ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-20067/2021 от 10.02.2022 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

16 февраля 2022 года

№ дела

А46-20067/2021

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10 февраля 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Омской области в составе cудьи Пермякова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голдыревой В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комфортное жилье» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации Центрального административного округа города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>); Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о возложении обязанности принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости,

при участии в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное предприятие города Омска «Тепловая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 644116, <...>, А),акционерное общество «Омские распределительные тепловые сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 644037, <...>), открытое акционерное общество «Аптечная сеть «Омское лекарство» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 644050, <...>),

в заседании суда приняли участие:

от истца – ФИО1 по доверенности от 20.08.2021, паспорт, диплом, директор ФИО2, паспорт,

от АЦАО – не явились, извещены,

от Департамента – ФИО3 по доверенности от 01.10.2021, служебное удостоверение, диплом,

от МП города Омска «Тепловая компания»– ФИО4 по доверенности от 24.12.2021, паспорт, диплом,

от иных третьих лиц – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Комфортное жилье» (далее – ООО «Комфортное жилье», Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Центрального административного округа города Омска (далее – Администрация, ответчик), Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее – Департамент, ответчик) о возложении обязанности в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости - тепловых сетей, находящихся в подвалах многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <...> д. 19;<...>, от внешней стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> д. 19, до наружных фланцев к входным задвижкам на ИТП в подвалах указанных многоквартирных жилых домов, до сварного шва на врезке в теплотрассу в подвале МКД, расположенного по адресу: <...> д. l9/1.

Определением от 10.11.2021 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие города Омска «Тепловая компания» (далее – МП г. Омска «ТК», третье лицо).

Определением от 11.01.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Омские распределительные тепловые сети» (далее – АО «ОмскРТС», третье лицо), открытое акционерное общество «Аптечная сеть «Омское лекарство» (далее – ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство», третье лицо).

В судебном заседании представитель истца требования поддержал.

Представитель Департамента возражал против удовлетворения требования, указав на тот факт, что спорные тепловые сети не являются муниципальной собственностью, принадлежат жильцам домов.

Представитель МП города Омска «Тепловая компания» возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку спорные тепловые сети соответствуют критериям общего имущества собственников помещений дома.

Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили.

Согласно отзыва Администрации ЦАО, последняя возражает против удовлетворения заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Комфортное жилье» на основании договоров управления МКД б/н от 01.03.2015 является управляющей организацией, которая обслуживает МКД № 19 и № 19/1, расположенные по адресу: <...>.

В целях разграничения заключения договора с ресурсоснабжающей организацией управляющая компания направила для подписания МП г. Омска «Тепловая компания», АО «Омск РТС» и ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» Акт границы балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) тепловых сетей, расположенных в указанных выше МКД.

Ответчик письмом от 13.06.2018 № 3381-ИП/06 отказал ООО «Комфортное жилье» в подписании акта в связи с тем, что данный вопрос к компетенции МП г. Омска «Тепловая компания» не относится, в соответствии со статьей 161 ЖК РФ обслуживание инженерных коммуникаций, отнесенных к общему имуществу жильцов в МКД, должно осуществляться одним из способов: непосредственное управление собственниками в МКД, управление ТСЖ, управление управляющей организацией.

Истец, посчитав поведение ответчика противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы ООО «Комфортное жилье», обратился в арбитражный суд с исковым заявлением, рассмотренным в рамках дела № А46-20219/2018.

Решением Арбитражного суда Омской области от 21.03.2019 по делу № А46-20219/2018, в удовлетворении искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Комфортное жилье» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к муниципальному предприятию города Омска «Тепловая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о возложении обязанности по подписанию акта границ балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) тепловых сетей, расположенных по адресу: <...>, - в редакции истца, отказано.

После неудачной попытки согласовать акт границ балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) спорных тепловых сетей и возложить на МП г. Омска «Тепловая компания» обязанность подписать такой акт, истец обратился в Администрацию города Омска с требованием поставить указанные тепловые сети на учет в качестве бесхозяйных.

В письме от 10.02.2021 N9 Исх-АЦАО/622 Администрация ЦАО г. Омска указала на отсутствие оснований для признания права муниципальной собственности на тепловые сети в МКД по процедуре, предусмотренной ст. 225 ГК РФ.

Общество считает, что тепловые сети, находящиеся в подвалах многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <...> д. 19; <...>, от внешней стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> д. 19, до наружных фланцев к входным задвижкам на ИТП в подвалах указанных многоквартирных жилых домов, до сварного шва на врезке в теплотрассу в подвале МКД, расположенного по адресу: Омская обл., г. Омск, ул.26-яСеверная, д.19/1, не имеют собственника и потому отвечают признакам бесхозяйного имущества, сформулированного в п. 1 ст. 225 ГК РФ.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд не находит требование Общества подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Частью 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В силу части 1 статьи 66 АПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны представлять доказательства. Эта обязанность основана на статье 65 АПК РФ, в соответствии с которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументировано, со ссылкой на конкретные документы, указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения. Правовая позиция об этом сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 № 12505/11, от 08.10.2013 № 12857/12.

Принцип диспозитивности, характерный для гражданских правоотношений, распространяет свое действие и на процессуальные отношения; в арбитражном процессе диспозитивность означает, что процессуальные отношения возникают, изменяются и прекращаются, главным образом, по инициативе непосредственных участников спорных правоотношений, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться процессуальными правами и спорным материальным правом.

Арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела были созданы условия для установления фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора (часть 3 статьи 9. статья 66 АПК РФ).

Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Как указывает истец, основным видом деятельности ООО «Комфортное жилье» является реализация жилищно-коммунальных услуг населению.

Истец считает, что тепловые сети, находящиеся в подвалах многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <...> д. 19; <...>, от внешней стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> д. 19, до наружных фланцев к входным задвижкам на ИТП в подвалах указанных многоквартирных жилых домов, до сварного шва на врезке в теплотрассу в подвале МКД, расположенного по адресу: <...>, не имеют собственника и потому отвечают признакам бесхозяйного имущества.

В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной вещью является вещь, не имеющая собственника, или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В силу пункта 8 Правил № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Из положений пунктов 5, 6 Правил № 491 следует, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Объектами теплопотребления по рассматриваемому спору являются МКД, находящиеся в управлении истца, и аптека, принадлежащая ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство».

МКД общедомовыми приборами учета тепловой энергии не оборудованы, в спорные тепловые сети имеется врезка тепловых сетей, обслуживающих указанную выше аптеку.

Как считает ООО «Комфортное жилье», на собственников помещений бремя содержания имущества, не относящегося к общему имуществу данных собственников в многоквартирном доме, возложено быть не может.

Управление многоквартирным домом, согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 ЖК РФ, должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещении в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Как следует из частей 1, 2.3, 12 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом включает предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, за качество которых управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещении в многоквартирном доме. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с договорными обязанностями по договору управления, согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ, ответчик обязан предоставлять коммунальные услуги в виде горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения, отопления, для чего в соответствии с положениями пункта 31 «б» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, обязан приобретать коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций.

Частью 3 статьи 165 ЖК РФ предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг являются лица, осуществляющие предоставление коммунальных услуг.

Из содержания статей 154, 161ЖК РФ следует вывод о неразрывности статуса управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг. Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилой дом коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.

Согласно статье 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуг.

В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно статье 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из статьи 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений, вне зависимости от их фактического использования, наличия расходов на содержание собственного помещения, расходов на коммунальные услуги (статьи 37, 39 ЖК РФ, пункты 16, 30, 31 Правил № 491, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 № 4910/10).

В соответствии с пунктом 2 раздела I Правил № 491 в состав общего имущества МКД включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Как следует из письма администрации Центрального административного округа города Омска от 10.02.2021 № Исх-АЦАО/622 по информации МП г. Омска «Тепловая компания» теплотрасса, проходящая по техническому подвалу жилых домов 19 и 19/1 по ул. 26-я Северная, построена и служит прежде всего для теплоснабжения дома 19 по ул. 26-я Северная.

От теплотрассы подключены 2 индивидуальных тепловых пункта, осуществляющих распределение тепловой энергии в доме 19 и индивидуальный тепловой пункт в доме 19/1 по ул. 26-я Северная.

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ тепловые сети, находящиеся в техническом подвале многоквартирных жилых домов 19 и 19/1 по ул. 26-я Северная, относятся к общему имуществу, принадлежат жильцам этих домов на праве собственности и в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ должны обслуживаться управляющей организацией, в данном случае ООО «Комфортное жилье».

Согласно указанному письму тепловые сети, расположенные в подвалах многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: ул. 26 Северная, дом 19, ул. 26 Северная, дом 19/1 (далее - тепловые сети в МКД), в реестре муниципального имущества города Омска не учтены, муниципальной собственностью города Омска не являются.

Как указано Обществом спорные сети используются для обслуживания многоквартирных жилых домов используются для обсечения теплоснабжения жильцов домов 19 и 19/1 по ул. 26-я Северная, однако собственник отсутствует.

Между тем, Обществом не доказано, что указанные сети строились не для обслуживания указанных домов.

Отсутствие у спорных сетей собственника не является безусловным основанием для признания названного имущества бесхозяйным и понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по постановке его на учет.

По правилам статьи 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строении, сооружении и неотделимых улучшении земельного участка (замощение, покрытие и другие).

К линейным объектам в силу пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружении» (далее - Закон №384-ФЗ) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно- технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных

Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (пункт 21 части 2 статьи 2 Закона №384-Ф3).

Пунктом 23 части 2 статьи 2 этого же Закона установлено, что под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Между тем, Общество не отрицает, что спорные сети непосредственно примыкают и расположены в границах многоквартирных домов 19 и 19/1 по улице 26-я Северная, и земельного участка.

Таким образом, по своему функциональному назначению спорные инженерные коммуникации предназначены для обслуживания многоквартирных домов, являются их неотъемлемой частью, в связи чем не могут являться самостоятельным объектом недвижимого имущества, подлежащего учету в качестве бесхозяйного.

В свою очередь расположение наружных сетей в границах двух многоквартирных домов не является безусловным основанием для признания их бесхозяйными.

В данном случае, наличие подключения к сетям потребителей в любом случае свидетельствует об отсутствии признаков бесхозяйственности спорных сетей.

При этом, действующее законодательство не исключает возможности нахождения в общей долевой собственности инженерных сетей и объектов, предназначенных для эксплуатации жилого здания и находящихся за внешней границей его стен.

Соответственно, наличие у органа местного самоуправления обязанности по осуществлению действий, направленных на принятие спорных объектов на учет в качестве бесхозяйных, материалами дела не доказана.

Как следует из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным, при этом, не принятое на кадастровый учет недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств - наличие правопритязаний на объект недвижимого имущества или фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.

Учитывая использования сетей для обеспечения нужд жильцов многоквартирного дома, отсутствуют основания для признания сетей бесхозяйными.

Обществом не представлено доказательств, подтверждающих, что строительство сетей не связано с обслуживанием многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Постановление № 491) внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно пункту 2 Постановления № 491 в состав общего имущества включаются технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации.

Учитывая положения Постановления № 491, тепловые сети, проложенные по техническим подвалам многоквартирных домов 19 и 19/1 по улице 26-й Северной, относятся к внутридомовым инженерным сетям.

Данный факт подтверждается в решении Арбитражного суда Омской области от 21.03.2019 № А46-20219/2018.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации.

По смыслу приведенных норм права, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности.

Таким образом, спорное оборудование и тепловые сети, находящиеся в подвальном помещении многоквартирного жилого дома соответствуют критериям общего имущества собственников помещений дома, поскольку внутридомовая система отопления представляет собой единый комплекс водотеплоснабжения на основании положений статей 218, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.

Собственники помещении в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Управление многоквартирным домом, согласно пунктам 1,2 и 9 статьи 161 ЖК РФ, должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из содержания статей 154, 161 ЖК РФ следует вывод о неразрывности статуса управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг. Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилой дом коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.

Таким образом, именно ООО «Комфортное жилье» должно обслуживать соответствующее общее имущество внутри многоквартирных домов, находящихся на их управлении. Исходя из факта нахождения спорного трубопровода в подвале жилых домов, управляемых Истцом, вне зависимости от определения юридической судьбы указанного спорого имущества, истец не может быть освобожден от эксплуатационной ответственности за его содержание.

Как следует из материалов дела, процедура по сбору доказательств, подтверждающих бесхозяйность объектов, предусмотренная распоряжением Администрации города Омска от 17.01.2011 № 4-р «О взаимодействии структурных подразделений Администрации города Омска по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей», расположенных на территории ЦАО г. Омска, администрацией Центрального административного округа г. Омска фактически проведена, оснований для признания имущества бесхозяйным не установлено.

При этом, поскольку тепловые сети, проложенные по техническим подвалам многоквартирных домов 19 и 19/1 по улице 26-й Северной, относятся к внутридомовым инженерным сетям, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания спорных тепловых сетей бесхозяйным имуществом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В главе 9 АПК РФ определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах. Согласно статье 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина при подаче исковых заявлений неимущественного характера уплачивается в размере 6 000 руб.

ООО «Комфортное жилье» при подаче искового заявления в арбитражный суд уплатило в доход федерального бюджета государственную пошлину на сумму 6 000 руб.

Согласно статье 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом результатов рассмотрения иска расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ООО «Комфортное жилье».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 49, 101, 110, 123, 156, 167-170, 176, 179-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Комфортное жилье» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации Центрального административного округа города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>), Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о возложении обязанности в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости - тепловых сетей, находящихся в подвалах многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <...> д. 19;<...>, от внешней стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> д. 19, до наружных фланцев к входным задвижкам на ИТП в подвалах указанных многоквартирных жилых домов, до сварного шва на врезке в теплотрассу в подвале МКД, расположенного по адресу: <...> д. l9/1, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Настоящий судебный акт на основании части 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (вынесения).

Судья В.В. Пермяков