ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-13491/17 от 10.10.2017 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

17 октября 2017 года

№ дела

А46-13491/2017

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2017 года

Полный текст решения изготовлен 17 октября 2017 года

Арбитражный суд Омской области в составе: судьи Воронова Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубровиной Ю.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Хлебная лавка» (ИНН <***>, ОГРН <***>), участнику общества ФИО1 о ликвидации юридического лица,

при участии в судебном заседании:

от истца – представители ФИО2 по дов. от 09.01.2017, ФИО3 по дов. от 09.01.2017,

от ответчиков – не явились

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области (далее – МИФНС России № 12, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Хлебная лавка» (далее – ООО «Хлебная лавка», ответчик), участнику общества ФИО1 о ликвидации в связи с нарушением обществом требований федерального законодательства.

Ответчики в заседание суда не явились, отзыв на иск не представили, о времени и месте рассмотрения дела извещены по последним известным суду адресам, что в силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) считается надлежащим уведомлением.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков по правилам статьи 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей истца, суд установил следующее.

Государственную регистрацию юридических лиц, находящихся на территории Омской области, в установленном Федеральным законом от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» порядке осуществляет Межрайонная ИФНС России № 12 по Омской области (далее - регистрирующий орган, инспекция).

01 марта 2011 года регистрирующим органом осуществлена государственная регистрация ООО «Хлебная лавка» в качестве юридического лица при создании, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесена соответствующая запись, юридическому лицу присвоен основной государственный регистрационный номер (ОГРН) <***>.

Из материалов регистрационного дела следует, что единственным учредителем общества является ФИО1 с возложением на него обязанностей руководителя юридического лица (директор общества), в качестве адреса места нахождения исполнительного органа ООО «Хлебная лавка» заявлено: 644048, <...>.

Документы, подтверждающие право использования указанного помещения в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, заявителем в регистрирующий орган не представлялись.

В регистрирующий орган поступили материалы из Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области, на налоговом учете которой состоит ООО «Хлебная лавка», согласно которым ООО «Хлебная лавка» не находится по адресу 644048, <...>.

В связи с указанным, регистрирующим органом направлены уведомления в адрес ООО «Хлебная лавка» и единственного участника общества о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о месте нахождении юридического лица. Уведомление от 01.03.2017 № 04-27/06032 (почтовый идентификатор 64401002688940), направленное в адрес общества, не получено адресатом и по истечению срока хранения возвращено в Инспекцию, что подтверждается сведениями сервиса «Отслеживание почтовых оправлений» сайта ФГУП «Почта России»; уведомление от 01.03.2017 № 04-27/06032 (почтовый идентификатор 64401002688933), направленное в адрес единственного участника общества ФИО1, которое не получено адресатом и по истечению срока хранения возвращено в Инспекцию, что подтверждается сведениями сервиса «Отслеживание почтовых оправлений» сайта ФГУП «Почта России».

Поскольку заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица либо документы, подтверждающие правомерность использования адреса (место нахождения) ООО «Хлебная лавка», в регистрирующий орган не поступили, последний обратился в суд с настоящим иском.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы истца, приведенные в обоснование иска, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Федеральный закон № 129-ФЗ), в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в обязательном порядке должен содержаться адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Подпунктом 5 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в данной статье сведений, в частности при изменении адреса места нахождения исполнительного органа юридического лица, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

25 октября 2016 года старшим госналогинспектором отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области проведен осмотр участка, расположенного по адресу: 644048, <...>, в результате которого установлен факт отсутствия ООО «Хлебная лавка» по адресу государственной регистрации.

Также в результате осмотра установлено, что на земельном участке по указанному адресу ранее располагалось административное здание, которое имело почтовый адрес 644048, <...>. В настоящим момент здание снесено, иных строений либо помещений с данным адресом не имеется.

Таким образом, из материалов дела следует, что связь с юридическим лицом ООО «Хлебная лавка» по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, требования регистрирующего органа о представлении достоверных сведений об адресе места нахождения ООО «Хлебная лавка» не выполнены, соответственно, в ЕГРЮЛ содержатся сведения, не соответствующие действительности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе, на принципе достоверности информации и своевременности её предоставления.

Единый государственный реестр юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс. Фактическое отсутствие юридического лица (исполнительного органа) по адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, влечет недостоверность сведений, указанных в государственном реестре, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в получении достоверной информации о юридическом лице, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля, нарушает права и законные интересы регистрирующего органа в осуществлении обязанности по обеспечению единства и сопоставимости (достоверности) сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, равно как обеспечению их совместимости с иными федеральными информационными системами.

Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, а также возможность осуществления надлежащего налогового контроля.

Недостоверная информация в ЕГРЮЛ о месте нахождения ООО «Хлебная лавка» ухудшает возможность осуществления налогового администрирования данного налогоплательщика, делает невозможным вручение требований налогоплательщику о предоставлении пояснения по итогам сданной отчетности, требований по уплате налогов и сборов, решений о взыскании задолженности за счет денежных средств (имущества) на счетах налогоплательщика в кредитной организации, решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в кредитной организации.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о грубых нарушениях гражданского законодательства, а также законодательства о государственной регистрации, допущенных со стороны общества.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 30.04.2013 № 61) при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой ''организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

В связи с указанным суд находит требование истца о ликвидации общества обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Порядок проведения ликвидации регламентирован статьями 62 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд считает целесообразным назначить ликвидатором ФИО1, являющеюся единственным учредителем и руководителем общества, установив срок ликвидации - шесть месяцев.

Ввиду удовлетворения иска государственную пошлину в размере 6 000 рублей надлежит взыскать с общества на основании статьи 110 АПК РФ в доход федерального бюджета.

руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области удовлетворить.

Ликвидировать общество с ограниченной ответственностью «Хлебная лавка» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Обязанности по ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Хлебная лавка» (ИНН <***>, ОГРН <***>) возложить на участника общества с ограниченной ответственностью «Хлебная лавка» (ИНН <***>, ОГРН <***>) ФИО1.

Обязать участника общества с ограниченной ответственностью «Хлебная лавка» (ИНН <***>, ОГРН <***>) ФИО1 представить в Арбитражный суд Омской области ликвидационный баланс и завершить процедуру ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Хлебная лавка» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в срок, не превышающий 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Хлебная лавка» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей 00 копеек.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья Т.А. Воронов