ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-2098/20 от 18.11.2020 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

23 ноября 2020 года

№ дела

А46-2098/2020

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 ноября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2020 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Колмогоровой А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паничкиной М.А., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление акционерного общества «Омский бекон» (ИНН 5500000061, ОГРН 1025501857325) к обществу с ограниченной ответственностью «Магнит» (ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601,                   ОГРН 1025501867962), Министерства природных ресурсов и экологии Омской области              (ИНН 5504224070, ОГРН 1115543007359), Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН 5503051635, ОГРН1025500751418), - о признании бездействий незаконными,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – Коваль Ю.В. по доверенности от 27.01.2020 № 9, личность удостоверена паспортом РФ, допущена;

от ответчика – Шарманова А.М. по доверенности от 16.03.2020 № 28-20, личность удостоверена паспортом РФ, допущена;

от третьих лиц:

- от Министерства природных ресурсов и экологии Омской области - Джаманнкулова О.К. по доверенности от 23.12.2019, личность удостоверена паспортом, допущена;

- от администрации Омского муниципального района Омской области, Региональной энергетической комиссии Омской области – не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Омский бекон» (далее – АО «ОБ», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Магнит»  (далее – ООО «Магнит», ответчик) о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, указанных в обращении истца, и обязании выполнить действия, предусмотренные пунктом 16, 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), в отношении несанкционированных мест размещения отходов, указанных в письме исх. № 01-17/1285 от 04.10.2019, а также о взыскании 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Определением от 13.02.2020 указанное исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 18.03.2020.

В предварительном судебном заседании, состоявшемся 18.03.2020, представителем ООО «Магнит» представлен отзыв на исковое заявление, в котором ответчик просил суд в удовлетворении иска отказать.

Определением арбитражного суда от 18.03.2020 дело признано подготовленным, назначено к судебному разбирательству на 23.04.2020.

Определением Арбитражного суда Омской области от 22.04.2020 на основании Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации № 821 от 08.04.2020 и в связи с невозможностью проведения судебного заседания в назначенную дату судебное заседание в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), отложено на 21.05.2020.

23.04.2020 в суд от АО «ОБ» поступили возражения на отзыв ответчика, в котором доводы иска поддержаны в полном объеме.

В судебном заседании, состоявшемся 21.05.2020, представителем ООО «Магнит» представлены дополнения к отзыву на исковое заявление, в которых, в том числе указано, что рассмотрение настоящего спора невозможно без участия собственника земельного участка, на котором размещены отходы.

Протокольным определением от 21.05.2020 рассмотрение дела в судебном заседании отложено на 24.06.2020.

Определением Арбитражного суда Омской области от 08.06.2020 на основании Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 345 «О проведении военных парадов и артиллерийского салюта в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и Парада Победы 24 июня 1945 г.» и в связи с невозможностью проведения судебного разбирательства в назначенную дату рассмотрение дела в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 АПК РФ, отложено на 23.06.2020.

Протокольным определением от 23.06.2020 судебное разбирательство в связи с удовлетворением ходатайства ответчика отложено на 02.07.2020.

В заседании суда, состоявшемся 02.07.2020, представителем ООО «Магнит» представлено ходатайство об истребовании сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Определением Арбитражного суда Омской области от 02.07.2020 рассмотрение дела отложено на 28.07.25020 в связи с истребованием дополнительных доказательств.

Определением арбитражного суда от 28.07.2020 в связи с отсутствием состава суда и невозможностью проведения судебного заседания в назначенную дату в соответствии с абзацем 2 части 5 статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство отложено на 03.09.2020.

В  материалы дела 29.07.2020 и 14.08.2020 поступили истребованные судом документы.

В заседании, состоявшемся 03.09.2020, представитель ответчика представил дополнение к отзыву на исковое заявление.

Судом  в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 04.09.2020 до                    10 часов 50 минут, информация о котором размещена в электронном сервисе «Картотека арбитражных дел».

После окончания перерыва судебное заседание продолжено 04.09.2020 с участием представителей сторон, присутствовавших до объявления перерыва.

Определением Арбитражного суда Омской области от 04.09.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее – Минприроды, третье лицо),  администрация Омского муниципального района Омской области (далее – Администрация, третье лицо) и Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее – РЭК Омской области, третье лицо), в связи с чем на основании пункта 4 статьи 51 АПК РФ дело назначено к судебному разбирательству на 30.09.2020.

В заседании суда, состоявшемся 30.09.2020, представителем Администрации представлен отзыв на исковое заявление, в котором третье лицо указало, ссылаясь на     пункты 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), пункты 16, 17 Правил № 1156, соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области от 17.08.2018 (далее – Соглашение от 17.08.2018) и Приказ РЭК Омской области от 20.03.2019 № 24/13, что с 01.04.2019 лицом, обязанным ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО на территории Омской области, является ООО «Магнит».

В Омской области полномочия в области обращения с ТКО было закреплено за Минстроем в силу статьи 6 Закона Омской области от 27.12.2006 № 842-03 «Об отходах производства   и   потребления» и пункта  12   Положения   о   Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 72.

Законом Омской области от 25.03.2019 № 2155-03 «О внесении изменений в Закон Омской области «Об отходах производства и потребления в Омской области», вступившим в законную силу 26.03.2019, указанные выше полномочия переданы от Минстроя к Минприроды.

Также третье лицо сообщило, что решением Омского районного суда Омской области от 18.12.2018 по делу № 2а-2642/2018, вступившим в законную силу 20.02.2019, на Администрацию и Минстрой возложена обязанность устранить загрязнение земельных участков от ТКО в границах земельного участка, расположенного в северо­-западной части кадастрового квартала 55:20:100101 в селе Лузино Омского муниципального района Омской области, между сараями расположены четыре площадки для размещения отходов, площадь одной площадки 1 500 кв.м, объем отходов 400 куб.м, площадь трех других площадок по                400 кв.м каждая, объем отходов 200 куб. на каждой площадке; на земельном участке, расположенном в пределах кадастрового квартала 55:20:100103, на расстоянии 1150 метров западнее села Лузино Омского муниципального района Омской области, площадью более 2000 кв.м, объем 1000 куб.м; на земельном участке, расположенном в пределах  кадастрового  квартала 55:20:101801,  в  лесополосе  вдоль  западной стороны на расстоянии от 70 до 800 м южнее кадастрового квартала 55:20:101801, площадью более 5 га, объем               1500 куб.м.

По не зависящим от Администрации причинам указанное решение суда не исполнено.

По мнению третьего лица, довод ответчика о том, что несанкционированное место размещения отходов ООО «Магнит» не обнаруживало, не имеет под собой правового обоснования, поскольку о данном факте региональному оператору было сообщено АО «ОБ» 04.10.2019, а также сообщалось Минприроды  23.12.2019.  

Представителем Минприроды также предоставлен для приобщения к материалам дела отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в соответствии с земельным законодательством обязанность по предотвращению загрязнения земель лежит, прежде всего, на собственниках загрязненного земельного участка или на органе местного самоуправления муниципального района как на органе, уполномоченном распоряжаться неразграниченными земельными участками. Собственник земельного участка имеет право устранить загрязнение своего земельного участка самостоятельно или посредством заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО (пункт 39 раздела III Правил № 1156, статья 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Представителем ООО «Магнит» представлены дополнения к отзыву на исковое заявление, в которых ответчик указал, что при наличии представленных сторонами доказательств спор между сторонами фактически отсутствует, оснований для удовлетворения искового заявления не имеется.

В связи с поступившими в материалы дела письменно изложенными позициями участвующих в деле лиц протокольным определением от 30.09.2020 судебное разбирательство отложено на 18.11.2020.

16.11.2020 и 17.11.2020 в суд от ООО «Магнит» поступили дополнения к отзыву на исковое заявление, в которых позиция, изложенная ранее, с учетом поступивших в материалы дела документов поддержана.

В судебном заседании, состоявшемся 18.11.2020, представитель АО «ОБ» представил заявление в порядке статьи 49 АПКРФ, просил суд признать незаконным бездействие регионального оператора, выразившееся в невыполнении действий, предусмотренных пунктами 16, 17 Правил № 1156 в отношении несанкционированных мест размещения отходов, указанных в обращении истца исх. № 01-17/1285 от 04.10.2019, обязать                      ответчика выполнить указанные действия и взыскать 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Представитель ООО «Магнит» высказал позицию, согласно доводам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Представитель Минприроды просил суд в удовлетворении иска отказать.

Администрация и РЭК Омской области, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.

Информация о рассмотрении дела в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса на основании статьи 156 АПК РФ по имеющимся доказательствам.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований на основании следующего.

Право на обращение в суд принадлежит лицам в случае нарушения либо оспаривания их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ).

В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в арбитражном суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Частью 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Исковые требования АО «ОБ» основаны на следующем.

На территории Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в нарушение действующего законодательства функционируют четыре свалки ТКО, расположенные на земельных участках, не предназначенных для этих целей, в непосредственной близости от жилых массивов, производственных объектов АО «ОБ» и граничат с находящимися в собственности истца землями сельскохозяйственного назначения, на которых выращиваются зерновые культуры.

Выявленные места размещения отходов не определены Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 № 74, в качестве мест сбора и накопления отходов.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Закона № 89-ФЗ).

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны не допускать порчу, загрязнение земель и иное негативное воздействие на почвы, следовательно, органы публичной власти, как правообладатели в отношении земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на вышеуказанных земельных участках.

Кроме того, на основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

Статья 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Органам местного самоуправления предоставлено право предоставлять такие земельные участки, заключать в отношении таких земельных участков договоры мены, соглашения об установлении сервитута, о перераспределении земельных участков, на выдачу разрешений на использование земель и земельных участков в соответствии с ЗК РФ.

В соответствии со статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами  № 1156.

Согласно пунктам 2, 9, 10 Правил № 1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Складирование ТКО осуществляется потребителями в местах сбора и накопления ТКО следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 15                                     Правил № 1156).

Согласно статьям 24.6, 24.7 Закона № 89-ФЗ, прием, транспортирование, обработка, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляется региональным оператором на основании соглашения, заключенного с органами исполнительной власти субъекта РФ, а также договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемых с собственником ТКО.

Исходя из требований пункта 16 Правил № 1156, ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО осуществляется региональным оператором в соответствии с соглашением, заключенным с органом государственной власти субъекта РФ, при этом собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.

Между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО «Магнит» заключено Соглашение 17.08.2018, пунктом 1.4 которого предусмотрено, что региональный оператор начинает осуществлять свою деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного РЭК Омской области тарифа на услуги регионального оператора.

Приказом РЭК Омской области № 24/13 от 20.03.2019 установлен единый тариф на услугу регионального оператора, который вступил в силу с 01.04.2019.

В соответствии с пунктом 2.1.7 Соглашения от 17.08.2018 региональный оператор обязан обеспечить обращение с ТКО, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей, оставленными без возможности определения их собственника в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно пункту 2.1.21 Соглашения от 17.08.2018, в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб.м, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в Соглашении от 17.08.2018, региональный оператор обязан организовать ликвидацию таких отходов в порядке, установленном Правилами №1156.

Подпункт «д» пункта 12 Правил конкурсного отбора № 881 устанавливает требование о наличии сведений о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы ТКО и которые не предназначены для этих целей, количестве ТКО, складированных в таких местах.

В соответствии с пунктом 4.4 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 № 74, несанкционированные и выведенные из эксплуатации места накопления отходов представлены в Приложении 4.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 11.10.2019 № 79 утверждены Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области (далее – Правила № 79), в соответствии с пунктами 16, 17 которых в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО, а также уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Подпунктом 19 пункта 13 Правил № 79 предусмотрено, что при обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО региональный оператор принимает меры, направленные на их ликвидацию в порядке, установленном Правилами № 1156.

АО «ОБ» уведомило (письмо исх.№01-17/1285 от 04.10.2019) ООО «Магнит» о наличии на территории Лузинского сельского поселения несанкционированных мест размещения отходов с указанием их местоположения и просило в порядке и сроки, установленные Правилами № 1156, принять меры, направленные на их ликвидацию.

В ответе на сообщение ответчик сообщил истцу о том, что обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов напрямую на регионального оператора законом не возложена, одновременно ООО «Магнит» пояснило, что уведомления собственнику земельных участков не направлялись в связи с тем, что места размещения отходов не выявлены.

В связи с бездействием регионального оператора АО «ОБ» обратилось с жалобой в Минприроды и Прокуратуру Омской области, которая переадресовала обращение истца в Минприроды.

Минприроды в ответе на обращение истца сообщило, что администрация Лузинского сельского поселения вправе принять участие в отборе муниципальных образований Омской области для предоставления субсидий.

ООО «Магнит», в свою очередь, возражая относительно удовлетворения заявленных исковых требований, со ссылкой на решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2019                              № АКПИ19-623 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 17, 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156» и разъяснения, данные в письме Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО», указало следующее.

Охрана земель, согласно статье 13 ЗК РФ, представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии с действующим законодательством и сложившейся судебной практикой обязанности по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО лежит на лицах, допустивших несанкционированное размещение отходов производства и потребления.

В случаях, когда в результате принятых мер по установлению виновного лица (проведение рейдовых осмотров, административных расследований и т.п.), такое лицо не установлено, бремя по ликвидации места несанкционированного размещения отходов ложится на собственника (арендатора) земельного участка, на муниципальных землях - на органы местного самоуправления.

Пункт 17 Правил № 1156 предусматривает ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самим региональным оператором в случае, если собственник земельного участка не обеспечит ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно, а пункт 18 Правил № 1156 обязывает собственника земельного участка самостоятельно обеспечить ликвидацию такого места или заключить договор на оказание услуг по его ликвидации с региональным оператором.

Указанные пункты Правил № 1156 регулируют отношения по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО на земельном участке собственника, соответствуют нормам законодательства в области обращения с отходами, земельного и гражданского законодательства, и не могут рассматриваться как нарушающие права административного истца.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, по мнению ответчика, именно на собственнике земельного участка лежит обязанность по устранению места несанкционированного размещения ТКО.

При этом в соответствии с действующим законодательством собственник имеет возможность выбрать способ ликвидации места несанкционированного размещения ТКО: самостоятельно или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором (пункт 18                     Правил № 1156).

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а)  уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;

б)  уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации     выявленного     места     несанкционированного размещения ТКО.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 Правил № 1156).

Более того, законодательством не предусмотрена возможность возложения обязанности по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов напрямую на регионального оператора.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

Согласно части 2 статьи 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ                    «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Таким образом, как считает ответчик, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами, а также позволяющих производить их утилизацию и обработку.

Пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).

Таким образом, по мнению ООО «Магнит», федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления.

Статья 24.7 Закона № 89-ФЗ регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО. Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

При несанкционированном размещении ТКО собственники земельных участков не являются собственниками этих отходов, в связи с чем обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, предусмотренная пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, у них не возникает.

Региональный оператор не может подменять собой собственника земельного участка, на котором было обнаружено место несанкционированного размещения ТКО.

Согласно действующему законодательству региональный оператор по обращению с ТКО обязан осуществлять их транспортирование в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления в Омской области, которая должна включать в себя, в том числе данные о нахождении источников образования и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также схему потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, которая является обязательной для операторов по обращению с ТКО (пункт 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ) и не определяет механизм ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО.

Требования к территориальной схеме обращения с отходами установлены статьей 13.3 Закона № 89-ФЗ.

Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе данные о нахождении источников образования и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также схему потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, которая является обязательной для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ) и не определяет механизм ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО.

В Приложение № 8 к действующей Территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 № 39, содержащей адресный перечень мест несанкционированного размещения отходов, в строке № 589 указано место несанкционированного размещения отходов с координатами 73.03106403326403 54.92354147609148.

Кроме того, в указанном приложении установлено, что ориентировочный объем отходов 17297,5 кв.м.

Согласно данным публичной карты, собственность на земельные участки не разграничена, соответственно, собственником земельных участков является орган местного самоуправления - Администрация.

Из выписки ЕГРН следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 55:20:101101:3, на котором расположены несанкционированно размещенные отходы, является АО «ОБ», имеется обременение в виде ипотеки, следовательно, истец обязан самостоятельно ликвидировать несанкционированно размещенные отходы                    (статьи 209, 210 ГК РФ, статьи 12, 13, 42 ЗК РФ).

Ликвидация мест несанкционированного размещения отходов - отдельный вид деятельности, выходящий за рамки мусорной реформы, осуществляемый вне договоров по оказанию услуг по обращению с ТКО, более того, расходы по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов не входит в единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО «Магнит», осуществляется не за счет потребителей. Именно поэтому на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО должен быть отдельный договор.

На настоящий момент между ООО «Магнит» и администрацией Лузинского района Омской области отсутствуют договорные отношения по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО.

Ответчик считает, что обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов должна быть возложена на собственника земельного участка с предоставлением ему  права  выбора  способа ликвидации:   самостоятельно  или  с  привлечением  ООО «Магнит» путем заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Региональный оператор считает себя ненадлежащим ответчиком ввиду того, что бремя содержания и охраны земельных участков в соответствии с действующим законодательством не является обязанностью регионального оператора по обращению с ТКО.

АО «ОБ» не представлено сведений о времени образования места несанкционированного размещения ТКО, компонентном составе отходов и принадлежности их к ТКО.

Места несанкционированного размещения отходов были обнаружены Минприродой 01.06.2018, о чем стало известно собственникам земельных участков: АО «ОБ», Администрации, решение Омского районного суда Омской области по делу № 2а-2642/2018, обязывающее Администрацию, вынесено 18.12.2018, до того, как региональный оператор приступил к оказанию услуг по обращению с ТКО на территории города Омска и Омской области.

Вступившее в законную силу решение Омского районного суда Омской области от 18.12.2018 по делу № 2а-2642/2018, которым на Администрацию возложена обязанность устранить загрязнение земельных участков, содержит сведения о земельных участках, которые совпадают с земельными участками, заявленными истцом в настоящем споре.

В рассматриваемом споре, по мнению ответчика, бездействие регионального оператора отсутствует.

Согласно части 1 статьи 64, статьям 71, 168 АПК РФ, арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В силу части 1 статьи 66 АПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны представлять доказательства. Эта обязанность основана на статье 65 АПК РФ, в соответствии с которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 58 Конституции Российской Федерации обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Из статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) следует, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Охрана земель, согласно статье 13 ЗК РФ, представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ                    «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Статьей  8  Закона № 89-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления    муниципальных районов в области обращения с ТКО: 

- создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО;

- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;

- разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

- участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

- принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;

- осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

- участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;

- установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,    порядка   их   разработки    и   утверждения    применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

- осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля;

- установление порядка ведения регионального кадастра отходов;

- определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества ТКО, предназначенных для захоронения;

- утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО;

- утверждение инвестиционных программ в области обращения с ТКО;

- утверждение производственных программ в области обращения с ТКО;

- установление нормативов накопления ТКО;

- организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО;

- утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления);

- регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;

- разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО;

- утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, спорные земельные участки, на которых обнаружена несанкционированная свалка, находятся в собственности Администрации.

Согласно части 2 статьи 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 1156 собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26.04.2016 № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Нерюнгринский район», в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Сведения о том, что спорный земельный участок закреплен за третьими лицами, отсутствуют, доказательств того, что на момент рассмотрения дела указанная несанкционированная свалка ликвидирована, в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Администрация является надлежащим лицом, которое несет обязанность по осуществлению мероприятий по охране спорного земельных участков, в том числе по недопущению их загрязнения, истощения, деградации, порчи, и иного негативного воздействия.

Поскольку обнаруженная несанкционированная свалка является следствием невыполнения Администрацией своих обязанностей как собственника земельного участка, постольку возложение на регионального оператора обязанности по устранению причиненного природным объектам вреда противоречило бы вышеуказанным требованиям закона и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Кроме того, решением Омского районного суда Омской области от 18.12.2018 по делу № 2а-2642/2018, вступившим в законную силу, на Администрацию возложена обязанность устранить загрязнение земельных участков от ТКО в границах земельного участка, расположенного в северо-западной части кадастрового квартала 55:20:100101 в селе Лузино Омского муниципального района Омской области.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной и (или) резолютивной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. При этом преюдициальность означает не только отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства, но и запрещает их опровержение. Такое положение существует до тех пор, пока судебный акт, в котором установлены эти факты, не будет отменен в порядке, установленном законом.

Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 № 2013/12).

В рамках дела № 2а-2642/2018 установленные судом обстоятельства относительно несанкционированного размещения отходов имеют преюдициальное значение по настоящему спору, поскольку земельные участки, как указанные в решении Омского районного суда Омской области, так и названные истцом, совпадают.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011                          № 30-П разъяснено, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2016 № 303-ЭС15-16010, предъявление требования с обоснованием иной оценки доказательств направлено на опровержение уже установленных по другому делу обстоятельств, то есть на их переоценку.

Следовательно, иная оценка доказательств в сравнении с той, которая была сделана судом при рассмотрении дела № 2а-2642/2018 противоречит нормам процессуального законодательства.

Относительно доводов истца и Администрации с отсылкой на Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 № 74, суд считает необходимым указать, что данный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 № 39.

Суд, руководствуясь указанными выше нормами, признавая преюдицию и учитывая установленные обстоятельства, приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В главе 9 АПК РФ определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах. Согласно статье 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом результатов рассмотрения иска расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 101, 110, 121, 123, 156, 167-171, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований акционерного общества «Омский бекон»                   (ИНН 5500000061, ОГРН 1025501857325)  отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Настоящий судебный акт на основании части 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (вынесения).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, заверенные надлежащим образом копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления в арбитражный суд соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручены уполномоченным представителям нарочно под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         А.Е. Колмогорова