АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск № дела 25 мая 2011 года А46-3676/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 мая 2011 года,
полный текст решения изготовлен 25 мая 2011 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Погосткиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шамгоновой Ж.К.
рассмотрел в открытом судебном заседании суда дело по иску муниципального предприятия города Омска «Муниципальная недвижимость», г.Омск 4 246 руб. 67 коп. (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к муниципальному учреждению «Детский оздоровительный лагерь «Дружные ребята» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 5 038 руб. 53 коп.
В заседании приняли участие:
от истца – ФИО1, по доверенности от 14.03.11, на 6 мес., ФИО2 по доверенности от 17.01.2011, на 1 год, после перерыва – ФИО2 по доверенности от 17.01.2011, на 1 год
от ответчика – ФИО3, по доверенности от 10.05.2011 до 09.05.2012, после перерыва – ФИО3, по доверенности от 10.05.2011
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие города Омска «Муниципальная недвижимость» обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к муниципальному учреждению «Детский оздоровительный лагерь «Дружные ребята» о взыскании 5 038 руб. 53 коп. задолженности по оплате за капитальный ремонт кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
До принятия судебного акта по существу истец в порядке ст.49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 4 246 руб. 67 коп.
Ответчик в отзыве на исковое заявление просит отказать в удовлетворении иска в связи со следующим.
На основании Распоряжения № 7784-р от 07.07.2009 Департамента имущественных отношений Администрации города Омска «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления» недвижимое имущество- нежилое помещение, литера А, номер на поэтажном плане 3 этажа: № 53, общей площадью 14,5 кв.м., расположенное по адресу: проспект К.Маркса, д.34 А., закреплено за МОУ ДОД «ДООЦ «Дружные ребята» на праве оперативного управления.
На основании приказа Департамента образования Администрации города Омска № 44 от 19 апреля 2010 года «Об изменении статуса и переименовании муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр «Дружные ребята» МОУ ДОД ДООЦ «Дружные ребята» переименован в муниципальное учреждение «Детский оздоровительный лагерь «Дружные ребята».
Письмом № 06-54 от 04 февраля 2011 г. МП города Омска «Муниципальная недвижимость» ответчику был направлен счет № 248 от 3 февраля 2011 г на оплату долевого участия в ремонте общего имущества на сумму 5038,53 руб. и предложено подписать акт выполненных работ.
Письмом без номера от 28.02.2011 года ответчик разъяснил МП города Омска «Муниципальная недвижимость», что решение общего собрания собственников помещений о возмещении суммы 5 038,53 за ремонт кровли МУ ДОЛ «Дружные ребята» неправомерно, так как МУ ДОЛ «Дружные ребята» не является собственником помещения. В связи с чем договор на оплату работ по ремонту крыши, акт выполненных работ МУ ДОЛ «Дружные ребята» подписан не был, счет не оплачен.
Статьей 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязанность по содержанию имущества возложена на собственника, если иное не предусмотрено законом или договором. В связи с чем МУ ДОЛ «Дружные ребята» считает себя ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании представитель истца уточненное требование поддержал по мотивам, изложенным в исковом заявлении и в возражениях на отзыв ответчика.
Представитель ответчика высказался согласно отзыву на исковое заявление.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
По утверждению истца, с 15 по 27 сентября 2010 года по инициативе муниципального предприятия г. Омска «Муниципальная недвижимость» проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, в форме заочного голосования. По вопросам, предложенным для рассмотрения общим собранием, приняло участие 24 собственника. Большинством голосов (88 %) было принято решение о проведении капитального ремонта кровли с заменой шиферного покрытия на профнастил.
Согласно п. 5.1 протокола собрания сбор средств на капитальный ремонт кровли решено осуществлять в размерах, прямо пропорционально доле каждого собственника помещения в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу.
Во исполнение решения общего собрания собственников МП г. Омска «Муниципальная недвижимость» заключило договоры на капитальный ремонт кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, на общую сумму 883 952 руб. 53 коп.
Письмом от 04 февраля 2011 г. (исх. № 06-54) истец предложил ответчику оплатить затраты на ремонт кровли, рассчитанную пропорционально его доле в общем имуществе, в сумме 5 038 руб. 53 коп.
Ответчик письмом от 28 февраля 2011 года отказался от возмещения вышеуказанной суммы, ссылаясь на то, что решение собрания неправомерно, так как за МУ «ДОЛ «Дружные ребята» недвижимое имущество закреплено на праве оперативного управления, и оно не имело право голоса.
Таким образом, ответчик от оплаты выполненного истцом капитального ремонта кровли уклоняется, в связи с чем за ним образовалась задолженность в сумме 4 246 руб. 67 коп. (с учётом уточнения), которую истец просит взыскать в судебном порядке.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в исковом заявлении, в отзыве на исковое заявление, а также объяснениях представителей сторон, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее по тексту - общее имущество в многоквартирном доме).
Положениями статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, включающий текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств. При этом участвовать в указанных расходах собственники помещений обязаны соразмерно своей доле в праве общей собственности путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 1 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Исходя из положений указанных норм у собственника помещения в многоквартирном доме, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет. Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом. При этом не имеет значения, собственником какого помещения (жилого или нежилого) является лицо, которое должно производить расходы на содержание имущества. Ограничение обязанностей собственников нежилых помещений по содержанию общего имущества противоречило бы общему смыслу гражданского законодательства о равенстве участников регулируемых отношений (статья 1 ГК РФ).
Далее, согласно пунктам 1, 2 статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Исходя из буквального толкования данной нормы, имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и остальное имущество, составляющее муниципальную казну.
По смыслу раздела II ГК РФ и вышеперечисленных норм права, бремя содержания имущества (в том числе общего имущества здания) должен нести не только собственник, но и юридические лица, которым помещение в жилом многоквартирном доме принадлежит на ином вещном праве (хозяйственное ведение или оперативное управление).
Но, в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К вещным правам лиц, не являющихся собственниками, статья 216 ГК РФ относит право оперативного управления имуществом.
В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит в том числе как право хозяйственного ведения, так и право оперативного управления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации..
Основанием возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество у муниципального предприятия законодатель называет акт собственника о закреплении имущества, но момент возникновения этого права определяет моментом государственной регистрации вещного права в установленном порядке.
Возможность признания за лицом титула обладателя вещного права на имущество (в том числе, права оперативного управления) законодатель связывает с фактическим владением указанным лицом имуществом, а также возможностью свободной реализации иных правомочий (владения, пользования и распоряжения в установленном порядке) в отношении такого имущества.
Как разъяснили Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 5 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками; в этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Таким образом, право оперативного управления возникает у учреждения на движимое имущество с момента передачи вещи, а на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации этого права.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Основания регистрации права - распоряжение собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства государственной регистрации права оперативного управления, закрепленного за ответчиком недвижимого имущества.
В заседании суда представитель ответчика пояснил, что право оперативного управления им не зарегистрировано.
Кроме того, согласно представленному в материалы дела по запросу суда уведомлению от 05.05.2011 № 01/121/2011-0461, сведения об объекте недвижимого имущества: нежилое помещение, Литера А, номер на поэтажном плане 3 этажа: № 53, общей площадью 14,5 кв.м., расположенного по адресу: <...> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Таким образом, возложение истцом правовых обязанностей по оплате услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома на лицо, фактически владеющего указанным помещением, а также доводы о корреспондирующих обязанностях означенного лица, не обоснованны.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Расходы по оплате государственной пошлины в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца, излишне оплаченная госпошлина в размере 314 руб. 32 коп. в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований муниципальному предприятию города Омска «Муниципальная недвижимость», г.Омск отказать.
Возвратить муниципальному предприятию города Омска «Муниципальная недвижимость», г.Омск (ИНН <***>, ОГРН <***>) 314 руб. 32 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 53 от 27.01.2011.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Судья Е.А.Погосткина