АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск 15 ноября 2019 года | № дела А46-15564/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2019 года
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рейтер М.А. рассмотрев в судебном заседании дело по иску Департамента жилищной политики Администрации города Омска (ИНН 3205740 , ОГРН 5543022234 ) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782), Министерству имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822), бюджетному учреждению города Омска «Центр содержания и хранения имущества», при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, о признании права собственности, при участии в заседании суда:
от истца – ФИО1, по доверенности от 22.01.2019, личность удостоверена паспортом,
от бюджетного учреждения города Омска «Центр содержания и хранения имущества» – ФИО2, по доверенности от 11.11.2019, личность удостоверена паспортом,
остальные не явились, извещены,
У С Т А Н О В И Л :
Департамент жилищной политики Администрации города Омска (далее Департамент, истец) обратился с иском в суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, бюджетному учреждению города Омска «Центр содержания и хранения имущества» о признании права собственности муниципального образования город Омск на квартиры 89, 90, 91, 92, 93, 95, 96, 97 в жилом доме 32 по улице 2-й Солнечной в городе Омске. Кроме того, просил суд прекратить право собственности муниципального образования город Омск, право оперативного управления бюджетного учреждения города Омска Центр содержания и хранения имущества» на нежилое помещение 1П, общей площадью 445 кв.м, расположенное в жилом доме 32 по улице 2-й Солнечной в городе Омске, с кадастровым номером 55:36:100902:3676. Внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости.
В судебном заседании представитель истца требование поддержал.
Представитель бюджетного учреждения города Омска «Центр содержания и хранения имущества» требование признал.
Министерство имущественных отношений Омской области представило в материалы дела письменный отзыв, из содержания которого следовало, что спорные объекты в реестре областной собственности не учены, ввиду чего, спор не затрагивает их интересы.
Остальные участники дела явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, по известным суду адресу, что в силу пункта 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) считается надлежащим уведомлением, отзывы на иск не представили.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает возможным в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотреть по существу в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, суд установил следующее.
В Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о нежилом помещении 1 П, общей площадью 445 кв. м, расположенном в жилом доме 32 по улице 2-й Солнечной в городе Омске.
На указанное нежилое помещение 01.03.2018 зарегистрировано право собственности муниципального образования город Омск, а также в Едином государственной реестре недвижимости имеются сведения о наличии права оперативного управления бюджетного учреждения города Омска «Центр содержания и хранения имущества».
Распоряжением главы администрации Кировского административного округа города Омска от 14.06.2011 № 313 нежилое помещение 1 П, расположенное в жилом доме 32 по улице 2-й Солнечной в городе Омске переведено в жилое помещение.
Данное распоряжение было принято на основании проекта перепланировки и переустройства, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью «ПФ Стройгазпроект» (далее - проект перепланировки).
Из содержания проекта перепланировки следует, что площадь нежилого помещения 1П до перепланировки составляла 445 кв. м. Площадь образованных после перепланировки жилых помещений составляет 354,62 кв. м.
Произведенная перепланировка была осуществлена в пределах существующего нежилого помещения и не затронула общее имущество собственников многоквартирного дома.
В результате перепланировки нежилого помещения был образован коридор, который в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади принадлежащего им на праве собственности помещения (часть 1 статьи 37 ЖК РФ).
Кроме того, организован оконный проем в пределах существующего дверного проема в стене (выложен кирпичной кладкой подоконный пояс).
По убеждению истца факт того, что произведенная перепланировка выполнена в пределах нежилого помещения 1 П и не затронула общее имущество собственников дома подтверждаются также техническим паспортом нежилого помещения 1 П, составленного государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» по состоянию на 20.05.2008.
Актами приемки в эксплуатацию от 09.11.2016 предъявленные к приемке после переустройства и перепланировки помещения №№ 1 - 9 по адресу: <...>, образованные из нежилого помещения 1 П, приняты в эксплуатацию приемочной комиссии администрации Кировского административного округа города Омска.
Распоряжением главы администрации Кировского административного округа города Омска от 16.11.2016 № 1232 жилым помещениям №№ 1 - 9 по адресу: <...> присвоены адреса:
- жилому помещению № 1 - квартира 89;
- жилому помещению № 2 - квартира 90;
- жилому помещению № 3 - квартира 91;
- жилому помещению № 4 - квартира 92;
- жилому помещению № 5 - квартира 93;
- жилому помещению № 6 - квартира 94;
- жилому помещению № 7 - квартира 95;
- жилому помещению № 8 - квартира 96;
- жилому помещению № 9 - квартира 97.
В целях осуществления государственного кадастрового учета образованных объектов 22.12.2017 кадастровым инженером подготовлен технический план в связи с образованием десяти жилых помещений, расположенных по адресу: <...>, в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером: 55:36:100902:3676 (помещения 1 П).
Истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра) для постановки на кадастровый учет квартир 89 - 97 в доме 32 по улице 2-й Солнечной в городе Омске.
03.05.2018 Управлением Росреестра отказано в осуществлении действий по постановке вышеуказанных жилых помещений на кадастровый учет.
В качестве оснований для отказа Управление Росреестра указало на следующие обстоятельства:
- в результате раздела помещения образованы жилые помещения и места общего пользования многоквартирного дома, которые, по мнению Управления Росреестра, необходимо вводить в эксплуатацию;
- по проекту в наружной стене здания был демонтирован (заложен) вход и организован оконный проем, что, по мнению Управления Росреестра, является реконструкцией жилого дома, в связи с чем, требуется разрешение на реконструкцию, разрешение на ввод в эксплуатацию.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы истца, суд приходит к следующим выводам.
Признание права является одним из способов защиты гражданских прав (вещно-правовой защиты), что прямо предусмотрено абзацем вторым статьи 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Иск о признании права относится к искам о правах на недвижимое имущество (абзац третий пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление Пленума № 10/22).
В пункте 59 Постановления Пленума № 10/22 разъяснено, что иск о признании и права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Действующее законодательство Российской Федерации (гражданское, земельное и градостроительное) регламентирует, что условиями приобретения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество является соблюдение при его создании закона и иных правовых актов (пункт 1 статьи 218 Градостроительного кодекса Российской Федерации), то есть необходима совокупность юридических фактов: предоставление земельного участка для строительства объекта; получение разрешения на строительство (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации); соблюдение при возведении (реконструкции) объекта градостроительных, строительных, санитарных, природоохранных и других норм, установленных законодательством; а также государственная регистрация права на такой объект (статья 219 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Признание права собственности на объект недвижимости в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо не зависящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель. Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот возведенных объектов недвижимости.
Понятие реконструкции дано в пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2 статьи 25 ЖК РФ). Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абзац 3 пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170).
Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения (часть 1 статьи 25 ЖК РФ). Переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (абзац 2 пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что организация оконного проема в пределах существующего дверного проема в стене не относится к реконструкции и является перепланировкой жилого помещения.
Из положений статьи 23 ЖК РФ следует, что решение органа местного самоуправления о переводе помещения (в жилое/нежилое) является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, а если для такого использования требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, то таким документом является акт приемочной комиссии.
Исходя из обстоятельств настоящего дела следует, что образованные из нежилого помещения квартиры 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97 в жилом доме 32 по улице 2-й Солнечной в городе Омске, введенные в эксплуатацию уполномоченным органом, являются жилыми помещениями.
В соответствии с Положением о департаменте жилищной политики Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 13.02.2008 № 105, Департамент осуществляет права собственника в отношении муниципального жилищного фонда города Омска.
В соответствии со статьей 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.
Статьей 219 ГК РФ установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В связи с этим, отсутствие государственной регистрации права собственности муниципального образования город Омск на вышеуказанные жилые помещения препятствует Департаменту распоряжаться данным имуществом.
Выбранный способ защиты нарушенного права, а именно, признание права собственности муниципального образования город Омск на квартиры 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97 в жилом доме 32 по улице 2-й Солнечной в городе Омске, приведет к восстановлению нарушенного материального права истца на распоряжение данными жилыми помещениями.
На основании пункта 1 статьи 235 ГК РФ и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.
Нежилое помещение 1 П, общей площадью 445 кв. м, расположенное в жилом доме 32 по улице 2-й Солнечной в городе Омске, с кадастровым номером 55:36:100902:3676, прекратило свое существование (утратило физические свойства) в связи с созданием квартир 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, что подтверждается проектом перепланировки, техническим планом.
В связи с этим право собственности муниципального образования город Омск, а также право оперативного управления бюджетного учреждения города Омска «Центр содержания и хранения имущества» на указанное нежилое помещение должны быть прекращены.
Признание права собственности муниципального образования город Омск на квартиры 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97 в указанном доме и прекращение существующих прав на нежилое помещение 1 П в данном доме являются основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право собственности муниципального образования город Омск на квартиры 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97 в жилом доме 32 по улице 2-й Солнечной в городе Омске.
Прекратить право собственности муниципального образования город Омск, право оперативного управления бюджетного учреждения города Омска «Центр содержания и хранения имущества» на нежилое помещение 1 П, общей площадью 445 кв. м, расположенное в жилом доме 32 по улице 2-й Солнечной в городе Омске, с кадастровым номером 55:36:100902:3676.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) через Арбитражный суд Омской области.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.В. Ярковой