ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-19266/18 от 30.04.2019 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

мая 2019 года

№ дела

А46-19266/2018

Резолютивная часть решения оглашена 30.04.2019

Полный текст решения изготовлен 14.05.2019

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышева В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пилипенко П.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству имущественных отношений Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  бюджетного учреждения культуры Омской области «Омский драматический театр «Галерка», об оспаривании отказа в установлении частного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:566, выраженного в письме от 02.08.2018 № ИСХ-18/МИО/04-02/8664,

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя - ФИО2 по доверенности от 12.05.2015;

от заинтересованного лица  - ФИО3 по доверенности от 13.04.2018;

от бюджетного учреждения культуры Омской области «Омский драматический театр «Галерка» -  ФИО4 по доверенности от 16.10.2017,

                                      У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1)  обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным отказа в установлении частного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:566, выраженного в письме от 02.08.2018 № ИСХ-18/МИО/04-02/8664, обязании совершить действия.

В качестве способа восстановления своих прав в сфере предпринимательской деятельности Предприниматель просит суд обязать Министерство имущественных отношений Омской области в 30-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить ФИО1 подписанное уполномоченным органом предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении поставленного на кадастровый учет части земельного участка  с кадастровым номером 55:36:090205:566 (учетная часть земельного участка № 1) на основании заявления  ФИО1 от 17.07.2018 вх. № 15368.

В судебном заседании поступило ходатайство от бюджетного учреждения культуры Омской области «Омский драматический театр «Галерка», с которым у Министерства  заключен договор о безвозмездном пользовании земельным участком, о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку, по его мнению, принятие решения по настоящему делу, затрагивает его права и обязанности.

Определением от 18.12.2018 суд, руководствуясь частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлек названное учреждение к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

В судебном заседании предприниматель требования поддержала.

Министерство, полагая свой отказ в установлении частного сервитута законным, указывает, что письмом от 02 августа 2018 года ИСХ-18 МИО/04-02/8664, предлагало Предпринимателю лишь провести кадастровые работы по образованию земельного участка, в отношении которого испрашивался сервитут, а также согласовать границы земельного участка с Бюджетным учреждение культуры Омской области «Омский драматический театр «ГАЛЕРКА» (далее по тексту «Учреждение»).

Учреждение ссылается на то, что использование части испрашиваемого земельного участка на правах сервитута, для выгрузки/погрузки ТМЦ из автотранспортных средств в магазин, принадлежащий Предпринимателю внутри двора, является:

-потенциально опасным ввиду антитеррористической защищенности с массовым пребыванием людей и рядом находящегося многоэтажного жилого дома;

-во внутренний двор Учреждения выходят два эвакуационных выхода для зрителей и работников Учреждения, при этом любой находящийся автомобиль, стоящий внутри двора является серьезным препятствием при возникновении пожара;

-     подъезжающие грузовые автомобили практически всегда не
отключают двигатель на протяжении всего процесса выгрузки товара, а
выхлопные газы попадают в окна учреждения со стороны гримерных комнат
с первого по третий этажи.

Представители Министерства и третьего лица в судебном заседании высказались согласно представленным отзывам, просили отказать в удовлетворении требований.

 Изучив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

    ФИО1 является собственником недвижимого имущества - помещения, расположенного на первом этаже дома, находящегося по адресу: <...> П-2, кадастровый номер 55:36:090205:15488 (далее также — Помещение).

17 июля 2018 года Заявитель обратилась в Министерство имущественных отношений Омской области  с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:090205:566 сроком 10 лет с целью обеспечения прохода и проезда в связи с использованием принадлежащего предпринимателю помещения. К данному заявлению в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в собственности Омской области» (утверждён приказом Минимущества от 21.07.2016 г. № 49-П) был приложен проект межевого плана по образованию части земельного участка с целью организации сервитута.

02 августа 2018 года Министерством был подготовлен ответ № ИСХ- 18/МИО/04-02/8664, в котором сообщено, что областной земельный участок свободен от прав третьих лиц, но в связи с тем, что часть земельного участка предполагается использовать на условиях сервитута сроком более трёх лет, при проведении кадастровых работ в отношении испрашиваемой части областного земельного участка необходимо предварительно согласовать границы этой части с бюджетным учреждением культуры Омской области «Омский драматический театр «Галёрка».

В этой связи Минимущество отказало заявителю в заключении соглашения об установлении сервитута.

Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушающим права в предпринимательской сфере,  ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Рассмотрев материалы дела в совокупности и взаимосвязи, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими  удовлетворению по следующим основаниям.

Право на обращение в суд принадлежит лицам в случае нарушения либо оспаривания их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способов защиты гражданских прав предусматривает, в том числе: признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьёй 13 ГК РФ, статьёй 198 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В силу пункта 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в  соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного  участка,      находящегося      в      государственной      или      муниципальной  собственности,   с   учетом   особенностей,   предусмотренных   главой   V.3   Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Пункт 2 статьи 274 ГК РФ устанавливает, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Пунктом 3 статьи 274 ГК РФ установлено, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установление сервитута.

Установление частного сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определённости в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путём добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.

Требование, предусмотренное пунктом 3 статьи 274 ГК РФ, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.

Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. 39.26 Земельного кодекса РФ, в которой указано на право заинтересованного лица представить в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и обязанность уполномоченного органа в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, выполнить одно из следующих действий:

-направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;

-направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;

-направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса.

-принять решение об отказе в установлении сервитута и направить решение заявителю с указанием оснований такого отказа.

Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 ЗК РФ (пункт 5 статьи 39.26 ЗК РФ).

В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения (пункт 6 статьи 39.26 ЗК РФ).

Пунктом 4 статьи 39.25 ЗК РФ установлено, что в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

В соответствии с п. 4 ст. 39.26 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях:

1)        заявление об установлении сервитута направлено в орган
исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не
вправе заключать соглашение об установлении сервитута;

2)планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;

3)установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Также, в соответствии с п. 27 Административного регламента Минимущество отказывает в предоставлении государственной услуги при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1)заявление не соответствует требованиям, установленным пунктом 14 Административного регламента, или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 15 Административного регламента;

2)Минимущество не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;

3)заявление подано лицом, не указанным в пункте 2 Административного регламента;

4)планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;

5)установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Указанных случаев для отказа Предпринимателю в предоставлении сервитута, Министерство по настоящему делу не привело, также как и не привело в обоснование своего отказа оснований, предусмотренных п. 27 регионального Регламента.

В соответствии со ст. 39.26. гл. V.3 ЗК РФ в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным     органом,     заинтересованное     лицо     представляет     в   уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане   территории.   В   заявлении   о   заключении   соглашения   об   установлении сервитута должны  быть указаны цель и  предполагаемый  срок действия сервитута.

Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в  отношении  всего земельного  участка,   приложение   схемы   границ   сервитута   на   кадастровом   плане территории к указанному заявлению не требуется.

Аналогичные     требования     предъявлены     и     в     административном  регламенте (далее по тексту «Регламент») о предоставлении государственной услуги    «Установление    сервитута    в    отношении    земельного    участка, находящегося в собственности Омской области», утвержденного приказом министерства имущественных отношений Омской области от 21 июля 2016 года № 49-п.

В частности, в п. 29 Регламента указано, что в случае подачи заявления об установлении сервитута в отношении части земельного участка на срок три и более года необходимым для предоставления государственной услуги является проведение кадастровых работ и подготовка межевого плана в отношении части земельного участка, подлежащей обременению сервитутом.

При этом, в соответствии с Федеральным законом «О кадастровой деятельности» (п. 4 ст. 1 Закона) под кадастровой деятельностью понимается выполнение работ в
отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными
федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается
подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления
государственного кадастрового учёта недвижимого имущества (далее -
кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее -
кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным
законом случаях.                                                                                                                                    

В соответствии со ст. 37 Федеральным законом «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в ст. 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в ст. 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

Суд обращает внимание, что в рассматриваемом случае заявителю не было направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, предполагающее проведение соответствующих работ, а направлен был отказ в установлении сервитута.

Как следует из материалов дела, Предприниматель при подаче в Министерство    заявления    об    установлении    на   часть принадлежащего последнему земельного участка с кадастровым номером  55:36:090205:566,   прав  сервитута,   приложила   к  нему  межевой   план   от   12.07.2018, который и является результатом кадастровых работ.

Как следствие, обжалуемый отказ Министерства, требующего от Предпринимателя совершения кадастровых работ, которые он уже осуществил, противоречит закону.

Относительно второго основания в отказе  Министерства, согласно которому Предпринимателю необходимо согласовать границы истребуемого земельного участка с Учреждением суд полагает необходимым указать, что нормы права, обязывающей заявителя произвести такое согласование, органом власти не приведено.   

Часть земельного участка, из испрашиваемого Предпринимателем общего участка на правах сервитута, имеет в соответствии с выпиской из ЕГРН разрешенное использование, - под общественно-деловую застройку, для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Т. е., испрашиваемая часть земельного участка на правах сервитута, не противоречит его разрешенному использованию под объектом Предпринимателя, которым он распоряжается на протяжении многих лет.

Указанное Помещение имеет единственное место выгрузки/погрузки ТМЦ, что подтверждается приобщенным к материалам дела заключением кадастрового инженера от 25.01.2019.  

Что касается аргументов третьего лица о том, что предоставление сервитута будет противоречить Постановлению Правительства РФ от 11.02.2017 N 176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" и Федеральному закону "О противодействии терроризму", суд полагает необходимым указать следующее.

В силу подпункта «б» пункта 22 Постановления выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем организации санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории).

Согласно подпунктам «а» и «в» пункта 23 приведенного Постановления пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:

а) организации санкционированного допуска граждан и транспортных средств на объекты (территории);

в) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий).

Вместе с тем, суд убежден, что установление сервитута наоборот способствует упорядочению и урегулированию соответствующих отношений, связанных с использованием земельным участком, и препятствует несанкционированному допуску граждан и транспортных средств на объекты и исключает факты бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий), так как четко определяет стороны, ответственные за выполнение условий сервитута.

Также суд принял во внимание, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается соответствие санитарно-эпидемиологическому законодательству упомянутой деятельности предпринимателя по сдаче помещения в аренду под магазин.  

Испрашиваемое Предпринимателем ограниченное право на часть земельного участка в виде сервитута является единственно возможным для осуществления им своих прав по распоряжению своим объектом недвижимости в целях предпринимательской деятельности, поскольку без его установления, она не сможет надлежащим образом распоряжаться (сдавать в аренду), использовать и владеть им для собственных нужд, поскольку без зоны выгрузки/погрузки ТМЦ будет отсутствовать возможность эксплуатировать магазин.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 167-170 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требование индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.

Признать недействительным отказ Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), выраженный в письме от 02.08.2018 № Мсх-18/МИО/04-02/8664, в установлении частного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:566 в пределах в пределах координат, установленных в межевом плане от 12.07.2018, приложенном к заявлению ФИО1 от 17.07.2018 вх. № 15368.

Обязать  Министерство имущественных отношений Омской области в 30-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить ФИО1 подписанное уполномоченным органом предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении поставленного на кадастровый учет части земельного участка  с кадастровым номером 55:36:090205:566 (учетная часть земельного участка № 1) на основании заявления  ФИО1 от 17.07.2018 вх. № 15368.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО5 (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, и в течение указанного срока может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья          В.И. Чернышев