ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-14286/10 от 03.03.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск Дело №

05 марта 2011 года А46-14286/2010

Резолютивная часть решения объявлена 03.03.2011.

Судебный акт в полном объёме изготовлен 05.03.2011.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ярковой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Нонкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28.02.-03.03.2011 дело по заявлению  Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области “Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области”

к Министерству имущественных отношений Омской области,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Омской области и Бюджетного учреждения Омской области “Центр мониторинга имущества жилищно-коммунального комплекса”

о признании незаконным бездействия,

в заседании приняли участие:

от заявителя – Зайцева П.Б. на основании доверенности от 13.09.2010,

от заинтересованного лица – не явился, извещён,

от третьих лиц– Беленков П.С., доверенность от 07.12.2010 №62 (от Министерства здравоохранения Омской области), Цориева И.В. по доверенности от 21.02.2011 №10 (от Бюджетного учреждения Омской области “Центр мониторинга имущества жилищно-коммунального комплекса”),

УСТАНОВИЛ:

в адрес Арбитражного суда Омской области поступило заявление Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области “Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области” (далее по тексту – БУЗОО “ЦВМиР МЗОО”, учреждение) к Министерству имущественных отношений Омской области, с привлечением в качестве третьего лица Министерства здравоохранения Омской области, содержащее прошение о признании бездействия заинтересованного лица незаконным, а также об обязании Министерства имущественных отношений Омской области принять отказ БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” от права оперативного управления в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, дачный посёлок Чернолучинский, улица Турбаза “Иртыш”, дом 6, путём подписания акта приёма – передачи.

Определением Арбитражного суда Омской области от 10.12.2010 к участию в настоящем деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Бюджетное учреждение Омской области “Центр мониторинга имущества жилищно-коммунального комплекса”.

Заявитель воспользовался правом, предоставленным ему статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уточнил заявленные требования. Так, БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” просит признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Омской области, выразившееся в непринятии отказа учреждения от права оперативного управления в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, дачный посёлок Чернолучинский, улица Турбаза   Иртыш  , дом 6; а также обязать Министерство имущественных отношений Омской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путём издания распоряжения о прекращении права оперативного управления и подписания акта приёма-передачи в связи с необходимостью принятия в казну Омской области указанного недвижимого имущества.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала, пояснив, что БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” на праве оперативного управления принадлежит многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Омская область, Омский район, дачный посёлок Чернолучинский, турбаза “Иртыш”, дом 6. Однако Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 10.12.2009 №1440-р указанный жилой дом был исключён из специализированного жилищного фонда. В настоящее время заявитель не использует данное имущество по назначению, и содержание спорного имущества противоречит целям и задачам учреждения в соответствии с его Уставом. Заявитель неоднократно обращался к заинтересованному лицу с письмами об изъятии из оперативного управления учреждения указанного многоквартирного жилого дома; письмом от 01.10.2010 №05-02/6754 Министерство имущественных отношений Омской области отказало БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” в принятии отказа от права оперативного управления в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, дачный посёлок Чернолучинский, турбаза “Иртыш”, дом 6, что, по мнению заявителя, подтверждает факт бездействия заинтересованного лица.

Министерство имущественных отношений Омской области, надлежащим образом извещённое о месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается уведомлением о вручении 07.02.2011 почтового отправления, явку своего представителя в процесс не обеспечило. Руководствуясь статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного участника арбитражного процесса. Согласно отзыву, представленному во исполнение статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 09.12.2010, Министерство имущественных отношений Омской области требования не признаёт.

Представитель Министерства здравоохранения Омской области поддержал доводы заявителя в пояснениях от 09.12.2010 и дополнительных пояснениях по существу спора от 28.02.2011.

Представитель Бюджетного учреждения Омской области “Центр мониторинга имущества жилищно-коммунального комплекса” пояснила, что отказ заявителю в изъятии из оперативного управления спорного имущества является правомерным.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” зарегистрировано в качестве юридического лица 27.12.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г.Омска, о чём в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о присвоении учреждению основного государственного регистрационного номера 1065501061295, ИНН 5501102429.

Распоряжением Правительства Омской области от 22.08.2006 №138-рп “О реорганизации государственных учреждений здравоохранения Омской области” путём реорганизации (слияния) государственного учреждения здравоохранения Омской области “Санаторий-профилакторий Министерства здравоохранения Омской области” и государственного учреждения здравоохранения Омской области “Центр восстановительной медицины и реабилитации №2” было создано государственное учреждение здравоохранения Омской области “Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области”.

29.12.2006 согласно передаточному акту (по состоянию на 01.10.2006) к Распоряжению Министерства здравоохранения Омской области от 22.08.2006 №138-рп, заявитель принял на праве оперативного управления на баланс общежитие №6, расположенное по адресу: Омская область, Омский район, дачный посёлок Чернолучинский, турбаза “Иртыш”, инвентарный номер 1010004, 1989 года постройки с балансовой стоимостью 2 466 441 руб.

Данный объект недвижимого имущества предоставлялся в качестве обеспечения служебным жильём сотрудников учреждения.

10.12.2009 Министерство имущественных отношений Омской области издаёт Распоряжение №1440-р “О жилых помещениях жилищного фонда социального использования Омской области”, которым из специализированного жилищного фонда Омской области исключены находящиеся в собственности Омской области жилые помещения в многоквартирном жилом доме общей площадью 408,5 кв.м., инвентарный номер 82628, литера А, расположенном по адресу: Омская область, Омский район, дачный посёлок Чернолучинский, турбаза “Иртыш”, дом 6. Указанные жилые помещения включаются в жилищный фонд социального использования Омской области.

Кроме того, пунктом 3 приводимого акта Государственному учреждению здравоохранения Омской области “Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области” предложено заключить договоры социального найма жилого помещения с гражданами, зарегистрированными по месту жительства в означенных жилых помещениях, в двухмесячный срок со дня вступления в силу цитируемого распоряжения.

Письмом от 20.09.2010 №483 заявитель уведомил Министерство имущественных отношений Омской области об отказе от права оперативного управления жилым домом по причине того, что согласно учредительным документам БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” создано для оказания медицинских услуг населению. По смыслу подпункта 1 статьи 3.9 Устава (в редакции №2, согласованной распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области 14.04.2010 №463-р и утверждённой распоряжением Министерства здравоохранения Омской области 15.04.2010 №164-р) при осуществлении права оперативного управления учреждение обязано обеспечивать эффективность использования закреплённого за ним имущества строго по целевому назначению. Целью деятельности учреждения является охрана здоровья населения (пункт 2.1 Устава).

Министерство имущественных отношений Омской области в письме от 01.10.2010 № 05-02/6754 пояснило, что изъять недвижимость из оперативного управления учреждения в казну Омской области не представляется возможным, поскольку в смете уполномоченной организации по управлению жилищным фондом Омской области, относящимся к казне Омской области, которым является бюджетное учреждение Омской области “Центр мониторинга имущества жилищно-коммунального комплекса”, расходы на проведение капитального ремонта, обслуживание и содержание жилого дома на 2011 год не предусмотрено.

БУЗОО “ЦВМиР МЗОО”, посчитав, что подобного рода бездействие не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением за защитой нарушенного права.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с приложением №3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность” жилищный и нежилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.03.2010 №24/009/2010-590 многоквартирный жилой дом (общежитие) с условным номером объекта 55-55-24/002/2008-061 площадью 408,5 кв.м., назначение объекта: жилое, принадлежит на праве собственности Омской области.

Как следует из пункта 6 статьи 2 Закона Омской области от 06.07.2005 №652-ОЗ “Об управлении собственностью Омской области” управление собственностью Омской области осуществляется, в том числе, в целях полноты и достоверности учёта объектов собственности Омской области, систематического контроля за их использованием и сохранностью. В соответствии со статьёй 3 приводимого закона эффективность управления собственностью Омской области заключается в достижении цели управления (определённого качественного результата деятельности или состояния объекта управления) посредством оптимального расходования ресурсов.

Постановлением Правительства Омской области от 22.02.2006 №14-п утверждён Порядок управления казённым имуществом Омской области, подпункт 3 пункта 5 которого в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Омской области в сфере управления казённым имуществом Омской области называет Министерство имущественных отношений Омской области.

Так, в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 №26 “Об утверждении положения о Министерстве имущественных отношений Омской области” Министерство имущественных отношений Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Омской области.  В силу поставленных перед Министерством имущественных отношений Омской области задач и функций оно обязано  проводить мероприятия, обеспечивающие эффективное управление и распоряжение имуществом, в том числе жилищным фондом Омской области, осуществлять контроль за сохранностью и целевым использованием имущества (подпункт 2 пункта 8, подпункт 2 пункта 9, подпункт 25 пункта 3 означенного Положения).

Таким образом, суд находит Министерство имущественных отношений Омской области надлежащей стороной по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. То есть, отмечена специальная правоспособность учреждения, которое обязано осуществлять только ту некоммерческую деятельность, которая указана в Уставе и для целей которого оно создано.

По смыслу части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как уже отмечалось ранее, цель деятельности БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” определена в пункте 2.1. Устава (редакция №2) как охрана здоровья населения. Предмет деятельности учреждения – оказание амбулаторно-поликлинической, стационарной помощи, санаторно-курортной помощи по восстановительной медицине населению Омской области, медработникам и членам их семей (пункт 2.2.).

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 49 упомянутого кодекса юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Перечень видов деятельности, которыми вправе заниматься заявитель для достижения поставленных целей, предусмотрен пунктом 2.3. Устава (в редакции №2, согласованной распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области 14.04.2010 №463-р и утверждённой распоряжением Министерства здравоохранения Омской области 15.04.2010 №164-р) и является исчерпывающим.

Следовательно, использование заявителем закреплённого за ним на праве оперативного управления имущества должно соответствовать в рассматриваемом случае цели оказания квалифицированной амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной помощи по восстановительной медицине.

Изначально заявителю на праве оперативного управления был передан объект недвижимости - служебного жилья для проживания сотрудников БУЗОО “ЦВМиР МЗОО”. В связи с принятием 10.12.2009 Министерством имущественных отношений Омской области Распоряжения №1440-р “О жилых помещениях жилищного фонда социального использования Омской области” имущество, которое было передано для целей проживания сотрудников, утратило статус служебного и приобрело статус социального использования.

В соответствии с пунктом 3.9. Устава БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” при осуществлении права оперативного управления имуществом обязано: обеспечивать сохранность и эффективность использования закреплённого за ним имущества строго по целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния имущества (за исключением ухудшений, связанных с нормативным износом в процессе эксплуатации); осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества; обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности и санитарного законодательства.

Надлежащее исполнение указанных обязанностей требует от заявителя дополнительных вложений (как материальных, так и временных, интеллектуальных и прочее), в то время как подобного рода затраты могли быть направлены учреждением на цели деятельности БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” - охрану здоровья населения.

Статья 60 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных настоящим Кодексом (часть 1).

Поскольку заключение договоров социального найма не соответствует целям деятельности заявителя, БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” не может являться лицом, управомоченным собственником спорного объекта недвижимости на заключение таких договоров.

В то же время подпунктом 1 пункта 5.1. Порядка управления казённым имуществом Омской области, утверждённого Постановлением Правительства Омской области от 22.02.2006 №14-п, уполномоченной организацией в сфере управления казённым имуществом Омской области, относящимся к сфере жилищно-коммунального комплекса, является государственное учреждение Омской области “Центр мониторинга имущества жилищно-коммунального комплекса” – то есть профильное учреждение, к компетенции которого в силу законодательства относится содержание жилого фонда социального назначения.

В соответствии со статьёй 26 Закона Омской области от 06.07.2005 №652-ОЗ “Об управлении собственностью Омской области” государственное учреждение Омской области наделяется только тем имуществом, которое соответствует целям, предмету и видам его деятельности. То есть в настоящее время учреждению на праве оперативного управления передано имущество, которым оно не вправе пользоваться и распоряжаться в силу закона.

Суд считает возможным в настоящем споре применить аналогию закона, а именно часть 1 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации: если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

По смыслу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за учреждением или казённым предприятием либо приобретённое учреждением или казённым предприятием за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казённого предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Часть 3 статьи 299 приводимого нормативного акта регламентирует прекращение права хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом: по основаниям и в порядке, предусмотренным цитируемым кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суд, осуществляя толкование изложенных выше норм, согласен с позицией, занимаемой заявителем.

Действительно, в соответствии со статьёй 236 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ от права собственности не влечёт прекращения прав и обязанностей собственника  в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. В данном случае указанная норма права регулирует именно отношения собственности, а к праву оперативного управления применяется в силу отсылочной нормы права.

Из приведённых выше положений законодательства следует, что прекращение права оперативного управления происходит по тем же основаниям, что и право собственности, но с особенностями, характерными для права оперативного управления, исходя из существа и юридической природы указанного вещного права.  Право собственности носит абсолютный характер  и не предполагает волеизъявления иных субъектов гражданского оборота, так как на собственнике лежит обязанность по содержанию имущества в полном объёме.  Право оперативного управления представляет собой правоотношения, согласно которым собственник, на котором в силу закона лежит обязанность по содержанию своего имущества, в целях эффективного использования этого имущества передаёт последнее учреждению для исполнения им (учреждением) целей своей деятельности. То есть в отличие от отказа от права собственности, когда нет другого субъекта права, обязанного содержать имущество, отказ от права оперативного управления предполагает обязанности собственника по принятию такого имущества и его управлению.

Таким образом, право оперативного управления не носит абсолютного характера, а является относительным правом, поскольку при отказе от права оперативного управления имущество не остается бесхозным, а принимается в казну собственника (в рассматриваемом случае - Омской области) другим лицом, которое обязано содержать такое имущество в силу закона.

Не совершение Министерством имущественных отношений Омской области юридически значимых действий по передаче жилого дома в казну Омской области, в собственность или в оперативное управление другим лицам в соответствии с законом, обязывает заявителя нести бремя содержания многоквартирного дома, что препятствует осуществлению БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” своей деятельности в соответствии с уставными целями в полном объёме.

Финансовое обеспечение деятельности БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” осуществляется за счёт средств областного бюджета на основании бюджетной сметы, а также за счёт внебюджетных средств в виде доходов от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности.

Так, объём финансирования Учреждения за счёт средств областного бюджета в 2009 году составил – 32 611 990,00 руб., в 2010 году – 40 753 061,48 руб., что подтверждается представленными в материалы дела бюджетными росписями на 2009-2010 годы.

Вместе с тем, финансирование учреждения осуществляется с большим дефицитом средств (информация по финансированию БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” от 25.02.2011 исх.№100). В 2010 году дефицит составил 5 924,3 тыс.руб., на 2011 год – 72 493,7 тыс.руб.

Однако, несмотря на дефицит средств на финансирование основной деятельности учреждения, сумма средств, направленная на ремонт спорного многоквартирного жилого дома в 2009 году составила 905,3 тыс.руб., в том числе за счёт дополнительных ассигнований из средств областного бюджета – 538,7 тыс.руб., за счёт средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 55,5 тыс.руб., за счёт текущего финансирования – 311,1 тыс.руб.

Помимо расходов на текущий и капитальный ремонты жилого дома, содержание указанного имущества влечёт за собой для учреждения расходы на приобретение топлива для котельной, расходы по содержанию прилегающей территории, выплату заработной платы обслуживающему персоналу. Кроме того, как пояснила представитель заявителя, задолженность жильцов дома по оплате коммунальных услуг на 01.02.2011 составила 80,1 тыс.руб.

Таким образом, в связи с недостатком бюджетного финансирования, БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” несёт бремя содержания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, дачный посёлок Чернолучинский, турбаза “Иртыш”, дом 6, в том числе за счёт средств от предпринимательской деятельности.

С 01.01.2011 вступил в силу (за исключением некоторых положений) Федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”.

Указанным нормативным правовым актом внесены изменения в правовой статус бюджетных учреждений. В частности, Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ “О некоммерческих организациях” был дополнен статьёй 9.2, согласно которой:

1. Бюджетным учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

7. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Пункт 6 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” установил, что положения абзацев первого и второго пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (в редакции указанного закона), абзаца третьего статьи 69.1 (в части бюджетных учреждений) Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции приводимого закона) со дня вступления в силу означенного закона и до 01.01.2012 применяются к правоотношениям с участием:

1) федеральных бюджетных учреждений, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания которых в соответствии с указанным в части 15 настоящей статьи решением федерального органа исполнительной власти - главного распорядителя средств федерального бюджета осуществляется путём предоставления им субсидий из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции приводимого закона);

2) бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений), финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания которых в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления), указанным в части 16 настоящей статьи, осуществляется путём предоставления им субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Омской области, утверждённого постановлением Правительства Омской области от 24.11.2010 №228-п государственное задание формируется отраслевым органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного учреждения Омской области, в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения Омской области.

Как было установлено выше, деятельность по предоставлению гражданам жилья по договорам социального найма, управление жилищным фондом социального использования не предусмотрена Уставом БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” и не относится к основным видам его деятельности. Таким образом, суд соглашается с мнением заявителя о том, что государственное задание на осуществление вышеуказанной деятельности сформировано быть не может (стр. 3 Дополнительных пояснений).

Согласно пункту 13 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” с 01.01.2011 до 01.07.2012 устанавливается переходный период.

По смыслу пункта 1 статьи 1 Закона Омской области от 28 октября 2010 года №1300-ОЗ «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”» в переходный период финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений Омской области осуществляется за счёт средств областного бюджета на основании бюджетной сметы с учётом особенностей, установленных пунктами 3 и 4 означенного законодательного акта.

Таким образом, финансирование БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” за счёт бюджетных средств Омской области на цели содержания и обслуживания многоквартирного жилого дома со статусом социального использования осуществляться не будет.

Частью 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Заявителем были предоставлены достаточные доказательства, с достоверностью свидетельствующие о факте незаконного возложения на него дополнительных обязанностей, создающих препятствия для осуществления им уставной деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах бездействие Министерства имущественных отношений Омской области, выразившееся в непринятии отказа БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” от права оперативного управления в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, дачный посёлок Чернолучинский, улица Турбаза   Иртыш  , дом 6 подлежит признанию незаконным.

Поскольку отказ от права оперативного управления осуществляется в отношении недвижимого имущества, постольку, в силу статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации и положений Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ “О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним”, такой отказ подлежит государственной регистрации по основаниям, предусмотренным статьёй 17 указанного закона.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы. Согласно части 1 статьи 110 означенного кодифицированного акта судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Статьёй 101 указанного кодекса к судебным расходам отнесена, в том числе, и государственная пошлина.

Статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размер государственной пошлины, подлежащей уплате организациями при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, в размере 2 000 руб.

Учреждением было заявлено требование о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Омской области, выраженного в непринятии отказа БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” от права оперативного управления в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, дачный посёлок Чернолучинский, улица Турбаза “Иртыш”, дом 6.

Требование заявителя об обязании Министерства имущественных отношений Омской области устранить допущенные нарушения прав БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” путём издания распоряжения о прекращении права оперативного управления, а также подписания акта приёма-передачи в связи с необходимостью принятия в казну Омской области указанного недвижимого имущества суд расценивает как способ восстановления нарушенного права и устранения препятствий к осуществлению его прав и свобод.

В материалах дела имеется платёжное поручение от 03.11.2010 №1615 на сумму 4 000 руб., свидетельствующее о том, что при подаче заявления государственная пошлина была уплачена учреждением в излишнем объёме.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 указанного кодифицированного акта, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

Таким образом, БУЗОО “ЦВМиР МЗОО” подлежат возврату 2 000 руб. государственной пошлины, уплаченные по платёжному поручению от 03.11.2010 №1615.

В связи с удовлетворением требования заявителя в полном объёме, с Министерства имущественных отношений Омской области подлежит взысканию уплаченная при подаче заявления государственная пошлина в сумме 2 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

требования  Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области “Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области” удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Омской области, выразившееся в непринятии отказа Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области “Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области” от права оперативного управления в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, дачный посёлок Чернолучинский, улица Турбаза   Иртыш  , дом 6, как несоответствующее действующему законодательству.

Обязать Министерство имущественных отношений Омской области принять отказ Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области “Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области” от права оперативного управления в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, дачный посёлок Чернолучинский, улица Турбаза “Иртыш”, дом 6, и устранить допущенные нарушения прав Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области “Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области” путём издания распоряжения о прекращении права оперативного управления, а также подписания акта приёма-передачи в связи с необходимостью принятия в казну Омской области указанного недвижимого имущества.

Возвратить Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области “Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области” (ОГРН 1065501061295, ИНН 5501102429; юридический адрес: 644077, город Омск, улица Андрианова, дом №20) 2 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платёжному поручению от 03.11.2010 №1615.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Омской области (юридический адрес: 644043, город Омск, улица Красный Путь, дом №6) в пользу Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области “Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области” ” (ОГРН 1065501061295, ИНН 5501102429; юридический адрес: 644077, город Омск, улица Андрианова, дом №20) 2 000 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и в течение указанного срока может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья С.В.Яркова