ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-14901/19 от 16.06.2020 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

18 июня 2020 года

№ дела

А46-14901/2019

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 16 июня 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 18 июня 2020 года.

Арбитражный суд Омской области в составе cудьи Колмогоровой А.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рахимовой Ж.Е., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к публичному акционерному обществу «Мясокомбинат Омский» (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерства региональной безопасности Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), - о понуждении заключить договор,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – ФИО1 по доверенности от 30.12.2019 № 258-Д, личность удостоверена служебным удостоверением, допущен;

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 17.01.2020 № 12, личность удостоверена паспортом РФ, допущен;

от третьих лиц:

- от Главного управления МЧС России по Омской области – ФИО3 по доверенности от 09.01.2020 № 3-11-7, личность удостоверена служебным удостоверением, допущен;

- от иных третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением об обязании публичного акционерного общества «Мясокомбинат Омский» (далее - ПАО «МО», ответчик) в 14-дневный срок с момента вступления решения в законную силу заключить в редакции истца договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны, общей площадью 710 кв. м?, 1981 постройки, кадастровый номер 55:36:100901:246, расположенного по адресу: <...> а, № ЗС ГО 4/1 9-56, тип ЗС ГО ОС, класс А-II, вместимость 600 чел.

Определением от 20.08.2019 указанное исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 18.09.2019, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра по Омской области, третье лицо) и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - Главное управление МЧС России по Омской области, третье лицо).

18.09.2019 в материалы дела посредством сервиса подачи документов в электронном виде «Мой арбитр» от ПАО «МО» поступил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований в связи с их необоснованностью, указал следующее.

Из договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны № 3 от 30.03.1995, заключенного между акционерным обществом открытого типа мясокомбинат «Омский» (далее - АООТ Мясокомбинат «Омский»), являющимся правопреемником государственного - мясокомбинат «Омский», и Комитетом по управлению имуществом Омской области и согласованного Штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Кировского района г. Омска, Вторым отделом Администрации Омской области (далее – Договор № 3 от 30.03.1995), следует, что АООТ Мясокомбинат «Омский» принимает по акту на ответственное хранение и безвозмездное пользование в том числе спорный объект гражданской обороны - защитное сооружение А-2-600/ОСУ/, эксплуатируемое с 1981.

Однако доказательства фактической передачи ответчику после заключения Договора № 3 от 30.03.1995 объекта гражданской обороны на ответственное хранение и безвозмездное пользование отсутствуют, соответственно, истцом не доказан факт возникновения у правопредшественника ПАО «МО» - АООТ Мясокомбинат «Омский» - каких-либо обязанностей и ограничений, связанных с содержанием данного объекта.

В настоящее время ответчик собственником каких-либо объектов недвижимости, расположенных по адресу: <...> а, - не является, следовательно, нести связанные с ними обременения в виде содержания объекта гражданской обороны не должен.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 2.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации), при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями в виде обязанности содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса - обязанность содержать объекты гражданской обороны.

Вместе с тем, данное обременение сопряжено исключительно с фактом приобретения имущества и нахождения его в собственности ПАО «МО», такое обременение не может сохраняться после продажи ответчиком третьим лицам соответствующего недвижимого имущества.

Спорный объект неразрывно связан с соответствующим зданием, находящимся по адресу: <...> а, - общими коммуникациями, следовательно, ответчик осуществлял содержание данного объекта в связи с эксплуатацией недвижимого имущества, однако после продажи имущества такая обязанность на ПАО «МО» не может быть возложена, обязательства по целевому использованию и надлежащему содержанию такого объекта перешли к новому покупателю вместе с самим объектом.

Определениями Арбитражного суда Омской области от 24.09.2019, 24.10.2019 в связи с отсутствием состава суда и невозможностью проведения предварительного судебного заседания в назначенную дату, учитывая положения части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрение дела в предварительном судебном заседании отложено на 07.11.2019.

В предварительном судебном заседании, состоявшемся 07.11.2019, представителем Главного управления МЧС России по Омской области представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано следующее.

Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества, а именно: сооружение - защитное сооружение гражданской обороны, общей площадью 710 м2, 1981 постройки, кадастровый номер 55:36:100901:246, расположенное по адресу: <...> а.

Согласно пункту 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее – Правила № 583), учет защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) ведется в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, имеющих на балансе ЗС ГО.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил № 583 статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны (далее – ГО) определяется наличием паспорта ЗС ГО, являющимся также документальным основанием для ведения учета ЗС ГО.

Имеющийся паспорт убежища № 19 от 28.12.1982 подтверждает принадлежность ЗС ГО Омскому мясокомбинату, находящемуся в государственной собственности.

При приватизации Омского перерабатывающего мясокомбината Омского областного производственного объединения мясной и молочной промышленности в ПАО «МО» сооружение - защитное сооружение гражданской обороны № 19 не вошло в перечень объектов, подлежащих приватизации, соответственно, осталось в собственности Российской Федерации, что подтверждается реестровым номером Федерального имущества Ш 2560007389.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «O гражданской обороне» (далее – Закон о гражданской обороне) правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Законом о гражданской обороне, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359 (далее – Положение № 359), предусмотрено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 (далее - Государственная программа приватизации), исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны, встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны.

С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

Смягчающих обстоятельств (отсутствие финансовой возможности, работников, экономического интереса) законодательством РФ не предусмотрено.

Более того, 30.03.1995 между АООТ мясокомбинат «Омский» и Комитетом по управлению имуществом в Омской области был заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны в отношении защитного сооружения А-2-600/ОСУ/, эксплуатируемого с 1981.

Таким образом, ГУ МЧС России по Омской области считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определением арбитражного суда от 07.11.2019 дело признано подготовленным, назначено к судебному разбирательству на 05.12.2019, у Министерства имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество Омской области) истребованы дополнительные доказательства по делу.

26.11.2019 в материалы дела поступили запрошенные судом документы о приватизации Омского перерабатывающего мясокомбината Омского областного производственного объединения мясной и молочной промышленности в АООТ «Мясокомбинат Омский».

В судебном заседании, состоявшемся 05.12.2019, представитель ответчика предоставил копию договора купли-продажи недвижимого имущества № 3 от 11.06.2019, заключенного между ПАО «МО» (Продавец) и гражданином ФИО4 (Покупатель), в соответствии с которым Покупатель приобретает недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Продавцу.

Протокольным определением от 05.12.2019 рассмотрение дела отложено на 09.01.2020.

Определением Арбитражного суда Омской области от 09.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство региональной безопасности Омской области (далее – МРБ Омской области), в связи с чем назначено судебное заседание на 06.02.2020.

22.01.2020 в материалы дела от ТУ Росимущества в Омской области поступили ходатайство об отложении рассмотрения дела и дополнение к исковому заявлению, которым заявленные требования поддержаны.

05.02.2020 в арбитражный суд посредством «Мой арбитр» от МРБ Омской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано на следующее.

В соответствии со статьями 1, 9 Закона о гражданской обороне требования в области гражданской обороны, специальные условия (правила) эксплуатации технической системы управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Организации в пределах своих полномочий в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее – Порядок № 1309), к объектам гражданской обороны относятся защитные сооружения, в том числе убежища, противорадиационные укрытия, укрытия.

Спорное ЗС ГО является убежищем, предназначенным для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия, поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Убежища создаются, в том числе для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне (пункт 3 Порядка № 1309).

Пунктом 14 Порядка № 1309 предусмотрено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Согласно пункту 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 (далее – Порядок № 575), содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГO, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность защитных свойств как 3C ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

Спорное защитное сооружение гражданской обороны было построено для укрытия работников наибольшей работающей смены Омского перерабатывающего мясокомбината Омского областного производственного объединения мясной и молочной промышленности.

На основании распоряжения Правительства Омской области от 27.06.2018 № 84-рп «О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Омской области», а также распоряжения Администрации города Омска от 03.08.2018 № 266-р «О проведений инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории города Омска» в 2018 была осуществлена комиссионная инвентаризация оценки содержания и использования объекта ЗС ГО и составлен акт инвентаризации от 30.08.2018, согласно которому, в предложениях по обеспечению сохранности и повышению эффективности использования объекта ЗС ГО указано, что на данном объекте категория укрываемых работников отсутствует; дальнейшее восстановление, обеспечение сохранности и его использование нецелесообразно, отсутствует потребность в ЗС ГО для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства РФ, а также отсутствуют организации, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, в связи с чем предложено объект снять с учета.

Порядок учета защитных сооружений (учет и снятие с учета ЗС ГО) предусмотрен Правилами № 583, в соответствии с пунктом 2.5 которых снимаются с учета, в том числе при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также при отсутствии организаций, которым возможна передача 3C ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Порядком № 1309.

Согласно пункту 2.6 Правил № 583, в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия решением соответствующего должностного лица.

Спорный объект ЗС ГО находится в собственности Российской Федерации.

В соответствии с Положением о ТУ Росимущества в Омской области, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278, в отношении федеральных объектов, обладающих определенным статусом - ЗС ГО, управление осуществляет полномочия собственника федерального имущества, в частности, учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, закрепление на праве оперативного управления, хозяйственного ведения за государственными учреждениями и предприятиями, а также выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на ЗС ГО и стороной при заключении договоров о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны.

Таким образом, по мнению третьего лица, наличие или отсутствие заключенного договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны не препятствует истцу провести мероприятия по созданию комиссии в целях подготовки документации для снятия с учета спорного объекта ЗС ГО.

Протокольными определениями от 06.02.2020, 04.03.2020 рассмотрение дела в судебном заседании отложено на 16.04.2020 для представления истцом возражений на отзыв МРБ Омской области.

Определениями Арбитражного суда Омской области от 16.04.2020 на основании Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации № 821 от 08.04.2020 и в связи с невозможностью проведения судебного заседания в назначенную дату судебное разбирательство в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 АПК РФ, отложено на 14.05.2020.

28.04.2020 в материалы дела от ТУ Росимущества в Омской области поступило в электронном виде дополнение к исковому заявлению, в котором истец, поддержав заявленные требования, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Протокольным определением от 14.05.2020 судебное заседание отложено на 16.06.2020 для представления истцом доказательств направления копий дополнений к исковому заявлению в адрес участвующих в деле лиц.

27.05.2020 в суд поступило дополнение истца к исковому заявлению с доказательствами направления в адрес участвующих в деле лиц.

В судебном заседании, состоявшемся 16.06.2020, представителем ТУ Росимущества в Омской области заявленные требования поддержаны в полном объеме.

Представитель ПАО «МО» возражал относительно обоснованности исковых требований, согласно изложенным ранее доводам отзыва.

Представителем Главного управления МЧС России по Омской области заявленный иск поддержан.

Управление Росреестра по Омской области, Министерства региональной безопасности Омской области, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.

Информация о рассмотрении дела в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса на основании статьи 156 АПК РФ по имеющимся доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, присутствующих в настоящем судебном заседании, суд установил следующее.

Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: сооружение - защитное сооружение гражданской обороны, общей площадью 710 кв. м?, 1981 года постройки, кадастровый номер 55:36:100901:246, расположенное по адресу: <...> а.

Указанный объект принадлежал Омскому перерабатывающему мясокомбинату Омского областного производственного объединения мясной и молочной промышленности, который в 1993 был приватизирован в АООТ «Мясокомбинат Омский», являющееся правопредшественником ПАО «МО».

В период приватизации было выдано заключение мобилизационного отдела управления сельского хозяйства администрации Омской области от 12.11.1992, которым установлено, что предприятие имеет мобилизационное здание, мобилизационные резервы, объект гражданской обороны, в связи с чем осуществление приватизации возможно в случае заключения договора на выполнение установленного мобилизационного задания.

В соответствии с паспортом убежища № 19 от 28.12.1982 помещение, расположенное по адресу: Омск-73, пос. Солнечный, - принадлежащее Омскому мясокомбинату Омского областного производственного объединения мясной промышленности, является убежищем вместимостью 600 человек, класс убежища - II класс защиты убежища, дата приемки в эксплуатацию объекта - 1981.

Указанное защитное сооружение гражданской обороны не вошло в перечень объектов, подлежащих приватизации, соответственно, осталось в собственности Российской Федерации, что подтверждается реестровым номером Федерального имущества Ш 2560007389.

В связи с указанными обстоятельствами между АООТ мясокомбинат «Омский» и Комитетом по управлению имуществом Омской области был заключен Договор № 3 от 30.03.1995 в отношении спорного объекта ЗС ГО А-2-600/ОСУ/, эксплуатируемого с 1981.

Согласно условиям Договора № 3 от 30.03.1995, АООТ мясокомбинат «Омский» обязуется сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, не допускать использование объектов и имущества гражданской обороны, упомянутых в настоящем договоре, в качестве залога, продавать и отчуждать их иным способом, не допускать передачу объектов и имущества гражданской обороны, упомянутых в настоящем договоре, в аренду либо с баланса на баланс вуправление другими юридическими лицами без согласия штаба по делам ГО и ЧС.

Наименования сторон Договора № 3 от 30.03.1995 в настоящее время изменены.

В настоящее время полномочия по управлению ЗС ГО, находящимися в федеральной собственности, в том числе заключение договоров о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, возложены на Территориальные управления Росимущества.

ТУ Росимущества в Омской области, действуя на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, утвержденного Приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278, осуществляет от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом (пункт 4.2 данного Положения).

Как указал истец, на основании изложенного и необходимостью приведения Договора № 3 от 30.03.1995 в соответствие с Правилами № 583 возникла необходимость заключения нового договора между истцом и ответчиком о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны в отношении спорного сооружения.

ТУ Росимущества в Омской области направило в адрес ПАО «МО» (письмо от 07.05.2019 № ТУ-03/3000) для подписания проект договора о правах и обязанностях в отношении объектов гражданской обороны (3 экземпляра) в следующей редакции:

«Публичное акционерное общество «Мясокомбинат Омский» в лице директора ФИО5, действующего на основании Устава от 04.05.2012 года, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в лице и.о. руководителя ФИО6, действующего на основании Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 07.02.2019 № 62-л и Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278, с другой стороны, и Главное управление МЧС России по Омской области, в лице начальника ФИО7, действующего на основании Положения, как согласующая сторона, заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. Предмет договора

1. ПАО «Мясокомбинат Омский» принимает по акту на ответственное хранение и безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны:

Средства коллективной защиты (защитное сооружение гражданской обороны)

Тип

Класс

Вмести

Количество

Приписано

Наличие

Состояние

ЗС

ЗС

ЗС ГО

мость

фактически

укрываемых

систем

систем

ГО

ГО

чел.

укрываемых

жизнеобес печения

жизнеобеспече ния

4/1

ОС

А-П

600

0

0

Имеются

Требуют

9-

технического

56

обслуживания

1.1. Указанное в пункте 1. Договора ЗС ГО является федеральной собственностью.

1.2. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области гарантирует, что передаваемое ЗС ГО не находится под арестом или запретом, не является предметом договора купли-продажи, либо предметом другого отчуждения и не обременено правами третьих лиц.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области обязуется:

2.1.1. В пятидневный срок с даты вступления Договора в силу предоставить ПАО «Мясокомбинат Омский» ЗС ГО на ответственное хранение по акту приема-передачи.

2.1.2. Оказывать помощь (кроме финансовой) ПАО «Мясокомбинат Омский» в приобретении необходимой технической, проектной, нормативной и другой документации.

2.2. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области имеет право:

2.2.1. Запрашивать информацию о состоянии ЗС ГО.

2.2.2. Свободного доступа в ЗС ГО.

2.2.3. Проводить проверки состояния и порядка использования ЗС ГО.

2.3. ПАО «Мясокомбинат Омский» обязуется:

2.3.1. Принять от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области ЗС ГО по акту приема-передачи.

2.3.2. Сохранять ЗС ГО, поддерживать их в постоянной готовности к использованию по предназначению, принимать меры по их совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов.

2.3.3. Не допускать использования ЗС ГО, упомянутого в настоящем договоре, в качестве залога, продажи или отчуждения его иным способом.

2.3.4. Не допускать передачу объектов и имущества гражданской обороны, упомянутых в настоящем договоре, в аренду либо с баланса на баланс в управление другим юридическим лицам без согласия Главного управления МЧС России по Омской области.

2.3.5. Обеспечивать уполномоченным лицам доступ в ЗС ГО для исполнения обязанностей по контролю за выполнением Организацией требований нормативных документов и обязанностей, возлагаемых настоящим договором.

2.3.6. Выполнять мероприятия по защите рабочих и служащих от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий в условиях мирного и военного времени, их жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях.

2.3.7. Нести расходы по содержанию ЗС ГО, в том числе инженерных сетей и специального оборудования в готовности к использованию по назначению.

2.3.8. Другие обязательства.

2.4. ПАО «Мясокомбинат Омский» имеет право:

2.4.1. Использовать ЗС ГО в соответствии с требованиями документов по его эксплуатации в мирное время.

2.4.2. Заключать от своего имени договоры на техническое обслуживание, ремонт и иных требуемых услуг и выполнение необходимых работ.

3. Ответственность сторон

3.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Договора Стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

4. Обстоятельства непреодолимой силы

4.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору в случае действия обстоятельств непреодолимой силы, прямо или косвенно препятствующих исполнению настоящего договора, то есть таких обстоятельств, которые независимы от воли Сторон, не могли быть ими предвидены в момент заключения Договора и предотвращены разумными средствами при их наступлении.

4.2. К обстоятельствам, указанным в пункте 4.1. настоящего договора, относятся: война и военные действия, восстание, эпидемии, землетрясения, наводнения, акты органов власти, непосредственно затрагивающие предмет настоящего договора и другие события, которые компетентный арбитражный суд признает и объявит случаями непреодолимой силы.

4.3. Сторона, подвергшаяся действию таких обстоятельств, обязана немедленно в письменном виде уведомить другую Сторону о возникновении, виде и возможной продолжительности действия соответствующих обстоятельств. Если эта Сторона не сообщит о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, она лишается права ссылаться на него, разве что само такое обстоятельство препятствовало отправлению такого сообщения.

4.4. Наступление обстоятельств, предусмотренных настоящей статьей, при условии соблюдения требований пункта 4.3 настоящего договора, продлевает срок исполнения договорных обязательств на период, который в целом соответствует сроку действия наступившего обстоятельства и разумному сроку для его устранения.

4.5. В случае если обстоятельства, предусмотренные настоящей статьей, длятся более шести месяцев, Стороны совместно определят дальнейшую юридическую судьбу настоящего договора.

5. Порядок разрешения споров

5.1. При нарушении условий Договора спорные вопросы рассматриваются Сторонами путем переговоров.

5.2. При недостижении Сторонами согласия путем переговоров, спорные вопросы решаются в судебном порядке.

6. Порядок изменения, отказа от Договора,

его досрочного расторжения и прекращения

6.1. Изменения условий Договора допускаются по соглашению Сторон и оформляются дополнительным соглашением к нему.

6.2. Предложения об изменении условий Договора направляются Сторонами в письменном виде и подлежат рассмотрению в месячный срок со дня получения.

6.3. Договор может быть досрочно расторгнут по инициативе одной из Сторон в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо по взаимному согласию Сторон, либо ненадлежащем исполнении одной из Сторон своих обязанностей по Договору. Сторона, инициирующая расторжение Договора, должна сообщить другой Стороне о своем решении не менее чем за три месяца до наступления предполагаемой даты расторжения Договора.

6.4. Договор может быть досрочно прекращен в случае принятия органами государственной власти Российской Федерации актов, влекущих за собой невозможность его исполнения.

6.5. При расторжении Договора финансовые средства, затраченные Сторонами в результате исполнения Договора, не подлежат перерасчету и возврату другой Стороне.

7. Прочие условия

7.1. Настоящий договор составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую силу.

Экз. № 1 - хранится в ПАО «Мясокомбинат Омский».

Экз. № 2 - хранится в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области.

Экз. № 3 - хранится в Главном управлении МЧС России по Омской области.

7.2. Все приложения являются неотъемлемыми частями каждого экземпляра Договора».

28.05.2019 на предложение истца поступил ответ от 21.05.2019, в котором ПАО «МО» сообщило, что ответчик ввиду тяжелого финансового положения не может обеспечивать сохранность объекта гражданской обороны, в связи с чем просило оформить возврат и прекращение права безвозмездного пользования.

28.06.2019 в ТУ Росимущества в Омской области поступило письмо ПАО «МО» (от 26.06.2019 № 0121/30) о предоставлении договора о правах и обязанностях в отношении объекта имущества гражданской обороны и акта приема-передачи, в соответствии с которым ответчик примет на ответственное хранение и безвозмездное пользование средство коллективной защиты гражданской обороны.

На указанное письмо истец сообщил (письмо № ТУ-03/4700 от 11.07.2019) ПАО «МО», что проект спорного договора, подписанный со стороны ТУ Росимущества в Омской области, был ранее направлен ответчику.

Вместе с тем, ПАО «МО» письмом от 24.07.2019 № 01-21/37 от подписания договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны отказалось.

Ссылаясь на то, что ответчик отказывается подписать в предложенной истцом редакции договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны, общей площадью 710 кв. м?, 1981 постройки, кадастровый номер 55:36:100901:246, расположенного по адресу: <...> а, № ЗС ГО 4/1 9-56, тип ЗС ГО ОС, класс А-II, вместимость 600 чел., ТУ Росимущества в Омской области обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

В силу статьи 2 АПК РФ арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

По правилам статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав в арбитражный суд вправе обратиться заинтересованное лицо.

В статье 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, которые в ряде случаев предопределены правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение. Субъект права может выбрать один из них или использовать одновременно несколько способов.

Следовательно, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов и может избрать только тот способ защиты права, который приведет к восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Суд, исследовав и оценив в соответствии со статьями 65, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела документы, считает требования истца законными и обоснованными в связи со следующим.

Согласно статье 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Как следует из пункта 2 статьи 421 ГК РФ, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 3 статья 445 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 3 Закона о гражданской обороне правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Законом о гражданской обороне, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.

В силу пункта 6 статьи 43 Закона о приватизации имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой ГК РФ, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 Положения № 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (Приложение № 2 к Положению № 359).

В соответствии со статьей 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Из пункта 1 статьи 217 ГК РФ следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу статьи 131 ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования и т.д.

По правилам части 1 статьи 31 Закона о приватизации при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными данным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 31 Закона о приватизации ограничениями могут являться обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения.

Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, отсутствие финансовой возможности и экономического интереса в выполнении обязательств, установленных законодательно в отношении объектов и имущества гражданской обороны, не являются основаниями для отказа в выполнении таких обязательств.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о приватизации, решение об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества. Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации. Сведения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества.

В соответствии со статьей 6 Закона о гражданской обороне порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации, которым утвержден Порядок № 1309, в силу пункта 2 которого создания убежищ к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

Правилами № 583 определяются режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

В частности, в режиме повседневной деятельности допускается использование встроенных защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения (пункт 3.1.2 Правила № 583).

В соответствии с пунктом 1.2 Правил № 583 статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.

Согласно пункту 5 Положения № 359, в целях сохранения объектов и имущества гражданской обороны, имеющихся у приватизируемого предприятия, соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом включают в планы приватизации положения, определяющие перечень объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации и передаваемых акционерному обществу по договору на ответственное хранение и в пользование.

Из пункта 2.1 Правил № 583 следует, что учет ЗС ГО ведется в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.

В силу части 7 статьи 31 Закона о приватизации обременение, в том числе публичный сервитут, может быть прекращено или их условия могут быть изменены в случае:

отсутствия или изменения государственного либо общественного интереса в обременении, в том числе в публичном сервитуте;

невозможности или существенного затруднения использования имущества по его прямому назначению.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Согласно части 1 статьи 66 АПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны представлять доказательства. Эта обязанность основана на статье 65 АПК РФ, в соответствии с которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела были созданы условия для установления фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора (часть 3 статьи 9, статья 66 АПК РФ).

Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

ПАО «МО» на основании статьи 58 ГК РФ является правопреемником всех прав и обязанностей АООТ мясокомбинат «Омский», в том числе в отношении бремени содержания объектов гражданской обороны.

Из материалов дела следует, что спорный объект по своему назначению является защитным сооружением гражданской обороны и федеральной собственностью.

Обстоятельства, приведенные в обоснование заявленных требований, подтверждены истцом надлежащими доказательствами, иными доказательствами, свидетельствующими об обратном, суд не располагает.

Ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств снятия в установленном порядке спорного объекта с учета как защитного сооружения гражданской обороны, в связи с чем его обязанность, как пользователя спорного имущества, заключить соответствующий договор, основана на положениях вышеуказанных норм законодательства.

Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, в соответствии с пунктом 1 статьи 699 ГК РФ каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.

При этом положения главы 36 ГК РФ о договоре безвозмездного пользования (ссуды) направлены на урегулирование правоотношений, в которых по общему правилу соглашение заключается в интересах ссудополучателя, которому предоставляется возможность пользоваться чужим имуществом. Напротив, договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.

В связи с изложенным лицо, заключившее договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны при проведении приватизации, или его правопреемник не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения указанного договора на основании статьи 699 ГК РФ. Данный договор может прекратить свое действие только в порядке, установленном частью 7 статьи 31 Закона о приватизации для прекращения обременения.

Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность отказа правопреемника приватизированного предприятия от заключения договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а ответчик уклоняется от заключения договора, постольку суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая положения статей 9, 65 АПК РФ, установив предусмотренную законом обязанность ответчика заключить спорный договор, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.

Доводы отзыва ответчика не могут быть приняты судом во внимание, исходя из оснований, изложенных выше.

Отсутствие финансовой возможности и экономического интереса в выполнении обязательств, установленных законодательно в отношении объектов и имущества гражданской обороны, не являются основаниями для отказа от исполнения таких обязательств.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 9 АПК РФ, в которой определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах.

Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина при подаче исковых заявлений неимущественного характера уплачивается в размере 6 000 руб.

Из статьи 110 АПК РФ следует, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.

С учетом результатов рассмотрения иска судебные расходы истца по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ПАО «МО».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 101, 110, 123, 156, 167-170, 173, 176, 177, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить, обязать публичное акционерное общество «Мясокомбинат Омский» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в 14-дневный срок с момента вступления решения в законную силу заключить в редакции Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны, общей площадью 710 кв. м?, 1981 постройки, кадастровый номер 55:36:100901:246, расположенного по адресу: <...> а, № ЗС ГО 4/1 9-56, тип ЗС ГО ОС, класс А-II, вместимость 600 чел.

Взыскать с публичного акционерного общества «Мясокомбинат Омский» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Настоящий судебный акт на основании части 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (вынесения).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, заверенные надлежащим образом копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления в арбитражный суд соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручены уполномоченным представителям нарочно под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья А.Е. Колмогорова