АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск февраля 2018 года | № дела А46-17713/2017 |
Резолютивная часть решения объявлена 06.02.2018 г. Решение в полном объеме изготовлено 08.02.2018 г.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Баландина В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовой Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «СВАРОГ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Федеральному автономному учреждению «Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании на безвозмездной основе подключить автоматическую систему пожарной сигнализации к программно-аппаратному комплексу «Стрелец-Мониторинг» с выводом сигнала «Пожар» и «Неисправность» на пульт подразделений пожарной охраны,
при участии третьих лиц: общество с ограниченной ответственностью «Научно-Производственное Предприятие «Охрана»; Федеральное государственное казенное учреждение «12 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области»; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Унарская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Седельниковский дом детского творчества» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Седельниковский детский сад №2» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Седельниковский детский сад № 1» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Седельниковский детский (юношеский) центр» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Седельниковская средняя школа №2» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Седельниковская средняя школа №1» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рагозинская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоуйская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лебединская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кукарская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кейзесский детский сад» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кейзесская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ельничная основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Евлантьевская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Голубовская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бакинская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области;
В заседании приняли участие:
от истца - ФИО1 по доверенности от 01.09.2017;
от ответчика - ФИО2 по доверенности от 09.01.2018;
ООО «НПП «Охрана» - ФИО3 по доверенности от 10.01.2018;
от иных третьих лиц - не явились;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «СВАРОГ» (далее – ООО «СВАРОГ», истец) обратилось в суд с иском с требованием обязать Федеральное автономное учреждение «Центр материально технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области» (далее – ФАУ «ЦМТО ФПС по Омской области», ответчик) на безвозмездной основе подключить автоматическую систему пожарной сигнализации к программно-аппаратному комплексу «Стрелец-Мониторинг» с выводом сигнала «Пожар» и «Неисправность» на пульт подразделений пожарной охраны следующих объектов:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Унарская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Седельниковский дом детского творчества» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Седельниковский детский сад №2» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Седельниковский детский сад № 1» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Седельниковский детский (юношеский) центр» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Седельниковская средняя школа №2» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Седельниковская средняя школа №1» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рагозинская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоуйская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лебединская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кукарская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кейзесский детский сад» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кейзесская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ельничная основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Евлантьевская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Голубовская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бакинская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области.
Определениями арбитражного суда Омской области от 04.10.2017 г. и от 05.12.2017 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Научно-Производственное Предприятие «Охрана»; Федеральное государственное казенное учреждение «12 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области»; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Унарская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Седельниковский дом детского творчества» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Седельниковский детский сад №2» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Седельниковский детский сад № 1» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Седельниковский детский (юношеский) центр» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Седельниковская средняя школа №2» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Седельниковская средняя школа №1» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рагозинская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоуйская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лебединская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кукарская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кейзесский детский сад» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кейзесская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ельничная основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Евлантьевская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Голубовская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бакинская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика заявил об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Представитель ООО «НПП «Охрана» в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск.
Иные третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель муниципальных учреждений обратилась в суд с ходатайством о прекращении производства по делу.
Суд, руководствуясь ст. ст. 123, 156 АПК РФ, считает возможным разрешить спор в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участников процесса, суд установил, что истец в обоснование иска указывает, что ООО «СВАРОГ» (Лицензия № 6-Б/01620 от 31 декабря 2013 г., выданная МЧС РФ) и муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями Седельниковского муниципального района Омской области, согласно муниципальных контрактов, были заключены договора на поставку, оказание услуг по монтажу и пуско-наладке оборудования абонентского комплекса автоматической системы вывода сигналов на программно-аппаратный комплекс (ПАК) "Стрелец-Мониторинг" с выводом сигнала "Пожар" и "Неисправность" на пульт подразделений пожарной охраны.
Так, были заключены следующие договора на основании муниципальных контрактов:
№ 2017.167779 от 22 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным
общеобразовательным учреждением «Унарская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167767 от 20 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Седельниковский дом детского творчества» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167765 от 20 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Седельниковский детский сад №2» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167764 от 20 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Седельниковский детский сад № 1 » Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167766 от 20 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Седельниковский детский (юношеский) центр» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167778 от 22 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Седел ьниковекая средняя школа №2» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167777 от 22 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Седельниковская средняя школа №1» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167776 от 22 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Рогозинская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167778 от 22 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Новоуйская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167774 от 22 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Лебединская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167773 от 22 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Кукарекая основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167763 от 22 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Кейзесский детский сад» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167772 от 22 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным
общеобразовательным учреждением «Кейзесская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167771 от 22 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Ельничная основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167770 от 22 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Евлантьевская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167769 от 22 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Голубовская средняя школа» Седельниковского муниципального района Омской области;
№ 2017.167768 от 22 мая 2017 г. с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Бакинская основная школа» Седельниковского муниципального района Омской области.
Истец указывает, что ООО «СВАРОГ» свои обязанности в части поставки, монтажа и технического обслуживанию объектовых станций РСПИ ПАК "Стрелец-Мониторинг" выполнило в полном объеме, однако ответчик отказывается подключить автоматическую систему пожарной сигнализации к программно-аппаратному комплексу "Стрелец-Мониторинг" с выводом сигнала "Пожар" и "Неисправность" на пульт подразделений пожарной охраны, ссылаясь на то, что обращение третьих лиц в интересах хозоргана не подлежит рассмотрению.
При обращении к ответчику непосредственно Комитета по образованию Администрации Седельниковского муниципального района Омской области , ответчик также отказывается подключить автоматическую систему пожарной сигнализации к ПАК «Стрелец-мониторинг» и рекомендует по данному вопросу обратиться к ООО «НПП Охрана».
Таким образом, у истца нет реальной возможности подключить автоматическую систему пожарной сигнализации вышеуказанных объектов к ПАК «Стрелец-Мониторинг», так как вопросы использования противопожарного оборудования, в частности системы ПАК «Стрелец-Мониторинг», порядок его эксплуатации с объектовым оборудованием находятся в прямой компетенции МЧС России.
На основании приказа Главного управления МЧС России по Омской области № 829 от 05.11.2013 г. «Об организации службы технического мониторинга программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» на территории г. Омска и Омской области на базе ФАУ «ЦМТО ФПС по Омской области» организована служба технического мониторинга состояния систем противопожарной защиты.
Приказом ГУ МЧС России по Омской области № 496 от 24.06.2015г. «О создании центра технического мониторинга систем передачи извещений о пожаре в подразделения федеральной противопожарной службы» для организации приёма, обработки и регистрации сигналов о неисправности, поступающих от систем пожарной сигнализации, установленных на объектах защиты, создан центр технического мониторинга, разработаны и утверждены «Организационно-технические условия для обеспечения вывода сигнала о пожаре в подразделения федеральной противопожарной службы».
Согласно последним, руководителем собственника объекта защиты
(юридического или физического лица, уполномоченного владеть, пользоваться
или распоряжаться объектом защиты) подается заявление в центр ФАУ «ЦМТО
ФПС по Омской области» с просьбой рассмотреть возможность вывода сигнала о пожаре при срабатывании системы автоматической противопожарной защиты объекта.
По результатам проверки составляется акт определения технической возможности, в котором указывается оборудование, которым необходимо дооснастить существующую систему автоматической пожарной сигнализации объекта и технические условия, выполнение которых необходимо для подключении системы АПС объекта к ПАК «Стрелец-Мониторинг».
Собственник объекта защиты самостоятельно определяет монтажную организацию для установки объектового оборудования, монтаж оборудования производится любой организацией, имеющей лицензию МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Главное управление МЧС России по Омской области в соответствии с Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС России от 06.08.2004 г. № 372, является органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Положения, Главное управление МЧС России по Омской области осуществляет функции по организации деятельности подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил МЧС России на территории Омской области; осуществляет в установленном порядке государственный надзор за выполнением органам местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, пожарной безопасности (за исключением федерального государственного пожарного надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения) и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
ФАУ «ЦМТО ФПС по Омской области» согласно Устава, находится в ведении МЧС России, учредителем учреждения является Российская Федерация.
В соответствии с п. 2.1 Устава Федерального автономного учреждения «Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Омской области» предметом и целями деятельности учреждения является обеспечение постоянной технической готовности пожарной и спасательной техники, оперативно-служебного и специального транспорта, пожарно-технического вооружения, плавсредств, средств связи, а также организации и осуществления материально-технического обеспечения подразделений МЧС России, расположенных на территории Сибирского федерального округа.
Согласно части 7 статьи 83 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 9 «Положения о МЧС России» (утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. № 868) 06.03.2014 г. утвержден «Сборник проектов типовых документов для территориальных органов МЧС России по субъектам РФ и их подразделений, регламентирующих вопросы ввода в эксплуатацию и последующего применения программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях» (Сборник).
В соответствии с рекомендациями, содержащимися в Сборнике, ГУ МЧС определило последовательность действий по подключению пожарных сигнализаций к ПАК «Стрелец-Мониторинг» и закрепило их в приказе ГУ МЧС от 15.07.2014 г. №317.
Таким образом, подключение объекта защиты к пультовому оборудованию «Стрелец-Мониторинг» является административной процедурой и осуществляет на безвозмездной основе в обязательном порядке.
Одной из основных задач МЧС России является осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах. Таким образом, вопросы использования противопожарного оборудования, и, в частности, системы ПАК «Стрелец-Мониторинг», в том числе порядок его эксплуатации с объектовым оборудованием находятся в прямой компетенции МЧС России.
Деятельность по обеспечению приема сигналов о пожаре и реагированию на указанные сигналы, в том числе через ПАК «Стрелец-Мониторинг», носит для ответчика обязательный характер в силу правового положения ответчика как специально созданного для реализации указанных функций государственного учреждения и требований законодательства в области пожарной безопасности, и влечет возникновение у ФАУ «ЦМТО ФПС по Омской области» соответствующих обязанностей.
ФАУ «ЦМТО ФПС по Омской области» обязано на безвозмездной основе подключить автоматическую систему пожарной сигнализации вышеуказанных объектов к программно-аппаратному комплексу "Стрелец-Мониторинг, что и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
ФАУ «ЦМТО ФПС по Омской области» возражая против иска, представило отзыв на иск, указывая, что в соответствии с руководством по эксплуатации объектовой станции, перед установкой станция должна быть запрограммирована в радиосистему в соответствии с руководством по эксплуатации РСПИ.
Из письма ФГБУ «ВНИИПО МЧС России» директору Департамента надзорной деятельности и профилактической работы генерал-майору внутренней службы ФИО4 от 24.10.2014 №4855-17-1-03 следует, что осуществлять эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» имеет право любая организация, имеющая лицензию МЧС России на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и заключившая соответствующий договор с территориальным органом управления МЧС России по субъекту Российской федерации. Договор может быть безвозмездным. При этом, программирование объектовой станции при ее подключении к ПАК «Стрелец-Мониторинг», проводит организация, осуществляющая эксплуатационно-техническое обслуживание пультового оборудования.
В 60 ПЧ ФПС по охране Седельниковского района установлена пультовая станция ПАК «Стрелец-Мониторинг». Собственником и организацией, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание этой станции является ООО «НПП «Охрана», осуществляющая свою деятельность в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56935-2016 «Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112».
В соответствии с ТУ, смонтированное на объекте защиты оборудование, подлежит комплексному опробованию. По результатам комплексного опробования составляется Акт комплексного опробования системы передачи извещений. На основании акта комплексного опробования системы передачи извещений, ЦТМ предоставляет уведомление о подключении объекта защиты к ПАК «Стрелец-Мониторинг». Подключение объектов Комитета по образованию Администрации Седельниковского муниципального района к ПАК «Стрелец-Мониторинг» возможно только после выполнения всех технических мероприятий в соответствии с ТУ.
ООО «НПП «Охрана» возражая против иска, представило отзыв на иск, указывая, что «НПП «Охрана» - на основании Договора № 78 безвозмездного пользования ПАК «Стрелец-Мониторинг» установило пультовое оборудование программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» в помещении 60 ПСЧ ФПС по охране с. Седельниково Омской области (акт приема передачи от 25 января 2017 года) и заключило договор № 079-ПАК от 25 января 2017 года с ФГКУ «12 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области» об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг».
В соответствии с «Организационно-техническими условиями для обеспечения вывода сигнала о пожаре в подразделения федеральной противопожарной службы», утвержденных начальником ГУ МЧС России по Омской области 24.06.2015 г. (Организационно-технические условия) с 25 января 2017 года ООО «НПП «Охрана» является Сервисным центром - «организацией, наделенной заводом-изготовителем оборудования статусом официального сервисного центра по эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования программно-аппаратного комплекса» и Центром технического мониторинга - «специализированной организацией, занимающейся приемом, обработкой и регистрацией сигналов, поступающих от объекта, а также осуществляющей контроль за работоспособностью Системы мониторинга», а в соответствии с ГОСТ Р 56935-2016 «Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112» ООО «НПП «Охрана» является Мониторинговой организацией - «организацией, оказывающей услуги по построению и техническому обслуживанию системы мониторинга автоматических СПЗ и вывода сигналов на ПЦН «01» и «112» на территории Седельниковского муниципального района Омской области.
Требование о программировании объектового оборудования до проведения монтажных работ изложено в Руководстве по эксплуатации завода-изготовителя (РЭ ОС исп.2 ред. 3.2) «Перед установкой станция должна быть запрограммирована в радиосистему в соответствии с руководством по эксплуатации РСПИ» (п. 4.1 руководства), а также нашло отражение в Организационно-технических условиях -«Хозорган или специализированная организация, действующая в интересах хозоргана, заключает обязательный договор с ЦТМ на программирование УОО (устройство оконечное объектовое), подключенного к ПАК» (п. 1.6 Организационно-технических условий).
В свою очередь, программирование объектового оборудования является платной услугой, стоимость которой подтверждается локальной сметой №04-1592 от 02.06.2017 г. ЗАО «Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике».
Состав пусконаладочных работ и требование об обязательном проведении комплексного опробования оборудования изложено в ГОСТ Р 56935-2016:
- «Пусконаладочные работы проводят в соответствии с техническими
особенностями системы, к пусконаладочным работам относится комплекс работ,
выполняемых в период подготовки, проведения испытаний и комплексного опробования
оборудования» (п. 6.2.1 ГОСТа).
Состав пусконаладочных работ и требование об обязательном проведении комплексного опробования оборудования так же изложено Организационно-технических условиях:
«После выполнения сторонами вышеперечисленных условий УОО, смонтированное на объекте защиты, подлежит комплексному опробованию» (п. 1.7 Организационно-технических условий);
- «Согласовывается дата проведения комплексного опробования системы
передачи извещений на ПАК» (п. 1.8 Организационно-технических условий);
«Комплексное опробование проводится с целью подтверждения достоверности передачи и приёма извещений о пожаре и неисправности, сформированных САППЗ объекта, системой передачи извещений» (п. 1.9 Организационно-технических условий);
«По результатам комплексного опробования членами комиссии составляется Акт комплексного опробования системы передачи извещений (Приложение 4)» (п. 1.10 Организационно-технических условий).
ООО «СВАРОГ» по вопросам заключения договора на программирование объектового оборудования «Стрелец-Мониторинг» и проведения комплексного опробования системы передачи извещений на объектах третьих лиц - учреждений образования Седельниковского муниципального района - к ООО «НПП «Охрана» не обращалось.
Специалисты ООО «НПП «Охрана» - мониторинговой организации на территории Седельниковского муниципального района - программирование оборудования системы передачи извещений для объектов образования Седельниковского муниципального района не выполняли, в комплексном опробовании не участвовали.
Анализируя представленные доказательства суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно Методики проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений, утвержденной МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России работа по мониторингу состояния комплексной безопасности объектов проводится на объектах, расположенных в городе Омске, в который в установленном МЧС России порядке поставляется программно-аппаратный комплекс мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях, работающий по выделенным радиоканалам МЧС России и принятый на снабжение приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743 (далее - ПАК «Стрелец-Мониторинг»).
Нормативное регулирование порядка организации сбора и формирования данных о состоянии комплексной безопасности объектов, совокупность мер реагирования оперативных и коммунальных служб, а также организаций, обслуживающих системы защиты здания (корпуса), осуществляется соответствующими положениями, утверждаемыми органами власти субъектов Российской Федерации в городах, в которых проводится работа по мониторингу состояния комплексной безопасности объектов.
Указанные положения разрабатываются территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации в соответствии с настоящей Методикой и вносятся на утверждение в органы власти субъектов Российской Федерации.
Процесс подключения пожарной сигнализации к ПАК «Стрелец-Мониторинг» представляет собой работу по организации передачи извещений о пожаре по каналам связи посредством прибора объектового оконечного, устанавливаемого на объекте защиты, и приему извещений о пожаре в пункте централизованного наблюдения, посредством прибора пультового оконечного. Прибор объектовый оконечный элементом пожарной сигнализации не является, а работы по его установлению с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом систем пожарной и охранно- пожарной сигнализации, включая диспетчеризацию и пусконаладочные работы, не связаны.
На основании приказа Главного управления МЧС России по Омской области № 829 от 05.11.2013 «Об организации службы технического мониторинга программно- аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» на территории г. Омска и Омской области на базе ФАУ «ЦМТО ФПС по Омской области» организована служба технического мониторинга состояния систем противопожарной защиты.
Приказом ГУ МЧС России по Омской области № 496 от 24.06.2015 «О создании центра технического мониторинга систем передачи извещений о пожаре в подразделения федеральной противопожарной службы» для организации приёма, обработки и регистрации сигналов о неисправности, поступающих от систем пожарной сигнализации, установленных на объектах защиты, создан центр технического мониторинга, разработаны и утверждены «Организационно-технические условия для обеспечения вывода сигнала о пожаре в подразделения федеральной противопожарной службы». Согласно последним руководителем собственника объекта защиты (юридического или физического лица, уполномоченного владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты) подается заявление в центр ФАУ «ЦМТО ФПС по Омской области» с просьбой рассмотреть возможность вывода сигнала о пожаре при срабатывании системы автоматической противопожарной защиты объекта, по результатам проверки составляется акт определения технической возможности, в котором указывается оборудование, которым необходимо дооснастить существующую систему автоматической пожарной сигнализации объекта и технические условия, выполнение которых необходимо для подключении системы АПС объекта к ПАК «Стрелец- Мониторинг». Собственник объекта защиты самостоятельно определяет монтажную организацию для установки объектового оборудования, монтаж оборудования производится любой организацией, имеющей лицензию МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 12 Положения Главное управление МЧС России по Омской области осуществляет функции по организации деятельности подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил МЧС России на территории Омской области; осуществляет в установленном порядке государственный надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, пожарной безопасности (за исключением федерального государственного пожарного надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения) и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
ФАУ «ЦМТО ФПС по Омской области» согласно Уставу находится в ведении МЧС России, учредителем учреждения является Российская Федерация.
Согласно части 7 статьи 83 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 9 «Положения о МЧС России» (утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868) 06.03.2014 утвержден «Сборник проектов типовых документов для территориальных органов МЧС России по субъектам РФ и их подразделений, регламентирующих вопросы ввода в эксплуатацию и последующего применения программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях» (Сборник). В соответствии с рекомендациями, содержащимися в Сборнике, ГУ МЧС определило последовательность действий по подключению пожарных сигнализаций к ПАК «Стрелец-Мониторинг» и закрепило их в приказе ГУ МЧС от 15.07.2014 г. № 317.
Таким образом, подключение объекта защиты к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» является административной процедурой, которую ответчик осуществляет на безвозмездной основе.
Без программирования подключить объекты третьих лиц к ПАК «Стрелец- Мониторинг» невозможно.
Деятельность, осуществляемая МЧС России (подразделениями ФПС МЧС России) с использованием ПАК «Стрелец- Мониторинг», не имеет реального экономического характера, осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Одной из основных задач МЧС России является осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Таким образом, вопросы использования противопожарного оборудования, и, в частности, системы ПАК «Стрелец-Мониторинг», в том числе порядок его эксплуатации с объектовым оборудованием находятся в прямой компетенции МЧС России.
Деятельность по обеспечению приема сигналов о пожаре и реагированию на указанные сигналы, в том числе через ПАК «Стрелец-Мониторинг», носит для ответчика обязательный характер в силу правового положения ответчика как специально созданного для реализации указанных функций государственного учреждения и требований законодательства в области пожарной безопасности, и влечет возникновение у ФАУ «ЦМТО ФПС по Омской области» соответствующих обязанностей.
Вместе с тем, порядок действий по подключению объектовых станций к ПАК «Стрелец-Мониторинг» разъяснен Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак почта» Научно-исследовательский институт противопожарной обороны министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и представлен в виде примерной блок-схемы по осуществлению административной процедуры по подключению объекта защиты к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» установленному в подразделении ФПС МЧС России.
Примерная блок-схема предусматривает 7 следующих этапов: подача объектом защиты заявки в ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации на вывод сигнала о пожаре в подразделения ФПС МЧС России в автоматическом режиме; рассмотрение заявки; выбор организации на поставку и монтаж объектовой станции, обеспечивающей вывод сигнала о пожаре по выбранному каналу связи в подразделение пожарной охраны; поставка и монтаж объектовой станции; подключение объектовой станции к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг»; выбор организации на техническое обслуживание объектовой станции; отключение объекта защиты от пультового оборудования.
В качестве 5-го этапа предусмотрено - подключение объектовой станции к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг». При этом подключение объектовой станции к пультовому оборудованию проводит организация, осуществляющая эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг».
Судом установлено, что подключение объектовой станции к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг» осуществляется после проведения соответствующих процедур ООО «НПП «Охрана» - мониторинговой организацией на территории Седельниковского муниципального района. Выполнение ООО «НПП «Охрана» работ по проверке и программированию спорного оборудования материалами дела не подтверждено. В связи с чем ФАУ «ЦМТО ФПС по Омской области» лишено возможности выполнения административных процедур по подключению объектовой станции к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг», что является основанием для отказа в иске.
Представитель муниципальных учреждений обратилась в суд с ходатайством о прекращении производства по делу, указывая, что контракты муниципальными учреждениями с ООО «СВАРОГ» расторгнуты, в связи с чем у истца отсутствует право на обращение с иском в суд.
Основания прекращения производства по делу указаны в ст. 150 АПК РФ, среди которых отсутствует основание обозначенное представителем муниципальных учреждений, в связи с чем данное ходатайство не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на истца.
руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья В.А. Баландин