ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-107/20 от 21.05.2020 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

мая 2020 года

№ дела

А46-107/2020

Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2020 года.

В полном объеме изготовлено решение 26 мая 2020 года.

Арбитражный суд Омской области в составе cудьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Петренко О.В.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об отмене постановления от 04.10.2019 №321-19 по делу об административном правонарушении,

при участии:

от заявителя – не явился,

от заинтересованного лица – ФИО2 (удостоверение) по доверенности от 16.03.2020 №127,

                                                               У С Т А Н О В И Л:

ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд Омской области с заявлением Управлению Росреестра по Омской области об отмене постановления №321-19 от 04.10.2019 о назначении административного наказания.

Определением Арбитражного суда Омской области от 28.01.2020 настоящее заявление принято к производству, назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определение в том числе было направлено в адрес ИП ФИО1 по адресу, указанному им в заявлении. Однако адресатом не было получено, почтовое отправление отделением связи возвращено в арбитражный суд по истечении срока хранения.

В связи с указанными обстоятельствами,  определением Арбитражного суда Омской области от 27.03.2020 суд перешел к рассмотрению заявления по общим правилам  административного судопроизводства. Определение суда также в том числе было направлено заявителю по адресу, содержащемуся в его заявлении. Однако также адресатом не было получено. Почтовое отправление возвращено отделением связи за истечением срока хранения.

Принимая во внимание положения пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, то обстоятельство, что сведения о движении дела размещены в сервисе «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также учитывая, что определения судом направлялись заявителю по адресу, указанному в его заявлении, ИП ФИО1 следует признать надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного разбирательства.

ИП ФИО1 о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие по имеющимся документам на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участника процесса, суд установил, что 04.07.2019 в адрес Управления Росреестра по Омской области  поступило обращение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 27.06.2019 №ДИО-8610, из которого следует, что специалистами Департамента  проведена проверка целевого использования земельного участка площадью 3321 кв.м., расположенного по адресу: г.Омск, ул.2-ая Солнечная, д.67, к.10 и земельного участка площадью 4542 кв.м., расположенного относительно здания, имеющего почтовый адрес: г.Омск, ул.2-ая Солнечная, д.67, к.10.

В результате обследования установлено, что в границах земельного участка площадью 3321 кв.м. расположены капитальные сооружения:

- объект незавершенного строительства площадью 799 кв.м., к которому пристроены строения площадью 776 кв.м. и 177 кв.м., при этом часть здания площадью 776 кв.м. выходят за пределы земельного участка площадью 3321 кв.м. на территорию, отнесенную к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Площадь указанной части здания  составляет 128 кв.м.

- строение площадью 156 кв.м., у которого 20 кв.м. находится в границах земельного участка площадью 3321 кв.м., в часть строения площадью 136 кв.м. расположена на территории, отнесенной к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

В 1м. южнее земельного участка площадью 3321 кв.м. расположено строение с признаками капитальности площадью 142 кв.м. Западная часть данного строения  площадью 1245 кв.м. расположена на территории, отнесенной к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Восточная часть данного строения площадью 18 кв.м. расположена на границах земельного участка 55:36:130101:3011. Данный участок предоставлен ФИО3  По договору аренды земельного участка от 31.05.2013 №Д-Кр-14-10070.

Земельные участки площадью 128 кв.м., 136 кв.м., 142 кв.м., на которых  располагаются части используемых ИП ФИО1 зданий, Департаментом не предоставлялись.

Установленные в ходе проведения обследования обстоятельства отражены в Акте проверки целевого использования земельного участка от 30.05.2019 №144-ц и фотоматериалах, приложенных к Акту. Указанные  материалы направлены в Управление  в соответствии со статьей 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях для принятия решения  в рамках предоставленных полномочий.

С целью проверки фактов, изложенных в обращении Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, заместителем  руководителя  Управления было утверждено Задание на проведение административного обследования объектов земельных отношений при проведении Управлением мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 09.07.2019 №275.

В рамках данного задания было поручено  провести обследование:

- земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:4057, расположенного по адресу: г.Омск, ул.2-ая Солнечная, д.67, к.11 (Участок №1),

-  земельного участка с кадастровым номером 55:36:1301010:4058, расположенного по адресу: г.Омск, ул.2-ая Солнечная, д.67, к.11 (Участок №2),

-  земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3010, расположенного в 210 м. Северо-западнее 1-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г.Омск, ул.2-ая Солнечная, д.65 (Участок №3).

Во исполнение вышеуказанного Задания ведущим специалистом – экспертом  отдела государственного земельного надзора Управления ФИО4 было проведено административное обследование, в ходе которого установлено, что Участок №1 предоставлен в аренду ИП ФИО1 (регистрационная запись ЕГРН №55-55-01/064/2014-167 от 01.04.2014), Участок №2 предоставлен в аренду ему же  (регистрационная запись №55-55-01/176/2012-158 от 26.12.2012, Участок №3 принадлежит на праве  собственности ИП ФИО1

Участки №№ 1,2,3 представляют собой единое землепользование, обозначены ограждением, стенами зданий. Земельные участки используются в целях организации места производства строительных материалов, доступ к ним ограничен.

Южнее вышеупомянутых земельных участков расположен земельный участок площадью 2673 кв.м., используемый заявителем в целях увеличения площади производства строительных материалов.  В состав данного земельного участка  входит земельный участок государственная собственность на который не разграничена, а также часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3011  ориентировочной площадь. 470 кв.м.

Данные обстоятельства отражены в Акте административного обследования от 29.07.2019 №321-19, приложении в Акту и свидетельствуют о наличии нарушений требований, установленных статьями 25,26 Земельного кодекса РФ.

На основании Распоряжения от 30.07.2019 №1278 была проведена внеплановая проверка в отношении ИП ФИО1, предварительно согласованная с органами прокуратуры 7/2-43-225-2019 от 31.07.2019, в ходе которой было установлено следующее.

В ходе проверки при анализе полученных измерений, а также сведений государственного кадастра недвижимости, установлено, что в целях  увеличения площади  места производства строительных материалов, ИП ФИО1 используется земельный участок общей площадью 1333 кв.м., расположенный  за границами Участков №№ 1,2,3.

В состав земельного участка общей площадью 1333 кв.м. входят:

- земельный участок площадью 305 кв.м., расположенный северо-западнее Участков №№ 1,2,3;

- земельный участок площадью 311 кв.м., расположенный юго-западнее Участков №№ 1,2,3;

- часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3011 площадью 60 кв.м., расположенная  южнее Участков №№ 1,2,3;

- земельный участок  площадью 657 кв.м. расположенный юго-восточнее Участков №№ 1,2,3.

Земельный участок 1333 кв.м. в ЕГРН не учтен, право пользования не зарегистрировано.

12.08.2019 ведущим специалистом – экспертом отдела государственного земельного надзора Управления ФИО4 было вынесено предписание  об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ №321-19.

12.08.2019 Извещение №144 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении было направлено ИП ФИО1 по адресам: <...>, и г.Омск, ул.2-ая Солнечная, д.67/10.

21.08.2019 в отсутствие ИП ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по признакам  административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 21.08.2019 рассмотрение дела назначено на 02.09.2019 – 10 час. 00 мин., а затем по ходатайству  ИП ФИО1 рассмотрение дела отложено на 23.09.2019.

Постановлением Управления Росреестра по Омской области от 04.10.2019 по делу №321-19 ИП ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании без прав земельного участка общей площадью 1333 кв.м., относящегося к землям, государственная собственность на которые  не разграничена, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа 50000 руб.

ИП ФИО1 Д,В., полагая, что постановление №321-19 от 04.10.2019 нарушает  его права и охраняемые законом интересы, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Требования заявителя не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Статьей 23.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях.

При этом пунктом 1 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Проверки соблюдения земельного законодательства проводятся федеральными государственными гражданскими служащими Росреестра и территориальных органов, уполномоченными на осуществление государственного земельного контроля (пункт 1.4 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведение проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011г. №318).

Судом установлено, что оспариваемое постановление от 04.10.2019 №321-19 вынесено уполномоченным должностным лицом отдела Управления Росреестра по Омской области.

Статьей 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок и влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В примечании к данной статье  указано:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении ряда противоправных действий, а именно: самовольное занятие земельного участка, использование земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Субъективной стороной правонарушения является умышленная вина.

Как было указано выше и следует из материалов дела, ИП ФИО1 используется земельный участок общей площадью 1333 кв.м., относящийся к землям, государственная собственность на которые не разграничена без предусмотренных законодательством РФ  прав на указанный земельный участок.

Статьей 8 Гражданского кодекса РФ предусмотрены основания возникновения гражданских прав и обязанностей.  В силу положений пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». 

В соответствии со статьей 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». 

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина предпринимателя в форме умысла или неосторожности в силу требований статьи 2.2 Кодекса должна быть установлена и доказана административным органом.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса РФ об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из указанных норм следует, что в производстве по делу об административном правонарушении административному органу необходимо доказать, в частности, что имел место факт его совершения (наличие события административного правонарушения) и что привлекаемое лицо виновно в его совершении.

Согласно оспариваемого постановления ИП ФИО1 вменяется использование земельного участка без соответствующих прав на него. Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

Таким образом, административным органом доказано, что в действиях (бездействии) ИП ФИО1 имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Срок для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, соблюден.

Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся основанием для отмены постановления по административному делу административным органом не допущено, вопреки доводам заявителя, ИП ФИО1 обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.

Судом установлено, что административное наказание назначено по правилам статьи  4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах санкции  статьи 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя. 

Руководствуясь статьями 167-170,206 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об отмене постановления от 04.10.2019 №321-19 по делу об административном правонарушении оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение десяти дней со дня его принятия в установленном законом порядке.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                          М.А. Третинник