АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск января 2022 года | № дела А46-12201/2021 |
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 21 января 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 28 января 2022 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Колмогоровой А.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой Е.К., рассмотрев в судебном заседании заявление публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным бездействия и обязании внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Главного управления лесного хозяйства Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН <***>, ОГРН <***>), -
в судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя – ФИО1 по доверенности № 96-20 от 29.10.2020, личность удостоверена паспортом РФ, допущена;
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 10.01.2022, личность удостоверена паспортом, допущена;
от третьих лиц:
- от ГУЛХ Омской области - ФИО3 по доверенности от 10.01.2022, личность удостоверена служебным удостоверением, допущена,
- от Россельхоз – не явились, извещен,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – АО «ФСК ЕЭС», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия и об обязании внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведения.
Определением от 20.07.2021 указанное заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 01.09.2021, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее – ГУЛХ Омской области, третье лицо).
02.08.2021 в материалы дела от ГУЛХ Омской области поступил отзыв на заявление.
Определением арбитражного суда от 01.09.2021 дело признано подготовленным, назначено к рассмотрению в судебном заседании на 13.10.2021.
22.09.2021 в суд от Управления Росреестра по Омской области поступил отзыв на заявление.
11.10.2021 посредством сервиса подачи документов в электронном виде «Мой Арбитр» АО «ФСК ЕЭС» представило возражения на указанные выше отзывы.
В судебном заседании представитель ГУЛХ Омской области представил копию проектной документации лесного участка.
Протокольным определением от 13.10.2021 судебное разбирательство отложено в связи с поступлением в материалы дела дополнительных доказательств.
01.12.2021 в суд ГУЛХ Омской области представлены дополнительные пояснения.
В судебном заседании заявитель просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель Управления Росреестра по Омской области заявил устное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Омской области по делу № А46-14805/2021.
Представители АО «ФСК ЕЭС» и ГУЛХ Омской области возражали относительно приостановления производства.
Определением Арбитражного суда Омской области от 08.12.2021 суд отказал в удовлетворении ходатайства заинтересованного лица в связи с отсутствием оснований, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Россельхоз, третье лицо), в связи с чем дело назначено на 21.01.2022.
В судебном заседании представитель заявителя представил для приобщения к материалам дела дополнительные доказательства, просил заявленные требования удовлетворить, представитель заинтересованного лица возражал относительно заявленных требований, представитель ГУЛХ Омской области поддержал изложенные ранее доводы.
Россельхоз, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил.
Информация о рассмотрении дела в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса на основании статьи 156 АПК РФ по имеющимся доказательствам.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
02.11.2020 между ГУЛХ Омской области (далее - Арендодатель) и АО «ФСК ЕЭС» (далее - Арендатор) был заключен договор № 378д аренды земельных (лесных) участков, находящихся в федеральной собственности, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Договор № 378д), согласно которому, Арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), на основании распоряжения ГУЛХ Омской области от 20.12.2019 № 673-р «О предоставлении в аренду земельных (лесных) участков» обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, определенные в пункте 1.2 Договора № 378д (далее - лесной участок).
В пункте 1.2 Договора № 378д указано, что лесные участки, предоставляемые по Договору № 378д, имеют следующие характеристики: местоположение: на землях лесного фонда на территории Кормиловского муниципального района Омской области:
-в лесотаксационном выделе № 45 (ч) квартала № 64 урочища «Георгиевское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества Омской области площадью 0,0001 га (1 кв.м) с кадастровым номером 55:09:040601:170;
-в лесотаксационном выделе № 33 (ч) квартала № 64 урочища «Георгиевское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества Омской области площадью 0,0106 га (106 кв.м) с кадастровым номером 55:09:040601:168;
-в лесотаксационном выделе № 33 (ч) квартала № 64 урочища «Георгиевское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества Омской области площадью 0,0053 га (53 кв.м) с кадастровым номером 55:09:040601:169;
-в лесотаксационных выделах № 45 (ч), 50 (ч), 52 (ч), 53 (ч), 58 (ч), 59 (ч), 62 (ч), 63 (ч), 66 (ч) квартала № 64 урочища «Георгиевское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества Омской области площадью 7,4983 га (74983 кв.м) с кадастровым номером 55:09:040601:171;
-в лесотаксационных выделах № 52 (ч), 60 (ч), 62 квартала № 56, в лесотаксационных выделах №№ 44 (ч), 50 (ч) квартала № 57 урочища «Борчанское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества Омской области площадью 0,0225 га (225 кв.м) с кадастровым номером 55:09:030601:373;
- в лесотаксационных выделах № 26 (ч), 27 (ч), 43 (ч) квартала № 64 урочища «Георгиевское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества Омской области площадью 0,0004 га (4 кв.м) с кадастровым номером 55:09:040601:160.
Договор № 378д заключен для эксплуатации объекта «ПС 500 кВ Восход с заходами В Л 500 кВ и 220 кВ» сроком на 49 лет, 03.02.2021 зарегистрирован в Управлении Росреестра по Омской области.
Вместе с тем, Управлением Росреестра по Омской области одновременно с регистрацией Договора № 378д в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) не были внесены сведения о принадлежности таких земельных участков к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.
АО «ФСК ЕЭС» обратилось в Управление Росреестра по Омской области с письмами от 12.04.2021 № М2Я11/1/204 (вх. №ОГ-906/21 от 13.04.2021) и от 19.04.2021 № М2/П1/1/217 (вх. №ОГ-982/21 от 20.04.2021), в которых просило исправить техническую ошибку и изменить категорию шести земельных участков.
В ответ Управление Росреестра по Омской области письмом от 23.04.2021 № 15-10794-исх/21 (вх. №М2/Ш/1/218 от 21.05.2021) отказало в изменении категории земельных участков, ссылаясь на отсутствие согласования документации по планировке территории (далее - ДПТ) со стороны Рослесхоз.
В адрес Управления Росреестра по Омской области заявителем были повторно направлены письма от 21.05.2021 № М2/П1/1/256 (вх. № ОГ-1250/21 от 24.05.2021) и от 24.05.2021 № М2/Ш/1/261 (вх. № ОГ-1267/21 от 25.05.2021) с просьбой изменить категорию шести земельных участков и приложением судебной практики.
В ответ Управление Росреестра по Омской области письмом от 07.06.2021 № 15-13273-исх/21 (вх. № М2/П1/1/242 от 08.06.2021) сообщило об отсутствии оснований для изменения категории земельных участков.
Как считает заявитель, позиция Управления Росреестра по Омской области не соответствует закону в связи со следующим.
В соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 21.12.2017 № 1198 «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов энергетики федерального значения «ПС 500 кВ Восход», «заход ВЛ 500 кВ Барабинская-Таврическая на ПС 500 кВ Восход (с последующим образованием ВЛ 500 кВ Барабинская-Восход)», «заход ВЛ 500 кВ Барабинская-Таврическая на ПС 500 кВ Восход (с последующим образованием ВЛ 500 Восход-Таврическая)», «заход ВЛ 220 кВ Омская ТЭЦ-4-Татарская на ПС 500 кВ Восход (с последующим образованием ВЛ 220 кВ Омская ТЭЦ-4-Восход)», «заход ВЛ 220 кВ Омская ТЭЦ-4-Татарская на ПС 500 кВ Восход (с последующим образованием ВЛ 220 кВ Восход-Татарская)», «заход ВЛ 220 кВ Ульяновская-Московка на ПС 500 кВ Восход (с последующим образованием ВЛ 220 кВ Восход-Ульяновская)», «заход ВЛ 220 кВ Ульяновская-Московка на ПС 500 кВ Восход (с последующим образованием ВЛ 220 кВ Восход-Московка)» утверждена документация по планировке территории, предварительное согласование всех заинтересованных организаций, интересы которых могут быть затронуты строительством объекта, получено, в том числе согласование ГУЛХ Омской области (письмо от 30.11.2017 № 3168-ГУЛХ «О согласовании проекта межевания территории»), которое было наделено полномочиями по согласованию ДПТ, до вступления в силу изменений в часть 12.3 статьи 45 ГрК РФ согласование документации по планировке территории с Рослесхозом не требовалось.
На момент согласования и утверждения документации по планировке территории часть 12.3 статьи 45 ГрК РФ предусматривала, что документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 342-ФЗ) в часть 12.3 статьи 45 ГрК РФ внесены изменения, согласно которым, часть 12.3 статьи 45 ГрК РФ дополнена правилом о согласовании документации по планировке территории, подготовленной применительно к землям лесного фонда, в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
При этом до 04.08.2018 частью 12.3 статьи 45 ГрК было предусмотрено только согласование документации по планировке территории, подготовленной применительно к землям лесного фонда, с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.
Применение положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее - Закон № 341-ФЗ) не зависит от даты утверждения документации по планировке территории и наличия согласования указанной документации с органами государственной власти (если проведение указанного согласования не было предусмотрено законодательством РФ, действовавшим на момент утверждения соответствующей документации).
Как следует из статьи 6 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
То есть соответствующие нормы вступают в силу и применяются к отношениям сторон, если иное не установлено законом, после их официального опубликования.
Законом № 341-Ф3 установлено его вступление в силу с 01.09.2018.
Изменения в часть 12.3 статьи 45 ГрК РФ, внесенные Законом № 342-Ф3, вступили в силу со дня официального опубликования закона (с 04.08.2018).
Закон № 341-Ф3 не предусматривает, что внесение в ЕГРН сведений о принадлежности земельного участка к категории земель промышленности осуществляется только в отношении земельных участков, предоставленных в соответствии с документами территориального планирования, утвержденными исключительно после вступления в силу данного закона или Закона № 342-Ф3.
Часть 12.3 статьи 45 ГрК РФ в редакции Закона № 342-ФЗ не распространяется на документацию по планировке территории, утвержденную до вступления в силу Закона № 342-ФЗ.
Учитывая изложенное, с момента вступления в силу Закона № 341-ФЗ перевод земельного участка, на котором размещен линейный объект, из категории земель лесного фонда в земли промышленности осуществляется в упрощенном порядке без принятия соответствующего решения.
Ранее перевод земель лесного фонда в земли промышленности осуществлялся в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий».
Документация по планировке территории утверждена в соответствии с действовавшим в данный период законодательством, соответственно, ссылка Управления Росреестра по Омской области на необходимость согласования в настоящее время данной документации с Рослесхозом необоснованна, согласование с Рослесхозом документации по планировке территории при применении положений частей 1, 2 статьи 11 Закона № 341-ФЗ требуется только в случае, если такая документация подготовлена после внесения указанных изменений в часть 12.3 статьи 45 ГрК РФ, и не требуется в случае, если такая документация подготовлена до внесения указанных изменений в часть 12.3 статьи 45 ГрК РФ.
Аналогичная позиция высказана Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, что подтверждается письмом от 03.09.2021 № 14-12859/21®.
По мнению заявителя, бездействие Управления Росреестра по Омской области, выразившееся в невнесении в ЕГРН сведений о принадлежности земельных участков к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, является незаконным, противоречит статье 11 Закона № 341-ФЗ.
Поскольку земельные участки предоставлены АО «ФСК ЕЭС» для эксплуатации объекта энергетики - «ПС 500 кВ Восход с заходами ВЛ 500 кВ и 220 кВ», постольку бездействие заинтересованного лица нарушает права и законные интересы заявителя как землепользователя участков, а на АО «ФСК ЕЭС» возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные для пользователей земельными участками лесного фонда.
Кроме того, арендная плата по договорам аренды земель промышленности рассчитывается, согласно приказу Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 № 507 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)», в размере 1,5 % от кадастровой стоимости, что составляет значительно меньшую сумму, чем при аренде лесного участка.
Согласно Договору аренды № 378д, в 2021 размер арендной платы составляет 232171,47 руб., в случае перевода земель в земли промышленности арендная плата составила бы 753,67 руб. ((5250,00 + 5250,00 + 5250,00 + 23994,56 + 5250,00 + 5250,00) * 1,5%).
Как считает заявитель, ссылка Управления Росреестра по Омской области и ГУЛХ Омской области на постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» необоснованна, поскольку данное постановление не распространяется на рассматриваемую ситуацию. Земельные участки для размещения объектов энергетики федерального значения «ПС 500 кВ Восход» с заходами предоставлялись на основании документации по планировке территории.
Управление Росреестра по Омской области, возражая против удовлетворения заявленных требований, указало следующее.
В отношении перевода земель лесного фонда предусмотрен особый порядок, перевод возможен при наличии согласования документации по планировке территории с уполномоченным федеральным органом.
Соответственно, поскольку АО «ФСК ЕЭС» не представлены документы,
подтверждающие согласование изменения категории с Россельхозом, Управление Росреестра по Омской области не вправе изменять категории земельных участков с кадастровыми номерами: 55:09:040601:170; 55:09:040601:168; 55:09:040601:169; 55:09:040601:171; 55:09:040601:160; 55:09:030601:373, - из земель лесного фонда на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.
Больший размер арендной платы земельного участка лесного фонда в отличие от арендной платы земельных участков категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, полагаем, не нарушает прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него обязанностей, не препятствует осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку предметом заключенного Договора № 378д является именно земельный участок лесного фонда с установленным размером арендной платы и не содержит положений об изменении категории предоставленного в аренду земельного участка.
Арендатор, заключая Договор № 378д аренды земельных участков лесного фонда, принял на себя обязанности, предусмотренные для пользователей участками лесного фонда.
ГУЛХ Омской области в отзыве указало, что при регистрации права по Договору № 378д перевод лесной участок с кадастровым номером 55:09:040601:172 из земель лесного фонда в земли иных категорий не был согласован Рослесхозом.
Изменение сведений о категории земель в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона № 341-ФЗ является незаконным.
Требования АО «ФСК ЕЭС» не соответствует законодательству, действие Управления Росреестра по Омской области является обоснованным.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит заявленные требование подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные
законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которыхпроизводится восстановление(признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права (статья 12 ГК РФ).
Согласно статье 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 АПК РФ).
Таким образом, для удовлетворения требований о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого действия закону или нормативно-правовому акту, а также указанное действие должно нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, именно заявитель должен доказать несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) конкретному нормативно-правовому акту, а также, что они нарушают его права и охраняемые законом интересы, препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определены категории земель в Российской Федерации, в число которых входят земли лесного фонда, к которым, согласно статье 101 ЗК РФ, относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В силу части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Поскольку осуществление перевода земель лесного фонда в земли других категорий влечет изменение правового режима использования земель (эксплуатации, оборота, охраны), законодателем установлены определенные особенности правового регулирования рассматриваемой процедуры.
Согласно пункту 170.4.1 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 «Об установлении порядка ведения ЕГРН, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки», взаписи кадастра недвижимости о земельном участке, предоставленном в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения, при государственной регистрации прав на него (ограничения таких прав) сведения о категории земель, к которой отнесен такой участок, изменяются на категорию земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения» (за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов) в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона № 341-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 87 ЗК РФ, землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11 Закона № 341-ФЗ, предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории.
Частью 2 статьи 11 Закона № 341-ФЗ установлено, что одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 статьи 11 Закона № 341-ФЗ, в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Согласно пункту 170.4.1 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, в записи кадастра недвижимости о земельном участке, предоставленном в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения, при государственной регистрации прав на него (ограничения таких прав) сведения о категории земель, к которой отнесен такой участок, изменяются на категорию земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения» (за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов) в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона № 341-ФЗ.
С 01.09.2018 действует норма упрощенного размещения линейных объектов.
Внесение законодателем изменений статьей 11 Закона № 341-Ф3 преследовало цель определять категорию земель, на которых размещены линейные объекты (в том числе перевода земельных участков лесного фонда в земли промышленности) без принятия решения о переводе земельного участка из одной категории в другую.
Сама формулировка названия данного закона содержит цель - правовое регулирование размещения линейных объектов в части их упрощения.
Размещение федеральных объектов электроэнергетики осуществляется в целях обеспечения надежности энергоснабжения регионов и устойчивого развития территорий, учитывает потребность в снабжении электроэнергией населения, юридических лиц в масштабе РФ, ряда субъектов РФ или одного субъекта РФ, муниципального образования.
При этом использование земельных участков, на которых размещены объекты электроэнергетики, осуществляется в целях эксплуатации таких объектов, в связи с чем установление дополнительных обязанностей для владельцев объектов электроэнергетики, аналогичных обязанностям иных владельцев, необоснованно.
Согласно Договору № 378д, заключенному на основании Приказа Минприроды России от 20.12.2017 № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков», Арендатор обязан разрабатывать и представлять Арендодателю проекты освоения лесов, лесные декларации, отчеты об использовании лесов, отчеты об охране лесов от пожаров, отчеты о защите лесов, осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов, а также осуществлять иные обязанности (в том числе приобретение и хранение инвентаря и автоспецтехники, изготовление аншлагов/плакатов), не характерные для собственников объектов энергетики.
Действующее законодательство, предусматривающее автоматическое изменение категории земель на земли промышленности, не только освобождает собственников объектов энергетики от выполнения дополнительных обязанностей, предусмотренных ЛК РФ для земель лесного фонда, но и уменьшает затраты собственника объектов энергетики на оплату арендной платы и исключает затраты на приобретение дополнительного инвентаря и техники, что в свою очередь сказывается на размере тарифа за электрическую энергию для широкого круга лиц - потребителей.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На основании изложенных выше норм, принимая во внимание представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу о том, что перевод земельного участка из земель лесного фонда в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения должен быть осуществлен в соответствии с нормой статьи 11 Закона № 341-ФЗ, соответственно, а бездействие заинтересованного лица нарушает права и законные интересы ПАО «ФСК ЕЭС», в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 9 АПК РФ, в которой определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах.
ПАО «ФСК ЕЭС» при подаче в арбитражный суд настоящего заявления уплачена в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Исходя из положений пункта 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», если судебный акт принят не в пользу государственного органа расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению Управлением Росреестра по Омской области в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 101, 110, 121, 123, 156, 167-170, 176, 177, 180, 181, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), выразившееся в невнесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о принадлежности земельных участков к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о принадлежности к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения расположенных на территории Кормиловского муниципального района Омской области следующих земельных участков:
-в лесотаксационном выделе № 45 (ч) квартала № 64 урочища «Георгиевское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества Омской области площадью 0,0001 га (1 кв.м) с кадастровым номером 55:09:040601:170;
-в лесотаксационном выделе № 33 (ч) квартала № 64 урочища «Георгиевское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества Омской области площадью 0,0106 га (106 кв.м) с кадастровым номером 55:09:040601:168;
-в лесотаксационном выделе № 33 (ч) квартала № 64 урочища «Георгиевское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества Омской области площадью 0,0053 га (53 кв.м) с кадастровым номером 55:09:040601:169;
-в лесотаксационных выделах № 45 (ч), 50 (ч), 52 (ч), 53 (ч), 58 (ч), 59 (ч), 62 (ч), 63 (ч), 66 (ч) квартала № 64 урочища «Георгиевское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества Омской области площадью 7,4983 га (74983 кв.м) с кадастровым номером 55:09:040601:171;
-в лесотаксационных выделах № 26 (ч), 27 (ч), 43 (ч) квартала № 64 урочища «Георгиевское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества Омской области площадью 0,0004 га (4 кв.м) с кадастровым номером 55:09:040601:160;
-в лесотаксационных выделах № 52 (ч), 60 (ч), 62 квартала № 56, в лесотаксационных выделах №№ 44 (ч), 50 (ч) квартала № 57 урочища «Борчанское сельское поселение» Кормиловского сельского участкового лесничества Омского лесничества Омской области площадью 0,0225 га (225 кв.м) с кадастровым номером 55:09:030601:373.
Взыскать с Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.
Настоящий судебный акт на основании части 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размеще ния на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (вынесения).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, заверенные надлежащим образом копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления в арбитражный суд соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручены уполномоченным представителям нарочно под расписку.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья А.Е. Колмогорова