ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-2098/20 от 26.05.2022 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

июня 2022 года

№ дела

А46-2098/2020

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 мая 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 01 июня 2022 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Колмогоровой А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паничкиной М.А., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление акционерного общества «Омский бекон» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Магнит» (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН <***>,                ОГРН <***>), Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН <***>, ОГРН<***>), - о признании бездействий незаконными,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца - ФИО1 по доверенности от 12.01.2022, личность удостоверена паспортом, допущена,

от ответчика - ФИО2 по доверенности от 24.02.2022, личность удостоверена паспортом, допущена,

от третьих лиц:

- от Администрации - ФИО3 по доверенности от 10.01.2022, личность удостоверена паспортом, допущена,

- от Минприроды Омской области - ФИО4 по доверенности от 24.12.2021, личность удостоверена паспортом, допущена,

от РЭК Омской области - не явились, извещена надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Омский бекон» (далее – АО «ОБ», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Магнит»  (далее – ООО «Магнит», ответчик) о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, указанных в обращении истца, и обязании выполнить действия, предусмотренные пунктом 16, 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), в отношении несанкционированных мест размещения отходов, указанных в письме исх. № 01-17/1285 от 04.10.2019, а также о взыскании 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Определением от 13.02.2020 указанное исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению.

Определением Арбитражного суда Омской области от 04.09.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее – Минприроды, третье лицо),  администрация Омского муниципального района Омской области (далее – Администрация, третье лицо) и Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее – РЭК Омской области, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Омской области от 23.11.2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.06.2021 № Ф04-2662/2021 указанные судебные акты арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.

В названном постановление судом округа рекомендовано при новом рассмотрении дать оценку доводам сторон, представленным доказательствам в их взаимосвязи и совокупности в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ, установить фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе касающиеся включения (невключения) спорных мест размещения твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в перечень мест несанкционированного размещения отходов, являющийся приложением к Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области от 17.08.2018 (далее – Соглашение от 17.08.2018), в Территориальную схему обращения с отходами производства и потребления в Омской области; наличия ответственности регионального оператора в отношении земельных участков, на которых на дату составления конкурсной документации выявлены места складирования ТКО и которые не предназначены для этих целей, и на основании установленных обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.

Определением Арбитражного суда Омской области от 08.07.2021 дело назначено к рассмотрению.

В судебном заседании, состоявшемся 30.07.2021, представителями ответчика и Минприроды Омской области представлены отзывы на исковое заявление.

Определением Арбитражного суда Омской области от 30.07.2021 в Омском районном суде Омской области истребованы материалы дела № 2а-2642/2018, в рамках которого установлены обстоятельства, касающиеся земельных участков, на которых АО «ОБ» обнаружены места несанкционированного размещения отходов.

18.08.2021 в суд поступило из Омского районного суда Омской области дело № 2а-2642/2018.

В судебном заседании, состоявшемся 02.09.2021, представителем Администрации представлен отзыв на исковое заявление.

В судебном заседании, состоявшемся 06.10.2021, представителем ООО «Магнит» представлен отзыв на исковое заявление.

Представителем Минприроды Омской области представлен Приказ от 10.09.2021 № 87 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26 мая 2020 года № 39», в котором, в частности указано о том, что территориальная схема обращения с отходами производства и потребления в Омской области в редакции настоящего приказа для всеобщего и бесплатного доступа размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Минприроды Омской области.

В судебном заседании, состоявшемся 08.12.2021, представителем Администрации представлен отзыв на исковое заявление.

В судебном заседании, состоявшемся 13.01.2022, представителем АО «ОБ» представлено заявление в порядке статьи 49 АПК РФ, в котором истец просил суд признать незаконным бездействие регионального оператора, выразившееся в невыполнении действий, предусмотренных пунктами 16, 17 Правил № 1156, обязать ООО «Магнит» выполнить указанные действия в отношении несанкционированных мест размещения отходов, указанных в обращении АО «ОБ» исх. № 01-17/1285 от 04.10.2019, расположенных по адресам:

- Омский муниципальный район, Лузинское сельское поселение, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала № 55:20:101103, 350 м западнее земельного участка с кадастровым № 55:20:100101:2618 (расположенного по адресу: <...>); в 60 м юго-восточнее опоры высоковольтной линии электропередачи, расположенной на земельном участке с кадастровым № 55:20:000000:2199 (GPS координаты местоположения СШ 54.951104, ВД 73,013975);

- Омский муниципальный район, Лузинское сельское поселение, земельный участок расположен 680 м на восток от границы земельного участка №55:20:100301:261, 240 м на запад от ж/д путей и 520 м на север от федеральной автомобильной трассы Петропавловск-Омск (GPS координаты местоположения СШ 54.957378, ВД 73.075460).

Одновременно истец представил письменные возражения на доводы ответчика.

Представитель Минприроды Омской области представил акт выездного обследования № 2 от 11.01.2022, из которого следует, что в ходе обследования загрязненного земельного участка, расположенного в Омском муниципальном районе Омской области Петровское сельское поселение, в 680 м на восток от границы земельного участка с кадастровым номером: 55:20:100301:261, 240 м на запад от ж/д путей и 520 м на север от федеральной автомобильной трассы Петропавловск-Омск (координаты СШ 54.957378, ВД 73.075460), установлено несанкционированное размещение ТКО, вид ТКО, площадь захламленного участка, а также объем ТКО в полном объеме установить не представляется возможным в связи с наличием снежных масс на вышеуказанной территории.

Определением Арбитражного суда Омской области от 13.01.2022 уточнение иска судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ принято, у Администрации Лузинского сельского поселения истребованы сведения об организации санкционированной свалки, расположенной по координатам 54.57"34"№ 73.4"32"Е (пос, ул. 30 лет Победы, 14, Лузино, Омская обл., 644504), о которой размещены сведения на сайте http://omsk.wikimapia.org/map.

Определением Арбитражного суда Омской области от 10.02.2022 у Администрации Лузинского сельского поселения повторно истребованы сведения об организации санкционированной свалки, Минприроды Омской области поручено осуществить выезд для установления несанкционированной свалки на участках № 55:20:101101:3, а также граничащих с указанным и расположенных восточнее.

22.02.2022 в суд от администрации поселения поступил ответ о том, что на территории Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области организация санкционированной свалки, расположенной по координатам 54.57"34"№ 73.4"32"Е не осуществлялась.

В судебном заседании, состоявшемся 09.03.2022, представитель Минприроды Омской области представил акт выездного обследования № 19 от 01.03.2022 с фотоматериалами, из которых следует, что в ходе обследования загрязненного земельного участка, расположенного в Омском муниципальном районе Омской области Петровское сельское поселение, в 680 м на восток от границы земельного участка с кадастровым номером: 55:20:100301:261, 240 м на запад от ж/д путей и 520 м на север от федеральной автомобильной трассы Петропавловск-Омск (координаты СШ 54.957378, ВД 73.075460) кадастровый номер частично захламленного земельного участка - 55:20:101101:3, установлено несанкционированное размещение ТКО. При повторном обследовании территории обнаружено, что несанкционированное размещение ТКО сдвинуто по разным сторонам, размещено в пределах квартала 55:20:000000, в 195 м на восток от границы земельного участка с кадастровым номером: 55:20:101101:3, 140 м на запад от ж/д путей, 554 м на север от федеральной автомобильной трассы Петропавловск-Омск (координаты крайней восточной точки - СШ 54.957388, ВД 73.079111).

Также при обследовании территории (с учетом того, что неизвестными лицами была расчищена дорога) обнаружено несанкционированное размещение отходов животноводства в пределах квартала 55:20:000000, в 257 м на восток от границы земельного участка с кадастровым номером: 55:20:101101:3, 95 м на запад от ж/д путей, 1,05 километра на север от федеральной автомобильной трассы Петропавловск-Омск (координаты - СШ 54.961888, ВД 73.077944).

Вид ТКО, площадь захламленного участка, а также объем ТКО в полном объеме установить не представляется возможным в связи с наличием снежных масс на вышеуказанных территориях.

Определением Арбитражного суда Омской области от 09.03.2022 у Администрации Лузинского сельского поселения истребован акт комиссионного обследования, подтверждающий наличие в границе Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области несанкционированного объекта накопленного вреда (несанкционированной свалки), расположенной ориентировочно по следующим координатам: Омский муниципальный район, Лузинское сельское поселение, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала № 55:20:101103, 350 м западнее земельного участка с кадастровым № 55:20:100101:2618 (расположенного по адресу <...>); в 60 м юго-восточнее опоры высоковольтной линии электропередачи, расположенной на земельном участке с кадастровым № 55:20:000000:2199 (GPS координаты местоположения СШ 54.951104, ВД 73,013975).

Определением Арбитражного суда Омской области от 12.04.2022 у Администрации истребован акт комиссионного обследования, подтверждающий наличие в границе Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области несанкционированного объекта накопленного вреда (несанкционированной свалки), расположенной ориентировочно по следующим координатам: Омский муниципальный район, Лузинское сельское поселение, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала № 55:20:101103, 350 м западнее земельного участка с кадастровым № 55:20:100101:2618 (расположенного по адресу: <...>); в 60 м юго-восточнее опоры высоковольтной линии электропередачи, расположенной на земельном участке с кадастровым № 55:20:000000:2199 (GPS координаты местоположения СШ 54.951104, ВД 73,013975).

05.05.2022 в материалы дела поступил ответ на запрос суда, в котором указано, что 27.04.2022 специалистами Администрации с инженером-геодезистом МБУ «Центр кадастровых работ» ФИО5 осуществлен выезд для осмотра места несанкционированного размещения отходов и измерения точных координат объекта, а так же выявления собственника земельного участка, в ходе которого выявлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, - с координатами 54.951104 73.01397 в 30 м от сараев расположен объект несанкционированного складирования мусора (преимущественно навоз); на земельном участке, расположенном в 680 м на восток от границы земельного участка с кадастровым номером 55:20:100301:261, 240 м. на запад от ж/д путей и 520 м на север от федеральной автомобильной трассы Петропавловск - Омск расположен объект несанкционированного складирования мусора (навоз и ТБО) (фотографии прилагаются).

11.05.2022 в суд посредством «Мой Арбитр» от ООО «Магнит» поступили дополнения к отзыву на исковое заявление.

В судебном заседании, состоявшемся 11.05.2022, представитель Минприроды Омской области представил акт выездного обследования № 65 от 28.04.2022 с фотоматериалами, из которых следует, что в ходе обследования загрязненного земельного участка, расположенного в Омском муниципальном районе Омской области Петровское сельское поселение, в 680 м на восток от границы земельного участка с кадастровым номером: 55:20:100301:261, 240 м на запад от ж/д путей и 520 м на север от федеральной автомобильной трассы Петропавловск-Омск (координаты СШ 54.957378, ВД 73.075460) кадастровый номер частично захламленного земельного участка - 55:20:101101:3, установлено несанкционированное размещение твердых коммунальных (бытовых) отходов (далее - ТКО). При повторном обследовании территории обнаружено,   что   несанкционированное   размещение   ТКО   сдвинуто   по   разным   сторонам, размещено в пределах квартала 55:20:000000, в 195 м на восток от границы земельного участка с кадастровым номером: 55:20:101101:3, 140 м на запад от ж/д путей, 554 м на север от федеральной автомобильной трассы Петропавловск-Омск (координаты крайней восточной точки - СШ 54.957388, ВД 73.079111).

Также при обследовании территории (с учетом того, что неизвестными лицами была расчищена дорога) обнаружено, несанкционированное размещение отходов животноводства в пределах квартала 55:20:000000, в 257 м на восток от границы земельного участка с кадастровым номером: 55:20:101101:3, 95 м на запад от ж/д путей, 1,05 км на север от федеральной автомобильной трассы Петропавловск-Омск (координаты - СШ 54.961888, ВД 73.077944).

В ходе обследования были обнаружены места складирования ТКО в виде: остатков продуктов питания, пластиковой тары, полиэтиленовых пакетов и мешков; отходов упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные пищевыми продуктами. Отходы производства текстильных тканей; отходы производства одежды; отходы разнородных текстильных материалов при разборке мягкой мебели; отходы сортировки отходов пластмасс; бой строительного кирпича, бой бетонных изделий, шифера; обрез гипсокартонных листов; отходы производства строительных материалов, смешанного с цементом, гипсом и прочими минеральными связующими веществами; отходы стекла и изделий из стекла; отходы при демонтаже автотранспортных средств, бамперы автомобильные; детали автомобильные, утратившие потребительские свойства; отработанные автомобильные покрышки; насыпи гипсокартонной штукатурки; мешки с почвогрунтом; пенопласт; порубочные остатки деревьев (GPS координаты 54.95700, 73.07468; 54.95694, 73.07485; 54.95692, 73.07520; 54.95695, 73.07565; 54.95695, 73.07621; 54.95695, 73.07668; 54.95694, 73.07737; 54.95689, 73.07814; 54.95686, 73.07874; 54.95686, 73.07909; 54.95705, 73.07875; 54.95704, 73.07811; 54.95700, 73.07625; 54.95707, 73.07484; 54.95723, 73.07491; 54.95758, 73.07529; 54.95792, 73.07551; 54.95822, 73.07605; 54.95849, 73.07658; 54.95695, 73.07668.)

Обнаружены следы горения отходов, площадь захламленного участка более 20 000 м2, объем ТКО более 25 000 м3.

Представитель Администрации представил акт осмотра несанкционированной свалки на земельном участке Лузинского сельского поселения от 27.04.2022, зафиксировавший, что на земельном участке по адресу: Омский район, с.п. Лузино, координаты 54.95.1104 73.01397, в 30 м от сараев расположен объект несанкционированного складирования мусора (преимущественно навоз), общая площадь ТБО – 216 м2, свалка находится на землях с неразграниченной государственной собственностью.

В судебном заседании представитель АО «ОБ» просил удовлетворить заявленные требования в уточненном виде.

Представитель ООО «Магнит» высказался, согласно изложенным ранее доводам.

Представитель Минприроды Омской области поддержал позицию ответчика, представитель Администрации позицию истца поддержал.

РЭК Омской области, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направила.

Информация о рассмотрении дела в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса на основании статьи 156 АПК РФ по имеющимся доказательствам.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле с учетом позиции арбитражного суда кассационной инстанции, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований на основании следующего.

Право на обращение в суд принадлежит лицам в случае нарушения либо оспаривания их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ).

В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в арбитражном суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Частью 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Истец указал, что пунктами 16, 17 Правил № 1156 закреплена обязанность регионального оператора в случае обнаружения места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации, в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в случае, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» внесены изменения в порядок регулирования деятельности в области обращения с ТКО и Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) дополнен главой V.1 соответствующего содержания.

Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).

В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер, при этом наличие лица, обязанного ликвидировать несанкционированные места размещения ТКО, не является основанием для освобождения регионального оператора от обязанностей, возложенных на него законодательством в сфере обращения с отходами.

Ответчик не включил спорные места размещения ТКО в перечень мест несанкционированного размещения отходов, являющийся приложением к Соглашению от 17.08.2018, которые позволяли бы исключить ответственность регионального оператора, предусмотренную пунктом 2.1.7 Соглашения 17.08.2018, в соответствии с которым региональный оператор обязан обеспечивать обращение с ТКО, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора за земельных участках, не предназначенных для этих целей, оставленных без возможности определения собственника в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

ООО «Магнит», в свою очередь, указало, что на территории Омской области, как и в целом на территории РФ, сформирована судебная практика по ликвидации свалок, обязанность по ликвидации возлагается судами на собственников земельных участков.

Специалистом Минприроды Омской области проведено обследование земельных участков и выявлено несанкционированное размещение отходов, ООО «Магнит» несанкционированное размещение отходов не выявляло самостоятельно.

Более того, обязанность ликвидировать место несанкционированного размещения отходов у регионального оператора по обращению с ТКО наступает после 30 дней с момента уведомления собственника земельного участка и непринятие собственником мер к устранению загрязнения.

Следовательно, ни в одной правовой норме не закреплено, что региональный оператор, не выявляя самостоятельно несанкционированное размещение отходов, обязан его ликвидировать.

В данном случае истец должен был обратиться с исковым заявлением к собственнику земельных участков - Администрации, поскольку последняя является надлежащим ответчиком по данному делу ввиду того, что является собственником земельных участков, указанных в уточненном исковом заявлении.

ООО «Магнит» является ненадлежащим Ответчиком.

Кроме того, в данном случае бездействие регионального оператора отсутствует, поскольку о местах несанкционированного размещения отходов собственникам земельных участков: АО «ОБ», Администрации, - было известно в 2018.

Относительно необходимости исполнения региональным оператором пунктов 16, 17, 18 Правил № 1156, ответчик считает необходимым выполнение следующих условий:

- место несанкционированного размещения отходов должно быть обнаружено региональным оператором;

- место несанкционированного размещения отходов должно располагаться на земельном участке, не предназначенном для этих целей, и объем отходов должен превышать 1 куб. метр;

- существенное значение имеет вид размещенных отходов в несанкционированных местах с указанием кодов отходов ФККО и их классов опасности, морфологический и компонентный состав отходов.

Минприроды Омской области указало, что в соответствии с земельным законодательством обязанность по предотвращению загрязнения земель лежит прежде всего па собственниках загрязненного земельного участка или на органе местного самоуправления муниципального района как на органе, уполномоченном распоряжаться неразграниченными земельными участками.

Собственник земельного участка имеет право устранить загрязнение своего земельного участка самостоятельно или посредством заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 39 раздела III Правил № 1156, статья 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Администрация в отзывах на иск указала следующее.

Решением Омского районного суда Омской области от 18.12.2018 по делу № 2а-2642/2018, вступившим в законную силу 20.02.2019, на Администрацию и Минстрой Омской области возложена обязанность устранить загрязнение земельных участков от твердых бытовых отходов в границах земельного участка, расположенного в северо-западной части кадастрового квартала 55:20:100101 в с. Лузино Омского муниципального района Омской области, между сараями расположены четыре площадки для размещения отходов, площадь одной площадки 1 500 кв.м, объем отходов 400 куб.м, площадь трех других площадок по 400 кв.м каждая, объем отходов 200 куб.м на каждой площадке; на земельном участке, расположенном в пределах кадастрового квартала 55:20:100103, на расстоянии 1150 м западнее с. Лузино Омского муниципального района Омской области, площадью более 2000 кв.м, объемом 1000 куб.м; на земельном участке, расположенном в пределах кадастрового квартала 55:20:101801, в лесополосе вдоль западной стороны на расстоянии от 70 до 800 м южнее кадастрового квартала 55:20:101801, площадью более 5 га, объемом 1500 куб.м.

В рамках исполнения указанного решения Администрацией установлено следующее:

- на земельном участке, расположенном в северо-западной части кадастрового квартала 55:20:100101 в с. Лузино Омского муниципального района Омской области, между сараями расположены четыре площадки для размещения отходов, площадь одной площадки 1500 кв.м, объем отходов 400 куб.м, площадь трех других площадок по 400 кв.м каждая, объем отходов 200 куб.м на каждой площадке. Стоимость мероприятий по ликвидации объектов составляет в ценах 2021 – 651 028 руб. 80 коп.;

- на земельном участке, расположенном в пределах кадастрового квартала 55:20:100103, на расстоянии 1150 м западнее с. Лузино Омского муниципального района Омской области, площадью более 2000 кв.м, объемом 1000 куб.м, на земельном участке, расположенном в пределах кадастрового квартала 55:20:101801. Стоимость мероприятий по ликвидации объектов составляет в ценах 2020 – 35 091 руб. 60  коп. - свалка ликвидирована, акт от 23.12.2020;

- в лесополосе вдоль западной стороны на расстоянии от 70 до 800 м южнее кадастрового квартала 55:20:101801, площадью более 5 га, объемом 1500 куб.м. Стоимость мероприятий по ликвидации объектов составляет в ценах 2020 – 599 990 руб. - свалка ликвидирована, акт от 21.12.2020.

27.09.2021 Администрация направила 11 заявок на участие в отборе по распределению субсидий на реализацию мероприятия по организации сбора, транспортирования и захоронения ТКО, а также ликвидацию объектов размещения ТКО в рамках государственной программы Омской области «Охрана окружающей среды Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 № 255-п.

05.10.2021 Минприроды Омской области провело отбор, в ходе которого все 11 заявок отбор прошли.

28.10.2021 подписано соглашение о предоставлении субсидии бюджету Омского муниципального района Омской области из областного бюджета на реализацию мероприятий в сфере обращения с ТКО между Администрацией и Минприроды Омской области.

01.11.2021, 12.11.2021, 01.12.2021 на сайте государственных закупок было выставлено 11 лотов «Оказание услуг по организации сбора, транспортирования и захоронения твердых коммунальных отходов, а также ликвидацию объектов размещения твердых коммунальных отходов».

По мнению третьего лица, действующим законодательством установлено лицо, ответственное за ликвидацию несанкционированных мест размещения ТКО - региональный оператор, который самостоятельно осуществляет деятельность по ликвидации таких мест, а в пунктах 16-17 Правил № 1156 определена последовательность действий регионального оператора в случае обнаружения им мест складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб.м, на земельном участке, не предназначенном для этих целей.

Довод ответчика о том, что несанкционированное место размещения отходов ООО «Магнит» не обнаруживало, не имеет под собой правового обоснования, о данном факте ответчику было сообщено истцом 04.10.2019, а также сообщалось Минприроды Омской области 23.12.2019.

Довод ООО «Магнит» о том, что на спорной свалке находятся отходы, уборка которых не отнесена к полномочиям ООО «Магнит», не может быть принят во внимание, поскольку какими-либо доказательствами по делу не подтвержден.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 58 Конституции Российской Федерации обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу части 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2020 № 304-ЭС19-25436 по делу № А75-21156/2018 указано, что органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, или собственников земельных участков, привлекая их к ответственности и понуждая к ликвидации захламления отходами земельных участков, несанкционированных свалок.

Пунктом 18 Правил № 1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

При установлении лица, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, на которого возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, следует учитывать правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, который, в частности, в постановлении от 13.10.2015 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», помимо общего вывода о том, что положение пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда без их наделения соответствующими государственными полномочиями, указано на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти; мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2021 № 301-ЭС21-9256 по делу № А43-49410/2019 указано, что суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 42, 130 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 395, 1102, 1104, 1107 ГК РФ, статьями 11, 12, 13, 42 ЗК РФ, статьями 6, 8, 13 Закона № 89-ФЗ, статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьями 3, 5, 7, 11, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 16, 17, 18 Правил № 1156, пунктами 4.13, 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 № 607-ст, пунктом 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», пришли к выводу о том, что обязанность по организации устранения несанкционированной свалки ТКО, размещение которой произошло на спорном участке, лежит на администрации.

Из материалов дела следует, что состав отходов на территориях, указанной АО «ОБ» в исковом заявлении, включает в себя ТКО, ТБО, отходы животного происхождения.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Место несанкционированного размещения отходов было выявлено до начала осуществления деятельности регионального оператора, отходы установлены следующих видов: навоз крупного рогатого скота свежий, навоз крупного рогатого скота перепревший, отходы овощей необработанных, отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна незагрязненные, отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные, бой стекла, покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные,
покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные,  шины и покрышки пневматические для использования в авиации, отработанные, отходы пленки полиэтилена и изделий из  нее, незагрязненные, приборы бытовые электрические, утратившие потребительские свойства, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной, отходы полипропиленовой тары незагрязненной, тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержание менее 15%), упаковка полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более), отходы перьев и пуха при переработке отходов пера.

Указанные отходы не относятся к ТКО.

Действие Правил № 1156, не распространяется на ликвидацию указанных несанкционированных свалок.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данных им в решении № АКПИ19-623 от 23.10.2019, вступившим в законную силу, деятельность по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО выходит за рамки полномочий регионального оператора по обращению с ТКО данным ему законом в связи с присвоением такого статуса и может осуществляться иными поставщиками услуг, имеющими соответствующие разрешительные документы на выполнение подобного рода работ (оказания услуг).

Это связано с тем, что в силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Охрана земель, согласно статье 13 ЗК Р представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

При несанкционированном размещении ТКО собственники земельных участков не являются собственниками этих отходов, в связи с чем обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, предусмотренная пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, у них не возникает.

Региональный оператор по обращению с ТКО обязан осуществлять их транспортирование в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утвержденной Приказом Минприроды Омской области № 39 от 26.05.2020.

Территориальная схема должна включать в себя, в том числе данные о нахождении источников образования и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также схему потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, которая является обязательной для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ) и не определяет механизм ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО.

Таким образом, прямая обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов лежит на собственниках земельных участков, на которых такие отходы были обнаружены, собственник сам определяет каким образом эти места он должен ликвидировать: самостоятельно или с привлечением третьих лиц, обладающих соответствующими разрешительными документами на выполнение подобного рода работ (оказания услуг), и это не обязательно может быть региональный оператор по обращению с ТКО.

Более того, согласно данным публичной карты собственность на земельные участки не разграничена, соответственно собственником земельных участков является орган местного

15.06.2021 в адрес регионального оператора по обращению с ТКО поступили разъяснения Управления Россельхознадзора по Омской области от 11.06.2021 за № 3002, согласно которому, утилизация биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематориях) или под открытым небом в траншеях до образования негорючего   остатка  либо   захоронения   в   скотомогильниках   или   отдельно   стоящих биотермических ямах. Запрещается захоронение биологических отходов в землю, вывоз их на свалки.

Поскольку обращение с биологическими отходами не подпадает под действие Закона № 89-ФЗ, постольку биологические отходы не могут быть вывезены специальным транспортом (мусоровозами, предназначенными для транспортирования ТКО), осуществляющим удаление ТКО и не могут быть направлены на объекты, обработки, накопления, захоронения ТКО.

Соответственно, организация деятельности по обращению с биологическими отходами, включая их ликвидацию, осуществляется отходов или собственником земельного участка, допустившего несанкционированное размещение.

По правилам статьи 12 ГК РФ, избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права или к реальной защите законного интереса.

Под защитой нарушенного права имеется в виду не только возможность обращения в арбитражный суд, но и возможность достижения в суде правового результата (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 № 13944/2009).

Суд предлагал истцу обосновать свои требования к ответчику, учитывая неоднократные возражения ООО «Магнит» и доводы Минприроды Омской области,  однако АО «ОБ» иск не уточнило.

Поскольку в данном случае иск предъявлен к региональному оператору, постольку суд приходит к выводу о том, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, в связи с чем в удовлетворении требований надлежит отказать.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В главе 9 АПК РФ определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах. Согласно статье 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом результатов рассмотрения иска расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на истца.

На основании  изложенного и руководствуясь статьями 15, 49, 101, 110, 121, 123, 156,   167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований акционерного общества «Омский бекон»                      (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Настоящий судебный акт на основании части 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (вынесения).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, заверенные надлежащим образом копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления в арбитражный суд соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручены уполномоченным представителям нарочно под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         А.Е. Колмогорова