ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-23019/20 от 01.10.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

08 октября 2021 года

№ дела

А46-23019/2020

Резолютивная часть решения объявлена в заседании суда 01 октября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 08 октября 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Колмогоровой А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паничкиной М.А., рассмотрел в судебном заседании исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» (ИНН <***>,                               ОГРН <***>) о признании действий незаконными, признании одностороннего изменения условий кредитного договора недействительным,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) Министерства экономического развития Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>);

2) Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>);

3) Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (ИНН <***>, ОГРН <***>);

4) Государственного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>), -

при участии в судебном заседании представителей:

от истца - ФИО2 по доверенности от 30.01.2021, личность удостоверена паспортом, допущена;

от ответчика - ФИО3 по доверенности от 27.01.2020, личность удостоверена паспортом, допущен;

от третьих лиц:

- от ПФР - ФИО4 (до перерыва) по доверенности от 17.05.2019, личность удостоверена служебным удостоверением, допущена;

- от прочих – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее –                           ИП ФИО1, предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» (далее – ПАО Сбербанк, банк, ответчик) о признании действий по одностороннему изменению условий исполнения обязанности по кредитному договору от 09.06.2020 № 8634BEX5YKZRGQ0AQ0QZ3F, выраженное в письменной форме в виде сервисного уведомления от 29.11.2020 незаконными и признании одностороннего изменения условий кредитного договора от 09.06.2020 № 8634BEX5YKZRGQ0AQ0QZ3Fнедействительным.

Определением от 25.12.2020 указанное исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 03.02.2021.

28.12.2020 в материалы дела от ИП ФИО1 в порядке                                           статей 90-92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -                  АПК РФ) поступило заявление о принятии мер по обеспечению иска в виде запрета Омскому отделению № 8634 ПАО Сбербанк в безакцептном порядке списывать денежные средства с расчетного счета предпринимателя № 40802810145000025604, открытого в ПАО Сбербанк, иных расчетных счетов, открытых в других банках, в счет погашения сумм просроченных платежей, неустоек, пени, начисленных в рамках кредитного договора от 09.06.2020                       № 8634BEX5YKZRGQ0AQ0QZ3F.

Определением Арбитражного суда Омской области от 29.12.2020 заявление                        ИП ФИО1 о принятии обеспечительных мер удовлетворено, Омскому отделению                   № 8634 ПАО Сбербанк запрещено в безакцептном порядке списывать денежные средства с расчетного счета предпринимателя № 40802810145000025604, открытого в                            ПАО Сбербанк, иных расчетных счетов, открытых в других банках, в счет погашения сумм просроченных платежей, неустоек, пени, начисленных в рамках кредитного договора от 09.06.2020 № 8634BEX5YKZRGQ0AQ0QZ3F.

В предварительном судебном заседании, состоявшемся 03.02.2021, представителем ответчика, представлен отзыв на исковое заявление и ходатайство о привлечении к участию в деле третьих лиц.

Определением арбитражного суда от 03.02.2021 дело признано подготовленным, назначено к рассмотрению в судебном заседании на 04.03.2021.

04.03.2021 в материалы дела посредством сервиса подачи документов в электронном виде «Мой Арбитр» от истца поступила позиция относительно доводов ответчика, изложенных в отзыве на исковое заявление.

В судебном заседании, состоявшемся 04.03.2021, представитель предпринимателя представил письменные доводы относительно заявленного ПАО Сбербанк ходатайства о привлечении третьих лиц.

Представитель банка представил письменные пояснения по делу на основании                  статьи 81 АПК РФ.

Определением Арбитражного суда Омской области от 04.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России, третье лицо), Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее – ФНС России, третье лицо), государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» (далее - ВЭБ.РФ, третье лицо), Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР, третье лицо), в связи с чем судебное заседание назначено на 22.04.2021.

21.04.2021 в суд посредством электронной почты от Минэкономразвития России поступили позиция относительно предъявленных истцом требований и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании 22.04.2021 представителем ПФР представлен отзыв на иск.

Протокольным определением от 22.04.2021 в связи с удовлетворением ходатайства истца судебное заседание отложено на 27.05.2021.

27.04.2021 в материалы дела от ПФР поступил отзыв на исковое заявление, идентичный представленному ранее.

В судебном заседании 27.05.2021 представителем ИП ФИО1 представлены письменные доводы относительно позиции ответчика и третьих лиц, представителем                     ПАО Сбербанк – судебная практика.

Протокольным определением от 27.05.2021в связи с необходимостью ознакомления лиц, участвующих в деле, с поступившими в материалы дела документами судебное заседание отложено на  22.07.2021.

В судебном заседании 22.07.2021 представителем предпринимателя представлены письменные доводы относительно позиции ответчика, представителем банка и ПФР – судебная практика.

Протокольным определением от 22.07.2021 судебное разбирательство отложено на 02.09.2021 в связи с поступившими в материалы дела документами.

В судебном заседании 02.09.2021 представитель  ПАО Сбербанк представил возражения на дополнительные доводы истца, представитель ИП ФИО1 заявил ходатайство об истребовании доказательств.

Определением Арбитражного суда Омской области от 02.09.2021 в Отделении ПФР по Омской области истребованы сведения о дате получения от ИП ФИО1 сведений по форме СЗВ-ТД за отчетный период: 04 месяц 2020 год, подписанные 05.05.2021 электронной подписью предпринимателя; сведения о численности работников ИП ФИО1 на 02.06.2020 с учетом сведений, содержащихся в формах СЗВ-М, СЗВ-ТД, представленных предпринимателем в ПФР в период с 01.04.2020 по 02.06.2020, в связи с чем рассмотрение дела отложено на 01.10.2021.

22.09.2021 в материалы дела поступили истребованные судом сведения с указанием следующего.

ФИО1 зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам в ГУ - Управлении ПФР в Центральном АО г. Омска с 26.04.2019 по настоящее время.

Сведения по форме СЗВ-ТД, подписанные электронной подписью за отчетный период — апрель 2020, представлены ИП ФИО1 в ПФР 05.05.2020 по каналам электронной связи.

По состоянию на 02.06.2020 в базе ПФР учтена информация по форме СЗВ-М о представленных сведениях 05.05.2020 ИП ФИО1 за отчетный период - апрель 2020 о численности работников в количестве  12 застрахованных лиц.

Дополнительно сообщаем, что ИП ФИО1 сведения по форме СЗВ-М за отчетный период - май 2020 представил 05.06.2020 на 10 застрахованных лиц, за отчетный период - июнь 2020 представил 05.07.2020 на 9 застрахованных лиц.

В судебном заседании, состоявшемся 01.10.2021, представителем ответчика представлена судебная практика, представителем истца заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства.

Судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв в пределах одного дня, информация о котором размещена в электронном сервисе «Картотека арбитражных дел».

После окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей истца и ответчика, присутствовавших до объявления перерыва.

Представителем предпринимателя представлены доводы относительно позиции ответчика, исковые требования поддержаны в полном объеме.

Представитель банка высказал возражения относительно обоснованности иска.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения дела,  своих представителей в суд не направили.

Информация о рассмотрении дела в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников  процесса на основании статьи 156 АПК РФ по имеющимся доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, суд установил следующее.

09.06.2020 между ПАО Сбербанк  и ИП ФИО1 (далее - заемщик) заключен кредитный договор № 8634BEX5YKZRGQ0AQ0QZ3F (далее - Договор), по условиям которого банк обязался открыть заемщику невозобновляемую кредитную линию на общую сумму 1 000 000 руб. путем присоединяется заемщика к действующей на дату подписания заявления редакции Общих условий кредитования (открытия кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя № 1, опубликованными на официальном сайте ПАО Сбербанк в сети Интернет по адресу http://www.sberbank.ru в разделе «Малому бизнесу и ИП».

Кредитование заемщика производилось в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утверждёнными Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696 (далее - Правила).

Как указал истец, исходя из программы, разработанной Правительством РФ, и озвученной Президентом РФ, следует, что льготные кредиты предназначены для работодателей - предпринимателей, предприятия, работающих в пострадавших от пандемии отраслях экономики.

Эта программа заявлена Президентов РФ как кредитная программа поддержки занятости с 01.06.2020.

Исходя из концепции программы и следуя смыслу текста Правил, численность работников заемщика должна определяться получателем субсидий исходя из фактического числа работников на 01.06.2020.

Согласно данным, представленным заемщиком 05.06.2020 в установленной форме (форма СЗВ-М, утвержденная Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п) и в установленном порядке (в электронном формате, утверждённом постановлением Правления ПФР от 07.12.2016 № 1077п) в уполномоченный орган - в ПФР, численность его работников на 01.06.2020 составляла 10 человек.

Отчетность заемщиком была сдана ранее даты заключения Договора, что позволяло банку получить достоверные сведения о численности работников истца.

Согласно Правилам, максимальная сумма кредитного договора (соглашения) определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и количества полных месяцев, считая с 1-го числа месяца, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился до 15-го числа месяца включительно, и считая с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заемщик обратился к получателю субсидии, если он обратился после 15-го числа месяца, но не более 6 месяцев.

Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30 процентов.

Численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 01.06.2020, размещенных в информационном сервисе ФНС России (далее – ИС ФНС).

В ИС ФНС размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы ПФР и передаваемые ПФР в ФНС России для целей реализации Правил не реже одного раза в месяц.

Выдаче кредита предшествует проверка банком данных о численности работников
через специальную цифровую платформу на сайте ФНС России. Как сообщает налоговая служба (Письмо ФНС России от 14.07.2020 № БС-4-11/11351@; Информация ФНС «ФНС России расширила возможности цифровой платформы для выдачи льготных кредитов бизнесу»,
https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/interaction_other/digital_platform_fns/), платформа работает на технологии распределенного реестра (блокчейн) и позволяет банку проверить заявление автоматически без дополнительных подтверждающих документов. Банк получает верифицированные данные о статусе заемщика из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, о том, к какой отрасли относится компания-заемщик, о численности ее сотрудников и статусе в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - микропредприятие, малое или среднее предприятие. Также у банка есть доступ к АИС «Налог-3», в которой содержится информация всех налогоплательщиков из расчетов по страховым взносам, из сведений о среднесписочной численности работников, оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные ФНС России из ПФР.

Руководствуясь пунктом 24 Правил, заемщик рассчитал максимальную сумму Договора.

По данным, переданным в ПФР заемщиком, численность работников ИП ФИО1 составляла 10 человек на 01.06.2020.

Таким образом, максимальная сумма кредита заемщиком определялась, исходя из численности сотрудников, в размере 1 088 061 руб., банк выдал заёмщику кредит в размере    1 000 000 руб.

На базовый период и период наблюдения Договором установлена процентная ставка за пользование выданным траншам в размере 2 (два) процента годовых.

Начисленная сумма процентов за период с даты заключения Договора до наступления периода погашения переносятся в основной долг по Договору на дату окончания базового периода, а также на дату окончания периода наблюдения по Договору.

Согласно условиям Договора, заемщик освобождается от обязанностей по возврату полученного кредита и уплате процентов за пользование им и других платежей, при соблюдении одновременно следующих условий:

а) в отношении  заемщика на дату завершения периода наблюдения не введена процедура    банкротства,    деятельность    заемщика    не    приостановлена    в    порядке, предусмотренном      законодательством     Российской      Федерации,      а     заемщика индивидуальный   предприниматель   не   должен   прекратить   деятельность   в   качестве индивидуального предпринимателя,

б) численность работников заемщика в течение периода наблюдения на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020,

в)средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение
периода наблюдения, определяемая с использованием ИС ФНС, не может быть менее минимального размера оплаты труда,

г)решение кредитора о списании задолженности заемщика по Договору в порядке,
установленном Правилами.

При невыполнении любого из вышеуказанных условий Договор переходит в период погашения, в который заёмщиком осуществляется возврат кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, в сроки и на условиях Договора.

На период погашения устанавливается процентная ставка в размере 15 (пятнадцать) процентов годовых

В срок до 30.11.2020 кредитор направляет заемщику уведомление о наступлении периода погашения с даты, следующей за датой окончания базового периода. Базовый период установлен с даты заключения Договора до 01.12.2020.

В течение базового периода заемщиком соблюдены все условия для освобождения от обязанностей по возврату полученного кредита и уплате процентов за пользование им:

- в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации,;

- численность работников заемщика в течение периода наблюдения на конец каждого отчетного месяца составляла не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020;

- средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения, не ниже минимального размера оплаты труда.

29.11.2020 банк сообщил заемщику об одностороннем изменении Договора и уведомил, что по Договору с 01.12.2020 начнется период погашения со ставкой 15% годовых, и также потребовал от заемщика погасить задолженность тремя равными долями по следующему графику: 28.12.2020, 28.01.2021, 01.03.2021.

Заемщик в ответном обращении указал банку, что не согласен с изменениями условий кредитования, так как не наступили те обстоятельства, которые предусмотрены Договором.

Банк не принял во внимание данные о численности сотрудников, указанные в анкете заемщика, не выполнил рекомендации, содержащиеся в разъяснительном Письме Минэкономразвития России от 17.07.2020 № Д13и-22474 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696» (далее - Письмо № Д13и-22474), при переводе кредита заемщика на период погашения не учел данных, переданных предпринимателем в ПФР по форме СЗВ-ТД от 05.05.2020.

При соблюдении заемщиком указанных в Договоре условий кредитования, основания для изменения порядка исполнения обязанности по возврату денежных средств, процентной ставки в одностороннем порядке у банка отсутствовали.

Полагая действия банка по одностороннему изменению условия о порядке возврата денежных средств и об изменении процентной ставки по кредиту незаконными, истец просит суд признать их недействительными.

Возражая относительно заявленных истцом требований, ПАО Сбербанк указало на следующее.

Банк при решении вопроса о возможности выдачи кредита и сумме кредита, руководствовался Договором и Правилами, которыми предусмотрено, что Банк не производит самостоятельный расчет численности работников заемщика, численность определяется автоматически на основании сведений ФНС России.

Истец утверждает о том, что намеревался сохранить 10 сотрудников, но в анкете указал 9 сотрудников, при этом максимально возможная сумма кредита на 10 сотрудников составляет 1 088 061 руб., а на 9 сотрудников - 979 254 руб. 90 коп.

Не соответствует действительности утверждение истца о том, что им была получена максимально возможная сумма кредита, предусмотренная программой льготного кредитования на сохранение численности работников в количестве 10 человек.

Истец 02.06.2020 оформил заявку на получение кредита в размере 1 000 000 руб.

Банк не ограничивает заемщиков в определении суммы кредита, которую они хотят получить, Правила определяют максимальную возможную к выдаче сумму.

Согласно данным ИС ФНС, максимальная сумма кредита рассчитана исходя из численности сотрудников истца, информация о которых имеется в ИС ФНС и даты заведения заявки на платформе.

Согласно пункту 24 Правил, численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 01.06.2020, размещенных в ИС ФНС, аналогичное правило определения численности работников заемщика установлено Договором.

В силу абзаца 7 пункта 24 Правил проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в ИС ФНС.

Такой порядок определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается также в Письме № Д13и-22474.

Пунктом 1.2 дополнительного соглашения № 1 к Договору также закреплено, что в рамках исполнения обязательств по Договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов ФНС России непосредственно кредитору, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил.

Таким образом, при определении соответствия запрашиваемого кредита к количеству работников заемщика для банка имели значение исключительно данные, размещенные в ИС ФНС, иного источника данных о численности работников заемщика Договором и Правилами не предусмотрено.

В соответствии с Письмом № Д13и-22474 первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в ПФР в порядке и сроки, установленные постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

С учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01.06.2020 в ИС ФНС доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 страхователи вправе предоставить в ПФР до 15.06.2020.

Таким образом, банк, рассматривая и заключая Договор с истцом 09.06.2020 не мог знать об изменении численности истца, так как информация поступает об этом в ПФР и далее в ФНС России только после 15.06.2020.

В соответствии с указанным утверждения истца о том, что банк вел себя противоречиво, необоснованно не принял во внимание данные анкеты и на момент подписания Договора был уже абсолютно уверен, что Договор будет однозначно переведен на период погашения со ставкой 15% годовых, не соответствует действительности и противоречат указанным выше нормативным актам и положениям Договора.

Обстоятельствами дела подтверждается, что на дату обращения заемщика за получением кредита (02.06.2020) в ИС ФНС были размещены сведения о численности работников истца по состоянию на 01.06.2020 в количестве 12 человек на основании поданного истцом отчета по форме СЗВ-М по итогам апреля 2020 и данная численность определена ИС ФНС в качестве базовой для мониторинга в соответствии с Правилами.

В связи с изложенным для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении численности работников, предусмотренных пунктами 11, 12 Правил, а также  пунктом 7 Договора, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в ИС ФНС по состоянию на 01.06.2020, на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

При этом для ИС ФНС источником таких сведений являются поданные заемщиком отчеты по форме СЗВ-М за соответствующий месяц, сведения о которых отражены на ИС ФНС до момента регистрации заявки клиента.

В связи с изложенным доводы истца о том, что банк при проверке соблюдения истцом требований Правил о сохранении численности работников должен был руководствоваться фактическим количеством сотрудников истца, а не данными ИС ФНС, являются необоснованными.

В строгом соответствии с изложенным порядком банк получил сведения из ИС ФНС о численности работников заемщика для проверки соблюдения истцом требований о сохранении численности работников и перевел Договор на период погашения.

Утверждения истца о том, что вопреки рекомендациям, содержащимся в приложении к Письму № Д13и-22474, сотрудники банка не рекомендовали истцу оформить кредитную заявку после 15.06.2020, опровергаются следующим.

Письмо № Д13и-22474, на которое ссылается истец, датировано 17.07.2020, а кредит был выдан 09.06.2020 (за 1 месяц и 8 дней до появления Письма № Д13и-22474), следовательно, сотрудники банка физически не имели возможности предоставить истцу какие-либо рекомендации, указанные в данном письме.

Довод истца о том, что численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 должна определяться банком по итогам сведений, которые поданы истцом в ПФР, согласно отчетности СЗВ-ТД, а не на основании сведений ИС ФНС, основан на неверном толковании Правил и прямо противоречит Правилам и условиям Договора, так как указанные истцом сведения о численности работников заемщика не были отражены в ИС ФНС по состоянию на 01.06.2020.

В соответствии с Письмом ФНС России от 11.01.2021 № АБ-16-19/1@ в информационном сервисе Платформы размещается информация о численности сотрудников заемщика на основании сведений по форме СЗВ-М, использование данных отчетности по форме СЗВ-ТД не предусмотрено Правилами.

Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (форма СЗВ-ТД), на которые ссылается заемщик, отличаются от предоставляемых предпринимателями сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М).

Порядок подачи сведений о трудовой деятельности (СЗВ-ТД) регулируется Постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений» и имеет множество существенных отличий от отчета о застрахованных лицах (СЗВ-М).

В форму СЗВ-М включаются данные о застрахованных работниках, с которыми в отчетном периоде заключены гражданско-правовые договоры, и, напротив, в отчете СЗВ-ТД не учитываются сотрудники, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам.

Также отличаются и сроки подачи указанных отчетов: отчет по форме СЗВ-М подается ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным (пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», далее – Закон № 27-ФЗ), при этом отчет по форме СЗВ-ТД представляется в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек (пункт 2.4 стать 11 Закона № 27-ФЗ).

Следовательно, отчет по форме СЗВ-ТД носит нерегулярный характер, не отражает сведения о лицах, работающих по гражданско-правовому договору, и его использование противоречит требованиям абзаца 4 пункта 24 Правил.

При этом, в силу прямого указания Правил определяющее значение для проверки соблюдения заемщиком условий о сохранении численности работников имеют сведения, размещенные в ИС ФНС.

Данные о численности работников заемщика поступают в ФНС на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в ПФР, сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (пункт 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Согласно пункту 3 Правил, субсидии предоставляются Минэкономразвития России в пределах лимитов бюджетных обязательств, соответственно, Минэкономразвития России является уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования.

В соответствии с Письмом № Д13и-22474 первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно    в    ПФР    в    порядке    и    сроки, установленные постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

С учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01.06.2020 в ИС ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 страхователи вправе предоставить в ПФР до 15.06.2020, в связи с чем для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в ИС ФНС по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

Также в Письме № Д13и-22474 указано, что данные по численности работников заемщика, размещенные в ИС ФНС по состоянию на 01.06.2020 и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020.

В связи с указанным для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных пунктами 11,12, а также пунктом 7 Договора, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в ИС ФНС по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

Минэкономразвития России в отзыве на исковое заявление указало следующее.

В соответствии Правилами заемщики, осуществляющие деятельность в пострадавших отраслях экономики, до 01.11.2020 могли получить кредит, размер которого определялся исходя из численности работников, расчетного размера оплаты труда, а также срока кредитного договора, не превышающего 6 месяцев.

Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренного пунктом 12 Правил, кредитная организация использует данные, размещенные в ИС ФНС по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

Источником данных для ИС ФНС являются официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система «Налог-3», которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от ПФР.

Для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020, для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения) допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы ПФР по итогам апреля 2020.

В случае, если у таких заемщиков по итогам мая произошло снижение численности работников по сравнению с апрелем более, чем на 20 %, то мониторинг численности работников в течение базового периода и периода наблюдения для них будет осуществляться по отношению к численности работников в мае 2020. Списание кредита в такой ситуации будет осуществляться в пределах суммы кредитного договора, определенной исходя из численности работников за май.

В соответствии с пунктом 11 Правил кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020  составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 Правил.

Договор между сторонами заключен 09.06.2020 на сумму 1 000 000 руб., при этом численность работников истца, по данным ИС ФНС по состоянию на 01.06.2020, составила   12 человек.

Исходя из данных ИС ФНС, в целях получения кредита истец обратился к ответчику 07.06.2020.

Согласно данным ИС ФНС, снижение численности работников истца по итогам мая по отношению к численности работников по итогам апреля составляет 16,67 %, в связи с этим мониторинг сохранения занятости осуществляется по отношению к численности работников по итогам апреля, начиная с месяца, в котором был заключен кредитный договор (соглашение).

Таким образом, в связи с тем, что по данным ИС ФНСчисленностьработников истца поитогам июня 2020 составила 9 человек, что составляет 75 % от численности работников по состоянию на 01.06.2020, что противоречит пункту 11 Правил, ответчик принял решение о переводе Договора истца на период погашения.

ПФР в отзыве на заявленные требования пояснило, что в соответствии с пунктом 24 Правил информацию о количестве работающих в организациях застрахованных лицах, в отношении которых страхователем представлена отчетность по форме «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М), ПФР передает в ФНС России на федеральном уровне.

Сведения о застрахованных лицах, представленные ИП ФИО1                                 по форме СЗВ-М, учтены в информационных ресурсах ПФР в полном объеме, и информация, сформированная на основании указанных отчетов, передана в ФНС России.

Согласно части 1 статьи 64, статьям 71, 168 АПК РФ, арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В силу части 1 статьи 66 АПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны представлять доказательства. Эта обязанность основана на статье 65 АПК РФ, в соответствии с которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела были созданы условия для установления фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора (часть 3 статьи 9, статья 66 АПК РФ).

В порядке части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Суд, исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, не нашел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований на основании следующего.

Право на обращение в суд принадлежит лицам в случае нарушения либо оспаривания их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ).

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются наличие у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта нарушения последних именно ответчиком.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права обратившегося в суд лица (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Деятельность банков регулируется нормами ГК РФ и специальными банковскими нормами и правилами.

В силу статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита (пункт 1 статьи 819                       ГК РФ).

К отношениям по кредитному договору применяются предусмотренные параграфом 1 главы 42 ГК РФ правила, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора (пункт 2 статьи 819 ГК РФ).

Из пункта 1 Правил следует, что Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее соответственно - кредиты, субсидии).

Пунктом 2 Правил установлено, что субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.

Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии: предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами (далее - субсидия по процентной ставке); списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены настоящими Правилами (далее - субсидия по списанию) (пункт 4 вышеприведенных Правил).

Согласно пункту 8 Правил, заемщик самостоятельно выбирает получателя субсидии для получения кредита. Получатель субсидии рассматривает возможность предоставления кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми получателем субсидии. Получатель субсидии определяет стандартную процентную ставку на период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с правилами и процедурами, принятыми у получателя субсидии.

В пункте 9 Правил перечислены условия предоставления субсидии, в частности, заемщик получателя субсидии должен быть включен в соответствующие реестры организаций, осуществлять деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (подпункт «а»), получателем субсидии с заемщиком должен быть заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению) (подпункт «в»).

Пунктом 24 Правил установлен порядок определения максимальной суммы кредитного договора, а именно: численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 01.06.20202, размещенных в ИС ФНС России.

В ИС ФНС размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы ПФР и передаваемые ПФР в ФНС России для целей реализации Правил не реже одного раза в месяц.

В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 № АБ-4-19/19051@ в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее - Платформа) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).

Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система «Налог-3», которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от ПФР.

Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в ПФР в порядке и сроки, установленные постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

Необходимо также учитывать разъяснения, содержащиеся в Письме ФНС от 20.08.2020 № ВД-2-19/1542@, согласно которым, информационные сервисы Платформы доступны для уполномоченных Минэкономразвития России кредитных организаций и органов государственной власти. Применяемая в информационном сервисе методология определяется Минэкономразвития России.

Согласно разъяснениям, данным в Письме № Д13и-22474, с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01.06.2020 в ИС ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 страхователи вправе предоставить в ПФР до 15.06.2020. Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России но состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

При этом датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в ИС ФНС.

В рассматриваемом случае предприниматель обратился в банк с заявлением о выделении кредитных средств в размере 1 000 000 руб., указав в анкете 9 сотрудников, при этом численность работников истца, по данным ИС ФНС по состоянию на 01.06.2020, составила 12 человек.

Банк не ограничивает заемщиков в определении суммы кредита, которую они хотят получить, Правила определяют максимальную возможную к выдаче сумму, при указанном количестве сотрудников максимально возможная сумма кредита составляет 979 254 руб.                  90 коп.

На дату обращения заемщика за получением кредита (02.06.2020) в ИС ФНС были размещены сведения о численности работников истца по состоянию на 01.06.2020 в количестве 12 человек на основании поданного истцом отчета по форме СЗВ-М по итогам апреля 2020 и данная численность определена ИС ФНС в качестве базовой для мониторинга в соответствии с Правилами.

Банк при решении вопроса о возможности выдачи кредита и сумме кредита, руководствуется положениями кредитного договора и Правил, которыми предусмотрено, что банк не производит самостоятельный расчет численности работников заемщика, численность определяется автоматически на основании сведений ФНС России, иных источников данных о численности работников заемщика не предусмотрено.

Как указано в Письме № Д13и-22474, первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в ПФР в порядке и сроки, установленные постановлением Правления ПФР от 01.02.2016                     № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

С учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01.06.2020 в ИС ФНС доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 страхователи вправе предоставить в ПФР до 15.06.2020, следовательно, 09.06.2020 (дата заключения Договора) банк не мог знать об изменении численности работников истца.

Таким образом, в связи с тем, что по данным ИС ФНСчисленностьработников истца поитогам июня 2020 составила 9 человек, что составляет 75 % от численности работников по состоянию на 01.06.2020, что противоречит пункту 11 Правил, ответчик принял решение о переводе Договора истца на период погашения.

Согласно пункту 11 Правил, кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения), в том числе, если численность работников заемщика, за исключением заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020, в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 Правил.

Кроме того, довод истца о том, что вопреки рекомендациям, содержащимся в приложении к Письму № Д13и-22474, сотрудники банка не рекомендовали ИП ФИО1 оформить кредитную заявку после 15.06.2020, судом оценивается критически с учетом того, что кредит был выдан заемщику 09.06.2020, а Письмо № Д13и-22474 датировано 17.07.2020, соответственно, предоставить заемщику банком рекомендации, указанные в Письмо № Д13и-22474, не представлялось возможным.

Исходя из обстоятельств дела, учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о правомерности действий ПАО Сбербанк и, соответственно, об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В главе 9 АПК РФ определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах. Согласно статье 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом результатов рассмотрения иска расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ИП ФИО1

Как указано выше, определением Арбитражного суда Омской области от 29.12.2020 заявление ИП ФИО1 о принятии обеспечительных мер удовлетворено, Омскому отделению № 8634 ПАО Сбербанк запрещено в безакцептном порядке списывать денежные средства с расчетного счета предпринимателя № 40802810145000025604, открытого в                   ПАО Сбербанк, иных расчетных счетов, открытых в других банках, в счет погашения сумм просроченных платежей, неустоек, пени, начисленных в рамках кредитного договора от 09.06.2020 № 8634BEX5YKZRGQ0AQ0QZ3F.

Согласно части 2 статьи 90 АПК РФ, обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения значительного ущерба заявителю.

Рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 97 АПК РФ обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело. Указанная норма права не предусматривает перечень случаев, когда эти обеспечительные меры могут быть отменены; данный вопрос разрешается судом в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела.

Целью обеспечительных мер в арбитражном процессе, применяемых арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных законом, и иного лица, и являющихся срочными, временными мерами, направленными на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, является недопущение затруднения или невозможности исполнения судебного акта, а также предотвращение причинения значительного ущерба заявителю (части 1 и 2 статьи 90 АПК РФ).

По своей правовой природе обеспечительные меры в арбитражном процессе носят временный характер и сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта (части 4 и 5 статьи 96 АПК РФ).

Из анализа норм, регулирующих порядок и основания применения и отмены обеспечительных мер, следует, что такие меры отменяются в случаях, когда основания, послужившие причиной их принятия, отпали, либо появились новые обстоятельства, обосновывающие необходимость отмены обеспечительных мер. Данный вопрос разрешается судом в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела.

В настоящем деле заявленные истцом и удовлетворенные судом обеспечительные меры были непосредственно связаны с предметом спора и направлены на сохранение существующего положения сторон.

В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» (далее – Постановление № 55) разъяснено, что, исходя из части 5 статьи 96                       АПК РФ, в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. В связи с этим арбитражный суд вправе указать на отмену обеспечительных мер в названных судебных актах либо после их вступления в силу по ходатайству лица, участвующего в деле, вынести определение об отмене обеспечительных мер.

Таким образом, учитывая, что в удовлетворении исковых требований отказано, суд приходит к выводу о том, что меры, принятые определением от 29.12.2020, следует отменить.

На основании  изложенного и руководствуясь статьями 15, 49, 90, 96, 97, 101, 110, 121, 123, 156, 163, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) отказать.

Меры по обеспечению иска по делу № А46-23019/2020 в виде запрета Омскому отделению № 8634 ПАО «Сбербанк» в безакцептном порядке списывать денежные средства с расчетного счета индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) № 40802810145000025604, открытого в ПАО «Сбербанк», иных расчетных счетов, открытых в других банках, в счет погашения сумм просроченных платежей, неустоек, пени, начисленных в рамках кредитного договора от 09.06.2020 № 8634BEX5YKZRGQ0AQ0QZ3F, заключенного между публичным акционерным обществом «Сбербанк России» (ИНН <***>,                 ОГРН <***>) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) на основании заявления о присоединении к общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя №1, принятые определением Арбитражного суда омской области от 29.12.2020 отменить.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Настоящий судебный акт на основании части 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размеще ния на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (вынесения).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, заверенные надлежащим образом копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления в арбитражный суд соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручены уполномоченным представителям нарочно под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                    А.Е. Колмогорова