ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-12422/16 от 22.11.2006 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

01 декабря 2016 года

№ дела

А46-12422/2016

Резолютивная часть решения объявлена 22.11.2006 г.

Полный текст решения изготовлен 01.12.2016 г.

Арбитражный суд Омской области в составе:

судьи Целько Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Лаукерт М.Д.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Монтажное предприятие «СВОИ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ответчикам: федеральному автономному учреждению «Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Наркологический диспансер» (ИНН <***>,ОГРН <***>),

об обязании подключить объект в безусловном и безвозмездном порядке,

В заседании приняли участие:

от истца: директор ФИО1 на основании решения № 1 от 20.03.2012 г. - ФИО2 - по доверенности от 01.01.2016 г.

от ответчиков: от ФАУ «ЦМТО ФПС по Омской области - ФИО3 по доверенности № 16 от 11.07.2016 г. - ФИО4 о доверенности от 27.09.2016 г. – ФИО5 по доверенности № 17 от 22.08.2016 г.

                               от Главного управления МЧС России по Омской области - ФИО6 по доверенности № 428 от 28.12.2015 г.

от третьего лица – не явились

Сущность спора: Общество с ограниченной ответственностью «Монтажное предприятие «СВОИ» обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением к федеральному автономному учреждению «Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области» об обязании подключить объект в безусловном и безвозмездном порядке, о признании незаконным и обязании привести в соответствие с Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» «Организационно-технические условия для обеспечения вывода сигнала о пожаре в подразделения федеральной противопожарной службы», утвержденные начальником Главного управления МЧС России по Омской области генерал-майором внутренней службы ФИО7 от 24.06.2015 г. в части, касающейся программирования и диспетчеризации.

Определением арбитражного суда Омской области от 30.08.2016 г. по делу                   № А46-12422/2016 требование по иску общества с ограниченной ответственностью «Монтажное предприятие «СВОИ» к федеральному автономному учреждению «Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области» об обязании подключить объект выделено в отдельное производство, делу присвоен № А46-12422/2016.

Определением арбитражного суда Омской области от 30.08.2016 г. по делу                   № А46-12422/2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области.

Определением арбитражного суда Омской области от 13.10.2016 г. по делу                   № А46-12422/2016 к участию в деле в качестве второго ответчика по ходатайству истца привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области.

Представители истца в судебном заседании иск поддержали.

Представители ответчиков заявили об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Третье лицо в судебное заседание не явилось.

Учитывая, что бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Наркологический диспансер» надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, суд, руководствуясь ст. ст. 123, 156 АПК РФ, считает возможным разрешить спор в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

В городе Омске организована система технического мониторинга средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, основу которой составляет программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг». Сигнал о пожаре от систем автоматической пожарной сигнализации, смонтированных на объектах защиты, передается в Центральный пункт пожарной связи службы пожаротушения для дальнейшего реагирования.

Процесс подключения пожарной сигнализации к ПАК «Стрелец-Мониторинг» представляет собой работу по организации передачи извещений о пожаре по каналам связи посредством прибора объектового оконечного, устанавливаемого на объекте защиты, и приему извещений о пожаре в пункте централизованного наблюдения, посредством прибора пультового оконечного. Прибор объектовый оконечный элементом пожарной сигнализации не является, а работы по его установлению с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, включая диспетчеризацию и пусконаладочные работы, не связаны.

На основании приказа Главного управления МЧС России по Омской области № 829 от 05.11.2013 г. «Об организации службы технического мониторинга программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» на территории г. Омска и Омской области на базе Федерального автономного учреждения «Центр материально-технического обеспечения федеральной противопожарной службы по Омской области» организована служба технического мониторинга состояния систем противопожарной защиты.

Приказом ГУ МЧС России по Омской области № 496 от 24.06.2015 г. «О создании центра технического мониторинга систем передачи извещений о пожаре в подразделения федеральной противопожарной службы» для организации приёма, обработки и регистрации сигналов о неисправности, поступающих от систем пожарной сигнализации, установленных на объектах защиты, создан центр технического мониторинга, разработаны и утверждены «Организационно-технические условия для обеспечения вывода сигнала о пожаре в подразделения федеральной противопожарной службы».

Согласно последним руководителем собственника объекта защиты (юридического или физического лица, уполномоченного владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты) подается заявление в центр ФАУ «ЦМТО ФПС по Омской области» с просьбой рассмотреть возможность вывода сигнала о пожаре при срабатывании системы автоматической противопожарной защиты объекта, по результатам проверки составляется акт определения технической возможности, в котором указывается оборудование, которым необходимо дооснастить существующую систему автоматической пожарной сигнализации объекта и технические условия, выполнение которых необходимо для подключении системы АПС объекта к ПАК «Стрелец-Мониторинг». Собственник объекта защиты самостоятельно определяет монтажную организацию для установки объектового оборудования, монтаж оборудования производится любой организацией, имеющей лицензию МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Из материалов дела видно, что 01.06.2015 г. Бюджетным учреждением здравоохранения Омской области «Наркологический диспансер» (заказчик) и ООО «МП «Свои» (исполнитель) заключён договор № 11-СМ на оказание услуг по монтажу и техническому обслуживанию объектовых станций РСПИ ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленных на объектах защиты, с выводом сигнала «Пожар» и «Неисправность» на пульт подразделений пожарной охраны.

В соответствии с п. 1.1 договора истец обязался по заданию заказчика в установленный договором срок оказать услуги по монтажу и техническому обслуживанию объектовых станций РСПИ ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленных на объектах защиты (в том числе по адресу <...>), с выводом сигнала «Пожар» и «Неисправность» на пульт подразделений пожарной охраны в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к настоящему договору) и сдать их заказчику, а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги.

После выполнения монтажа объектовой станции в соответствии с Организационно-техническими условиями для обеспечения вывода сигнала о пожаре в подразделения федеральной противопожарной службы подлежит осуществлению комплексное опробование системы передачи извещения о пожаре в подразделение пожарной охраны с составлением акта, в котором указывается время срабатывания АПС и время доставки сообщения; объект подлежит постановке в тестовый режим, по истечении срока тестирования система АПС подключается к ПАК с указание пультового номера объекта.

В 2015 г. истец обратился к ответчику по вопросу подключения объектов третьего лица к ПАК «Стрелец-Мониторинг», 12.10.2015 г. объект по адресу: <...> ответчик подключить отказался, мотивируя тем, что для подключения объектовой станции необходимо произвести её программирование, что не входит в перечень услуг, осуществляемых федеральным автономным учреждением «Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области» на безвозмездной основе.

Цена услуг по пограммированию составила по расчётам ответчика 13 659 руб. 68 коп., соответствующую оплату истец произвести отказался и обратился в суд с настоящим иском об обязании подключить объект в безусловном и безвозмездном порядке.

При оценке доводов лиц, участвующих в деле, судом приняты во внимание следующие обстоятельства.

Главное управление МЧС России по Омской области в соответствии с Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС России от 06.08.2004 г. № 372, является органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 Положения Главное управление МЧС России по Омской области осуществляет функции по организации деятельности подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил МЧС России на территории Омской области; осуществляет в установленном порядке государственный надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, пожарной безопасности (за исключением федерального государственного пожарного надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения) и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

Федеральное автономное учреждение «Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области» согласно Устава, находится в ведении МЧС России, учредителем учреждения является Российская Федерация.

В соответствии с п. 2.1 Устава Федерального автономного учреждения «Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области» предметом и целями деятельности учреждения является обеспечение постоянной технической готовности пожарной и спасательной техники, оперативно-служебного и специального транспорта, пожарно-технического вооружения, плавсредств, средств связи, а также организации и осуществления материально-технического обеспечения подразделений МЧС России, расположенных на территории Сибирского федерального округа.

Согласно части 7 статьи 83 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 9 «Положения о МЧС России» (утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. № 868) 06.03.2014 г. утвержден «Сборник проектов типовых документов для территориальных органов МЧС России по субъектам РФ и их подразделений, регламентирующих вопросы ввода в эксплуатацию и последующего применения программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях» (Сборник).

В соответствии с рекомендациями, содержащимися в Сборнике, ГУ МЧС определило последовательность действий по подключению пожарных сигнализаций к ПАК «Стрелец-Мониторинг» и закрепило их в приказе ГУ МЧС от 15.07.2014 г. № 317.

Таким образом, подключение объекта защиты к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» является административной процедурой, которую ответчик осуществляет на безвозмездной основе.

Без программирования подключить объект третьего лица к ПАК «Стрелец-Мониторинг» невозможно.

Вместе с тем, деятельность, осуществляемая МЧС России (подразделениями ФПС МЧС России) с использованием ПАК «Стрелец-Мониторинг», не имеет реального экономического характера, осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Одной из основных задач МЧС России является осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах. Таким образом, вопросы использования противопожарного оборудования, и, в частности, системы ПАК «Стрелец-Мониторинг», в том числе порядок его эксплуатации с объектовым оборудованием находятся в прямой компетенции МЧС России.

Деятельность по обеспечению приема сигналов о пожаре и реагированию на указанные сигналы, в том числе через ПАК «Стрелец-Мониторинг», носит для ответчика обязательный характер в силу правового положения ответчика как специально созданного для реализации указанных функций государственного учреждения и требований законодательства в области пожарной безопасности, и влечет возникновение у федерального автономного учреждения «Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области» соответствующих обязанностей.

И поскольку иных доводов об отсутствии возможности подключить объект третьего лица, кроме доводов о необходимости осуществления программирования объектовой станции, учреждением не заявлено, исковые требования об обязании учреждения осуществить подключение судом удовлетворены.

Фактические действия по подключению объекта Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области не совершает и не обязано совершать, поэтому в иске к указанному ответчику судом отказано.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

                       Р Е Ш И Л :

Обязать федеральное автономное учреждение «Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) безвозмездно подключить автоматическую систему пожарной сигнализации бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Наркологический диспансер» (ИНН <***>,ОГРН <***>) к программно-аппаратному комплексу «Стрелец-Мониторинг» с выводом сигнала о пожаре в Центральный пункт пожарной связи службы пожаротушения.

Взыскать с федерального автономного учреждения «Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.

В удовлетворении исковых требований к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                 Т.В Целько