ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-19722/20 от 20.05.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

мая 2021 года

№ дела

А46-19722/2020

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 20 мая 2021 года.

Полный текст решения 27 мая  2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Колмогоровой А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паничкиной М.А., рассмотрев в судебном заседании заявление акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация» (ИНН 5528201579, ОГРН 1085543024599) к Центральному Банку Российской Федерации в лице Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Омская область в лице Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822), Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (ИНН 5501253636, ОГРН 1135543053249) о признании незаконным решения об отказе в регистрации дополнительного выпуска акций,

при участии в судебном заседании представителей:

 от АО «Омскгазстройэксплуатация» - Третьяк И.А. по доверенности № 53/19 от 28.08.2019, Бичевой В.И.  по доверенности от 28.08.2019, личности удостоверены паспортами РФ, допущены;

от Центрального Банка Российской Федерации - Куторгина М.Г. (посредством веб-конференции) по доверенности от 11.06.2020, личность удостоверена паспортом РФ;

от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Омскгазстройэксплуатация» (далее –                                                              АО «Омскгазстройэксплуатация», Общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Омской области к Центральному Банку Российской Федерации в лице Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее –                    Управление, ЦБ РФ, Банк России, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в регистрации дополнительного выпуска акций.

Определением от 12.11.2020 указанное заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 11.01.2021; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Омская область в лице Министерства имущественных отношений Омской области (далее – Минимущество, третье лицо), Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее – Минэнерго,  третье лицо).

Определением арбитражного суда от 11.01.2021 дело признано подготовленным, назначено к судебному разбирательству на 02.02.2021.

В связи с удовлетворением ходатайства Управления протокольным определением от 02.02.2021 судебное заседание отложено на 04.03.2021.

Протокольным определением от 04.03.2021 судебное заседание отложено на 20.04.2021 для представления ЦБ РФ доказательств направления пояснения с приложениями в полном объеме в адрес лиц, участвующих в деле.

В связи с необходимостью ознакомления третьими лицами с поступившими в материалы дела документами протокольным определением от 20.04.2021 судебное заседание отложено на 20.05.2021.

В судебном заседании, состоявшемся 20.05.2021, представителем заявителя заявленные требования с учетом представленных возражений на отзыв поддержаны в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -                     АПК РФ) о месте и времени рассмотрения дела, не явились, возражений на заявленные требования в суд не предоставили.

Информация о рассмотрении дела в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса на основании статьи 156 АПК РФ по имеющимся доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение представителей сторон, суд установил следующее.

По результатам рассмотрения представленного пакета документов письмом от 22.10.2020 № Т6-15/29715 Управление уведомило Общество о принятии Банком России 22.10.2020 решения об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций. При этом единственным основанием для отказа в государственной регистрации явилось нарушение абзаца 2 пункта 28.5 Стандарта эмиссии в части несоблюдения целого коэффициента распределения акций.

Основанием для отказа в государственной регистрации выпуска дополнительных акций Общества явился тот факт, что коэффициент распределения дополнительных акций в количестве 32 391 акция составляет 0,0010548195837, что не является целым числом.

АО «Омскгазстройэксплуатация» за защитой своих прав обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав на следующие обстоятельства.

Единственным акционером Общества, которому принадлежат все размещенные акции, является Омская область в лице Минимущества.

АО «Омскгазстройэксплуатация» является непубличным акционерным обществом, поскольку его акции не размещались публично (путем открытой подписки).

Уставный капитал Общества составляет 3 070 762 100 руб. и разделен на 30 707 621 акцию, номинальной стоимостью 100 руб. каждая.

В соответствии с частью 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Общество в рамках реализации государственной программы Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 264-п, заключило с Минэнерго Соглашение № 3-Г о предоставлении субсидии из областного бюджета на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства от 28.06.2019 (далее - Соглашение).

Одним из условий предоставления субсидии, согласно части 8 статьи 78 БК РФ, является последующее увеличение уставного капитала юридических лиц - получателей субсидии, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предметом Соглашения являлось предоставление из областного бюджета в 2019  субсидии АО «Омскгазстройэксплуатация» на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства: «Распределительный газопровод по ул. 10, 11, 12 Заовражная в г. Калачинске Омской области» (далее - объект). Строительство объекта завершено Обществом в 2019.

Согласно отчету о расходах АО «Омскгазстройэксплуатация», на строительство объекта выполнен объем работ на сумму 3 239 100 руб. предоставленной субсидии.

Пунктом 5.3.12 Соглашения предусмотрено, что увеличение уставного капитала за счет имущества акционерного общества должно соответствовать требованиям пункта 5 статьи 28 Закона об акционерных обществах.

29.06.2020 единственный акционер АО «Омскгазстройэксплуатация» принял решение № 43 об увеличении уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акций в количестве 32 391 шт., номинальной стоимостью 100 руб. (сумма освоенной субсидии 3 239 100 руб.,  номинальная стоимость акции 100 руб.).

Таким образом, единственный акционер своим решением определил следующие обязательные для Общества параметры размещения акций:      дополнительный выпуск, а не увеличение номинальной стоимости размещенных акций; количество акций выпуска - 32 391 штук; способ размещения - распределение среди акционеров.

АО «Омскгазстройэксплуатация» указало, что данный способ размещения является «техническим» и не предусматривает совершение гражданско-правовых сделок, направленных на отчуждение Обществом выпущенных акций, как, например, при закрытой подписке.

Данный способ (распределение среди акционеров) наиболее соответствует смыслу предоставляемой субсидии из регионального бюджета и учитывает положения БК РФ, поскольку единственный акционер - Омская область - сначала финансирует путем предоставления субсидии строительство газопровода, который оформляется в собственность Общества, как специализированной газораспределительной организации, а впоследствии единственный акционер в качестве компенсации своих затрат на строительство получает все акции, выпущенные за счет данного имущества Общества.

Таким образом, обеспечивается реализация принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленного в статье 38 БК РФ.

По мнению заявителя, оспариваемый отказ ЦБ РФ в государственной регистрации дополнительного выпуска акций, выраженный в письме Управления от 22.10.2020                   № Т6-15/29715, не соответствует федеральному законодательству в силу следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона об акционерных обществах при увеличении уставного капитала общества за счет его имущества путем размещения дополнительных акций эти акции распределяются среди всех акционеров. При этом каждому акционеру распределяются акции той же категории (типа), что и акции, которые ему принадлежат, пропорционально количеству принадлежащих ему акций. Увеличение уставного капитала общества за счет его имущества путем размещения дополнительных акций, в результате которого образуются дробные акции, не допускается.

Таким образом, Закон об акционерных обществах не содержит иных ограничений в части размещения дополнительных акций, кроме запрета образования дробных акций и необходимости пропорционального распределения акций между акционерами.

Пунктом 28.5 Стандарта эмиссии предусмотрено, что размещение дополнительных акций путем распределения их среди акционеров акционерного общества должно осуществляться всем акционерам - владельцам акций всех категорий (типов) этого акционерного общества. При этом каждому акционеру должны быть распределены акции той же категории (типа), что и акции, которые ему принадлежат, пропорционально количеству принадлежащих ему акций. Коэффициент распределения дополнительных акций среди акционеров акционерного общества должен быть выражен целым числом.

Согласно пункту 28.6 Стандарта эмиссии, образование дробных акций у акционеров - владельцев целых акций в результате распределения дополнительных акций не допускается.

Стандарт эмиссии не содержит легального определения коэффициента распределения дополнительных акций среди акционеров, либо порядок его расчета.

При этом решение Банка России об отказе в регистрации не содержат механизма (формулы) расчета данного коэффициента распределения.

В пункте 49.3 Стандарта эмиссии, регулирующем совершенно иной тип правоотношений по размещению акций, размещаемых при реорганизации юридических лиц в форме выделения, в части требования к порядку такого размещения указано, что он должен содержать количество акций определенной категории (типа) акционерного общества, реорганизуемого в форме выделения, на которую распределяется одна акция акционерного общества, создаваемого в результате выделения (коэффициент распределения), в случае, если способом размещения акций при реорганизации в форме выделения является их распределение, следовательно, коэффициент распределения в данном случае определяется как соотношение количества акций реорганизуемого акционерного общества к количеству акций создаваемого акционерного общества, происходит деление изначально большего количества акций на меньшее количество акций.

Данный механизм определения коэффициента распределения акций является специальной нормой и применим только для размещения акций при реорганизации юридических лиц в форме выделения и не применим для размещения акций, распределяемых среди акционеров.

Стандарт эмиссии содержит определения различных коэффициентов применительно к различным особенностям эмиссии акций: коэффициент консолидации (пункт 15.3), коэффициент дробления (пункт 15.6), коэффициент обмена (пункты 46.2, 47.4, 49.3), коэффициент конвертации (пункты 47.4, 49.3), однако, не определяет коэффициент распределения дополнительных акций для главы 28 Стандарта эмиссии «Особенности размещения дополнительного выпуска акций, размещаемых путем распределения среди акционеров».

При подготовке пакета документов для эмиссии дополнительных акций                                АО «Омскгазстройэксплуатация» предполагало, что коэффициент распределения дополнительных акций среди акционеров, о котором идет речь в абзаце втором пункте 28.5 Стандарта эмиссии, означает, что каждому акционеру должны быть распределены дополнительные акции пропорционально количеству принадлежащих ему акций.

В частности, если коэффициент распределения дополнительных акций, рассчитанный как соотношение размещенных ценных бумаг к количеству акций дополнительного выпуска, является целым числом, это означает, что каждому акционеру приходится целое количество акций и дробные акции не образуются. Требование о целом коэффициенте распределения дополнительных акций не имеет самостоятельного экономического и юридического значения в том случае, если акции распределяются единственному акционеру, что уже исключает образование дробного числа акций, поскольку фактическое «распределение» не осуществляется.

При определении коэффициента распределения дополнительных акций как соотношения количества акций дополнительного выпуска к находящимся в обращении акциям неправомерно ограничиваются права эмитента, поскольку для осуществления дополнительного выпуска при таком способе размещения он должен быть либо равен уставному капиталу, либо в 2, 3, 4 или любое другое целое число раз превышать действующий уставный капитал.

АО «Омскгазстройэксплуатация» на протяжении длительного времени последовательно увеличивало свой уставный капитал, который в настоящее время составляет 3 070 762 100 руб. и разделен на 30 707 621 акцию.

Требования ЦБ РФ, по мнению заявителя, являются неисполнимыми, поскольку для увеличения уставного капитала за счет имущества АО «Омскгазстройэксплуатация» дополнительный выпуск должен равняться минимум 30 707 621 акции, либо быть в 2, 3, 4 раза больше, что объективно невозможно, поскольку Общество не осуществляет строительство газопроводов стоимостью минимум 3,07 млрд. руб.

Более того, увеличение уставного капитала за счет средств субсидии возможно только на сумму фактически освоенных средств, то есть на сумму, фактически уплаченную подрядчику по контракту, цена которого определяется по результатам публичных торгов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следовательно, у Общества и единственного акционера отсутствует возможность получить целый коэффициент распределения в том виде, как его рассчитывает Управление, поскольку ни цена контракта на строительство газопровода, ни стоимость фактически выполненных работ не могут быть достоверно известны Обществу для целей будущей эмиссии.

Оспариваемый отказ в государственной регистрации дополнительного выпуска акций нарушает экономические права Общества на увеличение уставного капитала, создает значительные препятствия к выполнению обязательств, принятых Обществом по соглашению о предоставлении субсидии, и влечет для Общества негативные экономические последствия в виде необходимости возврата субсидии.

Поскольку Общество увеличивает свой уставный капитал за счет имущества,                                      у АО «Омскгазстройэксплуатация» в силу пункта 5.3.12 Соглашения и пункта 5 статьи 28 Закона об акционерных обществах существует только два способа увеличить уставный капитал:    увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций, которые распределяются среди всех акционеров, который и был реализован Обществом;      увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций.

Единственный акционер АО «Омскгазстройэксплуатация» - Омская область в лице Министерства имущественных отношений - принял решение об увеличении уставного капитала именно по первому способу, поскольку второй способ предусматривает возврат значительной части субсидии, фактически освоенной эмитентом при строительстве газопровода для нужд населения Омской области.

В частности, увеличение уставного капитала Общества по второму способу путем увеличения номинальной стоимости акций предусматривает «распределение» суммы субсидии в размере 3 239 100 руб. на текущее количество акций в размере 30 707 621 штук., вследствие чего на каждую акцию приходится 0,105481195 руб. от суммы субсидии, следовательно, при округлении данного числа каждая акция будет стоить либо 100,10 руб., либо 100,11 руб.

В случае увеличения номинальной стоимости акций на 10 коп. неучтенной в новом уставном капитале останется сумма субсидии в размере 168 337 руб. 90 коп.

В случае увеличения номинальной стоимости акций на 11 коп. увеличение уставного капитала превысит средства субсидии на 138 738,31 руб., которые не могут быть изысканы за счет средств АО «Омскгазстройэксплуатация», поскольку Стандарт эмиссии в пунктах 15.15 и 28.2 ограничивает виды имущества, за счет которого может быть увеличен уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций, и такое имущество у Общества отсутствует.

Согласно пунктам 6.3, 6.4 Соглашения, в случае нарушения Обществом условий предоставления субсидии вся субсидия подлежит возврату в областной бюджет.

Следовательно, поскольку АО «Омскгазстройэксплуатация» в связи с наличием незаконного отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска акций не выполнило условие о последующем увеличении уставного капитала, сумма субсидии в размере 3 239 100 руб. должна быть возвращена в областной бюджет, что повлечет реальные убытки для Общества, которое будет осуществлять такой возврат за счет собственных средств.

В случае увеличения уставного капитала за счет увеличения номинальной стоимости акций на 10 коп. АО «Омскгазстройэксплуатация» также не выполнит условие предоставления субсидии и должно будет вернуть всю сумму субсидии в бюджет.

Отказ в государственной регистрации дополнительного выпуска акций Общества, по мнению заявителя, противоречит части 5 статьи 28 Закона об акционерных обществах, обладающей большей юридической силой, и не содержащей таких ограничений при увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций, которые распределяются среди всех акционеров; нарушает экономические права                            АО «Омскгазстройэксплуатация» как эмитента путем введения экономически необоснованных и непропорциональных ограничений при увеличении уставного капитала общества; не соответствует требованиям правовой определенности ввиду отсутствия в Стандарте эмиссии легального определения данного коэффициента либо механизма его расчета; нарушает права АО «Омскгазстройэксплуатация» как получателя бюджетных средств, поскольку не позволяет исполнить публичное обязательство, основанное на части 8 статьи 78 БК РФ и постановлении Правительства Омской области от 02.02.2018 № 16-п                   «Об отдельных вопросах предоставления субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Омской области, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества».

Как указал ЦБ РФ в отзыве на заявление со ссылками на нормы Закона об акционерных обществах, Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг), Стандарта эмиссии, размещение дополнительных акций путем распределения их среди акционеров акционерного общества должно осуществляться всем акционерам - владельцам акций всех категорий (типов) этого акционерного общества. При этом каждому акционеру должны быть распределены акции той же категории (типа), что и акции, которые ему принадлежат, пропорционально количеству принадлежащих ему акций. Коэффициент распределения дополнительных акций среди акционеров акционерного общества должен быть выражен целым числом (пункт 28.5 Стандарта эмиссии).

Иные требования к коэффициенту распределения дополнительных акций среди акционеров акционерного общества, а также порядок расчета такого коэффициента Стандартом эмиссии  не установлены.

Исходя из общепринятого понимания, коэффициент - это число, на которое нужно помножить какую-либо величину, чтобы получить требуемую при данных условиях.

08.09.2020 АО «Омскгазстройэксплуатация» в Банк России представлены документы для государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных акций, размещаемых путем их распределения среди акционеров акционерного общества.

Решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных акций в количестве 32 391 шт. номинальной стоимостью 10 руб. каждая посредством их распределения среди акционеров акционерного общества принято единственным акционером АО «Омскгазстройэксплуатация» - Омской областью в лице Министерства имущественных отношений Омской области 29.06.2020 (решение № 43).

Пунктом 5 документа, содержащего условия размещения акций                                               АО «Омскгазстройэксплуатация», предусмотрено, что все дополнительные акции эмитента размещаются единственному акционеру - Омской области в лице Минимущества, однако, поскольку на дату принятия решения о размещении акций уставный капитал Общества составляет 3 070 762 100 руб. и состоит из      30 707 621 обыкновенной акции, коэффициент распределения дополнительных акций эмитента не имеет целого значения (на 1 размещенную акцию эмитента распределяется 0,0010548195837 акции дополнительного выпуска), что является нарушением требований абзаца 2 пункта 28.5 Стандарта эмиссии.

Согласно пункту 5.17 Стандарта эмиссии, в случае выявления несоответствия документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, включая нарушения, предусмотренные пунктом 5.18 Стандарта эмиссии, Банк России в соответствии с пунктом 6 статьи 20 Закона о рынке ценных бумаг направляет эмитенту уведомление о необходимости устранения этого несоответствия.

В уведомлении от 23.09.2020 № Т6-15/26186 о необходимости устранения несоответствий, содержащихся в представленных документах, направленном Банком России в адрес АО «Омскгазстройэксплуатация», регистрирующим органом было указано эмитенту на несоответствие коэффициента распределения дополнительных акций требованиям                    абзаца 2 пункта 28,5 Стандарта эмиссии.

По результатам рассмотрения Банком России документов, представленных эмитентом 14.10.2020, установлено, что указанное несоответствие Обществом не устранено.

Условия осуществления заявителем дополнительного выпуска ценных бумаг должны соответствовать требованиям пункта 28.5 Стандарта эмиссии.

Минимущество в отзыве на заявление указало, что требование Стандарта эмиссии, связанное с целым коэффициентом распределения дополнительных акций, не имеет юридической силы в случае распределения акций единственному акционеру и исключает образование дробного числа акций, следовательно, дополнительный выпуск акций                           АО «Омскгазстройэксплуатация» соответствует требованиям Закона об акционерных обществах.

Кроме того, увеличение уставного капитала Общества осуществлено за счет средств субсидии, предоставленной Омской областью в соответствии с частью 8 статьи 78 БК РФ и постановлением Правительства Омской области от 02.02.2018 № 16-п «Об отдельных вопросах предоставления субсидий юридическим лицам, 100 % акций (долей) которых принадлежит Омской области, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества», и, соответственно, не может превышать суммы ее освоения.

Принимая во внимание, что на момент принятия решения единственного акционера уставный капитал АО «Омскгазстройэксплуатация» составляет 3 070 726 100 руб. и состоит из 30 707 621 обыкновенных акций, выразить коэффициент распределения дополнительных акций целым числом в рамках предоставленной субсидии не представляется возможным.

Минэнерго в отзыве на заявление указало, что между ним и                                                        АО «Омскгазстройэксплуатация» заключено Соглашение.

Одним из условий предоставления субсидии является последующее увеличение уставного капитала юридических лиц - получателей субсидии - в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предметом Соглашения являлось предоставление из областного бюджета в 2019  субсидии Обществу на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства: «Распределительный газопровод по ул. 10, 11, 12 Заовражная в г. Калачинске Омской области» (далее - объект), строительство которого завершено Заявителем в 2019.

Строительство объекта предусмотрено региональной программой газификации Омской области на 2016-2020 годы, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 14.11.2016 № 196.

Построенный объект позволил обеспечить газоснабжением 45 абонентов и обеспечить газоснабжение жителей трех улиц микрорайона комплексной застройки «Заовражный» в                г. Калачинске.

Согласно отчету о расходах АО «Омскгазстройэксплуатация», на строительство объекта выполнен объем работ совокупно на сумму 3 239 100 руб. предоставленной субсидии.

В соответствии с пунктами 5.1, 5.1.3 Соглашения Главный распорядитель средств (Минэнерго) обязуется требовать возврата субсидии в случае нарушения получателем условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и соглашением, выявленного по фактам проверок, проведенных Главным распорядителем средств и уполномоченным органом государственного финансового контроля.

Порядок предоставления указанной субсидии установлен постановлением Правительства Омской области от 02.02.2018 № 16-п «Об отдельных вопросах предоставления субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Омской области, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества» (далее -                               Постановление № 16-п).

Согласно пункту 1 Постановления № 16-п, порядок определяет процедуру принятия решений о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам на приобретение объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов юридических лиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, целью предоставления субсидии является последующее увеличение уставного капитала получателя субсидии.

В силу подпункта 3 пункта 12 Постановления № 16-п условием предоставления субсидии является ее использование в соответствии с целями предоставления субсидии, предусмотренными пунктом 1 Постановления № 16-п, следовательно, условием предоставления субсидии является последующее увеличение уставного капитала.

В случае если уставный капитал Общества не будет увеличен на сумму освоенной субсидии, что неизбежно будет установлено в ходе проверочных мероприятий, Минэнерго будет обязано потребовать возврата субсидии за фактически построенный для нужд населения Омской области газопровод.

Более того, согласно подпункту 2 пункта 15 Постановления № 16-п, Главный распорядитель отказывает в перечислении субсидии в случае выявления нарушений по результатам проведенных главным распорядителем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Таким образом, Минэнерго при решении вопроса о предоставлении заявителю субсидии на строительство последующих объектов откажет в перечислении субсидий                       АО «Омскгазстройэксплуатация» в связи с нарушением условий предоставления субсидии в случае, если оспариваемое в настоящем деле решение Банка России не будет отменено и уставный капитал заявителя не будет увеличен.

Данные обстоятельства фактически заблокируют участие Омской области как публично-правового образования в строительстве газораспределительных сетей на территории региона в форме, установленной частью 8 статьи 78 БК РФ.

В возражениях на отзыв ЦБ РФ АО «Омскгазстройэксплуатация» указало, что коэффициент распределения, рассчитанный как произведение количества акций дополнительного выпуска и доли акций, приходящейся на акционера, для акционерных обществ с единственным акционером всегда будет целым числом, таким образом, формально требования нормативных актов при регистрации дополнительного выпуска акций будут соблюдены.

В отзыве на возражения заявителя ЦБ РФ указал, что выводы                                                       АО «Омскгазстройэксплуатация» основаны на неверном толковании норм права, коэффициент распределения дополнительных акций среди акционеров акционерного общества должен быть выражен целым числом.

В возражениях на дополнительный  отзыв ЦБ РФ Общество указало, что действия Банка России являются непреодолимым препятствием для реализации на территории Омской области по поручению Президента Российской Федерации социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации.

06.05.2021 официально опубликовано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 № 1152-р, которым во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 31.05.2020 утвержден План мероприятий («дорожная карта») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов РФ (далее - План).

В соответствии с пунктом 2 Плана до 2022 необходимо осуществить ускоренную догазификацию всех населенных пунктов.

Пунктом 12 Плана предусмотрено обязательное взаимодействие хозяйствующих субъектов, 50 и более процентов акций которых находится в государственной собственности, с субъектами РФ при реализации региональных программ газификации                    АО «Омскгазстройэксплуатация» является единственным хозяйствующим субъектом на территории Омской области - газораспределительной организацией, 100 % акций которой принадлежат Омской области.

Таким образом, только Общество на территории Омской области может получить субсидии из областного бюджета на основании части 8 статьи 78 БК РФ на исполнение региональной программы газификации, с обязательным условием последующего увеличения уставного капитала.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд находит требования АО «Омскгазстройэксплуатация» подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Право на обращение в суд принадлежит лицам в случае нарушения либо оспаривания их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ).

Частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно части 8 статьи 78 БК РФ, в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц (в случаях, установленных федеральными законами, на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными указанными юридическими лицами капитальными вложениями в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц или в государственной (муниципальной) собственности), и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решения о предоставлении субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, на осуществление капитальных вложений и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации в определяемом ими порядке. В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, указанные решения в отношении таких объектов капитального строительства принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.

Предоставление субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия.

В указанный договор (соглашение) подлежат включению положения, определяющие обязанность юридического лица, которому предоставляется субсидия, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, осуществлять закупки за счет средств, полученных на осуществление капитальных вложений и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а также закупки в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, подлежащих в случаях, установленных федеральными законами, передаче в государственную (муниципальную) собственность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также положение о возврате в соответствующий бюджет остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году (за исключением субсидии на возмещение затрат, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и субсидии, предоставляемой в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых является указанная субсидия), если получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, не принято в порядке, установленном нормативными правовыми (правовыми) актами, указанными в абзаце четвертом настоящего пункта, решение о наличии потребности в использовании этих средств на цели предоставления субсидии в текущем финансовом году.

Порядок предоставления субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 264-п утверждена государственная программа Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области»

Согласно пункту 1 Постановления № 16-п, Порядок определяет процедуру принятия решений о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Омской области (далее - юридические лица), на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц (в случаях, установленных федеральными законами, на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными юридическими лицами капитальными вложениями в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц или в собственности Омской области (далее соответственно - установленные случаи, затраты)), и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - субсидия), предоставления субсидий, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидии, срокам и условиям их предоставления, порядок принятия решения о наличии потребности в использовании остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году, на цели предоставления субсидии в текущем финансовом году.

В силу подпункта 3 пункта 12 Постановления № 16-п условием  предоставления субсидии является использование субсидии в соответствии с целями предоставления субсидии, предусмотренными пунктом 1 настоящего Порядка, решением о предоставлении субсидии и договором (соглашением) о предоставлении субсидии.

Решение ЦБ РФ об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций АО «Омскгазстройэксплуатация» создает предпосылку для отказа в перечислении субсидии Главным распорядителем в силу пункта 15 Постановления № 16-п ввиду выявления нарушений по результатам проведенных главным распорядителем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд на основании представленных доказательств устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Из части 1 статьи 66 АПК РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны представлять доказательства. Эта обязанность основана на статье 65 АПК РФ, в соответствии с которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Часть 1 статьи 9 АПК РФ гласит, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументировано, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения. Правовая позиция об этом сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 № 12505/11, от 08.10.2013                      № 12857/12.

Принцип диспозитивности, характерный для гражданских правоотношений, распространяет свое действие и на процессуальные отношения; в арбитражном процессе диспозитивность означает, что процессуальные отношения возникают, изменяются и прекращаются, главным образом, по инициативе непосредственных участников спорных правоотношений, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться процессуальными правами и спорным материальным правом.

Арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела были созданы условия для установления фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора (часть 3 статьи 9, статья 66 АПК РФ).

Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Единственным основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска акций АО «Омскгазстройэксплуатация» явилось нарушение абзаца 2 пункта 28.5 Стандарта эмиссиив части несоблюдения целого коэффициента распределения акций.

Исходя из буквального толкования пункта 28.5 Стандарта эмиссии,размещение дополнительных акций путем распределения их среди акционеров акционерного общества должно осуществляться всем акционерам - владельцам акций всех категорий (типов) этого акционерного общества.

При этом каждому акционеру должны быть распределены акции той же категории (типа), что и акции, которые ему принадлежат, пропорционально количеству принадлежащих ему акций.

Коэффициент распределения дополнительных акций среди акционеров акционерного общества должен быть выражен целым числом.

Образование дробных акций у акционеров - владельцев целых акций в результате распределения дополнительных акций не допускается (пункт 28.6 Стандарта эмиссии).

Таким образом, принимая во внимание, что единственным акционером                                    АО «Омскгазстройэксплуатация» является Омская область в лице Минимущества, при дополнительном выпуске акций Общества коэффициент распределения дополнительных акций среди акционеров акционерного общества будет выражен целым числом, что действующему законодательству не противоречит.

Суд приходит к выводу, что дополнительный выпуск акций не повлечет образования дробных акций у акционеров в результате распределения дополнительных акций.

Учитывая, поставленные Президентом Российской Федерации задачи по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения потребителей Российской Федерации, а также невозможность реализации региональной программы газификации ввиду отказа ЦБ РФ в государственной регистрации дополнительного выпуска акций АО «Омскгазстройэксплуатация», суд находит требования Общества подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы, которые состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела, распределяемые в порядке, предусмотренном главой 9 АПК РФ.

Согласно статье 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, с учетом результатов рассмотрения дела судебные расходы                             АО «Омскгазстройэксплуатация»  по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. подлежат взысканию с заинтересованного лица.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 101, 110, 121, 123, 156, 167-170, 173, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявленные акционерным обществом «Омскгазстройэксплуатация» (ИНН 5528201579, ОГРН 1085543024599)  требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Банка России от 22.10.2020 об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация» (ИНН 5528201579, ОГРН 1085543024599).

Обязать Сибирское главное управление Центрального Банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска акций акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация»                       (ИНН 5528201579, ОГРН 1085543024599) по представленному заявлению на государственную регистрацию с приложенными документами от 28.08.2020 и изменениями от 05.10.2020.

Взыскать с Центрального Банка Российской Федерации в лице Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (ИНН 7702235133,                               ОГРН 1037700013020) в пользу акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация»                 (ИНН 5528201579, ОГРН 1085543024599) 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Настоящий судебный акт на основании части 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (вынесения).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, заверенные надлежащим образом копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления в арбитражный суд соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручены уполномоченным представителям нарочно под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         А.Е. Колмогорова