ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-20146/18 от 23.01.2019 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

23 января 2019 года

№ дела

А46-20146/2018

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)  к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>)  о  привлечении к административной ответственности по частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола от 14.11.2018 № АП-55/2-774, без вызова лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее – Управление Роскомнадзора по Омской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – заинтересованное лицо, ФГУП «Почта России») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее в том числе КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 14.11.2018 № АП-55/2-774.

Определением арбитражного суда от 22.11.2018 заявление Управления в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства.

Заинтересованное лицо не оспаривая события административного правонарушения просило применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить его от административного наказания ограничившись устным предупреждением.

Руководствуясь статьями 123, 156 и 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает заявленное требование по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

В ходе рассмотрения обращения ФИО1 (вх. № 01-20-1369/55 от 15.10.2018) поступившего в Управление Роскомнадзора по Омской области по вопросу доставки (вручения) международного почтового отправления, выявлены нарушения лицензионных условий (лицензия 162571) и обязательных требований при оказании услуг почтовой связи, а именно:

- нарушен порядок доставки (вручения) международного почтового отправления (мелкий пакет № 2А475509331НК). Согласно информации, предоставленной ФГУП «Почта России» в рамках рассмотрения обращения, почтовое отправление № 2А475509331НК является мелким пакетом категории «простое», и пересылается без приписки к сопроводительным документам на всем пути прохождения, за исключением факта поступления в адресное ОПС и вручение адресату. Данное почтовое отправление поступило 01.10.2018 в адресное ОПС Омск 644031, и 03.10.2018 было выдано адресату (копия извещения отсутствует).

Сведения,     подтверждающие     факт     вручения     мелкого     пакета    № 2А475509331НК адресату отсутствуют. Следовательно, мелкий пакет на имя ФИО1 работниками отделения почтовой связи Омск 644031 Омского почтамта УФПС Омской области - филиала ФГУП «Почта России» выдан без расписки на извещении ф. 22.

По факту выявленного нарушения главным специалистом-экспертом ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении № АП-55/2/731 от 23.10.2018, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании данного протокола Управление Роскомнадзора по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.

На основании статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 14.11.2018 № АП-55/2-774, в рассматриваемом случае в вину заинтересованному лицу вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и выразившегося в несоблюдении при оказании услуг почтовой связи лицензионных требований, установленных Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 234.

Статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» определены понятия: услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; почтовые отправления - адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры; письменная корреспонденция - простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты.

Почтовые правила, принятые Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 (далее - Почтовые правила) введены в действие приказом Минсвязи России от 14.11.1992 № 416. До настоящего времени данный документ не утратил силу и может применяться в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам Российской Федерации (в том числе Правилам).

Статьей 454 Почтовых правил установлено, что входящие мелкие пакеты учитываются по накладным ф. 16, обрабатываются и вручаются адресату так же, как и внутренние ценные бандероли. Согласно статье 168 Почтовых правил ценные бандероли выдаются адресатам под расписку на извещениях ф. 22. Выдачу ценной бандероли работник связи удостоверяет своей подписью.

Согласно пункту 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 (далее Правила) по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: простые и регистрируемые. Регистрируемые (заказные, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения,

Пунктом 33 Правил установлено, что вручение регистрируемых почтовых отправлений адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств. При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование: данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе); реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель). Указанные данные могут фиксироваться, в том числе путем их внесения оператором почтовой связи в установленные им типовые формы (бланки) документов, характер информации в которых предусматривает включение в них персональных данных адресата или его уполномоченного представителя, используемых для оказания услуг почтовой связи и обработки персональных данных. Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя).

Также оператором связи ФГУП «Почта России» приказом от 01.07.2014 № 190-п утвержден Порядок приема и вручения международных почтовых отправлений (по тексту Порядок). В соответствии с подпунктом 4.2. пункта 4 Порядка адресат предъявляет заполненное извещение ф. 22 и документ, удостоверяющий личность. Работник отделения почтовой связи (далее ОПС) сверяет данные, указанные в извещении ф. 22 с данными, указанными в предъявленном документе. По номеру извещения ф. 22 работник ОПС подбирает в кладовой хранения соответствующее международное почтовое отправление (далее МПО) и проверяет соответствие данных на МПО и в извещении ф. 22. Адресат подтверждает получение мелкого пакета подписью на извещении ф. 22 и указывает дату получения. Работник ОПС проставляет свою подпись. После этого выдает международное почтовое отправление адресату.

Изменения в нормативные акты по доставке (вручению) мелких пакетов не внесены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» «оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи».

ФГУП «Почта России» оказывает услуги почтовой связи на территории Российской Федерации в соответствии с лицензией № 162571 предоставленной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) на основании приказа от 19.02.2018 № 85-рчс в порядке продления срока действия лицензии № 108074 от 11.04.2013. Лицензия имеет приложение (лицензионные требования), являющееся ее неотъемлемой частью.

Пунктом 5 лицензионных требований на лицензиата возложена обязанность по оказанию услуг почтовой связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» Правила оказания услуг почтовой связи утверждены, и зарегистрированы в Минюсте России 26.12.2014 № 35442. Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.

Согласно   подпункту   «в»   пункту   46   Правил   операторы   почтовой   связи   обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Аналогичное положение закреплено в статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

Нарушение ФГУП «Почта России» своих обязанностей по оказанию услуг почтовой связи пользователям услуг почтовой связи, необеспечение качества услуг почтовой связи ущемляют права и законные интересы граждан и юридических лиц и являются существенно значимыми. В данном случае поступило обращение ФИО1 по факту некачественного оказания услуг почтовой связи (мелкий пакет адресатом не получен).

Вина юридического лица, допустившего правонарушение, заключается в непринятии необходимых и достаточных мер для соблюдения норм и правил, а также невыполнении обязанности осуществления своей деятельности в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации. Возможность соблюдения действующего законодательства у юридического лица ФГУП «Почта России» имелось, т.к. указанное лицо в установленном законом порядке в исполнительной и распорядительной деятельности не ограничивалось.

Таким образом суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано событие и состав вменяемого административного правонарушения, однако, суд не находит оснований для привлечения предприятия к административной ответственности ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьёй, - по истечении трёх месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Статьёй 4.8 Кодекса предусмотрено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Длящимся является такое правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Данное правонарушение не может быть отнесено к категории длящихся, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения правонарушения, а не с момента его обнаружения.

В настоящем случае срок давности привлечения предприятия к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истёк.

Дела о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваются в порядке упрощённого производства.

Часть 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трёх суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен 14.11.2018. С заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области обратилось в суд 16.11.2018.

Возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощённого производства от заявителя не поступало; обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощённого производства, указанных в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не выявлено.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием к прекращению производства по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

 В соответствии с абзацем 4 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2, учитывая, что сроки, предусмотренные статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. Поскольку пропуск срока давности привлечения к административной ответственности служит самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 206, 228-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении  требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области о привлечении к административной ответственности Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», отказать.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, и в течение указанного срока может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.В. Ярковой