ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-4740/10 от 17.05.2010 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024, г. Омск, ул. Учебная, д. 51, информатор: (3812) 31-56-51, сайт: www.omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск дело № А46-4740/2010

24 мая 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2010 года.

Решение изготовлено в полном объёме 24 мая 2010 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Солодкевича И.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Амельченко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, состоявшемся 17 мая 2010 года, дело № А46 - 4740/2010, возбужденное по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лого» к Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска о признании решения от 15.01.2010 № 10-18/000479 ДСП недействительным,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Лого» – Зенцовой Ольги Анатольевны (доверенность от 05.04.2010 без номера, сроком действия 3 года, паспорт), Белоусова Алексея Александровича (доверенность от 05.04.2010 без номера, сроком действия 3 года, паспорт);

представительницы заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска – главного государственного налогового инспектора юридического отдела Котиковой Олеси Александровны (доверенность от 17.11.2009 за № 03/21173, сроком действия 1 год, удостоверение серии УР № 640674, сроком действия до 31.12.2014);

при отсутствии в судебном заседании:

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица, - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, извещённого о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Лого» (далее по тексту – ООО «Лого», заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска (ниже по тексту – ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска, заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании решения от 15.01.2010 № 10-18/000479 ДСП недействительным.

В судебном заседании представители ООО «Лого» требование доверителя поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, представительница ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска его не признала по мотивам, приведённым в отзыве.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, привлечённое к участию в деле определением от 26.04.2010 (л.д. 137-139) по инициативе заявителя в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица, извещённое в силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (л.д. 141), явку своего представителя и представление в материалы дела письменного отзыва не обеспечило, вследствие чего спор согласно части 5 статьи 156 АПК РФ разрешён в отсутствие данного участника процесса по имеющимся доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд установил, что 28.01.2009 обществом, являющимся как следует из кадастровых выписок от 27.06.2008 за № 39/08-6202 (л.д. 38), от 13.01.2010 за № 5536/201/10-56 (л.д. 37) и кадастрового паспорта от 12.11.2009 за № 5536/232/09-1110 (л.д. 39) собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:635, площадью 7862м2, представлена в инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год с отражением суммы данного налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации за указанный налоговый период, равной 544952руб., исчисленной исходя из налогооблагаемой базы в 36330145руб. (л.д. 100-106).

28.07.2009 налогоплательщик подал в налоговый орган уточнённую налоговую декларацию по земельному налогу за 2008 год, в соответствии с которой уменьшил сумму налоговых обязательств по нему за этот налоговый период до 209740руб., рассчитав их из налогооблагаемой базы в 13982646руб. (л.д. 107-110), имевшейся в виде кадастровой стоимости в государственном земельном кадастре на 27.12.2007.

12.11.2009 заинтересованным лицом составлен по результатам камеральной налоговой проверки последней из названных налоговых деклараций акт за № 10-18/20895 ДСП (л.д. 12-15), а 15.01.2010 с участием заявителя по отклонению поданных им возражений (л.д. 16) вынесено решение за № 10-18/000479 ДСП, которым ООО «Лого» за неполную уплату земельного налога за 2008 год было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в виде штрафа в размере 42635руб., ему дополнительно начислен земельный налог за 2008 год в сумме 412151руб., предложено уплатить последний и 13989руб. 73коп. пени, начисленных на сумму дополнительно начисленного земельного налога (л.д. 17-22).

03.02.2010 общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области с апелляционной жалобой на этот ненормативный правовой акт инспекции (л.д. 23-24), однако, решением от 01.03.2010 за № 16-17/02619 она была оставлена им без удовлетворения (л.д. 25-30), что обусловило подачу налогоплательщиком настоящего заявления о признании решения от 15.01.2010 № 10-18/000479 недействительным в Арбитражный суд Омской области.

В обоснование предъявленного требования ООО «Лого» указало на отсутствие в период с 27.12.2007 по 01.01.2009 в государственном земельном кадастре (государственном кадастре недвижимости) кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, составляющей исходя из сведений, внесённых в него, 36330144руб. 76коп., поскольку действия Управления Роснедвижимости по Омской области, связанные с включением этих сведений в названный кадастр решением Арбитражного суда Омской области от 14.05.2009 по делу № А46-7549/2009 признаны незаконными (л.д. 55-60), вследствие чего привлечение к налоговой ответственности, дополнительное исчисление земельного налога за 2008 год, пени и предложение их уплатить, основанные на использовании кадастровой стоимости, находящейся в государственной кадастре недвижимости неправомерно, противоречит статьям 17, 390, 391 НК РФ.

Кроме этого, при исчислении налоговых обязательств общества заинтересованным лицом была принята во внимание кадастровая стоимость земельного участка, равная 41459432руб. 56коп., содержавшаяся в государственном земельном кадастре с 27.12.2007 по 28.07.2008, которая была изменена Управлением Роснедвижимости по Омской области 29.07.2008 с безосновательной ссылкой на Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённые приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 (далее - Методические указания по определению кадастровой стоимости) на кадастровую стоимость, составляющую 36330144руб. 76коп. (л.д. 4-5).

В возражениях на отзыв инспекции налогоплательщик дополнил приведённые выше доводы утверждением о том, что кадастровая стоимость, установленная постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п и использованная налоговым органом при расчёте земельного налога, подлежащего уплате ООО «Лого» за 2008 год, в силу статьи 5 НК РФ может быть применена к налоговым правоотношениям, возникшим с 01.01.2009, то есть к другому налоговому периоду, в подтверждение чего сослался на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О и определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2009 № ВАС-8551/09 (л.д. 128-129).

ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска в письменном отзыве отметила, что оспоренное обществом решение вынесено в соответствии с требованиями статей 387, 390 и 391 НК РФ, принимая во внимание то, что на начало налогового периода (01.01.2008) по сведениям, полученным от Управления Роснедвижимости по Омской области, кадастровая стоимость земельного участка, правообладателем которого является заявитель, составляла 41459432руб. 56коп. и уменьшение таковой третьим лицом до 36330144руб. 76коп. лишь 29.07.2009 препятствует исходя из приведённых норм законодательства о налогах и сборах её применению при исчислении налоговых обязательств заявителя за 2008 год. Законность действий Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр использованной налоговым органом кадастровой стоимости не была (в отличие от действий по включению в него кадастровой стоимости в 36330144руб. 76коп.) предметом судебного разбирательства по делу № А46-7549/2009 (л.д. 96-98).

Проанализировав в совокупности и взаимной связи доказательства, представленные участниками процесса, доводы, предложенные ими, суд удовлетворяет требование ООО «Лого» полностью, основываясь на следующем.

Пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

Статьями 390, 391 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу есть кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, определяемая в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно пунктам 11, 12 и 14 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ, а органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункты 11, 12). По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п).

Из приведённых законоположений следует, что ООО «Лого» как собственник земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:635 в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ являлось в 2008 году плательщиком земельного налога, следовательно, было обременено обязанностью по исчислению и уплате его в местный бюджет исходя из его (земельного участка) кадастровой стоимости, но определённой, утверждённой и внесённой в государственный земельный кадастр органами, осуществляющим эти полномочия, в установленном на то законодательством порядке. Только при этом имеются основания для обращения к положениям статьи 396 НК РФ и считать достаточным их соблюдение налоговым органом для констатации соответствия принятого им ненормативного правового акта по вопросам исчисления земельного налога обоснованным и законным.

Эти же обстоятельства должны приниматься во внимание и налоговым органом при выводах о надлежащем или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своих обязательств по земельному налогу, однако, в настоящем случае ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска ошибочно не было придано значение этому.

Решением Арбитражного суда Омской области, состоявшимся 14.05.2009 по делу № А46-7549/2009, признаны незаконными действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершённые 27.12.2007, выразившиеся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:635, составляющей 36330144руб. 76коп., следовательно, эти сведения в государственному земельном кадастре содержались в нём неправомерно и не могли быть использованы и заявителем, и заинтересованным лицом при исчислении земельного налога за 2008 год.

Данный судебный акт вступил в законную силу, вследствие чего является согласно статье 16 АПК РФ обязательным, в том числе и для налогового органа, вне зависимости от привлечения его к участию в нём, и касается, вопреки мнению инспекции, той же кадастровой стоимости, что и взята ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска при расчёте налоговых обязательств общества (41459432руб. 56коп.), несмотря на то, что кадастровая стоимость, указанная в решении Арбитражного суда Омской области от 14.05.2009 по делу № А46-7549/2009, отлична от неё в суммовом выражении и составляет 36330144руб. 76коп., поскольку судебный акт касается не действий Управления Роснедвижимости по Омской области, имевших место 29.07.2008 (т.е. тогда, когда она была подвергнута безосновательному изменению этим лицом, учитывая отсутствие условий, необходимых для этого, установленных Методическим указаниями по определению кадастровой стоимости, наличие которых не подтверждено материалами настоящего дела), а 27.12.2007. Из текста названного судебного акта также следует, что им разрешен вопрос о законности действий Управления Роснедвижимости, основанных не на Методических указаниях по определению кадастровой стоимости, но на постановлении Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п.

Кроме того, ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска при вынесении оспоренного решения не было учтено и следующее.

Статьёй 57 Конституции Российской Федерации установлен конституционно-значимый принцип - каждый обязан платить законно установленные налоги. Этот принцип воспроизведён в статье 23 НК РФ и составляет основное начало налогового законодательства, которому оно должно быть подчинено и при регулировании отдельных видов обязательных платежей в части второй НК РФ.

Любой налог согласно статье 17 НК РФ может считаться установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект, налоговая база, период, ставка, порядок и сроки его исчисления и уплаты.

Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).

Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Её порядок устанавливается Правительством Российской Федерации и таковой утверждён, в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316.

Данными нормами органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации вменено в обязанность утверждение среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), что позволяет прийти к выводу о том, что необходимым условием для исчисления налоговой базы по земельному налогу является утверждение в установленном порядке результатов кадастровой оценки земельных участков.

Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п на момент проведения кадастровой оценки не было утверждено, поскольку 26.11.2008 в него были внесены изменения и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 дополнены таблицей «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году» согласно приложению.

Вместе с этим статьей 5 НК РФ определено, что акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Аналогичный порядок вступления в силу распространяется также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В силу статьи 56 Устава Омской области, статьи 17 Закона Омской области от 05 декабря 2003 года № 483-0З «О правительстве Омской области» правительство Омской области издает постановления и распоряжения; нормативные правовые акты правительства Омской области издаются в форме постановлений; индивидуальные правовые акты в форме распоряжений.

Из статьи 3 Закона Омской области от 21 ноября 2002 года № 409-ОЗ «О нормативно-правовых актах Омской области» нормативными правовыми актами Омской области являются принятые (изданные) в определенных Уставом (Основным Законом) Омской области, федеральным законом и настоящим Законом форме и порядке акты уполномоченных на то органов государственной власти Омской области, устанавливающие правовые нормы (общие правила поведения), обязательные для персонально неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актами.

Пунктом 3 статьи 4, пунктом 1 статьи 9 указанного Закона установлено, что Правительство Омской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.

Из содержания Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п следует, что содержащиеся в нем результаты кадастровой оценки земель рассчитаны на неоднократное применение и распространяются в отношении персонально неопределенного круга лиц.

Кроме того, и в соответствии с позицией Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ, изложенной в письме от 29.01.2009 года № 03-05-06-02/05, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости) определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т. п.

Таким образом, постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п есть нормативный правовой акт, регулирующий отношения, возникающие в связи с исчислением и уплатой земельного налога на территории Омской области.

Поскольку налоговым периодом по земельному налогу статьёй 393 НК РФ признается календарный год, это в силу изложенного выше означает, что применение при определении налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п, опубликованного 25.12.2007 в ежедневнике «Омский вестник» № 127, законно лишь по истечении вышеуказанных сроков вступления в силу данного нормативного правового акта органа исполнительной власти Омской области, то есть не ранее чем 25 января 2008 года и не ранее 1 числа очередного налогового периода по земельному налогу, то есть, начиная с 1 января 2009 года.

Учитывая вышеприведенные нормы, не подлежат применению при исчислении налоговой базы (кадастровой стоимости земельных участков) по земельному налогу за 2008 год результаты кадастровой оценки земельного участка, являющегося объектом налогообложения по земельному налогу для ООО «Лого», установленные постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п. Иной вывод, по убеждению суда, противоречит статье 5 НК РФ, статье 57 Конституции Российской Федерации.

Данная позиция в части порядке вступления в действие норм, определяющих кадастровую стоимость земельных участков, занятая судом первой инстанции, нашла также свое отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 165-О-О, являющегося в силу статей 6, 71 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» обязательным к применению для судов всех инстанций, а также в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2009 № ВАС-8551/09.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению в правомерности требования, заявленного ООО «Лого», что влечёт его удовлетворение и отнесение по правилам статьи 110 АПК РФ на ИФНС России № 1 по Центральному административному округу г. Омска судебных расходов, понесённые налогоплательщиком в связи с рассмотрением настоящего дела, в виде государственной пошлины в сумме 4000руб., уплаченной им при подаче заявления согласно подпунктам 3, 9 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ платёжными поручениями от 05.04.2010 №№ 1, 2.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем Российской Федерации,

р е ш и л :

требование общества с ограниченной ответственностью «Лого» к Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска о признании решения от 15.01.2010 № 10-18/000479 ДСП недействительным удовлетворить полностью.

Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска от 15.01.2010 № 10-18/000479 ДСП недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска, зарегистрированной юридическим лицом 21.12.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Центральному административному округу г. Омска за основным государственным регистрационным номером 1045504039184, имеющей местонахождение: 644052, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 171а, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Лого», зарегистрированного 27.07.1999 Городской регистрационной палатой департамента недвижимости администрации г. Омска юридическим лицом за основным государственным регистрационным номером 1025501250026, имеющего местонахождение: 644042, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 267/1, 4000руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления и ходатайства о принятии обеспечительных мер по платёжным поручениям от 05.04.2010 № 1, № 2.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.

Судья И.М. Солодкевич