ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-21313/09 от 22.12.2009 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

22 декабря 2009 года

№ дела

А46-21313/2009

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании22 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Ильиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области,

к Главе администрации Омского муниципального района Омской области

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области,

о признании недействительным в части постановления № 267-П от 28.03.2002,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя – Леонтьева М.П. (доверенность от 13.07.2009, паспорт 52 04 № 905494),

представителя заинтересованного лица – Лоханского А.П. (доверенность от 26.10.2009 № 5, паспорт 52 03 № 333376),

представителя Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» – Колбаевой Н.В. (доверенность от 02.11.2009 № 46, паспорт 5206 № 387878),

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области – не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главе администрации Омского муниципального района Омской области (далее – заинтересованное лицо, Глава администрации МО), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (далее – ГОУ ВПО ОмГМА Росздрава, медакадемия), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее – ТУ Росимущества по Омской области) о признании недействительным постановления № 267-п от 28.03.2002 «О закреплении в (бессрочное) постоянное пользование земельного участка ФГУ «Омская государственная медицинская академия» в части закрепления в (бессрочное) постоянное пользование ФГУ «Омская государственная медицинская академия» земельного участка площадью 10500 кв.м, находящегося под строениями и сооружениями оздоровительного лагеря «Смена», из земель Государственного лесного фонда.

В качестве оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным заявитель привёл следующие доводы.

1. По мнению Управления, постановление № 267-П от 28.03.2002 принято неуполномоченным лицом. В соответствии со статьёй 46 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.12.1997) (далее – Лесной кодекс РФ) вопросы владения, пользования и распоряжения лесным фондом относятся к полномочиям Российской Федерации.

По материалам лесоустройства 1993 года земельный участок, закреплённый в бессрочное (постоянное) пользование вышеуказанным постановлением, относится, по мнению заявителя, к категории лесов: лесопарковые части зелёных зон состав 10С-возраст 105 лет, и зарегистрирован на праве собственности Российской Федерации как участок лесного фонда (Свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ № 850409, выданное 11 января 2009).

2. Также заявитель указывает на нарушение порядка и условий предоставления участков лесного фонда, допущенное при принятии оспариваемого ненормативного акта.

Так, согласно постановлению № 267-П от 28.03.2002 ФГУ «Омская государственная медицинская академия» предоставлен земельный участок в (бессрочное) постоянное пользование, в то время как Лесной кодекс Российской Федерации (в редакции от 29.12.1997) не содержит понятия постоянное (бессрочное) пользование и в соответствии со статьёй 22 Лесного кодекса РФ участки лесного фонда могли быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в пользование лишь на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Таким образом, как указывает заявитель, процедура предоставления участка лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование нормами Лесного кодекса Российской Федерации не была предусмотрена.

3. Кроме того, указанное постановление, как полагает Главное управление, противоречит Закону Омской области «О перечне объектов государственной собственности Омской области, не подлежащих отчуждению», согласно которому Красноярско-Чернолучинская зона отнесена к объектам государственной собственности Омской области. Соответственно, Глава администрации Омского района не имел права распоряжения земельным участком, находящимся в собственности Омской области, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации именно субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В дополнительных пояснениях Главное управление отметило, что о принятии оспариваемого акта узнало только 17.08.2009 после проведения натурного осмотра земельного участка, на котором размещается спортивно-оздоровительный лагерь «Смена».

Заинтересованным лицом представлен отзыв на заявление в порядке статьи 131 АПК РФ, в котором Глава МО с заявленными требованиями не согласился, указал, что Главным управлением лесного хозяйства Омской области пропущен срок на обращение с заявлением в арбитражный суд. Кроме того, отразил, что на основании оспариваемого постановления фактически за Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» на праве бессрочного (постоянного) пользования закреплён земельный участок площадью 10500 кв.м, находящийся под строениями и сооружениями оздоровительного лагеря «Смена», из земель особо охраняемых территорий и объектов, что подтверждается материалами дела, а не из земель Государственного лесного фонда. Это не противоречило действовавшему в то время законодательству, регламентирующему вопросы распоряжения земельными участками. Постановлением Главы Омского муниципального района Омской области от 09.12.2009 №2467-п «О внесении изменений в постановление Главы Омского муниципального образования Омской области от 28.03.2002 № 267-п «О закреплении в (бессрочное) постоянное пользование земельного участка ФГУ «Омская государственная медицинская академия» была исправлена только техническая ошибка, допущенная при издании оспариваемого акта на основании ходатайства ГОУ ВПО «ОмГМА». Просил в удовлетворении требований отказать в полном объёме.

В письменном отзыве на заявление Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» отметило, что вследствие технической ошибки в оспариваемом постановлении первоначально было указано, что участок предоставлен из земель Государственного лесного фонда, хотя на самом деле он относится к землям особо охраняемых территорий.

В настоящее время в данный ненормативный правовой акт внесены изменения постановлением Главы МО от 09.12.2009 № 2467-п, из содержания которого однозначно следует, что за медицинской академией закреплён участок именно из земель особо охраняемых территорий и объектов.

Частью 1 статьи 60 Закона РФ от 06.07.1991 (в ред. от 21.03.2002) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» районная администрация наделялась полномочиями по предоставлению в установленном порядке в бессрочное (постоянное) пользование земельных участков из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В связи с изложенным администрацией Омского муниципального района Омской области принято решение о выделении земельного участка, находящегося под строениями и сооружениями оздоровительного лагеря «Смена», в соответствии с действовавшим в тот период времени законодательством РФ.

Учитывая, что ненормативный правовой акт приведён в соответствие с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы Главного управления лесного хозяйства Омской области, то требование о признании постановления Главы Омского муниципального образования от 28.03.2002 № 267-п «О закреплении в бессрочное (постоянное) земельного участка за ФГУ «Омская государственная медицинская академия» в оспариваемой части необоснованно и не подлежит удовлетворению.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области в письменном отзыве согласилось с позицией заявителя и указало, что оспариваемый акт подлежит признанию недействительным.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, отметил, что, по мнению Главного управления, изменения в оспариваемый акт, внесённые постановлением Главы муниципального образования 09.12.2009 №2467-п, не влияют на оценку законности постановления Главы Омского муниципального образования от 28.03.2002 №267-п «О закреплении в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка за ФГУ «Омская государственная медицинская академия».

Представитель Главы администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании с доводами Управления не согласился и просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель ГОУ ВПО ОмГМА позицию заинтересованного лица поддержала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила в удовлетворении требований отказать.

ТУ Росимущества по Омской области, привлечённое к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, надлежащим образом извещённое о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении дела без его участия, что позволило суду согласно статье 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя названного третьего лица.

Суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, заявление, отзывы, установил следующие обстоятельства.

Пунктом 1 постановления Главы администрации Омского муниципального района Омской области от 28.03.2002 № 267-П «О закреплении в (бессрочное) постоянное пользование земельного участка ФГУ «Омская государственная медицинская академия» закреплён в бессрочное (постоянное) пользование ФГУ «Омская государственная медицинская академия» земельный участок площадью 10500 кв. м., находящийся под строениями и сооружениями оздоровительного лагеря «Смена», из земель Государственного лесного фонда.

На указанном земельном участке расположены строения и сооружения оздоровительного лагеря «Смена», которые на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Омской области от 19.01.1999 № 37-рк по договору № БВП - 1 - 323 безвозмездного пользования объектами государственной собственности Омской области от 15.07.1999 переданы медицинской академии для использования в целях оздоровления студентов и сотрудников.

Согласно пункту 2 оспариваемого акта ФГУ «Омская государственная медицинская академия» предписано заключить договор аренды на лесопокрытый земельный участок площадью 28468 кв.м с лесхозом «Подгородный» и зарегистрировать право пользования и аренды в Учреждении юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из имеющихся в материалах дела плана земельного участка оздоровительного лагеря «Смена» Омской государственной медицинской академии, расположенного в с. Красноярка Омского района Омской области, составленного ФГУДН «Омскгипрозем» 21.01.2002, а также из Акта установления и согласования границ названного земельного участка от 21.01.2002, утверждённого Руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Омского района Омской области, следует, что общая площадь участка, занимаемого лагерем, 38968 кв.м., из них 10500 кв.м площадь пользования, а 28468 кв.м - государственный лесной фонд.

Право постоянного (бессрочного) пользования на названный земельный участок площадью 10500 кв. м., находящийся под строениями и сооружениями оздоровительного лагеря «Смена», зарегистрировано в Учреждении юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АА № 380779 от 06.05.2002.

В качестве основания для регистрации права в свидетельстве о государственной регистрации права серии 55 АА № 380779 от 06.05.2002 отмечено постановление Главы администрации Омского муниципального района Омской области от 28.03.2002 № 267-П «О закреплении в (бессрочное) постоянное пользование земельного участка ФГУ «Омская государственная медицинская академия».

Из названного свидетельства усматривается, что объектом права является земельный участок площадью 10 500 кв.м с кадастровым номером 55:20:09 05 03:0006 по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, находится под строениями и сооружениями оздоровительного лагеря «Смена».

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ (в редакции oт 25.10.2001) категория земель указывается в документах государственного земельного кадастра.

Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 17.11.2009 № 5520/202/09-007031 весь земельный участок с кадастровым номером 55:20:090501:6 (предыдущий номер 55:20:09 05 03:0006, указанный в свидетельстве о государственной регистрации права серии 55 АА № 380779 от 06.05.2002) площадью 10 500 кв.м., закреплённый на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГУ «ОмГМА», находящийся под строениями и сооружениями оздоровительного лагеря «Смена», относится к землям особо охраняемых территорий и объектов.

17.08.2009 на основании обращения государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» отделом Омское лесничество Главного управления лесного хозяйства Омской области проведён натурный осмотр земельного участка, на котором размещается спортивно-оздоровительный лагерь «Смена».

При натурном обследовании земельного участка, по мнению заявителя, установлено, что запрашиваемый участок расположен на землях лесного фонда в квартале № 21 выдел № 9 Красноярского участкового лесничества.

Как полагает Главное управление, именно осматриваемый участок предоставлен государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» в соответствии с оспариваемым постановлением Главы Омского муниципального образования.

Постановлением Главы Омского муниципального района Омской области от 09.12.2009 № 2467-п «О внесении изменений в постановление Главы Омского муниципального образования Омской области от 28.03.2002 № 267-п «О закреплении в (бессрочное) постоянное пользование земельного участка ФГУ «Омская государственная медицинская академия» в пункт 1 постановления Главы Омского муниципального образования Омской области от 28.03.2002 № 267-п внесены следующие изменения:

1.1. после слов «10500 м2,» дополнено словами «местоположение которого определено: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Лесношкольная, 10»;

1.2. слова «из земель Государственного лесного фонда» заменены словами «из земель особо охраняемых территорий и объектов».

Считая, что принятием оспариваемого постановления № 267-п от 28.03.2002 администрация района не соблюла закон, чем нарушила права и охраняемые законом интересы Главного управления лесного хозяйства Омской области как органа исполнительной власти, осуществляющего переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.

В силу статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.

Под ненормативным правовым актом органа местного самоуправления, который в силу статьи 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Оспариваемое Главным управлением лесного хозяйства Омской области постановление заинтересованного лица является ненормативным правовым актом органа местного самоуправления.

По положениям статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В соответствии со статьёй 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемые акт, решения, совершили оспариваемые действия или бездействие (часть 3 статьи 189, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

К полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится владение, пользование и распоряжение лесным фондом.

Пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 № 143 «О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области» с 1 января 2008 года уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений является Главное управление лесного хозяйства Омской области.

Таким образом, в силу изложенных норм действующего законодательства, органом, уполномоченным по распоряжению, земельными участками лесного фонда, является Главное управление лесного хозяйства Омской области. К компетенции заявителя не отнесены вопросы распоряжения землями особо охраняемых территорий и объектов.

В этой связи суду представляется, что интересы заявителя могут быть нарушены, если доказано, что оспариваемым ненормативным актом органом местного самоуправления осуществлено распоряжение землями государственного лесного фонда.  Если таких доказательств не имеется, то противоречие оспариваемого постановления упомянутому заявителем Закону Омской области «О перечне объектов государственной собственности Омской области, не подлежащих отчуждению» не свидетельствует о нарушении прав Главного управления лесного хозяйства Омской области и не может являться основанием для удовлетворения требований заявителя в рамках настоящего дела.

По положениям части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением 07.10.2009, отмечая, что именно 17.08.2009 при проведении на основании обращения ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» отделом Омское лесничество Главного управления лесного хозяйства Омской области натурного осмотра земельного участка, на котором размещается спортивно-оздоровительный лагерь «Смена», получил информацию об оспариваемом ненормативном акте.

Доказательств того, что Главному управлению лесного хозяйства Омской области стало известно о нарушении прав и законных интересов изданием вышеуказанного постановления до 17.08.2009 у суда не имеется. Ответ ректора ОмГМА от 03.06.2009 на запрос заявителя № 973-ГУЛХ от 30.04.2009 таким доказательством не является, поскольку не содержит упоминания постановления Главы Омского муниципального образования Омской области от 28.03.2002 № 267-п «О закреплении в (бессрочное) постоянное пользование земельного участка ФГУ «Омская государственная медицинская академия».

В средствах массовой информации данное постановление Главы Омского муниципального образования не публиковалось, в связи с чем сведения, содержащиеся в нём, не были общеизвестными.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявителем не нарушен предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обращение в арбитражный суд.

Вместе с тем, суд считает, что требования Главного управления лесного хозяйства Омской области не подлежат удовлетворению, поскольку не усматривает нарушение прав заявителя изданием оспариваемого акта.

Как следует из материалов дела (кадастровые паспорта земельного участка от 25.04.2007, от 17.11.2009, свидетельство о государственной регистрации права от 06.05.2002) земельный участок с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0006, общей площадью 10500,00 кв.м., находящийся под строениями и сооружениями оздоровительного лагеря «Смена», местоположение: Омская область, Омский р-н, с. Красноярка, был предоставлен из земель особо охраняемых территорий и объектов.

ГОУ ВПО ОмГМА Росздрава 04.12.2009 обратилось к Главе Омского муниципального района Омской области с заявлением № 3224 об исправлении технической ошибки, допущенной при принятии постановления Главы Омского муниципального образования Омской области от 28.03.2002 года № 267-п, выразившейся в неверном указании категории закрепляемого земельного участка, а также необходимости дополнения текста указанием верной категории земельного участка и определением его местоположения.

В подтверждение того, что земельный участок был изначально предоставлен из земель особо охраняемых территорий и объектов, а не из земель Государственного лесного фонда, медакадемией представлены следующие первичные документы: план земельного участка оздоровительного лагеря «Смена», свидетельство о государственной регистрации права от 06.05.2002 серии 55 АА № 380779, кадастровый паспорт земельного участка от 17.11.2009 № 5520/202/09-0070/31, акт установления и согласования границ земельного участка от 21.01.2002, кадастровый план от 25.04.2007 № 2094 с кадастровым номером 55:20:090501:6, с площадью 10500 кв.м., где указано, что данный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов.

Несоответствие между наименованием категории земельного участка, указанным в оспариваемом постановлении, и указанием категории участка, содержащемся в правоустанавливающих документах, было устранено путём издания Администрацией Омского муниципального района постановления от 09.12.2009 № 2467-п «О внесении изменений в постановление Главы Омского муниципального образования Омской области от 28.03.2002 № 267-п «О закреплении в (бессрочное) постоянное пользование земельного участка ФГУ «Омская государственная медицинская академия».

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

При издании муниципальных правовых актов органы местного самоуправления должны основываться на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций. Компетентные органы местного самоуправления, должностные лица в порядке самоконтроля вправе отменять либо изменять ранее принятые данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовые акты. Следовательно, законом допускается контроль за соблюдением действующего законодательства органами местного самоуправления, в том числе и путём внесения изменений и дополнений в действующие правовые акты.

С учётом этого суд отмечает, что заинтересованные лица, ненормативные акты которых обжалованы в порядке статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вправе внести необходимые изменения в части уточнения ранее изданных собственных правовых актов о распоряжении земельными участками.

Данный ненормативный акт остаётся действующим, не отменённым в установленном законом порядке. Следовательно, учитывая положения статей 198 и 200 АПК РФ, суд оценивает соответствие акта в редакции, существующей на момент вынесения решения (в упоминаемых нормах АПК РФ отмечено, что суд проверяет, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а не нарушал ли в прошлом или не будет ли нарушать в будущем).

В связи с тем, что акт продолжает оставаться действующим, не подлежат применению и упоминаемые заявителем положения пункта 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 №99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в силу которого отмена оспариваемого ненормативного акта или истечение срока его действия не препятствуют рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя. В данном случае не имеют место ни отмена акта, ни истечение срока его действия.

Вся Чернолученско-Красноярская зона (в которую входит с. Красноярка, а также спорный земельный участок) отнесена к курортам местного значения решением Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 № 175 «Об отнесении Чернолученско-Красноярская зоны к курортам местного значения» и соответственно к особо охраняемым природным территориям в силу статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно плану земельного участка оздоровительного лагеря «Смена» Омской государственной медицинской академии, расположенного в с. Красноярка Омского района Омской области, датированного 21.01.2002 и утверждённого руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Омского р-на Омской области Гапоненко В.Ф., площадь участка составляет 38968 кв.м., в том числе 10500 кв.м. находятся в пользовании, 1056 кв.м. заняты дорогами совместного пользования, 28468 кв.м. составляют земли Государственного лесного фонда.

На основании Распоряжения комитета по управлению имуществом Омской области от 19.01.1999 № 37-рк по согласованию с Омским областным Советом по управлению курортами профсоюзов и Домом отдыха «Сибиряк» по договору № БВП-1-323 безвозмездного пользования объектами государственной собственности Омской области имущественный комплекс оздоровительного лагеря «Смена» был передан медицинской академии для использования в целях оздоровления студентов и сотрудников.

Как следует из выписки из Единого банка данных объектов собственности Омской области, предоставленной Министерством имущественных отношений Омской области 16.02.2009 № 04-01/1060 на запрос ГОУ ВПО ОмГМА Росздрава, в состав имущественного комплекса оздоровительного лагеря «Смена», расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. Лесношкольная, входят объекты недвижимого имущества, в том числе: спальные корпуса, склады, административный корпус, библиотека, домик обслуживания, гараж и другие объекты всего в количестве 29.

Согласно данной выписке основанием возникновения права собственности Омской области является постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 06.03.1997 № 98-п «О передаче имущества профсоюзных санаториев и домов отдыха в государственную собственность Омской области».

Как следует из материалов дела, площадь пользования 10500 кв.м.,  относящаяся к землям особо охраняемых территорий, занята под зданиями и сооружениями имущественного комплекса -   оздоровительного лагеря «Смена».

Согласно кадастровому плану от 17.11.2009 земельный участок с кадастровым номером 55:20:090501:6  площадью 10500 кв. м., находящийся в (бессрочном) постоянном пользовании ФГУ «Омская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения РФ» разделён на следующие отдельные участки с кадастровыми номерами: 55:20:090501:2056, 55:20:090501:2057, 55:20:090501:2058, 55:20:090501:2059, 55:20:090501:2060, 55:20:090501:2061, 55:20:090501:2062, 55:20:090501:2063, 55:20:090501:2064, 55:20:090501:2065, 55:20:090501:2066, 55:20:090501:2067, 55:20:090501:2068, 55:20:090501:2069, 55:20:090501:2070, 55:20:090501:2071, 55:20:090501:2072, 55:20:090501:2073, 55:20:090501:2074, 55:20:090501:2075, 55:20:090501:2076, 55:20:090501:2077, 55:20:090501:2078, всего 23 участка.

В материалы дела представлены соответствующие кадастровые паспорта на отдельные участки, занятые под зданиями и сооружениями оздоровительного лагеря «Смена», составляющие в совокупности земельный участок с кадастровым номером 55:20:090501:6  площадью 10500 кв. м., каждый из которых согласно строкам 8.1 и 8.2, определяющих категорию земель, относится к землям особо охраняемых территорий и объектов.

Довод заявителя о том, что согласно повторному свидетельству от 11.01.2009 серии 55АВ № 850409 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 4395 га, местоположение которого Омская область, Омский район, Красноярское участковое лесничество, кварталы №№ 15-16, 2 50, 28, 3-6, 14, 17-25, 35-40, 44-46, 41, 7-13, 26-27, 29-34, 42-43, 47-49, суд не принимает во внимание в силу следующего.

На основании пункта 1 статьи 20 ЗК РФ земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным учреждениям, к которым относится медицинская академия.

Согласно положениям статьи 6 Лесного кодекса РФ леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. Так, в силу статьи 103 ЛК РФ леса могут располагаться на землях особо охраняемых территорий. Следовательно, нахождение на земельном участке леса (лесной растительности) не означает его безусловное отнесение к категории земель лесного фонда.

Из материалов дела не усматривается взаимосвязь участка леса площадью 4395 га, расположенного в кварталах №№ 15-16, 2 50, 28, 3-6, 14, 17-25, 35-40, 44-46, 41, 7-13, 26-27, 29-34, 42-43, 47-49 Омского лесничества, на который заявителем представлено свидетельство, с земельным участком площадью 10 500 кв.м. с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0006, расположенным в Омском районе, с. Красноярка.

Акт натурного осмотра, на который ссылается заявитель, по мнению суда, не может быть признан в качестве надлежащего, достоверного и допустимого доказательства по делу, поскольку не опровергает изложенные выше выводы суда, основанные на представленных документах, а также не содержит безусловной привязки кварталов Омского лесничества к оспариваемому земельному участку.

Довод заявителя и ТУ Росимущества по Омской области о том, что данный земельный участок предоставлен из земель Государственного лесного фонда, как это отражено в постановлении № 267-п, не соответствует действительности, так как всеми документами подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:090501:6 и площадью 10500 кв.м, уже относился к особо охраняемым территориям с самого начала его образования и формирования.

Поскольку судом установлено, что спорным постановлением передавался земельный участок, относящийся к землям особо охраняемых территорий и объектов, то оспариваемое постановление не затрагивает и не нарушает прав заявителя.

По положениям части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат. Доводы заявителя, изложенные в отзывах на заявление, подлежат отклонению на основании приведённых норм права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Главного управления лесного хозяйства Омской области к Главе администрации Омского муниципального района Омской области о признании недействительным Постановления № 267-П от 28.03.200 «О закреплении в (бессрочное) постоянное пользование земельного участка ФГУ «Омская государственная медицинская академия» земельного участка площадью 10500 кв.м, находящегося под строениями и сооружениями оздоровительного лагеря «Смена» из земель Государственного лесного фонда» в части закрепления в (бессрочное) постоянное пользование ФГУ «Омская государственная медицинская академия» земельного участка площадью 10500 кв.м, находящегося под строениями и сооружениями оздоровительного лагеря «Смена», из земель Государственного лесного фонда, отказать в полном объёме.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Судья В.И. Чернышёв

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru