ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-2661/11 от 22.06.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск дело № А46-2661/2011

29 июня 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 29 июня 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи Суставовой О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горобец Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Сибирского открытого акционерного общества трубопроводного транспорта нефтепродуктов

к   Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным и отмене постановления № 07-205/юл от 05.03.2011,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя   – ФИО1, действующего на основании доверенности от 04.04.2011 № 125, ФИО2, действующей на основании доверенности от 18.03.2011 № 124;

от заинтересованного лица   – ФИО3, действующей на основании доверенности от 13.01.2011 № 03/186, ФИО4, действующего на основании доверенности от 19.01.2011 № 03/504;

У С Т А Н О В И Л:

Сибирское открытое акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов (далее – ОАО «Сибтранснефтепродукт», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Западно-Сибирское управление Ростехнадзора, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления № 07-205/юл от 05.03.20011 о привлечении ОАО «Сибтранснефтепродукт» к административной ответственности, предусмотренной статьей 11.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей.

Заявленные обществом требования мотивированы несоблюдением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.

Кроме того, по мнению заявителя, в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему правонарушения, поскольку объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.20 КоАП РФ, является безопасность магистральных трубопроводов. Однако учитывая, что отбор проб нефтепродукта производится из резервуара, рабочая зона находится на его крыше и является частью линейно-производственной части, место для отбора проб не является магистральным трубопроводом. При этом, как полагает заявитель, в работах по отбору проб нефтепродуктов отсутствуют признаки газоопасной работы.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали.

Заинтересованное лицо с требованиями не согласилось. В представленном в порядке статьи 131 АПК РФ в материалы дела письменном отзыве указало на отсутствие нарушений процедуры привлечения общества к ответственности, оспариваемое постановление находит законным и обоснованным.

Суд, заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Сибирское открытое акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1025500508725.

На основании распоряжения от 27.01.2011 № 343-р сотрудниками Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ЛПДС «Сокур», ПС «Чулым», ПС «Плотниково», ЛПДС «Татарская» Сибирского открытого акционерного общества трубопроводного транспорта нефтепродуктов в период с 02.02.2011 по 01.03.2011 была проведена проверка соблюдения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на производственных объектах магистральных трубопроводов, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.

В ходе проверки филиала ЛПДС «Татарская», проведенной в присутствии начальника отдела эксплуатации МНПП ФИО5, заместителя главного инженера по промышленной безопасности начальника отдела промышленной безопасности ФИО6, инженера-механика ФИО7, выявлено, что при перекачке (эксплуатации оборудования и сооружений ЛПДС «Татарская») нефтепродуктов по МНПП «Омск-Сокур» на ЛПДС «Татарская» в период с 06.02.2011 по 10.02.2011, согласно журнала газоопасных работ, проводимых без наряда-допуска, осуществлялся отбор проб нефтепродуктов с нарушением установленных требований, а именно: газоопасные работы по отбору проб нефтепродукта в период с 06.02.2011 по 10.02.2011 с 17-00 час. по 08-00 час. выполнены без присутствия ответственного за подготовку и проведение работ, что является нарушением пунктов 1.17, 2.8 и 2.10 Типовой инструкции по организации безопасного проведения газоопасных работ, утвержденной Госгортехнадзором СССР 20.02.1985г. Данные нарушения были зафиксированы в акте проверки № 03-11-МТ от 01.03.2011.

В связи с установлением при проведении проверки достаточных данных, указывающих на состав в действиях общества административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.20 КоАП РФ, письмом от 24.02.2011 № 03-11 руководителю юридического лица или его законному представителю предложено явиться 28.02.2011 к 14 час. 00 мин. в Западно-Сибирское управление Ростехнадзора по адресу: <...>, кабинет 102а для составления протокола об административном правонарушении. Указанное приглашение получено ОАО «Сибтранснефтепродукт» 24.02.2011 вх.№ 1677, как следует из входящего штампа организации.

28.02.2011 государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4, установив нарушения пунктов 1.17, 2.8 и 2.10 Типовой инструкции по организации безопасного проведения газоопасных работ, утвержденной Госгортехнадзором СССР 20.02.1985г., в присутствии начальника юридической службы ОАО «Сибтранснефтепродукт» ФИО8 составил протокол об административном правонарушении № 07-205/юл, ответственность за которое предусмотрена статьей 11.20 КоАП РФ.

Письмом от 02.03.2011 № 05-11 Западно-Сибирское управление Ростехнадзора уведомило ОАО «Сибтранснефтепродукт» о необходимости явиться 05.03.2011 в 11 час. 00 мин. по адресу: <...>, кабинет 102а для составления постановления об административном правонарушении по фактам выявленных нарушений при проверке организации. Вручение указанного приглашения заявителю подтверждает входящий штамп организации № 1898 от 02.03.2011.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, возбужденное на основании указанного протокола в отношении заявителя, 05.03.2011 государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 вынес постановление № 06-205/юл о признании ОАО «Сибтранснефтепродукт» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 11.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей.

Считая, что указанное постановление не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В силу частей 3 - 6 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со статьей 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При этом Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 Постановления от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Из материалов дела следует, что письмом от 24.02.2011 № 03-11 генеральный директор ОАО «Сибтранснефтепродукт» ФИО9 был приглашён на составление протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, на 28.02.2011 на 14 часов 00 минут в Управление по адресу: <...>, каб. 102а. О получении данного извещения свидетельствует штамп входящей корреспонденции общества от 24.02.2011 № 1677. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

28.02.2011 копия протокола была вручена представителю начальнику юридической службы ОАО «Сибтранснефтепродукт» представителю общества по доверенности от 11.01.2011 ФИО8

Судом также установлено, что письмом от 02.03.2011 № 05-11 генеральный директор ОАО «Сибтранснефтепродукт» ФИО9 был извещён о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении: 05.03.2011 в 11 часов 00 минут по адресу: <...>, каб. 102а. Указанное письмо получено обществом 02.03.2011, что подтверждается штампом входящей корреспонденции № 1898.

Постановление № 07-205/юл о назначении наказания вручено участвовавшему в рассмотрении административного дела юрисконсульту ОАО «Сибтранснефтепродукт» представителю общества по доверенности от 11.01.2011 № 65 ФИО10

Из вышеизложенного следует, что общество было надлежащим образом уведомлено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении и не было лишено возможности воспользоваться правами, предоставленными ему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод общества о том, что представленная на рассмотрение протокола и материалов административного дела общая доверенность не является основанием для участия в указанных процедурах судом отклоняется, поскольку доверенность на участие в конкретном административном деле согласно разъяснениям, данным в абзаце пятом пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», необходима в том случае, если речь идет о доказанности надлежащего уведомления законного представителя юридического лица, а не о наделении защитника полномочиями по представлению интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.

Установленное судом при рассмотрении настоящего дела обстоятельство надлежащего извещения заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, свидетельствует о том, что прибывший на составление протокола представитель общества по общей доверенности, содержащей, в том числе полномочия по представительству в качестве защитника по делам, вытекающим из административных правоотношений, является уполномоченным лицом, и наличие доверенности на участие в конкретном административном деле не требовалось.

Относительно выявленных в ходе проверки нарушений суд считает необходимым пояснить следующее.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (статья 2 Закона № 116-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся Законе № 116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 Закона № 116-ФЗ).

В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в статье 9 Закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

20.02.1985 Госгортехнадзором СССР была утверждена Типовая инструкция по организации безопасного проведения газоопасных работ (далее – Типовая инструкция), которая содержит требования по организации и документальному оформлению газоопасных работ; определяет обязанности и ответственность руководителей и исполнителей этих работ; устанавливает порядок подготовки и непосредственного их проведения; определяет основные меры по обеспечению безопасности при ведении газоопасных работ, в том числе работ, связанных с пребыванием людей внутри аппаратов, емкостей, колодцев, тоннелей и другого аналогичного оборудования и сооружений.

Пунктом 1.17 Типовой инструкции определено, что каждая газоопасная работа, выполняемая с оформлением наряда - допуска по форме Приложения № 2 или регистрируемая в журнале учета по форме Приложения № 3, состоит из двух этапов:

- подготовка объекта к проведению газоопасной работы;

- непосредственное проведение газоопасной работы.

Ответственным за подготовку объекта к проведению газоопасной работы назначается в порядке, определенном пунктом 2.4 настоящей Инструкции, инженерно - технический работник цеха, в ведении которого находится эксплуатационной персонал данного объекта.

Ответственным за проведение газоопасной работы назначается в порядке, так же определенном п. 2.4, инженерно - технический работник, не занятый на период проведения такой работы ведением технологического процесса и знающий способы безопасного проведения газоопасных работ. В случае выполнения работы газоспасателями или работниками сторонних организаций ответственным за их проведение назначается инженерно - технический работник, допущенный к руководству газоопасными работами и в ведении которого находятся исполнители газоопасных работ.

В силу пункта 2.8 Типовой инструкции ответственный за проведение подготовительных работ обязан:

- начинать работу только по согласованию с начальником смены;

- обеспечить последовательность и полноту выполнения мероприятий, предусмотренных в наряде - допуске или в журнале учета газоопасных работ, выполняемых без наряда - допуска;

- обеспечить проведение анализа воздушной среды на месте работы после выполнения подготовительных мероприятий;

- после окончания подготовительной работы проверить ее полноту и качество и сдать объект ответственному за проведение газоопасной работы;

- довести до сведения ответственного за проведение газоопасной работы и исполнителей о специфических особенностях производства, объекта и характерных опасностях, которые могут возникнуть при проведении работы.

Кроме того, ответственный за проведение газоопасной работы обязан:

- совместно с ответственным за подготовку объекта проверить полноту выполнения подготовительных мероприятий, готовность объекта к проведению работ;

- проверить у исполнителей наличие и исправность средств индивидуальной защиты, инструмента и приспособлений, их соответствие характеру выполняемых работ;

- провести инструктаж исполнителей о правилах безопасного ведения работ и порядке эвакуации пострадавшего из опасной зоны (примерный перечень вопросов, освещаемых при инструктаже, приведен в Прил. 4);

- сообщить газоспасательной службе (службе техники безопасности) о готовности объекта и исполнителей к производству работ;

- по согласованию с начальником смены и при получении подтверждения о возможности выполнения газоопасной работы от представителя ГСС (службы техники безопасности), удостоверенного их подписями в п. 14 наряда - допуска, а при необходимости в журнале учета газоопасных работ, выполняемых без оформления наряда - допуска, давать указание исполнителям приступить к работе, предварительно проверив место работы, состояние средств защиты, готовность исполнителей к проведению работы;

- контролировать выполнение исполнителями мероприятий, предусмотренных в наряде - допуске или в инструкциях по рабочим местам;

- обеспечить последовательность и режим выполнения газоопасной работы;

- обеспечить контроль за состоянием воздушной среды;

- принять меры, исключающие допуск на место проведения газоопасной работы лиц, не занятых ее выполнением;

- в случае возникновения опасности или ухудшения самочувствия исполнителей немедленно прекратить ведение работ, поставить об этом в известность начальника цеха и принять необходимые меры по обеспечению безопасности работ;

- по окончании регламентированных перерывов убедиться, что условия безопасного проведения работ не изменились, не допускать возобновления работы при выявлении изменения условий ее безопасного проведения;

- по окончании работы совместно с начальником смены проверить полноту и качество выполнения работы и закрыть наряд – допуск (Пункт 2.10 Типовой инструкции).

Ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, а равно пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями предусмотрена статьей 11.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки филиала ЛПДС «Татарская» ОАО «Сибтранснефтепродукт» было выявлено, что при перекачке (эксплуатации оборудования и сооружений ЛПДС «Татарская») нефтепродуктов по МНПП «Омск-Сокур» на ЛПДС «Татарская» в период с 06.02.2011 по 10.02.2011, согласно журнала газоопасных работ, проводимых без наряда-допуска, осуществлялся отбор проб нефтепродуктов с нарушением установленных требований, а именно: газоопасные работы по отбору проб нефтепродукта в период с 06.02.2011 по 10.02.2011 с 17-00 час. по 08-00 час. выполнены без присутствия ответственного за подготовку и проведение работ, что является нарушением пунктов 1.17, 2.8 и 2.10 Типовой инструкции.

Ссылаясь на то, что место отбора проб является частью линейно-производственной части, а не магистральным трубопроводом, общества указало на отсутствие состава вменяемого ему административного правонарушения.

Вместе с тем, общество не опровергло доводов административного органа о том, что отбор проб нефтепродуктов проводится не на резервуаре, а в специально предназначенной для этих целей камере отбора проб, которая представляет собой небольшое помещение (2м х 3м х 3м). Как указал административный орган, в этом помещении имеется патрубок, соединенный с нефтепродуктопроводом. Нефтепродукт отбирается посредством открытия вентиля на патрубке, что является уже разгерметизацией, в ёмкость, которая в дальнейшем используется для проведения анализа качества.

Доводы заявителя о том, что работы по отбору проб нефтепродукта не являются газоопасными опровергаются журналом регистрации газоопасных работ по отбору проб нефтепродуктов в камере отбора проб (Приложение 7), в котором зафиксированы результаты анализа газовоздушной среды, в количестве превышающих предельно допустимую концентрацию (более 100 мг/м?) по бензину и (более 300 мг/ м?) по дизтопливу (приложение 8 ГН 2.2.5.1313-03 Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей среды). К копии приказа от 02.02.2011 № 56/1п «О выполнении газоопасных работ по отбору проб нефтепродуктов» приложен график лиц, задействованных в выполнении газоопасных (Приложение 8) и объяснительные ответственных лиц (Приложение 9, 10,11). Изложенное объективно свидетельствует о признании юридическим лицом факта существования газоопасных работ.

В соответствии пунктом 1.12 Типовой инструкции, периодически повторяющиеся газоопасные работы, являющиеся неотъемлемой частью технологического процесса, характеризующиеся аналогичными условиями их проведения, постоянством места и характера работ, определенным составом исполнителей, могут проводиться без оформления наряда - допуска.

Меры безопасности при проведении таких работ должны быть изложены в технологических регламентах, инструкциях по рабочим местам или в специальной инструкции, разрабатываемой с учетом требований настоящей Инструкции. Такие работы регистрируются в цехе в журнале учета газоопасных работ (Прил. 3), проводимых без оформления нарядов - допусков.

Изложенное подтверждает, что работы по отбору проб нефтепродуктов являются газоопасными и к ним применимы требования по организации безопасного проведения газоопасных работ.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, вина заключается в том, что у общества имелась возможность для соблюдения соответствующих требований, однако им не были предприняты все зависящие меры по соблюдению таких требований.

Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, суд полагает, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры по проведению соответствующей экспертизы.

При таких обстоятельствах, наличие в действиях ОАО «Сибтранснефтепродукт» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 11.20 КоАП РФ, равно как и вина заявителя в его совершении, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что устранение данного нарушения предписывалось обществу и ранее. Так, Постановлением Тарского районного суда Новосибирской области от 15.12.2010 ОАО «Сибтранснефтепродукт» было назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности запорной арматуры на технологических трубопроводах ЛПДС «Татарская» сроком на 30 суток. Изложенные обстоятельства послужили основанием для применения административным органом статьи 4.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В части 1 пункта 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается продолжение противоправного поведения, несмотря на требование административного органа прекратить его.

Определив наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб., административный орган в качестве обстоятельств, отягчающих ответственность ОАО «Сибтранснефтепродукт», в оспариваемом постановлении указал на факт продолжения противоправного поведения, зафиксированного в пункте 33 акта проверки № 27-10/08-МТ от 01.12.2010.

При таких обстоятельствах, постановление Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 07-205/юл от 05.03.20011 о привлечении ОАО «Сибтранснефтепродукт» к административной ответственности, предусмотренной статьей 11.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд находит обоснованным и вынесенным с соблюдением норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных Сибирским открытым акционерным обществом трубопроводного транспорта нефтепродуктов требований о признании незаконным и отмене постановления № 07-205/юл от 05.03.20011 Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В других случаях решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.

Судья О.Ю. Суставова