбитражного суда Омской области от 22.12.2020 в рамках дела № А46-15629/2016 удовлетворено заявление конкурсного управляющего об истребовании документов у бывшего руководителя Фонда – ФИО6 До настоящего времени определение не исполнено.

Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «ПСК» является субъектом оптового рынка электрической энергии и гарантирующим поставщиком электрической энергии, обеспечивающим поставку электроэнергии для потребителей Омской области с 01.03.2014.

В зоне деятельности АО «ПСК» располагаются объекты электросетевого хозяйства, посредством которых электроэнергией снабжаются многоквартирные жилые дома, детский сад, котельная и иные объекты, возведенные в квартале «Б» жилищного комплекса «Московка-2» в Ленинском АО г. Омска.

Как указывает истец, решением Арбитражного суда Омской области от 30.01.2017 по делу № А46-14543/2016 признано право собственности Омской области на часть электрических сетей в квартале «Б» жилищного комплекса «Московка-2».

Кроме того, по утверждению истца, БУ «АЖС» и Фондом «Жилище» за счет денежных средств субъекта Российской Федерации – Омской области при строительстве многоквартирных домов также были построены инженерные сети, в том числе: энергоснабжения. Права на указанные объекты не оформлены и ни за кем не зарегистрированы. Истец полагает, что в силу норм ГК РФ право собственности на вновь созданные объекты возникло у Омской области.

Вместе с тем отсутствие зарегистрированного права не является основанием для освобождения ответчиков от оплаты сложившихся потерь.

В период с января по март 2018 года АО «ПСК» осуществило поставку электрической энергии конечным потребителям (юридическим и физическим лицам), запитанным от объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности Омской области.

Объем фактических потерь в сетях ответчиков, определен истцом в виде разницы между объемом электрической энергии, переданной из сетей ПАО «ФСК ЕЭС» (РУ-10 кВ ПС «Московка» ф. 1020, ф. 1026, № прибор учета 0812101705, № прибор учета 082101790) за минусом электроэнергии переданной в сети иных владельцев сетей и потребителей.

Претензией от 26.04.2018 № 070-19/1335/85 АО «ПСК» просило Минимущество Омской области оплатить потери за январь – март 2018 года в объеме 272 813 кВтч на сумму 732 233 руб. 65 коп.

Указанная претензия получена ответчиком, однако оставлена без удовлетворения.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязательств по оплате, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Впоследствии, с учетом заключения эксперта, АО «ПСК» уточнило исковые требования, просило взыскать с Омской области в лице Минимущества потери электрической энергии в сетях, права на которые зарегистрированы за Омской областью, в объеме 12 112 кВтч за период январь-март 2018 года и солидарно с Омской области в лице Минимущества и Минстроя потери в объеме 72 049 кВтч за тот же период в сетях, права на которые ни за кем не зарегистрированы.

Оценив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке, регулируются главой 30 ГК РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Законодательство об электроэнергетике обязывает поставщиков электроэнергии (гарантирующих поставщиков, энергосбытовые и энергоснабжающие организации) обеспечить потребителей необходимыми им объемами электроэнергии, сетевые организации - оказать услуги по передаче этой электроэнергии, а потребителей - оплатить полученную электроэнергию и услуги, связанные с процессом энергоснабжения. Баланс интересов сторон достигается такой организацией взаиморасчетов, при которой поставщик электроэнергии получает полную оплату поставленной на розничной рынок электроэнергии, сетевая организация - оплату услуг по передаче электроэнергии, а потребитель получает качественный энергоресурс и своевременно оплачивает фактически принятый им объем электроэнергии и услуги, связанные с процессом энергоснабжения.

В силу технологических особенностей процесса транспортировки электрической энергии ее часть расходуется при передаче по электрическим сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям. В этой связи в пункте 4 статьи 26 и пункте 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике, пункте 4 Основных положений № 442 определены лица, обязанные оплачивать величину потерь электроэнергии, не учтенную в ценах на электрическую энергию. К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Этими лицами оплачивается электроэнергия, потерянная в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.

Так, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец электросетевого хозяйства обязаны в установленном порядке по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

В силу пункта 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.

Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации (пункт 50 Правил № 861).

Согласно пункту 129 Основных положений № 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций.

Пунктом 130 Основных положений № 442 предусмотрено, что при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).

Таким образом, по смыслу приведенных норм права отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации, равно как и отсутствие заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях при транзите электрической энергии.

В ходе рассмотрения дела судом исследовались обстоятельства принадлежности объектов электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляется энергоснабжение многоквартирных домов и объектов социальной инфраструктуры в квартале «Б» микрорайона «Московка-2» в городе Омске, а именно: КЛ-10кВ от ф.1026 и ф.1020 до РП-334, (АПВП 3*240, L=2550); КЛ-10кВ от РП334 до БКТП-28, (ААБ2ЛУ10 3*185, L= 268м); КЛ-10кВ от БКТП-28 до БКТП-27 (ААБ2ЛУ10 3*185, L= 185м); КЛ-0,4кВ от БКТП-27 до ВРУ ж/д ул. Светловская, 14 (4АВБбШв 4*240, L= 105м); КЛ-0,4кВ от БКТП-28 до ВРУ ж/д ул. Светловская, 10, (4АВБбШв 4*150, L= 50м); КЛ-0,4кВ от БКТП-28 до ВРУ ж/д ул. Светловская, 12 (АВБбШв 4*240, L= 200м); РП-334 (2*1000кВА); БКТП-25 (2*1000кВА); БКТП-27 (2*1000кВА); БКТП-28 (2*1000кВА); БКТП-котельной (2*1000кВА); КЛ-0,4кВ от БКТП-28 до ВРУ-0,4кВ ж/д ул. Светловская, 4 (АВБбШв 4*150, L= 150м); КЛ-0,4кВ от БКТП-28 до ВРУ-0,4кВ ж/д ул. Светловская, 6 (АВБбШв 4*185, L= 575м); КЛ-0,4кВ отРП-334 до ВРУ-0,4кВ ж/д ул. Светловская, 2 (2АПВбШв (4*185); L=60м), (4*240), L= 115м; (4*240), L= 175м.

Как установлено судом, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 30.01.2017 по делу № А46-14543/2016, признано право собственности Омской области, в том числе на электрические сети протяженностью 19659 м, расположенные по адресу: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО, ул. Архиепископа Сильвестра, д. 21 от подстанции «Московка» до жилого дома № 8 по ул. И.Мишина, котельной, насосной.

Согласно кадастровому паспорту, техническому паспорту на линии электропередач, техническому плану сооружения (том 2), в состав указанных сетей входят: 2 кабельные линии 10 кВт от ПС «Московка» 220/110/10кВ до РП 334; 2 кабельные линии 10 кВт от РП 334 до БКТП котельной, 2 кабельные линии 10 кВт от РП 334 до БКТ 25, кабельные линии от БКТП 25 до дома № 8 по ул. Мишина, 2 кабельные линии от РП 334 до ВРУ насосной станции.

По утверждению истца, остальные объекты были построены БУ «АЖС» и Фондом «Жилище», учредителями которых являются Минимущество и Минстрой, за счет денежных средств субъекта Российской Федерации – Омской области. Права на указанные объекты не оформлены и ни за кем не зарегистрированы. Истец полагает, что в силу норм ГК РФ право собственности на созданные объекты возникло у Омской области.

Судом по материалам дела установлено.

Указом Губернатора Омской области от 04.08.2003 № 139 утверждено Положение о порядке государственной поддержки граждан в строительстве, достройке, реконструкции и приобретении жилья в Омской области.

В силу пункта 3 организация работ по реализации Положения возлагается на БУ «АЖС».

Постановлением Администрации города Омска от 10.12.2010 № 1221-п утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: Сибирский проспект – перспективная дорога в поселок Светлый – улица Валентины Бисяриной в ЛАО города Омска.

Согласно указанному постановлению, источником электроснабжения существующих и проектируемых объектов является ПС 220/110/10 кВ «Московка». Для электроснабжения проектируемого жилого района в проекте предусмотрено строительство двух РП 10 кВ, совмещенных с ТП 10/0,4 кВ с двумя трансформаторами мощностью 1 000 кВА; строительство двух проходных ТП 10/0,4 кВ с кабельными вводами с трансформаторами мощностью 1 000 кВА.

Постановлением Правительства Омской области от 24.03.2011 № 43-п утверждена долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011 – 2015 годы)».

Указанная программа, в том числе предусматривает (Раздел 7 «Перечень мероприятий», стр. 100 – 101) строительство многоквартирных жилых домов квартал «Б» на территории жилищного комплекса «Московка-2» г. Омск.

Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общие объемы финансирования отражены в разделе 5 программы (стр. 98 – 99).

Согласно сведениям, представленным в судебное заседание 25.03.2021 Министерством финансов Омской области, за период с 2011 года по 2019 год из областного бюджета перечислялись денежные средства в связи со строительством объектов капитального строительства жилого комплекса в ЛАО г. Омска «Московка-2» (квартал «Б»).

Денежные средства во исполнение постановления Правительства Омской области от 24.03.2011 № 43-п перечислялись главным распорядителям до 2013 года – Министерству экономики Омской области, а затем Минстрою Омской области.

Согласно реестрам платежных поручений за период с 01.01.2012 по 31.12.2019, получателями денежных средств являлись БУ «АЖС» и Фонд «Жилище», в том числе с назначением платежа: бюджетные инвестиции на строительство МКД № 8 жилой квартал «Б» на территории жилого комплекса «Московка-2»; субсидия в виде имущественного взноса Фонд «Жилище».

Таким образом, указанными выше документами подтверждается и не оспаривалось ответчиками в ходе судебного разбирательства, что строительство жилищного комплекса «Московка-2» в ЛАО г. Омска велось в рамках долгосрочной целевой программы за счет средств бюджета Омской области.

Перечень конкретных мероприятий (за исключением строительства многоквартирных жилых домов квартал «Б» на территории жилищного комплекса «Московка-2» г. Омск, стр. 100 – 101 программы), на реализацию которых, подлежат направлению денежные средства в рамках программы, не установлен.

Вместе с тем функционирование многоквартирных жилых домов и объектов социальной инфраструктуры невозможно обеспечить без их подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе к сетям электроснабжения.

Судом принимались действия по сбору доказательств, подтверждающих строительство, вид, состав и технические характеристики сетей электроснабжения и иных объектов электросетевого хозяйства возведенных на территории жилищного комплекса «Московка-2».

Указанные документы истребовались судом от ответчиков, БУ «АЖС», Фонда «Жилище».

Как установлено судом, определением Арбитражного суда Омской области от 19.06.2017 по делу № А46-15629/2017 в отношении Фонда «Жилища» введена процедура наблюдения; решением от 02.06.2020 Фонд признан несостоятельным, открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Омской области от 22.12.2020 в рамках дела № А46-15629/2016 удовлетворено заявление конкурсного управляющего об истребовании документов у бывшего руководителя Фонда – ФИО6 До настоящего времени определение не исполнено.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, БУ «АЖС» с 16.03.2016 находится в стадии ликвидации.

В связи с чем Фондом «Жилище», БУ «АЖС» на неоднократные требования суда документы по строительству спорных объектов в материалы дела не представлены. Не представлены данные документы и ответчиками со ссылкой на их отсутствие.

Однако оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы доказательства, в том числе отзывы на иск и пояснения по делу, переписку ответчиков, Фонда «Жилище» и БУ «АЖС», суд приходит к выводу, что спорные объекты электросетевого хозяйства, были построены БУ «АЖС» и Фондом «Жилище» за счет средств бюджета Омской области при застройке жилищного комплекса «Московка-2».

Как указывали Минимущество и Минстрой в отзывах на иск, БУ «АЖС» в рамках реализации долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011 - 2015)» вело застройку жилищного комплекса «Московка-2» в Ленинском административном округе города Омска. В ходе комплексной застройки жилищного комплекса «Московка 2» в Ленинском административном округе г. Омска БУ «АЖС» и Фондом «Жилище» построены сети инженерной инфраструктуры, обеспечивающие объекты указанного жилищного комплекса энергетическими ресурсами.

Письмом от 02.03.2018 № 194 (том 3) Фонд «Жилище» направляет в адрес министра строительства и ЖКК Омской области сведения о инженерной инфраструктуре в квартале «Б» жилого комплекса «Московка-2», построенной Фондом и БУ «АЖС», в том числе электроснабжения

на балансе БУ «АЖС»:

- РП-334. Распределительный пункт 10 кВ, совмещенный с трансформаторной подстанцией 2х1000 кВА;

- ТП-25. Блочная комплексная трансформаторная подстанция типа 2БКТП-1000 кВА ЕС;

- ТП-27. Блочная комплексная трансформаторная подстанция типа 2БКТП-1000 кВА ЕС;

- ТП-28. Блочная комплексная трансформаторная подстанция типа 2БКТП-1000 кВА ЕС;

- ТП котельной. Блочная комплексная трансформаторная подстанция типа 2БКТП-1000 кВА ЕС;

- внутриплощадочные сети электроснабжения 10кВ в квартале «Б» ЖК «Московка-2» в ЛАО г. Омска от РП-334 до ТП-28 2 АПвП 3(1х185);

- внутриплощадочные сети электроснабжения 10кВ в квартале «Б» ЖК «Московка-2» в ЛАО г. Омска от ТП-28 до ТП-27 2ААБ2Лу 3х185;

- ЖК «Московка-2» в ЛАО <...> «Б» № 11 кабельные линии 0,4 кВ от ТП-28 12 АПвБбШв (4х150);

- ЖК «Московка-2» в ЛАО <...> «Б» № 13 кабельные линии 0,4 кВ от ТП-28 2 АВБбШв (4х240);

- ЖК «Московка-2» в ЛАО <...> «Б» № 14 кабельные линии 0,4 кВ от ТП-27 2 АВБбШв (4х240);

- ЖК «Московка-2» в ЛАО <...> «Б» № 1 кабельные линии 0,4 кВ от ТП-25 6 АПвБбШв (4х185);

на балансе Фонда «Жилище»:

- ТП-26. Блочная комплексная трансформаторная подстанция типа 2БКТП-1000 кВА ЕС;

- внутриплощадочные сети электроснабжения 10кВ в квартале «Б» ЖК «Московка-2» в ЛАО г. Омска от ТП-25 до ТП-26 2 ААБ2Лу 3х185;

- многоэтажный жилой дом № 3. Кабель силовой с алюминиевыми жилами ААБл-10 сечением 4*240 мм2. Участки: от ТП-26 до ВРУ1 две линии по 80 м. Кабель силовой с алюминиевыми жилами ААБл-10 сечением 4*185 мм2. Участки: от ТП-26 до ВРУ1 две линии по 145 м.;

- детский сад на 235 мест. Кабельная линия 4АПвБбШв-1 (4х120) от ТП-28 до ВРУ,

- многоэтажный жилой дом № 4. Кабельные линии 0,4 кВ от ТП-28 2 АВБбШв (4х240);

- многоэтажный жилой дом № 6. Кабельные линии 0,4 кВ от ТП-28 4 АВБбШв (4х185);

- многоэтажный жилой дом № 7. Кабельные линии 0,4 кВ от РП-334 2 АПвБбШв (4х185)-60, 2 АПвБбШв (4х240)-115, 2 АПвБбШв (4х240)-175;

- многоэтажный жилой дом № 9. Кабельные линии 0,4 кВ от ТП-28 4 АвБбШв (4х185).

Письмом ИСХ-18/МСЖК-4959 от 27.03.2018 (том 1) Минстрой указывает на наличие на балансе БУ «АЖС» и Фонда «Жилище» на затратах объектов инженерной инфраструктуры (в приложении к письму поименованы указанные выше объекты), обеспечивающих работу объектов жилой и социальной инфраструктуры микрорайона «Московка-2», не введенных в эксплуатацию, право собственности Омской области на которые не зарегистрировано.

Кроме того, БУ «АЖС» письмом от 22.01.2021 № 4 (том 7) в адрес Минстроя сообщает, что Фондом «Жилище» осуществлялось строительство сетей: КЛ-0,4 кВ от БКТП-27, от БКТП-28, от РП-334 до ВРУ жилых домов по ул. Светловская, дома №№ 2, 4, 6, 10, 12, 14.

Помимо переписки в материалах дела также имеются следующие доказательства.

Так, 01.01.2013 между ПАО «ФСК» и БУ «АЖС» был подписан акт № 1 разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности (том 1).

Согласно названному акту электроустановки ФСК – ПС 220 кВ Московка, потребителя – РП-334; границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон установлены: ф. 1020 и ф. 1026 в КРУ 10 кВ ПС «Московка».

Между ПАО «ФСК ЕС» и АО «ПСК» 29.07.2011 заключен договор № 522/П оказания услуг по передаче электроэнергии. Дополнительным соглашением № 8 от 13.05.2015 Приложение № 1 «Реестр обслуживаемых ЭСО потребителей» изложен в новой редакции, оформлены договорные отношения по передаче электроэнергии, в том числе в интересах БУ «АЖС» по точкам присоединения к ПС 220 кВ Московка ф. 1020, 1026 со сроком действия с 01.01.2014 (пункт 109 перечня; том 3).

01.07.2015 БУ «АЖС» выдает Фонду «Жилище» технические условия № 646/02 (том 1) на присоединение к электрическим сетям посредством перераспределения максимальной мощности, которыми согласовывает точки присоединения энергопринимающих устройств заявителя (жилые дома №№ 2 – 10, № 12, детский сад, наружное освещение) от существующих БКТП (ТП-25, ТП-28, ТП-27) и РП-334, а также проектируемой БКТП (ТП-26).

Также в материалы дела (том 1) истцом представлены акты разграничения границ балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон, в том числе: от 04.03.2016 № 1, от 29.04.2016 № 2, от 04.04.2016 № 3, от 21.10.2019 № 1, от 29.12.2015 № 1, от 03.11.2016 № 1, от 16.11.2015 б/н, от 05.11.2014 б/н, б/д и б/н.

Указанные акты подписаны между БУ «АЖС», Фондом «Жилище» и третьим лицами, такими как – ООО «ХК «СТМ-Омск», ООО «ЖУК», ООО «ЖКО «Московка», ООО ИПК «Жилстрой» и т.д.

В данных актах указаны объекты, принадлежащие БУ «АЖС» и Фонду «Жилище», а именно: РП-334, КЛ-10 кВ от РП-334 до БКТП-25, БКТП-25, КЛ-10кВ от БКТП-25 до ТП-26, ТП-26, КЛ-0,4 кВ от ТП-26 до ВРУ ж/д, КЛ-10кВ от РП-334 до ТП-28, ТП-28, КЛ-0,4 кВ от ТП-28 до ВРУ ж/д, строящиеся БКТП №№ 27, 28, ТП-25, ВЛ 0,4 кВ от БКТП-25 до ШС, ШС и отходящие линии до ж/д, кабель от БКТП-25 до ТП-26 (ввод 1, ввод 2).

Кроме того, по запросу суда Сибирское управление Ростехнадзора были представлены акты осмотра электроустановок и разрешения на допуск электроустановок в эксплуатацию от 03.09.2015, от 24.12.2014, от 12.02.2016, от 18.12.2018 (том 7).

Указанные акты и разрешения выданы БУ «АЖС» и Фонду «Жилище» в отношении:

- КЛ-0,4кВ от БКТП-27 до ВРУ ж/д ул. Светловская, 14 (4АВБбШв 4*240, L= 105м);

- КЛ-0,4кВ от БКТП-28 до ВРУ ж/д ул. Светловская, 10, (4АВБбШв 4*150, L= 50м);

- КЛ-0,4кВ от БКТП-28 до ВРУ ж/д ул. Светловская, 12 (АВБбШв 4*240, L= 200м);

- КЛ-0,4кВ от БКТП-28 до ВРУ-0,4кВ ж/д ул. Светловская, 4 (АВБбШв 4*150, L= 150м);

- КЛ-0,4кВ от БКТП-28 до ВРУ-0,4кВ ж/д ул. Светловская, 6 (АВБбШв 4*185, L= 575м);

- КЛ-0,4кВ отРП-334 до ВРУ-0,4кВ ж/д ул. Светловская, 2 (2АПВбШв (4*185); L=60м), (4*240), L= 115м; (4*240), L= 175м.

30.03.2021 БУ «АЖС» по запросу суда представило информацию бухгалтерского учета по сетевым объектам, а именно: сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства за 2018 – 2020 годы.

В данных сведениях указана сметная стоимость объектов законченных строительством, введенных в эксплуатацию, не прошедших государственную регистрацию, в том числе сетей электроснабжения Московка, квартал «Б».

Таким образом, оценив в совокупности указанные выше документы, переписку сторон, суд приходит к выводу, что спорные объекты электросетевого хозяйства, права на которые признаны за Омской областью и права, на которые не зарегистрированы, были построены БУ «АЖС» и Фондом «Жилище» за счет средств бюджета Омской области при застройке жилищного комплекса «Московка-2», соответственно, являются собственностью Омской области.

Разумность стороны гражданско-правового договора при его заключении и исполнении означает проявление этой стороной заботливости о собственных интересах, рациональность ее поведения, исходя из личного опыта данной стороны, той ситуации, в которой она находится, существа правового регулирования заключенной ею сделки, сложившейся практики взаимодействия таких же участников гражданского оборота при сходных обстоятельствах.

Минимущества и Минстрой, как уполномоченные органы, в том числе обеспечивающие управление и распоряжение имуществом Омской области, обязаны были действовать со всей своей заботливостью в отношении государственных интересов, предпринять действия по оформлению в собственность всего имущества, построенного подведомственными учреждениями, на бюджетные средства.

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Кроме того, применение норм права не должно приводить к неосновательному обогащению одной стороны обязательства за счет другой его стороны, даже если формальное содержание нормы при ее грамматическом толковании ведет к такому результату.

Согласно правовой позиции, неоднократно выраженной Конституционным Судом
Российской Федерации, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его
фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением
формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на
судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации,
оказывалось бы существенно ущемленным.

Таким образом, несмотря на то, что права на часть объектов документально не оформлены и ни за кем не зарегистрированы, это не является основанием для освобождения собственника объектов – Омскую область от несения расходов и затрат в отношении этих объектов.

Ввиду того, что между сторонами имелся спор относительно величины (объема) потерь, возникших в спорный период, судом назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «ОмЭнергоАудит» ФИО5

Согласно дополнительному заключению эксперта, поступившему в суд 19.08.2020 (том 6), фактические потери в поименованных в определении сетях в период с января по март 2018 года составили 84 990 кВтч, в том числе:

- в январе 2018 года – 33 185 кВтч;

- в феврале 2018 года - - 7 171 кВтч;

- в марте 2018 года – 58 976 кВтч.

Объем нормативных потерь в рассматриваемых экспертом объектах электросетевого хозяйства (указаны в определениях суда от 30.10.2019 и от 24.07.2020) составил 69 482 кВтч, соответственно, сверхнормативные потери составляют 15 508 кВтч.

В дополнительном заключении (стр. 6, 7) экспертом произведено распределение нормативных и сверхнормативных потерь между Минимущества, Минстроем, БУ ОО «МФЦ» и ООО «УК «Городской сервис» (поскольку на балансе МФЦ и ООО «УК «Городской сервис» также имеются сети в жилом комплексе «Московка-2»).

В результате расчетов фактические потери (включающиеся в себя нормативные и сверхнормативные потери) в период с января по март 2018 года составили:

- в сетях, права на которые признаны за Омской областью – 12 112,4 кВтч;

- в объектах, права на которые не оформлены – 72 048,9 кВтч.

Как указано выше, исходя из данных расчетов истец уточнил размер исковых требований, просил взыскать с Минимущества Омской области - 33 191 руб. 75 коп. задолженности за потери электрической энергии в сетях в объеме 12 112 кВтч за период январь-март 2018 года; солидарно с Минимущества Омской области и Минстроя Омской области - 197 436 руб. 45 коп. задолженности за потери электрической энергии в сетях в объеме 72 049 кВтч за период январь-март 2018 года.

Минимущество, возражая против удовлетворения требований в уточненном размере указало, что согласно пункту 52 Правил № 861 потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор.

При этом потребители услуг оплачивают потери электрической энергии сверх норматива в случае, если будет доказано, что потери возникли по вине этих потребителей услуг.

Таким образом, по мнению ответчика, стоимость сверхнормативных потерь не подлежит взысканию в пользу истца.

Указанные доводы не принимаются судом во внимание, поскольку согласно заключению эксперта потери в объемах 12 112 кВтч и 72 049 кВтч – это фактические потери; экспертом приводится расчет сверхнормативных потерь с целью их пропорционального перераспределения между указанными в отчете организациями.

А, как указано выше, в силу пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец электросетевого хозяйства обязаны в установленном порядке по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации (пункт 50 Правил № 861).

Расчеты фактических потерь за период с января по март 2018 года в объемах 12 112 кВтч и 72 049 кВтч ответчиками не оспорены.

Вопреки доводам ответчиков, названные расходы истца не могут быть возложены на сетевую организацию – ПАО «ФСК ЕЭС».

Как указывалось выше, обязанность сетевых организаций по оплате потерь в электрических сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 ГК РФ, статьи 26, 32 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 861 границей балансовой принадлежности признается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок. Граница балансовой принадлежности указывается в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей - документе, составленном в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

01.01.2013 между ПАО «ФСК ЕЭС» и БУ «АЖС» был подписан акт № 1 разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности.

Согласно названному акту границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон установлены: ф. 1020 и ф. 1026 в КРУ 10 кВ ПС «Московка».

Соответственно, потери, возникающие в спорных объектах электросетевого хозяйства, не могут быть возложены на ПАО «ФСК ЕЭС».

Также суд не соглашается с доводами Минимущества о том, что спорные объекты электросетевого хозяйства (за исключением кабельных линий на которые зарегистрировано право собственности Омской области) являются бесхозяйными, соответственно, обязанность по оплате потерь должна быть возложена на сетевую организацию.

Как указано выше, исходя из пунктов 185, 186, 189, 190 Основных положений № 442 следует, что лицом, обязанным оплачивать фактические потери в сетях, является сетевая организация, в объектах электросетевого хозяйства которой они возникли. При этом предусмотрена отчетность сетевых организаций перед поставщиками электроэнергии и механизм, позволяющий последним перераспределить между сетевыми организациями неучтенный объем потерь таким образом, что в итоге поставщики должны получить плату за весь поставленный ими на розничный рынок объем электроэнергии.

Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом.

Электроэнергия передается потребителю в точке поставки, которая находится на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств или в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики). Эта точка одновременно определяет место исполнения обязательств как по договорам энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), так и по договорам оказания услуг по ее передаче и используется для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам (пункт 2 Основных положений № 442, пункт 2 Правил № 861).

Таким образом, обязанность сетевой организации осуществить передачу электроэнергии конечному потребителю до точки поставки как самостоятельно, так и через третьих лиц, при возложении ответственности за надежность и качество обеспечения электроэнергией потребителей, энергопринимающие установки которых присоединены к бесхозяйным сетям, прямо предусмотрена указанными нормами права и возложена на организации, к электросетям которых такие объекты присоединены.

Правовая позиция по вопросу о том, что издержки по эксплуатации бесхозяйной электросети (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее сети, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких сетей (в том числе владеет специальными познаниями в сфере содержания и эксплуатации электрических сетей, необходимым оборудованием для устранения аварийных ситуаций) и получает выгоду от их эксплуатации, выражена в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 № ВАС-10864/13.

В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Соответственно, орган местного самоуправления, как орган власти, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, в частности, путем заключения соответствующих договоров с сетевой организацией (договоров оказания услуг по передаче электрической энергии) и гарантирующим поставщиком (договоров энергоснабжения).

Как установлено судом, спорные объекты электросетевого хозяйства бесхозяйными не признаны, и таковыми не являются в силу вышеизложенного.

Кроме того, как указано выше, в материалах имеются технические условия № 646/02, выданные БУ «АЖС» 01.07.2015 Фонду «Жилище».

Также в материалы дела (том 1) истцом представлены акты разграничения границ балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон, подписанные между БУ «АЖС», Фондом «Жилище» и третьим лицами, такими как – ООО «ХК «СТМ-Омск», ООО «ЖУК», ООО «ЖКО «Московка», ООО ИПК «Жилстрой» и т.д.

Акты разграничения балансовой принадлежности не являются правоустанавливающими документами.

В тоже время само по себе подписание указанных актов и согласование границ является достаточным основанием подтверждения факта владения объектами электросетевого хозяйства, поскольку в силу понятий, приведенных в пункте 2 Правил № 861, указанные документы оформляются между собственниками или иными владельцами объектов электроэнергетики.

Более того, как указано выше часть сетей находится на бухгалтерском учете БУ «АЖС».

Таким образом, стоимость потерь в объемах 12 112 кВтч и 72 049 кВтч не может быть взыскана с ПАО «ФСК ЕЭС».

Между Минимущества и Минстроем имелся спор относительно определения надлежащих ответчиков по делу.

Как установлено судом, в материалах дела отсутствуют документы о передаче в спорный период в оперативное управление БУ «АЖС» объектов электросетевого хозяйства.

БУ «АЖС» является бюджетным учреждением, которое осуществляло строительство спорных сетей, эксплуатировало их, без дальнейшего оформления документов по передаче сетей в собственность Омской области.

Согласно статье 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Недвижимое имущество бюджетного учреждения закрепляется на праве оперативного управления, такое учреждение по закону не может иметь в личной собственности своего недвижимое имущество, в противном случае это противоречило принципам и целям создания такого учреждения. Все что им создано, в результате деятельности такого лица, является собственностью органа, в интересах которого создано такое учреждение.

В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Учреждение не отвечает по обязательствам Омской области.

Поскольку БУ «АЖС» не является законным владельцем, в виду того что, спорные объекты не были переданы в оперативное управление учреждения, не может отвечать по обязательствам Омской области по возмещению стоимости потерь, в сетях которые ему не принадлежат.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Минимуществе, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 № 26, Минимущества является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в собственности Омской области, за исключением лесных участков, водных объектов, иных природных ресурсов (далее - имущество). Министерство участвует в реализации государственной политики Омской области в жилищной сфере в пределах компетенции, определенной федеральным и областным законодательством.

Также Министерство имущественных отношений Омской области, согласно пункту 10 Положения выступает в качестве истца и ответчика, третьего лица, заинтересованного лица в судах при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

В настоящем деле, рассматривается спор о возмещении расходов, связанных с использованием имущества, являющегося собственностью Омской области.

Соответственно, потери электрической энергии в сетях, право на которые зарегистрировано за Омской областью, в объеме 12 112 кВтч за период январь-март 2018 года на сумму 33 191 руб. 75 коп. следует взыскать с Омской области в лице Минимущества.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона Омской области от 06.07.2005 № 652-ОЗ «Об управлении собственностью Омской области» и пунктом 1.2 устава БУ «АЖС», Минимущество и Минстрой Омской области осуществляют функции учредителя Учреждения в пределах их полномочий. Минстрой Омской области выступает в качестве отраслевого органа БУ «АЖС».

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункты 1.6, 1.7 устава Учреждения).

Согласно статье 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с указанным Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

То обстоятельство, что Минимущества наряду с Минстроем указано в Уставе Учреждения в качестве органа, осуществляющего функции учредителя, никоим образом не означает, что Минимущества является главным распорядителем бюджетных средств в отношении Учреждения.

Главный распорядитель средств соответствующего бюджета определяется по правилам пункта 1 статьи 158 БК РФ, в котором прописаны бюджетные полномочия. Исходя из статьи 158 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе бюджетными полномочиями по составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетные ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Таким образом, для определения главного распорядителя бюджетных средств в рассматриваемом случае необходимо определить полномочия каждого Министерства осуществляющего функции учредителя Учреждения.

Статьей 38.1 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Омской области от 24.11.2010 № 228-п «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Омской области» государственное задание формируется для бюджетных и автономных учреждений Омской области, а также казенных учреждений Омской области, определенных в соответствии с решением отраслевого органа исполнительной власти Омской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Согласно пункту 2 Положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям Омской области на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 17.08.2011 № 151-п «О реализации отдельных положений статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» - объем субсидий на иные цели определяется отраслевым органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных и автономных учреждений Омской области, в соответствии с бюджетной росписью отраслевого органа в пределах утвержденных ему лимитов.

Главным распорядителем бюджетных средств в отношении БУ «АЖС» является Минстрой Омской области (как отраслевой орган Учреждения), в связи с чем финансирование его деятельности Минимуществом никогда не осуществлялось.

Далее, согласно распоряжению Правительства Омской области от 28.11.2012 № 186-р «О создании некоммерческой организации «Фонд развития жилищного строительства Омской области «Жилище» создан Фонд в целях содействия развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья на территории Омской области.

Минстрою Омской области как отраслевому органу исполнительной власти Омской области и Минимуществу как органу исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области от имени Омской области поручено выступить учредителями фонда. Определено, что фонд находится в ведении Минстроя Омской области.

Согласно пункту 2.1 устава Фонда фонд является социально ориентированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на содействие в обеспечении реализации гражданами их конституционного права на жилище.

Фонд является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять гражданские права, нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 3.2 устава Фонда).

Согласно пункту 3.3 устава Фонда не несет ответственности по обязательствам Учредителя, а учредитель не несет ответственности по обязательствам Фонда.

Учредителем Фонда является Омская область, функции учредителя от имени Омской области осуществляют Минстрой Омской области (отраслевой орган) и Минимущество. Координацию деятельности Фонда осуществляет отраслевой орган.

Согласно разделу 8 устава Фонда источниками формирования средств Фонда являются имущественные взносы Омской области для достижения целей Фонда, обязательные и добровольные платежи участников целевых программ и соглашений, добровольные взносы организации и граждан, доходы, получаемые от реализации финансируемых Фондом проектов, кредиты и займы, доходы, получаемые от использования собственности Фонда, гранты, другие источники, не противоречащие действующему законодательству.

Имущество, переданное Фонду его учредителем, является собственностью Фонда.

Согласно статье 123.18 ГК РФ имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Субсидии в виде имущественного взноса в некоммерческую организацию «Фонд развития жилищного строительства Омской области «Жилище» Минимуществом не предоставлялись, главным распорядителем средств областного бюджета, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на 2018 год, является Минстрой Омской области (постановление Правительства Омской области от 16.07.2018 № 210-п).

Таким образом, именно Минстрой является главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных ему БУ «АЖС» и Фонда «Жилище», их финансирование осуществляется через Минстрой, а не через Минимущества.

Учитывая изложенное, требование истца о взыскании стоимости потерь в электросетях, построенных Учреждением и Фондом, право собственности Омской области, на которые не зарегистрировано, в объеме 72 049 кВтч подлежит удовлетворению. Денежные средства в размере 197 436 руб. 45 коп. следует взыскать с Омской области в лице Минстроя, а в удовлетворении требований в данной части к Минимуществу следует отказать.

В связи с чем, требования истца как законные, обоснованные и подтвержденные материалами дела подлежат удовлетворению в части взыскания задолженности с субъекта Российской Федерации - Омской области, в том числе в лице Минимущества Омской области в размере 33 191 руб. 75 коп. и в лице Минстроя Омской области - 197 436 руб. 45 коп.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 9 АПК РФ.

В главе 9 АПК РФ определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах.

Вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении (статья 112 АПК РФ).

В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статьей 106 АПК РФ установлено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.

В соответствии с частью 2 статьи 107 АПК РФ эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Размер вознаграждения определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертами.

В соответствии с положениями статьи 108 АПК РФ для проведения экспертом ООО «ОмЭнергоАудит» ФИО5 экспертизы, Минимущество Омской области внесло на депозитный счет Арбитражного суда Омской области 99 800 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением от 27.09.2019 № 2094.

Согласно представленному ООО «ОмЭнергоАудит» счету на оплату № 05-2020 от 18.08.2020 и акту № 000011 от 18.08.2020 стоимость экспертизы составила 99 800 руб. 00 коп.

Определением от 05.02.2021 суд выплатил ООО «ОмЭнергоАудит» с депозитного счета Арбитражного суда Омской области денежные средства в размере 99 800 руб. за проведение экспертизы.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1).

Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», в случае, когда решение принято против нескольких ответчиков, понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве, независимо от требований истца взыскать такие расходы лишь с одного или нескольких из них.

Таким образом, расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 7 613 руб. 00 коп. (от уточненной суммы иска 230 628 руб. 20 коп.) следует отнести на ответчиков, в том числе на Минимущество – 1 096 руб. (удовлетворено 14,39 % от заявленной суммы), а 6 517 руб. на Минстрой (85,61 %).

Взыскивая в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины, суд исходит из того, что освобождение ответчиков от оплаты госпошлины на основании статьи 333.37 НК РФ не влечет за собою их освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Излишне оплаченная госпошлина в размере 10 187 руб. по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Кроме того, с Минстроя в пользу Минимущества также следует взыскать расходы за проведение экспертизы в размере 85 438 руб. 78 коп. (85,61 % от суммы 99 800 руб. 00 кап.).

Руководствуясь статьями 104, 110, 156, 163, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с субъекта Российской Федерации - Омской области в лице Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 644043, <...>) за счет средств казны Омской области в пользу акционерного общества «Петербургская сбытовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 195009, <...>) 33 191 руб. 75 коп. задолженности, а также 1 096 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с субъекта Российской Федерации - Омской области в лице Министерства строительства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 644099, <...>) за счет средств казны Омской области в пользу акционерного общества «Петербургская сбытовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 195009, <...>) 197 436 руб. 45 коп. задолженности, а также 6 517 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных отношений Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в остальной части отказать.

Возвратить акционерному обществу «Петербургская сбытовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 195009, <...>) из федерального бюджета 10 187 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 16815 от 14.06.2018.

Взыскать с Министерства строительства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 644099, <...>) в пользу Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 644043, <...>) расходы по оплате экспертизы в сумме 85 438 руб. 78 коп.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья А.П. Микуцкая