ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-13530/17 от 12.12.2017 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

декабря 2017 года

№ дела

А46-13530/2017

Резолютивная часть решения оглашена 12.12.2017.

Полный текст решения изготовлен 19.12.2017.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ильиной Л.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Луговик М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к муниципальному унитарному предприятию «Нововаршавская тепловая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии в рассмотрении дела третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федерального казначейства по Омской области, Казенного учреждения Омской области «Центр хозяйственного обслуживания Главного государственно-правового управления Омской области», Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства Омской области», Бюджетного учреждения Омской области «Редакция газеты «Целинник-НВ»

об обязании заключить государственный контракт теплоснабжения 13/Т-2017 по условиям протокола разногласий,

при участии в судебном заседании:

от истца –  ФИО1 (доверенность от 16.11.2017 № 159), ФИО2 (доверенность от 31.07.2017 № 130), ФИО3 (доверенность от 31.07.2017 № 127),

от ответчика – ФИО4, по доверенности от 15.01.2016;

от Управления Федерального казначейства по Омской области – ФИО5, по доверенности от 31.08.2017, №52-1610/6757;

от Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» - ФИО6, по доверенности от 07.11.2017, №106;

от Казенного учреждения Омской области «Центр хозяйственного обслуживания Главного государственно-правового управления Омской области» - ФИО7, по доверенности от 12.07.2017, №33;

от Бюджетного учреждения Омской области «Редакция газеты «Целинник-НВ» - не явились;

от Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства Омской области» - не явились.

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» (далее, ФКУ «УИИ УФСИН по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к муниципальному унитарному предприятию «Нововаршавская тепловая компания» (далее, МУП «Нововаршавская тепловая компания», ответчик) об обязании заключить государственный контракт теплоснабжения 13/Т-2017 по условиям протокола разногласий.

Данное исковое заявление принято судом к производству, назначено к рассмотрению.

            Определением Арбитражного суда Омской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федерального казначейства по Омской области, Казенного учреждения Омской области «Центр хозяйственного обслуживания Главного государственно-правового управления Омской области», Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства Омской области», Бюджетного учреждения Омской области «Редакция газеты «Целинник-НВ».

В судебном заседании 12.12.2017 истец предоставил в материалы дела дополнительные пояснения по основаниям иска, исковые требования уточнил; предоставил письменное заявление об уточнении исковых требований, в котором просил: изложить пункты договора в следующей редакции:

- «пункт 1.1. договора: «Муниципальное унитарное предприятие «Нововаршавская тепловая компания» обязуется поставить тепловую энергию на объект, расположенный по адресу: <...>, пом. 2П в объеме 15, 9 Гкал., а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить потребленную тепловую энергию;

- пункт 1.3 договора: «Цена контракта на 2017 год составляет 48602, 96 руб., тариф с 01.01.2017 по 31.12.2017 – 3 056, 79 руб., НДС не предусмотрен. Тариф утвержден Приказом РЭК №596/75 от 11.12.2015. Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и включает в себя: уплату налогов в бюджетные и государственные внебюджетные фонды, сборов, обязательных платежей;

- в пункте 3.2.1 исключить абзац: «В случае если к сетям, принадлежащим Государственному заказчику, подключены иные Субабоненты, основания, основания для прекращения или ограничения подачи тепловой энергии которым отсутствуют, Государственный заказчик обязан по соглашению с «ТО» обеспечить подачу тепловой энергии этим Субабонентам в необходимых для них объемах.».

- Приложение №1 к контракту теплоснабжения №13/Т-2017: «Распределение контрактного отпуска энергии Федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» <...>, пом. 2П

месяц

отопление

Ввод

б/с

Гкал/год

%

отопление

тариф

сумма

январь

15, 9

0

15, 9

19, 0

3, 02

3056, 79

9231, 506

февраль

15, 9

0

15, 9

16, 0

2, 54

3056, 79

7764, 247

март

15, 9

0

15, 9

15, 0

2, 39

3056, 79

7305, 728

апрель

15, 9

0

15, 9

10, 0

1, 59

3056, 79

4860, 296

октябрь

15, 9

0

15, 9

10, 0

1, 59

3056, 79

4860, 296

ноябрь

15, 9

0

15, 9

13, 0

2, 07

3056, 79

6327, 555

декабрь

15, 9

0

15, 9

17, 0

2, 70

3056, 79

8253, 333

итого

15, 9

0

15, 9

15, 90

48602,96

».

Ответчик иск не признал, просил изложить спорные пункты договора в редакции муниципального унитарного предприятия «Нововаршавская тепловая компания», ссылаясь на пункт 44 Постановления №808 от 08.08.2012 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» согласно которому в случае если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.

Ответчик полагает, что истец, являющийся владельцем нежилого помещения, в котором находится единственный тепловой ввод имеет право заключить договор теплоснабжения на весь объем площади здангия по адресу: <...>, а взаимоотношения по обеспечению тепловой энергией и оплате соовтетствующих услуг с иными субъектами, владеющими нежилыми помещениями по указанному адресу, урегулировать путем заключения соответствующих соглашений между ним (истцом) и указанными субъектами. В обоснование доводов к материалам дела ответчиком приобщена схема подключения к системе центрального отопления нежилого здания по адресу: п. Нововаршавка, ул. Красный путь, 26.

Третье лицо, Управление Федерального казначейства по Омской области предоставило в материалы дела письменный отзыв, согласно которому исковые требования ФКУ «УИИ УФСИН по Омской области считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Так, согласно доводам, изложенным в отзыве Управления Федерального казначейства по Омской области Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 № 112н "Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений" (далее - Общие требования) предусматривают формирование и ведение сметы учреждениями осуществляется с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (п. 1).

Согласно п. 3 Общих требований составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (далее - лимиты бюджетных обязательств).

Согласно п. 4 Общих требований показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов.

Согласно п. 6 Общих требований к представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы. Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются в процессе формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и утверждаются при утверждении сметы учреждения в соответствии с общими требованиями к утверждению смет учреждений, определенными главой III настоящих Общих требований.

Согласно ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования).

Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 44-ФЗ планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, а также с учетом установленных статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 19 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации утвердило Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 31 мая 2017 г. № 484 утвержден Порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций ФСИН России, территориальных органов ФСИН России, федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы на строительство, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации), техническое перевооружение объектов капитального строительства или приобретение объектов недвижимого имущества, коммунальных услуг, содержание и приобретение основных средств (далее -Порядок).

Согласно п. 10.2. Порядка, затраты на тепловую энергию (Зтс) определяются по формуле: Зтс=Птс х Ттс, где: Ттс - регулируемый тариф на тепловую энергию; Птс - расчетная потребность в тепловой энергии, которая определяется по формуле: Птс=Ок х Sk, где: Gk - удельный расход тепловой энергии по k-му учреждению УИС; Sk - общая площадь помещений по к-му учреждению УИС.

Таким образом размер затрат на тепловую энергию определяется исходя из общей площади занимаемых помещений учреждением УИС.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 55-АБ 076221, федеральному казенному учреждению «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказания по Омской области» на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение общей площадью 95,3 кв.м. по адресу: <...>.

Общая площадь занимаемого помещения 95,3 кв.м. учитывалась при определении Истцом нормативных затрат на тепловую энергию, при формировании сметы учреждения. Размер нормативных затрат внесен в интегрированную информационную систему управления общественными финансами "Электронный бюджет".

Следовательно, размер лимитов бюджетных обязательств, доведенный главным распорядителем бюджетных средств до Истца соответствует тому размеру нормативных затрат на тепловую энергию, который заложен в смете учреждения и учтен в интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Соответственно государственный контракт на теплоснабжение может быть заключен Истцом только в пределах лимитов бюджетных обязательств доведенных главным распорядителем бюджетных средств до Истца на основании сметы учреждения, учтенной при формировании федерального бюджета.

 Согласно ч. 5 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы_закупок, информации об'^объеме фшЩйсового "ббеспечения для осуществления закупок^ утвержденном и доведенном до заказчика.

Таким образом, при осуществлении контроля сверяется сумма начальных максимальных цен контрактов (цен контрактов заключаемых с единственным поставщиком), включенных в план закупок, на её соответствие общему объему доведенных лимитов на закупки товаров, работ, услуг (без детализации по КБК до 01.01.2018 г., с детализацией по КБК после 01.01.2018 г.).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации № 65н от 01.07.2013, расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (в том числе расходы на теплоснабжение) отражаются по КБК 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

По КБК 244 также отражаются расходы государственных (муниципальных) учреждений, не отнесенных согласно Указаний к иным элементам видов расходов, в том числе расходы на: закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий оплату услуг фельдъегерской и специальной связи (доставка специальной корреспонденции); оплату услуг почтовой связи (с учетом комплекса расходов, связанных с использованием франкировальных машин); оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных   технологий   (пожарной   и   охранной   сигнализации,   систем   допуска   в помещение, видеонаблюдения (в том числе, с использованием удаленных web-камер); приобретение специальной техники и оборудования, не относящихся к сфере ИКТ (томограф, полиграф, аппарат ультразвуковой диагностики, мобильные и стационарные инспекционные досмотровые комплексы), бумаги; и другие.

При осуществлении контроля после 01.01.2018 г. будет сверяться сумма начальных максимальных цен контрактов (цен контрактов заключаемых с единственным поставщиком), включенных в план закупок, на её соответствие общему объему доведенных лимитов на закупки товаров, работ, услуг с детализацией по КБК (без детализации до кодов подгрупп и элементов видов расходов).

С учетом изложенного, полагаем, что Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 г. № 808 должны применяться с учетом требований Федерального закона № 44-ФЗ, бюджетного законодательства Российской Федерации, а также с учётом особенностей субъектного состава сторон по государственному контракту теплоснабжения.

Представители третьих лиц – Казенного учреждения Омской области «Центр хозяйственного обслуживания Главного государственно-правового управления Омской области», Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» сочли требования истца подлежащими удовлетворению.

Представители Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства Омской области», Бюджетного учреждения Омской области «Редакция газеты «Целинник-НВ» в судебное заседание не явились.

Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Между Истцом и Ответчиком на 2016 год был заключен государственный контракт теплоснабжения №13/Т-2016 от 29.01.2016 на сумму 42747,57 рублей на отопление объекта, принадлежащего Истцу на праве оперативного управления и расположенного по адресу: <...>, пом 2П, общей площадью 95,3 кв.м. в объеме 15,9 Гкал.

Необходимость изменения в 2017 году по сравнению с предыдущим 2016 годом условий договора обусловлено требованиями пункта 44 «Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которого, если в нежилом здании находятся несколько потребителей тепловой энергии и имеется 1 тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается потребителем тепловой энергии в помещении которого находится тепловой ввод.

Исх. № 166-и от 09.08.2016 Ответчиком направлено письмо Истцу о заключении
договора теплоснабжения на новый отопительный сезон 2016-2017 года на полный
объем здания
по адресу: <...>, включая помещения занимаемые бюджетным учреждением «Редакция газеты «Целинник-НВ», Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области и Государственным предприятием «Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», в объеме 154, 96 Гкал.

22.09.2016 исх.№ 56/ТО/37-1529 Истец направил Ответчику письмо об отсутствии основании для расторжения имеющегося контракта теплоснабжения в соответствии законодательством в сфере контрактной системы Российской Федерации. Истцом предложено вернуться к рассмотрению вопроса о заключении контракта теплоснабжения на полный объем здания при заключении контракта теплоснабжения на 2017 год

21.11.2016 исх.56/ТО/37-1958 Истец обратился к Ответчику с целью заключения публичного договора на отопление объекта, находящегося в оперативном управлении истца и расположенного по адресу: <...>, пом 2П.

15.12.2016 на электронный адрес Истца от Ответчика поступил проект государственного контракта теплоснабжения № 13/Т-2017 на полный объем здания на сумму 418 818,16 рублей за поставку тепла в объеме 154,96 Гкал/год.

26.12.2016на электронный адрес Истца от Ответчика поступил проект
государственного контракта теплоснабжения № 13/Т-2017 на полный объем здания
на сумму 473 680,19 рублей (в связи с изменением регулируемых тарифов на
тепловую энергию) за поставку тепла в объеме 154,96 Гкал.

21.01.2017исх.№56/ТО/37-140 Истцом направлено ходатайство о заключении
контракта теплоснабжения объекта Истца в объеме 15,9 Гкал. Кроме того,
Ответчику исх. № 56/То/37/2-141 от 31.01.2017 направлено совместное ходатайство
Истца, Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием
самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства
и продовольствия Омской области по Нововаршавскому району, БУ Омской области
«Редакция газеты «Целинник-НВ», о заключении договоров теплоснабжения на 2017
год отдельно с каждым балансодержателем (пользователем) помещений в здании по
вышеуказанному адресу.

Исх. №16-и от 07.02.2017 Ответчик направил отказ в заключении контракта с Истцом на теплоснабжение помещения 2П площадью 95,3 кв.м., направив повторно государственный контракт теплоснабжения 13/Т-2017 на сумму 473680,19 рублей (объем 154,96 Гкал).

Исх. №36-и от 20.02.2017 Ответчик направил в адрес Истца предупреждение об отключении подачи тепловой энергии с 21.03.2017 в случае отказа Истца в заключении договора теплоснабжения на полный объем здания.

Исх. № 56/ТО/37-404 от 21.03.2017 Истец направил в адрес Ответчика государственный контракт № 13/Т-2017 с протоколом разногласий, по которому истец предлагал внести изменения в государственный контракт теплоснабжения в части заключения контракта на сумму 48 602,96 рублей в объеме 15,9 Гкал.

20.04.2017 исх. № 75-и Ответчик отклонил протокол разногласий, руководствуясь частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за сиключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом. Законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 названного Кодекса.

Договор энергоснабжения в силу положений статьи 426 Гражданского кодекса относится к публичным договорам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора) и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласии, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Согласно пунктам 4, 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 4 настоящей статьи, ничтожны.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 «О свободе договора и ее пределах» при рассмотрении споров, возникающих из договоров, включая те, исполнение которых связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, судам следует принимать во внимание следующее.

В тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 ГК РФ о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.

Согласно пункту 10 указанного Постановления при рассмотрении споров о защите от несправедливых договорных условий суд должен оценивать спорные условия в совокупности со всеми условиями договора и с учетом всех обстоятельств дела. Так, в частности, суд определяет фактическое соотношение переговорных возможностей сторон и выясняет, было ли присоединение к предложенным условиям вынужденным, а также учитывает уровень профессионализма сторон в соответствующей сфере, конкуренцию на соответствующем рынке, наличие у присоединившейся стороны реальной возможности вести переговоры или заключить аналогичный договор с третьими лицами на иных условиях и т.д.

Вместе с тем при оценке того, являются ли условия договора явно обременительными и нарушают ли существенным образом баланс интересов сторон, судам следует иметь в виду, что сторона вправе в обоснование своих возражений, в частности, представлять доказательства того, что данный договор, содержащий условия, создающие для нее существенные преимущества, был заключен на этих условиях в связи с наличием другого договора (договоров), где содержатся условия, создающие, наоборот, существенные преимущества для другой стороны (хотя бы это и не было прямо упомянуто ни в одном из этих договоров), поэтому нарушение баланса интересов сторон на самом деле отсутствует.

В соответствии с п. 2 ст. 428 ГК РФ присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она. исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

Согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 ГК" РФ.

Спорные пункты государственного контракта в редакции МУП «Нововаршавская тепловая компания» понуждают истца принять на себя обязательства, которые в силу специального объема правоспособности Истца последним не исполнимы исходя из следующего.

В соответствии с ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области (далее - учреждение) является некоммерческой организацией, казенным учреждением. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Собственником имущества федерального казенного учреждения является Российская Федерация (часть 9 статьи 9.2 ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", п. 1.2. Устава ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области).

В соответствии с положениями законодательства РФ имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с положениями законодательства РФ имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

В соответствии с частью 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества.

Так в соответствии с Договором о передаче федеральному казенному учреждению федерального имущества в оперативное управление №46-031 от 25.12.2013 г. учреждению передано нежилое помещение 2П, площадью 95,3 кв.м., расположенное на первом этаже здания по адресу: <...>.

На основании части 1 статьи 293 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Право оперативного управления не только предоставляет учреждению возможность владеть и пользоваться имуществом, но и возлагает на него бремя его содержания, что подразумевает и несение расходов на коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодека (далее - БК РФ) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.3. Приказа ФСИН РФ от 19.05.2006 N 245 "Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний" установлено, что ФСИН России является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы.

В соответствии со ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Руководствуясь ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств. В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Таким образом, главным распорядителем доводятся до учреждения целевые лимиты бюджетных обязательств с целью заключения и оплаты казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, в том числе на содержание имущества, находящегося в оперативном управлении (пользовании).

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

В соответствии с п. 3 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения.

Следовательно, бюджетная смета составляется с учетом содержания имущества, находящегося в ведении либо пользовании получателя бюджетных средств (Истца), при этом, к функциям Истца не относится содержание здания, не закрепленного за Истцом на каком-либо праве.

Исходя из изложенного, главным распорядителем доводятся до учреждения  целевые лимиты бюджетных обязательств с целью заключения и оплаты казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, в том числе на содержание имущества, находящегося в оперативном управлении.

Размер затрат на тепловую энергию Истца и объем финансового обеспечения определяются исходя из общей площади занимаемых помещений учреждением УИС, тогда как учреждение не занимает весь объем здания, а только его часть (пункт 10.2 Порядка определения нормативных затрат на обеспечение функций ФСИН России, территориальных органов ФСИН России, федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы на строительство, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации), техническое перевооружение объектов капитального строительства или приобретение объектов недвижимого имущества, коммунальных услуг, содержание и приобретение основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 31 мая 2017 г. № 484.

Общая площадь занимаемого Истцом помещения 95,3 кв.м. учитывалась при определении Истцом нормативных затрат на тепловую энергию, при формировании сметы учреждения.

Следовательно, размер лимитов бюджетных обязательств, доведенный главным распорядителем бюджетных средств до Истца соответствует тому размеру нормативных затрат на тепловую энергию, который заложен в смете учреждения и учтен в интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Соответственно государственный контракт на теплоснабжение может быть заключен Истцом только в пределах лимитов бюджетных обязательств доведенных главным распорядителем бюджетных средств до Истца на основании сметы учреждения, учтенной при формировании федерального бюджета.

Учитывая изложенное заключение государственного контракта с Истцом, объем правоспособности которого – заблаговременно не позволяет ему надлежаще исполнить обязательства по контракту «об обеспечении Истцом подачи тепловой энергии субабонентам в необходимых для них объемах» и «об оплате стоимости потребленной тепловой энергии на весь объем здания» в силу особенностей правового статуса Истца, а также в ввиду принадлежности ему имущества (на теплоснабжение которого заключается контракт) на праве оперативного управления (лишь в части здания), может привести к нарушениям бюджетного законодательства и повлечь нецелевое использование бюджетных средств, а также к нарушениям положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон).

Более того, при принятии решения суд учитывает положения пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 №64 «О некоторых вопросах рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», согласно которому при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно пункту 1 названного постановления отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения , в частности статьи 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания, которая определяется пропорционально площади находящегося в собственности помещения.

При таких обстоятельствах тепловые сети, теплопотребляющая установка или тепловой ввод, обслуживающие более одного помещения в нежилом здании, находятся в общей долевой собственности собственников помещений этого здания, выступающих по отношению к энергоснабжающей организации субабонентами.

Таким образом, истец владеет энергопринимающим устройством (помещением, в котором расположен тепловой ввод) на праве общей долевой собственности. Доказательств обратного, а также принадлежности теплового ввода на каком-либо ином праве кому то из других лиц,  материалов дела не содержат.

При таких обстоятельствах, отказ ответчика от заключения отдельного договора в отношении помещения, занимаемого Истцом, с нагрузкой на отопление 15, 9 Гкал со ссылкой на пункт 44 Правил №808 необоснован.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.

Проанализировав представленные в дело доказательства, пояснения лиц, учавствующих в деле, суд находит необходимым изложить спорные пункты договора в редакции Истца.

Руководствуясь статьями 110, 123, 137, 167-171, 176, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Урегулировать разногласия, возникшие между Федеральным казенным учреждением «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) и муниципальным унитарным предприятием «Нововаршавская тепловая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>), при заключении договора №13/Т-2017, изложив пункты договора в следующей редакции:

-. пункт 1.1. договора: «Муниципальное унитарное предприятие «Нововаршавская тепловая компания» обязуется поставить тепловую энергию на объект, расположенный по адресу: <...>, пом. 2П в объеме 15, 9 Гкал., а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить потребленную тепловую энергию.

- пункт 1.3 договора: «Цена контракта на 2017 год составляет 48602, 96 руб., твриф с 01.01.2017 по 31.12.2017 – 3 056, 79 руб., НДС не предусмотрен. Тариф утвержден Приказом РЭК №596/75 от 11.12.2015.

Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и включает в себя: уплату налогов в бюджетные и государственные внебюджетные фонды, сборов, обязательных платежей.».

- в пункте 3.2.1 исключить абзац: «В случае если к сетям, принадлежащим Государственному заказчику, подключены иные Субабоненты, основания, основания для прекращения или ограничения подачи тепловой энергии которым отсутствуют, Государственный заказчик обязан по соглашению с «ТО» обеспечить подачу тепловой энергии этим Субабонентам в необходимых для них объемах.».

- Приложение №1 к контракту теплоснабжения №13/Т-2017: «Распределение контрактного отпуска энергии Федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» <...>, пом. 2П

месяц

отопление

Ввод

б/с

Гкал/год

%

отопление

тариф

сумма

январь

15, 9

0

15, 9

19, 0

3, 02

3056, 79

9231, 506

февраль

15, 9

0

15, 9

16, 0

2, 54

3056, 79

7764, 247

март

15, 9

0

15, 9

15, 0

2, 39

3056, 79

7305, 728

апрель

15, 9

0

15, 9

10, 0

1, 59

3056, 79

4860, 296

октябрь

15, 9

0

15, 9

10, 0

1, 59

3056, 79

4860, 296

ноябрь

15, 9

0

15, 9

13, 0

2, 07

3056, 79

6327, 555

декабрь

15, 9

0

15, 9

17, 0

2, 70

3056, 79

8253, 333

итого

15, 9

0

15, 9

15, 90

48602,96

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Нововаршавская тепловая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) государственную пошлину в размере 6000, 00 руб. в федеральный бюджет.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия, может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Судья                                                                                                                               Л.Д. Ильина